?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередной вебинар снова принёс мне несколько открытий и тем, которые интересно обсудить с мужем и подругами. Например, то, что сексуальное воспитание - это не столько о том, откуда берутся дети или как пользоваться презервативами, а в первую очередь о самоуважении, любви к своему телу, умении сказать "Нет!" и личной безопасности. Казалось бы, очевидно, но на самом деле мы редко говорим  об этом вслух.

Да чего там, мы вообще не говорим об этом вслух обычно. Ну разве что обсуждаем случай с 17-летней чеченской невесты, которая, по каким-то слухам, стала второй женой довольного возрастного уже полицейского, или столь же темпераментно обсуждаем историю американской учительницы, осуждённую за секс с 17-летними. В общем, в том, что касается секса и связанных с ним отношений, у многих из нас в голове полная каша из самых разных представлений и стереотипов. И наша задача как родителей разобраться в ней и ответить самим себе на вопросы, что для нас приемлемо и почему, ведь в обществе сегодня нет общих, всем понятных и подходящих для всех правил и установок по этому поводу.

Дело не только в мультикультурализме и его кризисе, но и в относительно недавней сексуальной революции. До неё существовала куча табу и запретов, связанных с сексом, которые возникли из-за того, что секс и продолжение рода были неразделимы. А сегодня, когда эти два явления разделились и есть практически стопроцентные контрацептивы, когда генная инженерия идёт вперёд семимильными шагами, людям приходится вновь отвечать себе на вопрос, почему то и это можно или нельзя. (Добавлю от себя, что легче всего тут, наверное, религиозным людям, потому что любая более-менее выстроенная религия даёт по этому поводу однозначные ответы и напрочь исключает какие-либо сомнения. Очень удобная ситуация, в которой тебе вообще всё равно, что там современная наука думает по поводу гомосексуальных отношений и прочего.)

На вебинаре Петрановская рассказала немного о том, как осмыслялась тема сексуальности, в том числе детской сексуальности в культуре и псхиологии. Мы поговорили о стереотипах, заданных средневековьем, о том, как Фрейд перегнул палку и почему он её перегнул, а потом рассказала об этапах развития: когда ребёнок обнаруживает половые органы и прочее, что с ними связано, в какой период что проиходит. Затем предложила нам, слушателям вебинара, обсудить слайд, на котором было описано 8 разных ситуаций, так или иначе связанных с темой детей и секса (тот же самый слайд предлагается для обсуждения в школе приёмных родителей, которую она ведёт). Ситуации самые, разные, ну, например, подростки 15 лет любят друга друга и занимаются сексом, и так далее.

Самое важное, что я вынесла по итогам всех этих обсуждений (хотя я об этом уже сказала немного в самом начале): если мы даем понять ребенку, что он не бог весть какая ценность, можем запросто сделать ему больно, мы не обращаем внимания, когда он говорит "нет", то впоследствии у него не будет повода запретить это кому-то другому, кто хочет с ним секса. Получается, что сексуальное воспитание это в меньше степени разговоры про секс, а в основном - про чувство собственной ценностей, важности, безопасности и собственного достонства. Тогда ребенок будет отличать людей, относящихся к нему с уважением, от людей, которые относятся к нему потребительски. Он должен точно знать, что он не должен уступать только на том основании, что кто-то чего-то от него хочет!

В общем, ребенок должен понимать, что он:
- важный и ценный
- имеет право выбирать и говорить "нет"
- у него доверительные отношения с родителями, и он может задать им любой вопрос.

Также родителям стоит обращать внимание на информационную безопасность, например, блокировать нежелательный контент в Интеренете, поскольку порнография транслирует очень потребительский взгляд на сексуальные отношения, у незрелого сознания может сформироваться ложное представление, что секс - это просто удовлетворение физиологической потребности за счет другого, в то время, как он должен понимать, что это совсем другое, а именно - продолжение близких отношений в максимально возможной степени, основанное на взаимном уважении и обоюдном желании.

Дальше были ответы на вопросы.

Думала, что это последний вебинар, но на прошлой неделе организаторы анонсировали ещё один, посвящённый детским страхам. Я в предыдущих постах никаких ссылок не давала, потому что я ведь не рекламу тут делаю, а просто пишу для себя и для тех, кому ещё вдруг интересно, чтобы обсудить и поговорить, но у меня несколько раз спросили, где записываться на вебинары, так что в качестве исключения размещаю ссылку: https://bmshkola.timepad.ru/events/ (Участие в вебинаре платное. Да, и для меня тоже.)

Posts from This Journal by “образовательное видео” Tag

  • Переполох на ленте Мёбиуса

    Я как-то уже писала, что Кирилл занимается в анимационной студии, где делают мультики. Студия называется "Лаборатория научной анимации" и…

  • Эволюция

    В курсе Coursera по Big History (вот уже две недели моя любимая концепция) добралась до возникновения жизни на Земле и эволюции. Сохраню в этом посте…

