?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С одной стороны, жалко тратить дефицитное лето на подготовку обзоров новых книг. С другой, оказалось, что чтение чужих обзоров меня ничуть не удовлетворяет. Мне всё кажется, что все неправильно молятся моему богу очень по-разному расставляют акценты, а именно в них вся суть. Почему-то книги, появление которых кажется мне важным событием, другими блогерами и профессиональными критиками отмечаются лишь вскользь, а какая-нибудь очередная переизданная ерунда (ну, мне она кажется таковой, на самом-то деле может шедевр, мало ли) удостаивается кучи постов и потока дифирамбов.

Собственно поэтому вплоть до конца лета буду практиковать такие вот light-обзоры: выделять 10 книг, появившихся на предыдущей неделе, которые кажутся лично мне (и ни в коем случае не всему человечеству) самыми примечательными. А там, осенью, вернусь к привычным "хорошим новостям о детских книгах".

Мой топ-10 детских книг 25-й недели 2015 г. (15-21 июня 2015 г.)

В первую очередь хочу выделить две книги новой серии "Средняя школа №" - книги для современных подростков про них самих. Серия открывается книгами, вошедшими в короткий список премии "Рукопись года" издательства "Астрель".

1.

Светлана Волкова Подсказок больше нет
издательство: Спб.: Астрель, 2015, кол-во страниц: 318
серия: Средняя школа №
комментарий: Отрывок из романа можно почитать по ссылке: http://samlib.ru/w/wolkowa_s_w/1_podskazok_bolshe_net.shtml

книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/488627/ и http://read.ru/id/4129229/

2.

Алиса Рекунова Жизнь среди людей
издательство: СПб.: Астрель, 2015, кол-во страниц: 443
серия: Средняя школа №
комментарий: Незнакомый для меня автор, вот что она пишет о себе: "Родилась в Новосибирске. После школы переехала в Москву, а после университета в Таллинн. Сначала писала стихи, издавалась в нескольких журналах. Проза моя началась с модного ныне фанфикшена, а продолжилась тем, чем продолжилась. Однажды я случайно написала роман и с тех пор продолжаю писать."

книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/488626/ и http://read.ru/id/4129228/

В серии будут и другие новые книги современных авторов.

3.

Артур Гиваргизов Морж, учитель и поэт
издательство: М.: Розовый жираф, 2015, кол-во страниц: 96
иллюстрации: Сергей Калинин
комментарий: Порция абсурда для младших школьников. Чаще мы видим Гиваргизова-поэта, а тут он прозаик, продолжает традиции Хармса и прочих наших талантов.

книга в магазине: http://read.ru/id/4139358/

4.

Линор Горлик Мартин не плачет
издательство: М.: Гаятри, 2015, кол-во страниц: 176
иллюстрации: Линор Горалик
комментарий: Сказка издаётся уже во второй раз, хотя по её поводу много спорили ещё в первый, когда в 2007 г. она вышла в издательстве НЛО в своей давно уже почившей детской серии "Сказки НЛО".

Сказку можно почитать он-лайн: http://lib.ru/PROZA/GORALIK_L/goralik.txt, а ещё есть куча отзывов и цитат на livelib: http://www.livelib.ru/book/1000285125
В новом издании есть иллюстрации автора и всякие авторские интересные дополнения и примечания.

книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/488982/ и http://read.ru/id/4129755/

5.

Ирина Зартайская Слон в музее
издательство: СПб.: Поляндрия, 2015, кол-во страниц: 36
иллюстрации: Катя Бауман
комментарий: Книжка-картинка российских авторов, которая несколько лет искала издателя. Слон устраивается работать в музей.

книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/489312/

6.

Иэн Грехэм Рискни подняться на Эверест
издательство: М.: Paulsen, 2015
иллюстрации: Дэвид Энтрам
серия: Опасные приключения
комментарий: Ещё одна переводная лицензионная серия (в продолжение "Великих экспедиций") от издательства, которое рассказывает лишь о путешествиях и приключениях, преимущественно на Севере.
Здесь в форме комикса или своего рода энциклопедии с картинками будет рассказано о разного рода экстремальных профессиях и хобби.

книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/489820/

7.

Анджела Нанетти Мой дедушка был вишней
издательство: М.: Самокат, 2015, кол-во страниц: 128
иллюстрации: С. Минкова, перевод: Анна Красильщик
комментарий: Переиздание в новой обложке книги, которая уже выходила в 2010 г., очень ограниченным тиражом - всего 300 экземпляров. У меня конечно есть первое издание и это одна из самых моих любимых книг издательства "Самокат" (наряду с "Пип" ван Леунен и ещё несколькими текстами). Сейчас вроде бы много таких книг - где чрезмерно откровенно и как-то неуместно много, с точки зрения некоторых родителей, говорится про разводы, чью-то смерть и связанные с этим переживания, но вот эта - одна из самых удачных таких книг, мне кажется.

книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/489225/

8.

Уильям МакКлири История про волка
издательство: М.: Карьера-Пресс, кол-во страниц: 80
иллюстрации: Анастасия Ладатко, перевод: Дмитрий Орлов
комментарий: С первого взгляда это старые сказки на новый лад, которых сейчас полно, а со второго - это своего рода диалог между папой и сыном, который автор сочинил для собственного сына. Впервые книга вышла в 1947 г., потом ещё сколько-то раз переиздавалась, а в России появится впервые, при этом у нас "История про волка" выходит не с оригинальными иллюстрациями, а с новыми, нарисованными специально для нашей книги.
Можно полистать фрагмент: http://careerpress.ru/book/istoriya-pro-volka/
книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/480309/

Что до переизданий, то хочется отметить вот эти:
9.

Екатерина Серова Наши цветы
издательство: СПб.: Детгиз, 2015, кол-во страниц: 24 (?)
иллюстрации: Н. Басмановой
комментарий: Если верить всем, то речь идёт о переиздании сборника стихотворений о луговых цветах, который выходил в 1961 г. В 1955 г. он тоже кстати выходил, правда там было меньше стихотворений.
Тема эта конечно - про зелень и природу- нынче вовсе не самая популярная у детей, но меня удивляет, как современные младшешкольники не могут отличить липу от берёзы и я по мере сил стараюсь с этим бороться.

книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/489604/

10.

Сергей Баруздин Про Светлану
издательство: М.: Мелик-Пашаев, 2015
иллюстрации: Г. Фитингоф
комментарий: Ещё одна книга о мире, которого больше нет: 14 коротких рассказов о маленькой девочке-москвичке дошкольного возраста. Она ходит в детский сад, гуляет по городу, в общем, знакомится с миром. А по иллюстрациям можно изучать мир вещей ребёнка и взрослого того времени.
Прочитать текст: http://www.lib.ru/TALES/BARUZDIN/sveta1.txt

книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/489566/
Моё очень субъективное видение нынешней ситуации среди детских наших книжек примерно такое. Когда мы начали вползать в кризис, и я пыталась со своей маленькой колоколенки понять, чем это для нас, причастных к книжкам (даже просто как читатели причастных) обернётся, то подумала, что может быть новых бумажных книг станет меньше, а электронных больше. И вообще, всего станет меньше, а книги станут дороже. Но я ошибалась. Такое впечатление, что каких-то примечательных новых книжек меньше не стало, зато: 1) они стали не просто дороже, а гораздо дороже, 2) все те тенденции, которые должны бы развиваться, от которых зависит живой настоящий литературный процесс, стали ещё менее заметными. Меньше выходит современных книжек. Меньше выходит значимых переводных книжек. А того, что востребовано публикой, - больше. Смешно даже говорить о том, что какие-нибудь стихи социалистического поэта Прокофьева условно востребованы у современных родителей больше, чем, любая очередная книга "Поэтической серии" Самоката, но, видимо, так оно сегодня и есть (хотя это лишь мои предположения, основанные на прочитанных отзывах в Интернете, данных о продажах у меня конечно же нет). И поскольку кризис - он совсем уже кризис, пока так и будет. Хорошо, что "Росмэн" со своей "Новой детской книгой" не опускает руки и выдаёт одну за другой книжки серии "Настоящее время", "Октопус" худо-бедно выпускает по две-три книжки в год серии "Радуга-дуга" и прочие другие стараются.

