?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За последние дни я написала десять постов "под глаз" о работе. Сначала про свою нагрузку в первом семестре этого года, потом план - что в какой последовательности я буду делать, потом рассуждения о докладе для одной из книговедческих конференций, на которую хочется съездить, а ещё письмо-приглашение на семинар по детской литературе для учителей-словесников, который весь следующий учебный год я планирую вести в одной из новосибирских гимназий, потом... Всё это значит только одно: до начала отпуска остались считанные дни и куча работы, которую как-то нужно распределить между ними.

Но сегодняшний день пал жертвой прокрастинации не поэтому! Всё дело в том, что мне написали из одного неплохого в общем журнала и попросили статью на совершенно кошмарную тему - о том, как помочь ребенку полюбить чтение. Как ему стать увлечённым читателем. Только проверенные рецеты и эксклюзивные секреты успеха. И я вот это всё - все эти разговоры о том, как влюбить ребёнка в книгу окончательно и бесповоротно - не-на-ви-жу.

Знаете, почему?
Потому что все говорят одно и то же. В последнее время не просто говорят одно и то же, мол, читайте вслух своему ребёнку вплоть до свадьбы (и после свадьбы тоже) и предлагайте самые лучшие книжки, а говорят и машут Пеннаком. Утомили уже Пеннаком махать. Он хороший, но - утомили! Я устала повторять и слушать неотъемлемые права читателя. Это как "пейте, дети, молоко, будете здоровы".
Потому что меня воротит от стереотипов "читать ночью с фонариком под одеялом" (видимо, потому что я никогда так не делала, я даже не представляю, как что-то можно долго делать под одеялом - мне это душно) и я не люблю фразу "читать взахлёб", потому что вслед за ней сразу следует упоминание Ж. Верна и А. Дюма и вообще она ужасно избита. Вокруг чтения накрутили много стереотипов и мифов, которые уже не имеют никакого отношения к прагматике или психологии чтения.
Потому что сколько бы мы, "специалисты" и примазавшиеся к ним, не говорили по этому поводу, будут те, кто читает благодаря и будут те, кто читает вопреки всем нашим "методикам", и мы даже толком не знаем, какие из них кто.
Потому что дети, которые любят читать много - это далеко не всегда самые счастливые дети. Я знаю глубоко несчастных детей, которые убегают в чтение от своих проблем, вместо того, чтобы улучшать свою реальную жизнь (да у них и возможности такой нет, вся власть - у взрослых). Я сама была таким ребёнком. Более того, я с завидной регулярностью бываю таким взрослым (ну да, я не оптимистка по своему внутреннему складу).
Потому что я знаю взрослых, которые читают обалденные книги, которые коллекционируют детские книги самой высокой пробы, и это никак не мешает им время от времени проявлять себя как людей не самых выдающихся моральных качеств.