  • Картины Дюфи

    Когда мы в субботу с Юлей и Таней были на выставке А. Марке в Пушкинском музее, то обнаружили в экспозиции одну картину Рауля Дюфи. Пожалуй, она…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
banga_73
Jul. 24th, 2015 07:28 am (UTC)
Наверное, самое сложно "ответить самим себе на вопросы, что для нас приемлемо и почему". Надо подумать на досуге, записать свои мысли... А так же по другим "царапающим" вопросам, типа смерти.
yuliaam
Jul. 24th, 2015 08:03 am (UTC)
Хорошо, что ты пишешь про эти вебинары. Тема важная и подход Петрановской мне понравился. Есть повод много думать.
asakura_sama
Jul. 24th, 2015 08:28 am (UTC)
Мы с подругой как раз на днях говорили.. Подрастающие девочки становятся чрезмерно контакными, напрыгивают на взрослых мужчин: знакомых, учителей. Игры со старшеклассниками в " пихалки" на тесном диване в холле.
Оказалось очень трудно определить для себя границы дозволенного и дать девочкам понять что " так нельзя".
Сказать "нельзя- и все" бесполезно. Тут же начинается нытье" апачимууу, а мне нрааа"
Объяснять сто " некрасиво, неудобно"- тоже бесполезно.
Им приятно.
В общем, не получается по- хорошему.
По плохому- это напугать как следует.
Потому что граница приятного инеприятного очень размыта, в момент когда стало неприятно уже есть шанс что не услышат.
Надо как- тотзаранее распознавать потенциально неприятную ситуацию. А это уже бррр.
Оказалось, у нас с подругами у всех была в жизни ситуация, когда знакомый и " друг семьи" приставал, и оказывается- все защищались сами, как могли. И расколько получалось.

eugeniashaffert
Jul. 24th, 2015 09:25 am (UTC)
Петрановская как раз говорила о том, что маньяк в парке - это то, от чего мы все предостерегаем девочек, а на самом деле подавляющее большинство изнасилований как раз происходит со стороны знакомых, друзей и родственников, и именно тут особенно важно умение соблюсти свою безопасность (поскольку это куда более вероятно, чем маньяк в парке).
Оксана Ноговицына
Jul. 24th, 2015 09:19 am (UTC)
У меня два сына - 18 и 5 лет. Сексуальная революция в СССР пришлась как раз на нашу молодость. Потребительское отношение к сексу процветало в нашем сознании. И друзья геи и подружки стриптизёрши у нас были.
Как я сексуально воспитывала старшего сына? Уважение к себе и своему телу, чувство собственного достоинства - это необходимо не только для сексуального воспитания. А вот уважение к нашей с отцом личной жизни, к нашему уединению - это сексуальное воспитание. Думаю, сын довольно рано понял для чего мы уединяемся.
Умение говорить "нет". После 5 лет мальчики отстраняются от мамы и становится совсем не просто обнять и поцеловать, приласкать, своего, еще вчера такого ласкового, сына - вот здесь и рождается умение говорить "нет".
Когда сыну было 14 лет у нас состоялся разговор о личной безопасности и контрацепции. Было очень удивительно, когда он сказал: в пачке с презервативами есть инструкция, но она мне не понадобится сейчас - мне никто не нравится. Вот на этом моменте я поняла, что правильно воспитала сына - он ждет взаимную симпатию и секс в его сознании связан со взаимной симпатией, как минимум.
Я думаю, что такого действия как "сексуальное воспитание" не существует - оно вытекает из всего, из семьи, для мальчиков из отношений с мамой прежде всего.
Когда мой четырехлетний сын после сказки перед сном гладит меня, целует и рассказывает: ты у меня самая красивая мамочка, другой такой нет, у тебя красивые глазки, ручки, ножки щечки, дай поцелую лобик, щечки. и ты такая мягкая моя мамочка - и так до бесконечности, я вижу его эмоциональное возбуждение, я знаю, что то, как я принимаю сейчас его слова любви, это и есть его зарождающаяся сексуальность. Но я же не делаю над собой усилия, говоря ему о своей любви в ответ, только потому, что так "правильно" воспитывать сексуально - я просто люблю его.
eugeniashaffert
Jul. 24th, 2015 09:23 am (UTC)
Да, точно, получается так, что "вытекает из всего".
Про мальчиков я не была бы столько категорична. Далеко не все отстраняются после 5 лет и их не просто обнять. Моему 9, а обниматься он просто обожает, вообще очень тактильный ребёнок. И умение говорить "нет" зарождается далеко не только в тот момент, когда ребёнок отпихивается от маминых "обнимашек", а в куче разных ситуаций.
f_ophelia
Jul. 24th, 2015 10:09 am (UTC)
Женя, спасибо огромное за то, что пишете об этих вебинарах.
dairy_of_daria
Jul. 24th, 2015 03:20 pm (UTC)
Женя, спасибо!
kotik_vorkotik
Jul. 24th, 2015 05:27 pm (UTC)
объяснить про взрослых легко,а что сказать про детей? Что она говорила о сексуальных играх между детьми?
eugeniashaffert
Jul. 25th, 2015 04:39 pm (UTC)
Что это может быть естественным этапом развития по исследованию возможностей собственного тела (в возрасте примерно 4-8 лет) или - если ребёнок, например, приёмный, не знаешь, что там было с ним в детском доме - результатом травмы, в том числе сексуального характера. В любом из этих случаев родителям:
а) имеет смысл разобраться в причине
б) не орать, не психовать, не наказывать ребенка, и не реагировать чрезмерно эмоционально.
А также объяснять что можно делать с собственным телом и чего нельзя, кому и что можно показывать, говорить о безопасности и социальной приемлемости (на людях мастурбировать неприлично и так далее).
kotik_vorkotik
Jul. 25th, 2015 08:05 pm (UTC)
спасибо.
( 11 comments — Leave a comment )