Posts from This Journal by “детские книги” Tag

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
trukhina
Jun. 22nd, 2015 02:29 am (UTC)
Ну наверное не просто так выходит сейчас столько переизданий - что-то в книжках этих "цепляет" современных читателей:)
А вот данные о продажах, Женя, ты можешь хотя бы частично отследить в своей Партнёрской программе Лабиринта - во всяком случае сколько и каких именно книг заказывается через твои партнёрские ссылки, непосредственно.
eugeniashaffert
Jun. 22nd, 2015 05:00 am (UTC)
Ну да, цепляет, но я не понимаю, что в данном случае слово "цепляет" может подтвердить или опровергнуть. Это примерно, как: "наверное, людей что-то зацепило в Гарри Поттере, поэтому и такие тиражи были", "наверное, русских что-то цепляет в китайской еде, поэтому так много кафе с суши", "наверное, мужчин что-то цепляет в пиве, поэтому так много толстяков" - ну и этот ряд можно бесконечно продолжить. Что-то цепляет, я примерно понимаю, что, издатели тоже понимают, вот и зарабатывают деньги.
Отслеживать по партнёрской программе я конечно могу (хотя не буду, у меня нет на это времени), но это в данном случае никакого смысла не имеет - аудитория моего блога крайне невелика, я уж не говорю, что вокруг каждого блогера собирается специфическая аудитория, которая отчасти разделяет его взгляды и мнения, так что делать выводы по поводу продаж всей читающей России на основе блога одной провинциальной барышни либерально-демократических взглядов было бы в высшей степени наивно.
trukhina
Jun. 22nd, 2015 05:04 am (UTC)
ну да, наверное, всё так и есть... остаётся только ратовать, чтобы во всём был баланс!
в том числе и в издаваемых книгах:)
всё время за это голосую - нужно много разных книг: и переиздания, и классика, и современные наши авторы, и современные переводные... и, желательно, все они в равных долях:)
eugeniashaffert
Jun. 22nd, 2015 09:24 am (UTC)
Ой, суши-то кажется вовсе не китайская, а японская еда :)
trukhina
Jun. 22nd, 2015 12:02 pm (UTC)
японскее не бывает:)
donna_benta
Jun. 22nd, 2015 02:38 am (UTC)
"Наши цветы" для меня тоже в числе самых желанных книг. Но в блоге Детгиза написали, что это компиляция иллюстраций из разных изданий, а не переиздание конкретной книги. Будет очень интересно посмотреть на результат. Издание подготовлено в сотрудничестве с дочерью художницы, и печать большей частью с оригиналов. Иллюстрациям Басмановой прежде не везло с качеством воспроизведения, надеюсь, будет лучше.
И спасибо за информацию о новой подростковой серии. Могла пропустить.
eugeniashaffert
Jun. 22nd, 2015 05:01 am (UTC)
Вот и я чуть не пропустила. Спасибо, коллеги подсказали. Стоит на неделю расслабиться и перестать мониторить информацию о новых книжках по всему Интернету, как начинаю пропускать самое для себя интересное.
yuliaam
Jun. 22nd, 2015 03:14 am (UTC)
Вторая тенденция не просто заметна, а очень заметна. Меньше стало выходить книг Самоката, РЖ, а переизданий столько, что уже начинает раздражать. Отклик у читателей-мам они, может, и находят, а вот у детей? Т.е. пусть они будут конечно, раз это так всем нужно, но очень не хочется, чтобы были только они.
eugeniashaffert
Jun. 22nd, 2015 05:29 am (UTC)
Да, "Самокат", "РЖ", "КомпасГид" меньше новых книг стали выпускать. Меня это огорчает. Но я с надеждой смотрю на "Росмэн", они как-то всерьёз взялись за новую детскую литературу и у них, что в нашем случае важнее всего, есть на это силы и другие ресурсы. И редакторы мне их нравятся, так что можно хотя бы отчасти надеяться на соблюдение некоторого баланса между "коммерческим" и "качественным".

