?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совместное с мамой и самостоятельное чтение 9-летнего мальчика


"Небольшая книга о совах"


Кирилл как-то иначе стал воспринимать книжки. Вдруг оказалось, что ему нравится гораздо меньше текстов, чем раньше. Начинаем читать книгу, и тут он вдруг заявляет, что она скучная или же непонятная. И такими оказываются почти все! Неожиданно стал задавать кучу вопросов (всегда конечно задавал, но меньше): уточняет значения каких-то слов и фразеологизмов, про которые я была совершенно уверена, что он их знает, просит повторить фразу, мол, не понял. Например, когда читали про Цацики, выяснилось, что он не знал, что такое отчим. Потом выспросил всё про этих отчимов: куда девается папа, можно ли ребенку общаться с папой, если у него отчим, как его называть и прочее. Мне так кажется, что пошёл очередной этап читательского развития, который большинство детей проходит уже в тот период, когда читает самостоятельное, и родителям трудно его отследить, а мой ребёнок, который поздно зачитал и до сих пор много слушает моего чтения, оказался вот так, на глазах.

Я нигде не видела статей и исследований по поводу этапов развития понимания литературного произведения и появления собственных вкусов. Скорее всего, их и нет, таких этапов, у каждого читателя они индивидуальны. Но когда-то все же формируется вот это личное убеждение: "Это я читать люблю и хочу, а это не люблю и не буду" (тут может быть также "вообще читать не люблю и не буду") и наверняка у него есть какие-то стадии, то есть это не результат, а процесс, протяженный во времени. Интересно наблюдать за этим процессом на примере конкретного ребенка, но у меня он только один и не самый читающий, так что далеко идущих выводов не сделаешь :)

Читала мама, мальчик слушал:

Майя Ганина Тяпкин и Лёша. - М.-СПб.: Речь, 2015. Полусказочная история о том, как летом на даче у девочки Любы появляется новый друг - маленький Лёша, леший из леса. В книжку я влюбилась за то, как она написана. Интонация, авторский стиль, полное отсутствие сюсюканий и умилений, какие встречаются в подобных книжках, совершенно живая речь героев, честность автора - это всё конечно подкупает. То есть книга мне понравилась именно как литературное произведение. Что до психологического комфорта читателя, то о нём автор не то чтобы заботится, - она правдиво расскажет о том, как мама говорит трёхлетней девочке, что та на чучело похожа, не покупает ей платьев и вообще хотела мальчика. Это мне, пожалуй, тоже нравится - не то, что мальчика хотела, а то, что книжка написана по зову сердца, а не сконструирована в соответствии с представлениями о том, как быть хорошим.
Это книжка о повседневности, там нет никакой войны, смерти или другой трагедии. И в то же время она не о том, что детство - самая счастливая и невероятно прекрасная пора. Она о другом - о трудностях взаимоотношений, о маме и дочке, о том, как дочка пытается дружить, об эгоизме детей и взрослых, и о том, как его преодолевать и делать добрые дела.
Другое дело - детское восприятие. Потому что пока я получала колоссальное удовольствие от чтения, Кирилл скучал. Мне так кажется, что он вынес из книжки только сакраментальную фразу: "Давайте, ешьте скорее, а то вон уже ёжики прутся". Увы и ах! Экшн он любит больше, чем рассуждения о правильном и неправильном, и проблемы маленькой Любы и ещё меньшего Лёши не подвели его к рефлексии.
Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/472109/

Мэри Нортон Метла и металлический шарик. - М.: Лабиринт, 2014. Короткая сказка, первая часть дилогии, в которой дети обнаруживают, что их соседка - ведьма, просят её что-нибудь для них наколдовать, и она заколдовывает шарик от кровати: повернешь его - и можно лететь, куда захочешь. Один раз они улетели в Лондон, в другой раз - на остров, который считали необитаемым.
Сказка эта поживее, чем "Добывайки" того же автора, читать не скучно (просто не успеваешь заскучать), тем не менее, когда закончилась первая часть, и мы начали читать вторую, Кирилл попросил "какую-нибудь другую книжку". Сказал, что эта вроде неплохая, но ему немножко скучно, так что он бы хотел что-то ещё. Выше я уже писала: причина, видимо, не в книжке, а в самом Кирилле.
Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/454636/

Льюис Кэрролл Алиса в Зазеркалье. - М.: Студия 4+4, 2011. В Москве мы посмотрели пьесу "Алиса в Зазеркалье", и она так понравилась Кириллу, что он попросил читать эту книгу. В тот же день мы и приступили к чтению (а закончили уже дома). Кажется, пьеса всё-таки оказалась сильнее - он продолжает петь песенку: "О, храброславный мальчик мой, ты победил в бою..." как раз с мотивом, который предложил театр П. Фоменко, но и от книжки есть толк, теперь в нашем общем лексиконе куча фраз оттуда.

