?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я вчера сетовала по поводу нашего нового учебника по литературному чтению. Вообще каждый раз, с каждым учебником я думаю, что уж я бы наполнила его совсем другими произведениями. При этом я понимаю, что здесь могут быть разные подходы:
- вообще отказаться от идеи вот такой хрестоматии-учебника, а просто в течение года прочитать и подробно обсудить несколько книжек, начиная от просто чтения текста и заканчивая спектаклями и фанфиками на тему прочитанного, как это делается, например, в американских школах и, насколько я знаю, в некоторых европейских.
- наполнить привычный нам хрестоматийный учебник совсем другими текстами и заданиями.

И во втором случае мы конечно встаем перед почти неразрешимой задачей, потому что у каждого из нас своё представление об НЗ, каком-то непременном корпусе текстов, которые "должно знать каждому русскому школьнику". Я тут правда не столь категорична: я считаю, что можно выбрать просто какие-то хорошие интересные тексты, любые, просто устанавливая в качестве главного критерия художественность, а ещё смотреть, чтобы это были произведения на разные темы, разных жанров, разных времен и чтобы это было интересно нынешним школьникам. И там уже не так принципиально, будет это Голявкин или, например, Вольф.

В учебник по литературному чтению для третьего класса я бы непременно включила таких советских писателей, как Юрий Коваль (что-нибудь из "Полынных сказок" или совсем короткие его тексты, которые с Мавриной были), Аркадий Гайдар, Андрей Платонов, Константин Паустовский. Из поэтов - непременно В. Берестова. Ещё бы вставила несколько разворотов о лучших советских детских журналах - тексты и рисунки из "Мурзилок" разных, Каминский там и Семёнов :)
А из современных писателей (и в моём учебнике это был бы большой полноценный раздел, ежегодно обновляемый) - короткие пьесы А. Гиваргизова (из тех, что публиковались в сборнике "Контрольный диктант и древнегреческая трагедия"), потому что без чувства юмора сегодня никуда, рассказы Ксении Драгунской и Сергея Георгиева (те, что были в сборнике "Собаки не ошибаются"), сказки С. Седова и стихи М. Яснова.
Из произведений XIX в. мне трудно выбирать, я там очень мало что люблю из того, что обычно рекомендуется для детей этого возраста, а до какого-нибудь Чехова им ещё расти и расти. Ну вот "Слон" А. Куприна наверное! И "Дед Музей и зайцы" Некрасова еще.
Впрочем, если ещё тщательно подумать, мне конечно вспомнятся какие-то другие фамилии и тексты, это я так, с ходу тут написала, первое, что пришло в голову и показалось важным и подходящим.

И чтобы все это было с иллюстрациями лучших наших современных художников, в лёгком интегральном переплёте.

А вы бы какими произведениями наполнили учебники по литературному чтению для начальной школы?

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
kvinta_kvanta
Apr. 23rd, 2015 06:23 am (UTC)
Что первым пришло в голову:

Олег Григорьев
сказки Пушкина
и стихи тоже
Аркадий Гайдар (Чук и Гек, Голубая чашка) - да, люблю
Саша Черный
Зощенко
Пантелеев
Остер
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 07:31 am (UTC)
Вот это все было в учебниках Бунеева, от которых сейчас мы отказываемся :(
kvinta_kvanta
Apr. 23rd, 2015 07:42 am (UTC)
Эх :(.
kotik_vorkotik
Apr. 24th, 2015 12:57 am (UTC)
сказки Пушкина до школы, мне кажется, каждый ребенок уже знает. Причем в нашей хрестоматии 2 класса почему то именно сказка о мертвой царевне.
magnolia1985
Apr. 23rd, 2015 06:44 am (UTC)
Имхо, какой бы золотой ни была программа и хрестоматия, неинтересный учитель может все испортить. Равно как наоборот: с увлекающим учителем и Апулей будет интересен :)