Наверное поэтому в какой-то момент мне стало очень трудно признавать привычку и любовь к чтению чем-то безусловно положительным, тем, что остро необходимо любому человеку и является безусловным маркером более высокой пробы этого человеческого материала, а гораздо интереснее стало рассматривать чтение во всех его аспектах. Например, порассуждать о страхах, связанных с книгами, или о том, почему читать слишком много может быть вовсе не на пользу человеку. Собственно из этого состояния очень нелегко вернуться к безусловному принятию аксиомы "читающий ребёнок - это безусловно очень хорошо и остро необходимо". При том, что я очень люблю читающих детей, просто не могу сказать ничего нового по этому поводу.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
5oceans
Aug. 7th, 2015 05:47 pm (UTC)
Вы просто выразили мои мысли!
kalamutka
Aug. 7th, 2015 05:56 pm (UTC)
Чего же положительного в действительной потребности печатного слова+высокая скорость чтения?:( Каждый день начинается и заканчивается проверкой новинок на флибусте. Единственный плюс вижу в прочтении всех туториалов и манов (особенно когда читать нечего вообще)
ptaha_romaha
Aug. 7th, 2015 06:03 pm (UTC)
наверное, и я была таким, ребенком. Хорошо, что теперь я просто взрослый, который любит читать)))
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 06:10 pm (UTC)
Да уж :) Я про себя все время радуюсь, что нашла подходящую для себя работу, когда можно много читать (при этом постоянно ловить себя на мысли, что читаешь чересчур мало), а ещё за это деньги платят.
ripe_berry
Aug. 7th, 2015 06:20 pm (UTC)
Хорошая заготовка для статьи получилась ))
laghetto
Aug. 7th, 2015 06:41 pm (UTC)
Да, задачка не из легких. Почему люди вообще читают. Почему читаю я, пожалуй, знаю. Но я чтение для себя и интерес к чтению распробовала лет в 11. И как-то чем дальше тем больше рассматривала художественную литературу, как приятный альтернативный что ли мир. Искала ответы на свои вопросы в книгах, но дома у нас было много книг. Книги рядом были всегда и везде, и книжный магазин - это единственное место в мире, где я способна потерять волю. Еще мне посчастливилось в студенческие годы работать в университетской библиотеке нашего ННГУ, попадать в книгохранилище, а это полки с тысячами и тысячами книг.
Сейчас чтение для меня - это возможность подумать, отдохнуть, получить ответы на вопросы из разных областей знаний, научиться новому и много чего еще, но к этому приходишь не сразу. В детстве читаешь просто, потому что нравится читать, нравятся герои книг и нравятся эти миры. Не скрою у большинства моих знакомых дома хорошие библиотеки, но встречаются и дома, где книг нет совсем. Где не читают детям, просто потому, что не понимают зачем это нужно. Не читают сами, просто нет необходимости, времени и желания. И не страдают от этого.
Или один пример. Был у меня одноклассник, который перебивался с двойки на тройку, книг не читал. Но он серьезно увлекался музыкой, играл на нескольких инструментах и кроме музыки вокруг ничего не видел. Через несколько лет я случайно встретила его в автобусе, поездка была долгой, время поговорить было. И я так удивилась, когда он сказал, что начил читать книги и пока ему очень тяжело осилить, например, томик "Анны Карениной", и сколько времени он потерял зря пока не распробовал чтение.
Можно научить читать, можно привить культуру чтения, а вот сделать так чтобы ребенок сам зачитал, пожалуй невозможно, если вокруг нет подходящей среды, нет книг и, если он сам не захочет.
Мне и в магазинах встречались люди, которые спрашивали что бы такое купить, чтобы ребенок начал читать. А на вопрос читаете ли сами, как правило, отвечают, что некогда и т.п.
Бывают и исключения из правил, но это уже другая история.
Извините, Евгения, если не по теме.
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 06:50 pm (UTC)
Но я знаю детей, которые сами зачитали без всякой такой "среды" дома. И знаю таких, у которых этой самой "среды" полным-полно, а они все равно не любят читать. Хотя я конечно согласна с тем, что у читающих родителей с хорошей домашней библиотекой с бОльшей вероятностью вырастет читающий ребенок.
laghetto
Aug. 7th, 2015 06:58 pm (UTC)
Мне тоже такие примеры попадались, поэтому и думается, что однозначно ответить на этот вопрос нельзя, да и рецептов подходящих для всех и каждого найти не получится.
Я одно время рассматривала чтение, как вариант побега из реальности, спрятался с головой в книгу, залез туда с ногами и нет тебя. Тем более, что у меня образное восприятие с полным погружением, я букв не вижу, а вижу картинки и людей.