Отклик у детей переиздания безусловно найдут, особенно если ребёнку ничего другого не читается. Ребёнку в принципе в радость, когда мама ему читает или как-то ещё внимание уделяет. Ну и разные все дети, зачастую даже для своего ребёнка не угадаешь, что ему понравится, самая современная и авангардная книжка-картинка или залежавшийся "Мурзилка" (правда конечно мало кто из родителей вообще альтернативу предлагает). У моего вот, если смотреть какие-то ключевые для его личности тексты, отклик находили как старые, так и новые книжки. "Витю Малеева в школе и дома" он слушал очень внимательно,а сейчас читаем вместе про Цацики и мамашу, - и он опять в полном восторге. А между этими книгами была куча "проходных", не зацепивших его особенно.
Для меня даже не в этом вопрос, а в том, что книжки середины прошлого века, даже самые прекрасные, - это не материал для продолжения литературного процесса, он же очень преемственный, сильно зависит от того языка, на котором здесь и сейчас разговаривают люди, и далеко не самый удобный и подходящий материал для осмысления действительности. Можно сколько угодно говорить, что вот при Пушкине был правильный литературный язык, а сейчас его "портят", но это не так на самом деле. Он существует и развивается по своим законам, вне зависимости от нашего желания.

Edited at 2015-06-22 09:52 am (UTC)
yuliaam
Jun. 26th, 2015 06:07 pm (UTC)
Да, Росмэн радует, но они за переводные пока не взялись. Уж очень хорошо это получалось у Самоката! Лучше и не придумаешь.
Вообще ты права про отклик. Мой сын ведь тоже и старые книги любит, и новые. Конечно я буду подсовывать хорошие переиздания. Просто перекос в отношении многих читающих мам-блогеров к современной литературе так меня удивляет... При этом как правило всё на уровне "не читал, но осуждаю".
shurra
Jun. 22nd, 2015 03:26 am (UTC)
Как всегда, спасибо за обзоры!
Баруздина вот совсем недавно вспоминала - и вдруг его переиздают.
Простите, а вы не поделитесь ссылками на людей, чьи обзоры вы читаете? (Можно в личку :)
eugeniashaffert
Jun. 22nd, 2015 05:33 am (UTC)
В ЖЖ более-менее регулярно о новых книжках пишут юзеры milakamilla, fancot, rbckjnf, сейчас ещё ленту буду читать, может ещё кого-то вспомню.
Ещё есть куча групп вконтакте, вот самая массовая: https://vk.com/novieknigi
А обозревателей вы и без меня наверняка знаете: Дарья Варденбург, Лиза Биргер, есть сайт kidsbookia, kidreader, вот ещё новый ресурс, но он не столько о литературе, сколько о чтении: http://pumbr.ru/category/reading/
shurra
Jun. 22nd, 2015 10:06 am (UTC)
Спасибо!
Нет, я никого из них не знала. Несколько лет не интересовалась новинками, потому что накопила довольно большие запасы книг для младших школьников раньше, а сейчас дочь подросла и оказалось, что книг для подростков у меня не так уж и много.
utunuuu
Jun. 22nd, 2015 06:10 am (UTC)
Мои знакомые (реальные) берут переиздания старых книг, т.к. это вроде как проверенные книги, плохому не научат. А к современной литературе относятся настороженно, чему она там еще научит. И берут в итоге из современного только то, что им рекомендуют или подарят :)

eugeniashaffert
Jun. 22nd, 2015 06:39 am (UTC)
Кем проверенные, интересно, и чего такого плохого боятся читатели?
utunuuu
Jun. 22nd, 2015 07:03 am (UTC)
Проверенные людьми, чьему мнению доверяют :) Педагог в школе искусств, учитель в школе, кто-то из друзей\знакомых, кто в теме, так сказать. Например, у меня знакомая для малыша купила книги про Элмера и книги Эрика Карла после того, как им порекомендовала эти книги педагог по изо. И с книгами для более старших детей аналогично.