Вообще отказаться от общего списка мне бы не хотелось, т.к. с ним есть общие "зацепки" у людей в обществе, коих не будет, если каждый будет читать свое.
kvinta_kvanta
Apr. 23rd, 2015 07:26 am (UTC)
Апулей?? Это который "Золотой осел"?
Помнится, зачитывалась им (книжка-то "типа" 16+ была...), но не в началке, а лет в 11-12 (?).
magnolia1985
Apr. 23rd, 2015 07:36 am (UTC)
Да, да, конечно, не в началке! :) чего-то он мне к слову пришелся :)
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 07:31 am (UTC)
Ну вот да, то, что надо работать не столько над содержанием учебников, сколько над методикой работы с детскими книгами и детским чтением, тут я очень согласна!
eryzhenkova
Apr. 23rd, 2015 07:06 am (UTC)
А мне более-менее нравится наш учебник лит.чтения - у нас Ефросинина, 1 класс (программа "школа XXI век"). Много рассказов Осеевой, Пермяка, Пришвина, Чарушина, Соколова-Микитова, Толстого. Есть Берестов, Усачев, Прокофьева, Биссет, Пляцковский, Коваль, Заходер. Сутеев ("Цыпленок и Утенок") и Бианки ("Лис и Мышонок") простоваты малость, а остальное вполне по возрасту.
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 07:30 am (UTC)
Надо полистать ваш учебник.
eryzhenkova
Apr. 23rd, 2015 09:09 am (UTC)
Иллюстрации там, правда, никакие.
papa_fittich
Apr. 23rd, 2015 07:24 am (UTC)
Вадим и Левин и Рената Муха. Владимир Орлов (в последние годы "Октопус" переиздавал его стихи).
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 07:30 am (UTC)
Да, точно, Рената Муха.
kalamutka
Apr. 23rd, 2015 09:03 am (UTC)
Кхм, например это?
На вершине два Орла
Пили "пепси" из горла
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 09:16 am (UTC)
Re: Кхм, например это?
Нет, не это, а, например, "Стояла плохая погода..." и другие ее хорошие стихи.
uksare
Apr. 23rd, 2015 07:28 am (UTC)
я бы не стала ничего менять. Гиваргизова и Драгунскую желающие и так прочитают, а в школе все-таки надо изучать общекультурные ценности.
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 07:30 am (UTC)
А почему Осеева - это "общекультурная ценность", а Драгунская, например, нет? Вот какой-нибудь рассказ "До первого дождя", что в нём такого важного и общекультурного, что непременно всем нужно изучать в школе? А этот и другие подобные рассказы регулярно помещают в школьные учебники. Пусть и их желающие сами читают, в конце концов.

Edited at 2015-04-23 07:34 am (UTC)
uksare
Apr. 23rd, 2015 07:59 am (UTC)
не, за Осееву я не подписывалась :)

я за поэтов 19 века в основном.
ну и за баланс - всего понемножку, и классики, и юмора, и мурзилки. но классики - больше.
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 08:42 am (UTC)
Тогда большинство современных учебников по лит.чтению прям будто специально для Вас составлены.
uksare
Apr. 23rd, 2015 12:53 pm (UTC)
ну да :)
все же главное - учитель.
kalamutka
Apr. 23rd, 2015 08:33 am (UTC)
Современные иллюстраторы, современные художники и современные детские художники-иллюстраторы меня зачастую заставляют раздраженно захлопнуть книгу. Это либо несоблюдение пропорций, либо компьютерная графика с завышенной яркостью, либо отсутствие фона с деталями. Я не знаю ни одного современного русско-украинского художника-иллюстратора, которого можно было бы пригласить для оформления хрестоматии на гос. уровне.
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 08:40 am (UTC)
Мне проще жить -
Мне проще жить - я люблю многих современных иллюстраторов. Я была бы счастлива читать учебник, оформленный, например, Диодоровым или Бычковым.
kalamutka
Apr. 23rd, 2015 09:00 am (UTC)
Re: Мне проще жить -
Для хрестоматии детской мне был бы приятнее ... Ломаев Антон, к примеру.
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 05:29 pm (UTC)
Re: Мне проще жить -
Я очень плохо представляю себе иллюстрации Ломаева к, допустим, "Деду Мазаю и зайцам", все же он больше сказочник.
uksare
Apr. 23rd, 2015 12:55 pm (UTC)
Re: Мне проще жить -
или Ерко, или Спирин. но это уж чересчур будет, наверное :)
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 05:30 pm (UTC)
Re: Мне проще жить -
А Спирин кстати хороший вариант, мне кажется.
tatka_sn
Apr. 23rd, 2015 05:51 pm (UTC)
Re: Мне проще жить -
Моей девочке не нравились ни Диодоров, ни Спирин, ни еще пара таких же деталировщиков, не помню фамилий - кажется, Ерко был... или Челушкин... Еще ей не нравилось, что рисунки очень темные.
Вспоминая себя - терпеть не могла иллюстрации, уходящие от реализма, типа Митурича. Калаушин раздражал неимоверно, мне жалко было, что художник испортил книгу)
marina_fr
Apr. 23rd, 2015 09:10 am (UTC)
Мне Шергина немного не хватает. Для совсем мелких - Бородицкой.
malenkaya_yaga
Apr. 23rd, 2015 11:49 am (UTC)
Благодаря вашему посту я решила поинтересоваться, какой учебник по литературному чтению будет у моего ребенка в следующем учебном году (это будет второй класс, программа "Перспективная начальная школа"). Нашла в Лабиринте, посмотрела содержание на выложенных в отзывах фото - многие из упомянутых вами авторов в этих учебниках встречаются :) часть 1: http://www.labirint.ru/books/201616/ и часть 2: http://www.labirint.ru/books/201615/ и хрестоматия: http://www.labirint.ru/books/278353/
tatka_sn
Apr. 23rd, 2015 01:51 pm (UTC)
Да, в Перспективной начальной содержание - не сплошная классика. Например, Машу Вайсман я вообще не знала)))
Вполне себе подходящее для чтения.
Иллюстрации только отвратительные, во всей серии учебников.
malenkaya_yaga
Apr. 23rd, 2015 02:26 pm (UTC)
Вот да, неплохая подборка в этих учебниках оказалась (я боялась худшего, когда ребенка в школу отдавала ))))
А иллюстрации ужасные, это правда. Вот где только берут таких художников?
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 05:27 pm (UTC)
В школе 2100 тоже редкостно-гладкие иллюстрации.
kotik_vorkotik
Apr. 24th, 2015 12:53 am (UTC)
у нас такая. Отвратные картинки.
el_shrew
Apr. 23rd, 2015 01:10 pm (UTC)