Edited at 2015-08-07 07:00 pm (UTC)
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 07:03 pm (UTC)
Да, точно. Не обязательно даже побег, порой просто путешествие для того, чтобы рассмотреть новые горизонты.
laghetto
Aug. 7th, 2015 07:26 pm (UTC)
Сейчас уже как путешествие, точная формулировка)) Вот мне и кажется, что чтение - это скорее некая потребность, каторая на определённом жизненном этапе может стать и помощью и побегом. И, пожалуй, что ли определённый склад характера или все-таки некоторые жизненные условия способствуют этой потребности к чтению. Но это, пожалуй, только о удожественной литературе.
maiorova
Aug. 7th, 2015 06:44 pm (UTC)
я знаю взрослых, которые читают обалденные книги, которые коллекционируют детские книги самой высокой пробы, и это никак не мешает им время от времени проявлять себя как людей не самых выдающихся моральных качеств. - это задуматься, каковы бы они были, если бы не читали... А что касается детского чтения: вот вообще не представляю, как бы я, имея то, что я имела, выжила бы без книг.
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 06:48 pm (UTC)
Да, вот это - "вообще не представляю, как бы я, имея то, что я имела, выжила бы без книг" - оно и про меня тоже.
Но это же не из пасторальной картинки ребенка, "читающего взахлеб под одеялом с фонариком", и рецепт типа "влюби своего ребенка в книгу, когда его отец будет лупить в соседней комнате его мать, ему будет, на что отвлечься на следующий день" вряд ли порадует публику глянцевого журнала. Обычно принято думать, что если много читать, то это поможет, допустим, хорошо учиться в школе. Но то, что это в принципе сильно помогает, когда некуда, это безусловно верно, по крайней мере, для меня.
maiorova
Aug. 7th, 2015 10:49 pm (UTC)
Строго говоря, пока в школе такой сильный упор на вербалику в целом и книжное знание в частности, - да, начитанность помогает. С другой стороны,многие из нас помнят в своих школах какого-нибудь спортсмена, которого за его физкультурные успехи тянули за уши из класса в класс.
orange_yozhik
Aug. 7th, 2015 07:24 pm (UTC)
У меня сын читает много с неполных 4 лет, а дочь вообще нет, даже после того, как буквы в слова научилась складывать. Библиотека у них дома одинаковая, родители тоже, жизненные траектории примерно тоже.
Сын полюбил читать книги тогда, когда чувствовал себя одиноким после рождения сестры, а я была настолько уставшая вечно, что засыпала, пока ему читала. Но у него есть эта склонность к знаковым системам, любовь к словам и символам, так что не знаю, может, и без этого бы любил чтение.
С дочкой меня как-то жизнь отрезвила, что и правда есть дети - хорошие, умные, талантливые - но книгами совсем не интересующиеся. И Пеннак тут помогает разве что не привить к чтению отвращение, но никак не сделать нового читателя. Даже слушать наше чтение она начала довольно поздно и не слишком охотно. Сейчас, в принципе, вроде нравится, но никакого бегства в книгу у нее не происходит, и вообще ей рассказы без книжки нравятся больше, по-моему. Зато она может часами разглядывать альбомы по искусству, например, или слушать музыку - что на нас с сыном очень быстро навевает зевоту. И начинает мне грешным делом закрадываться мысль, что она, возможно, не будет прям так уж сильно любить читать, и может быть даже не слишком от этого пострадает...
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 07:30 pm (UTC)
У меня так с сыном. При том, что он может, например, 2-3 часа рисовать без перерыва. И тоже, мне кажется, не пострадает. А читает - ну да, читает, минут по 15-20 в день, когда я с утра сплю и у него нет настроения готовить себе завтрак. Да, готовить он тоже больше любит, чем читать.

Edited at 2015-08-07 07:31 pm (UTC)
lisush
Aug. 7th, 2015 07:52 pm (UTC)
Интересно, что я несколько дней назад, насладившись очередным творением на тему "Как научить ребенка любить чтение", взъярилась и начала писать пост. Причем с упоминанием Пеннака и фонарика под одеялом. :)
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 07:58 pm (UTC)
Да вот что-то подобное в последнее время в воздухе носится :)
lisush
Aug. 7th, 2015 08:20 pm (UTC)
Ты лучше мои мысли выразила - дописывать свой пост не буду. :)
fliedernebel
Aug. 7th, 2015 07:54 pm (UTC)
Недавно разговаривали с мужем на эту тему. Так понравилось, что вы написали. У нашего сына с 4 месяцев любимые игрушки - это книжки. С года сидел около меня и слушал, что я ему читаю. Как будто генетически любовь к чтению передалась. Хотя не могу сказать, что прямо много усилий к этому прикладывали. Мне даже не важно, начнет ли он сам читать рано или нет. Когда сложится, тогда сложится, но радует, что он находит удовольствие от чтения уже сейчас.
А сама я была как раз тем далеко не самым счастливым ребенком, с проблемами в семье и в школе. Хорошо, что было чтение. И вообще, что есть такая возможность уйти от реальности. Я понимаю, что это не всегда так и вовсе не аксиома. Но иногда это не самый плохой вариант, когда нет возможности улучшить жизнь другим способом.
tat_dream
Aug. 7th, 2015 07:56 pm (UTC)
О, Женя, вставлю и свои пять копеек) У меня двойняшки: читающий круглосуточно мальчик и абсолютно не читающая девочка. Приходится девочке читать вслух всю литературу, заданную на лето. Иначе сама не прочтет. Но при этом девочка великолепно разгадывает кроссворды и пишет почти исключительно грамотно. А читающий мальчик пишет ужасно…. Никакой любви к чтению мы им не прививали. Много читали вслух - да, но только потому что… в это время они вели себя смирно и не дрались)