Опасаются? Формирования не того мировоззрения. Некачественности текста (примитивность подачи материала, сомнительная лексика и т.п.). Рассказов не на ту тему. И т.п.

У меня муж достаточно консервативен :) поэтому он детям читает то, что нравится и детям, и ему. А уж со мной все остальное. Вот его как раз волнуют мировоззренческие аспекты, по этому поводу мы часто не сходимся во взглядах. Но он при этом допускает наличие дома книг, которые ему лично могут не нравиться ) а есть ведь семьи, где родители категоричны и "всякую ерунду" читать не дадут.




twin_readers
Jun. 22nd, 2015 06:35 am (UTC)
Тенденция раскрасив ария черно-белых иллюстраций совсем грустная.
puhloha
Jun. 22nd, 2015 12:15 pm (UTC)
В "Наших цветах" страниц чуть больше 40. В выходных данных - 48, но содержание заканчивается на 41, дальше - форзац.
enka
Jun. 22nd, 2015 05:07 pm (UTC)
Как я рада, что обзорам хоть в таком укороченном виде, но быть :)
Никогда не обращала внимания, что у книги про дедушку такой маленький тираж (у меня как раз одна из тех трехсот)
Из всех этих очень рада книге про Эверест. Спасибо!
eugeniashaffert
Jun. 22nd, 2015 09:21 pm (UTC)
Я так написало коряво, на самом деле тогда был нормальным тираж - 3 тыс. экземпляров, а сейчас вот как раз 300.
oli_zab
Jun. 22nd, 2015 09:10 pm (UTC)
Прокофьев был секретарем Ленинградского отделения Союза Писателей после войны до 1965 года. Поэт никакой,функционером был за это и премии получал) Как сказала моя знакомая из Питера про книги с его стихами - макулатура.
eugeniashaffert
Jun. 22nd, 2015 09:20 pm (UTC)
Там и без знакомой из Питера все ясно. Стоит пару его книжек прочитать. Рядовые такие рифмованные строчки. Среди современных текстов тоже много рядовых и ничем не примечательных.
Я же не считаю, что тексты становятся хуже или лучше со временем, я только за внимательное чтение и внимательный выбор, а не так, чтобы какие-то группы текстов вдруг считать априори хорошими лишь за то, что их когда-то там давным-давно один-два раз издали и они лежали себе, вылеживались. Я и у современного какого-нибудь Усачева кучу текстов не люблю (хотя многие и люблю), ту же Дедморозовку вообще не понимаю, за что любят и хвалят. Ну средняя очень сказка, как по мне.
oli_zab
Jun. 22nd, 2015 09:24 pm (UTC)
А я Усачева мало что могу читать, только вот Дедморозовка по душе)
И спасибо за наводку "Мой дедушка был вишней" Какие книги из этой серии Самоката ты особенно рекомендуешь? У меня есть только Мария Парр и Питцорно (кроме Полисены).
eugeniashaffert
Jun. 22nd, 2015 09:28 pm (UTC)
Из этой серии безоговорочно только Пеннака и Уве Тимма про Руди-пятачка. У меня самой собрана вся эта серия и большинство книжек из неё мне нравится, но тут многое завязано на личных предпочтениях. То есть многие книжки, я уверена, объективно хорошие (автор честный, тему раскрыл, язык хороший, переводчик не схалтурил и так далее), но субъективно многие их не примут, просто мировоззренчески не совпадут. Так что я и не рекомендую.
oli_zab
Jun. 22nd, 2015 09:26 pm (UTC)
"Априори хорошими лишь за то, что их когда-то там давным-давно один-два раз издали и они лежали себе" - я ж когда-то попала на эту удочку. Купила "Шел кот-скороход", а как стала читать стихи, быстренько эту книгу из дома убрала, даже ради прекрасного Васнецова не оставила.
arheopterix1
Jun. 23rd, 2015 12:27 pm (UTC)
В издательстве "Аквилегия-М" вроде издают новых авторов и новые книги.
( 26 comments — Leave a comment )