Я бы добавила мифы (не только Древней Греции), зарубежных детских классиков со всего мира,  газетные статьи, журнальные с инфографикой, рекламные и  вообще самых разных текстов по форме и содержанию.
Не так давно видела латвийский учебник для русских школ - построен по принципу истории развития литературы

ext_820481
Apr. 23rd, 2015 04:15 pm (UTC)
Знаете, на мой взгляд, Осеева в большинстве своем все-таки для дошкольников больше. Вот со своей пятилеткой читаем, обсуждаем. Сейчас веду уроки чтения во 2 классе для мальчика с ДЦП (домашняя форма обучения" по программе "Школа России". Далеко не со всеми произведениями согласна, например, "На горке" Носова поздновато, по-моему. Иллюстрации вообще ужасные, приношу книги из дома с нужными текстами. Вообще произведения с явной моралью - для деток помладше, школьникам уже нужно учиться делать свои выводы, высказывать мнение (порой и неожиданное!). "Что такое хорошо..." Маяковского - наверное, тоже лет в пять. А позже - только для обсуждения ранее распространенной модели воспитания.
eugeniashaffert
Apr. 23rd, 2015 05:26 pm (UTC)
Мне кажется, что вы чересчур утилитарно смотрите на литературные произведения, там ведь помимо морали есть еще и художественная форма, особый авторский язык и стиль, у каждого свой особый. У Маяковского, например, мне сам его стихотворный размер, равная строфа, необычный ритм в сто раз интереснее содержания. Я так думаю, что имеет смысл и этот момент обсудить, и он точно не для дошкольников. (Хотя я бы конечно с большим удовольствием обсуждала "в сто сорок солнц закат сиял..."). А то если только с точки зрения морали подходить, школьник так и останется в рамках примитивной модели "чему учит эта книга?"
Что до Осеевой, мне у нее нравится только "Динка", все остальное я бы ни с дошкольником, ни с школьником не читала.

Edited at 2015-04-23 05:34 pm (UTC)
kotik_vorkotik
Apr. 24th, 2015 12:52 am (UTC)
Только не русские народные сказки и не Пушкина А.С.!!! Под Мертвую царевну с ужасными иллюстрациями чуть ли не пол хрестоматии ушло во 2 классе. А все остальное мне нравится. Козлов, Драгунский, стихи. Но я склоняюсь к первому варианту - подробному чтению хороших современных книжек.
green_bear_den
Apr. 24th, 2015 03:28 pm (UTC)
Мне трудно советовать что-либо, поскольку сам я в детстве читал с огромным опережением, а до своих детей еще не дорос:)

Но. Кое-что попробую предложить.
Такую классику сказок, как "Черная курица", "Городок в табакерке". Можно и малую форму у Астрид Линдгрен взять.
Пушкин - "Руслан и Людмила", как минимум.
Чуковский.
К третьему-четвертому классу - Булычевский цикл про Алису Селезневу, самые простые вещи - точно пойдут.
azure_iris
Apr. 24th, 2015 08:15 pm (UTC)
Для 1-2 класса что-то типа журнала Трамвай, думаю, было бы очень здорово. Ну и добавить немного базовой (совсем базовой) классики все-таки, типа Филиппок, Каштанка и немного стихов.
( 39 comments — Leave a comment )