Анна Ремез Волны ходят по четыре. - СПб.: Поляндрия, 2015. Книга о летнем отдыхе в Крыму семьи, состоящей из мамы, папы и девочки. Книга довольно личная: у автора и впрямь там родители, они и в самом деле каждый год ездят именно в это место.  С другой стороны, примерно такой же отдых на любом участке черноморского побережья, пусть даже Анна Ремез пишет и об Азовском море. То есть те, кто ездит в Сочи и Анапу, тоже узнают свой отпуск и свои от него ощущения, как-то так автор рассказал о любимых летних радостях всех тех, кто выбирает такой отдых.
Книга в коротких зарисовках, маленькая, читается за полчаса.
В магазине: http://www.labirint.ru/books/486404/

Мони Нильсон Цацики идёт в школу. - М.: Самокат, 2011. У Кирилла бывают периоды, когда ему не нужны вообще никакие сказки и он выбирает исключительно чтение про ровесников. Например, мы можем весь месяц подряд читать рассказы про Николя или перечитывать истории советских и современных писателей о школьниках. Именно поэтому я была уверена, что эта книжка ему не просто понравится, а очень понравится. Между тем, он отнёсся к ней тоже более сдержанно, чем я ожидала. Во-первых, там неожиданно оказалось много новой для него информации: про отчимов, про детей, которые живут только с мамой, про то, как мальчику его возраста может быть трудно жить без папы. Как-то так получилось, что Кирилл до сих пор не имел дела с неполными семьями - у всех его друзей мама и папа, а то, что наша бабушка живет одна, как-то его не удивляет - вторая бабушка, папина мама, тоже живёт одна, мой дед - его прадед тоже живёт один, может ему так и кажется, что все бабушки-дедушки по одному, а мамы с папами всегда вместе? В общем, тут было как-то много тем для обсуждения. Во-вторых, он очень переживал в тех местах книги, где описывается ситуация школьного буллинга - говорил, что не может этого слышать, как над другими издеваются. А ведь там ещё очень мягко всё описано, что было бы, если бы я решила читать ему, допустим, "Чучело"? Ближе к концу он как-то расслабился, но всё-таки переживал больше, чем смеялся, хотя в книге много смешных моментов, и продолжение читать не захотел, смотивировал тем, что "эта книжка мне уже немного надоела, она хорошая, но всё равно надоела" (что меня немного расстроило, поскольку я люблю эту книжку и её героев тоже).
Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/252422/

Эдит Несбит Ледяной дракон. - М.-СПб.: Речь, 2015. Пять авторских сказок, в каждой из которых одним из главных героев становится дракон. Сказки небанальные и занимательные, но, пожалуй, не более того, книга красивая и яркая, но опять же - не более того, так что прочитали с удовольствием, перечиывать будем вряд ли, скорее всего, книжку подарим каким-нибудь хорошим людям, чтобы и они тоже получили удовольствие.
Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/476563/

Ксения Драгунская Лекарство от послушности. - М.: Махаон, 2014. В книге три цикла рассказов, прослушав первый, Кирилл предложил дочитать книгу когда-нибудь в другой раз и почитать какую-нибудь другую. Мне же Драгунская очень понравилась, писала об этом отдельный пост: http://eugeniashaffert.livejournal.com/674720.html

Самостоятельное чтение

Рене Госинни Малыш Николя. - М.: Махаон, 2011. Одна из любимейших книжек Кирилла. Когда мы ехали в Москву, он попросил не брать с собой новых книг, а предложил лучше захватить "что-то из классики, например, про малыша Николя". Так мы и сделали. А поскольку часть времени жили не в городе, а в Московской области, и приходилось ездить на электричке, то он перечитал эти рассказы за время наших поездок.
Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/294018/

Эрже Сломанное ухо. - М.: Махаон, 2014. Очередной комикс про Тинтина. Выдаю их Кириллу так, чтобы чередовал с другими книжками. Вообще он согласился бы одного лишь Тинтина читать. В магазине: http://www.labirint.ru/books/467258/

В. Бабенко Небольшая книга о совах. - М.: Редкая птица, 2015. Интересная познавательная книжка о совах вообще и о совах России в частности. http://www.labirint.ru/books/477456/

Пин-код № 5 за 2015 год. Самый любимый познавательный журнал.

К. Паустовский Квакша. - М.: Нигма, 2015. Выбрал книжку из-за красивых картинок, прочитал, сказал, что мало что понял и запутался во множестве героев. Не думала, что текст окажется для него сложным, по-моему, ничего там непонятного нет. Я в его возрасте уже любила читать Паустовского, это до сих пор один из моих любимых писателей.
Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/475260/

Posts from This Journal by “читали с сыном” Tag

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
asakura_sama
Jul. 7th, 2015 07:36 am (UTC)
Ему нравится " про девочек"?
У нас барышня про мальчиков слушает, но не очень включается жмоционально, а вот девочковые переживания ей ближе... Сердится, вскрикивае: какая зараза! Так нечестно!
Очень понравились рассказы Ксении Драгунской, и про Ледяного Дракона те же мысли- книга одноразовая, но дорогая и красивая. Так жаль!
Мы Несбит с удовольствием в машине слушали. Я потеряла один диск- горе, неподдельное! Ну как жить без нее?
В школе " чтение с понианием" ждут примерно с 9 лет, вот как раз понимание слов из контекста, парафраз, поиск объяснений...
Мне кажется избирательность и неторопливое переживание более ценным качеством читателя, чем поглощение книг. Наша барышня тоже мало читает, выборочно очень, и лет с пяти звучит постоянно" закрой и хватит"- это значит книга неудачная попалась. Опять неинтересно. С Паустовским сильно не сложились отношерия, но когда по чтению разбирали " Кот- Ворюга" по косточкам: с пересказом, слайдами, сравниниями, кто что имел в виду и как это изобразил... Хорошо получилось! Она " фильм" увидела)))
Она говорит что иногда видит это " кино" в голове, а иногда- только слова.

Edited at 2015-07-07 07:37 am (UTC)
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 09:00 am (UTC)
Про девочек даже не знаю ,что сказать, потому что Пеппи он слушал с удовольствием, и детей из Бюллербю тоже, но всё-таки наверное предпочитает про мальчиков.
lisush
Jul. 7th, 2015 08:00 am (UTC)
Женя, а как у Кирилла дела обстоят с чтением толстых книг? Он вообще их в руки берет?

У Гордея, похоже, какой-то блок перед увесистыми томами. Скорость чтения позволяет читать быстро, с пониманием тоже вроде проблем нет - да и спросить можно, если что-то не понял, у нас принято отвлекаться от чтения на объяснения различной степени длинноты. Но нет! Толстая книги или даже длинный сплошной текст в тонкой - неееет! Теряюсь в догадках.
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 09:02 am (UTC)
Нет, он не берется за толстые книги. Мне кажется, он на двадцатой странице заскучает.
Та же история: он читает быстро, особенно вслух люблю - так прямо с выражением, все, как надо, после чтения может детально пересказать текст.
sportloto
Jul. 7th, 2015 10:37 am (UTC)
Ещё раз спасибо вам за Пин-Код, мы тоже теперь покупаем.
masha_gritsenko
Jul. 7th, 2015 10:47 am (UTC)

Ой, ну нас прям увидела :-)  книжки мама для себя покупает и наслаждается :-) мы впервые Пеппи прочитали сейчас с удовольствием ( дочери почти 7), читаем 'Ежкин театр' - полностью любимая дочкина, я полюбила только вот сейчас, даже я захотела перечитать первую часть 'Ежка идет в школу', 'Ледяной дракон' очень понравился! А про животных никак! Ни под каким соусом.., (((

eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 11:30 am (UTC)
Я не могу себя заставить эту самую Ёжку дальше читать. Мне вообще кажется, что автору действительно удалась только одна книжка - про лошадку Звёздочку.
Ну да, я для себя покупаю и наслаждаюсь. Более того, это даже моя работа такая - читать эти книжки.
masha_gritsenko
Jul. 7th, 2015 02:23 pm (UTC)

Про Ежку я б не стала тоже читать, но дочь такое любит, это из серии интересов :-)
я иногда приношу ей книгу и говорю 'это тебе понравится точно!' угадываю почти всегда :-)
Лошадку не читали, есть еще про таракана тоже этого же автора

frometta
Jul. 7th, 2015 02:07 pm (UTC)
А вы после Питера читали с Кириллом вот эту книгу http://www.livelib.ru/book/1000500597 ? Мне интересно как она ложится на питерские впечатления иногороднего ребенка))
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 02:08 pm (UTC)
Нет, не читали. Мы когда ездили, ему 8 только-только исполнилось, а про книгу мне говорили, что она на средний школьный возраст.
eugeniarz
Jul. 7th, 2015 03:15 pm (UTC)
Евгения, вы все прочитанные книги храните? Если появляются те, которые вам или ребенку не понравились, что вы с ними делаете? Оставляете до лучших времен или отдаете друзьям, знакомым.
У нас дома большая детская библиотека. Но много книг, которые я знаю они уже трогать не будут, так и стоят на полках. Занимают место для чего то нового. А расставаться мне с ними жалко.
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 06:35 pm (UTC)
Очень много книг отдаю друзьям, часто отношу в школу, иногда на Буккроссинг. Я оставляю дома самые свои любимые книги, вне зависимости от того, будет их ребенок трогать или нет, из каких-то он вырос, но они очень значимы - пусть стоят и ждут внуков. А те, что не значимы, мне не жалко, почитали и отдали.
( 12 comments — Leave a comment )