Edited at 2015-08-07 07:56 pm (UTC)
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 07:59 pm (UTC)
Да, я тоже своему никакой любви к чтению не прививала, я очень много читаю ему вслух, ну так это просто потому, что я страшно люблю читать вслух, а он с удовольствием слушает.
xenophont
Aug. 7th, 2015 10:00 pm (UTC)
Вот и у меня тоже двойняшки: читающий мальчик и нечитающая девочка.
tat_dream
Aug. 8th, 2015 04:06 am (UTC)
Может это особенность двойняшек?)))) Почитала ваш жж. Интересно!
viola26
Aug. 29th, 2015 09:38 pm (UTC)
Ого!
"Но при этом девочка великолепно разгадывает кроссворды и пишет почти исключительно грамотно. А читающий мальчик пишет ужасно…"

Первое не удивляет, всё-таки человек учится в школе . :)
А второе - всё-таки, выпадает из привычных представлений. :)
yuliaam
Aug. 7th, 2015 08:15 pm (UTC)
Вот и у меня Саша читает по 15-20 минут в день, если я напомню. При этом моё чтение вслух готов слушать часами, а сам в это время что-то делает руками - плетёт из резночек, собирает из термомозаики, машинки двигает и т.д. А ещё он много раз за день просто рассматривает иллюстрации в книгах. У него утро начинается с картинок. Так что, вроде, с книгами целый день, но сам не читатель. Но я уже успокоилась. Как будет, так и будет. И рецептов не ищу:) Шаблоны, да, надоели жутко: и про фонарик и про взахлёб.
Ты, как впрочем и всегда, очень хорошо о полочкам всё разложила! Люблю читать твои записи о чтении. Спасибо!
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 09:15 pm (UTC)
А вот от этого нашего: "Ну да, он конечно не читает, но ЗАТО..." я тоже смертельно устала. Как будто оправдываться надо за хобби ребенка, как будто все остальные занятия по рангу ниже, чем чтение. Тот же миф и стереотип в действии :(
yuliaam
Aug. 7th, 2015 09:20 pm (UTC)
Так и приходится, потому что все кому не лень сейчас твердят о том, что "книга - друг человека". Первый вопрос мам детей-подготовишек на детской площадке: "А ваш уже читает? И давно? А много?" и т.д. Меня наизнанку выворачивало, когда его задавали. Нет, он не читал в 6 лет ни много, ни мало. Но попробуй сказать об этом и начнётся ярмарка тщеславия и страна советов в одном флаконе(( Вот и оправдываемся. Но надоело жутко! К счастью, я уже сто лет не гуляла на площадках, от которых меня тошнит и успела немного отвыкнуть от назойливых вопросов, в том числе и о чтении.
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 09:31 pm (UTC)
Мой хорошо сейчас читает, много лучше большинства своих одноклассников. Странно, что его хорошая эта самая техника чтения (читать быстро, с выражением, с хорошей степенью понимания прочитанного) появилась как-то сама собой, а не от того, что он много читает и усиленно тренируется. Ну вот как ходить научился - и все.
Я просто устала от тотального преклонения перед "запойным чтением". Это мало отличается от запойных компьютерных игр и подобного. Для меня вот проблема прекратить читать интересную книгу. Мне наутро вставать рано, какие-то кучи дел запланированы, работы вагон, а я сижу и дочитываю, пока не узнаю,чем дело кончилось, как буквенно-зависимый человек. Хоть детоксикацию проводи, не знаю, сериалами.

Edited at 2015-08-07 09:49 pm (UTC)
freeland
Aug. 7th, 2015 08:26 pm (UTC)
У меня сын не любит читать, а я почему-то и не загоняюсь на эту тему. Насильно мил не будешь, как мне кажется) хотя я и сама в последнее время стала меньше читать, что уж говорить.
Даже вот уверена, что ему и не получится привить эту любовь: он любит конструировать, рисовать, придумывать игры, а читает без энтузиазма. В общем наш случай)
feruza
Aug. 7th, 2015 09:06 pm (UTC)
боже мой, как я ненавижу такие запросы. Иногда они маскируются под "дайте нам интервью". И ты еще и бесплатно это сочиняешь.
И уже хочется троллить. Никак не надо увлекать книгами - книги зло!
eugeniashaffert
Aug. 7th, 2015 09:12 pm (UTC)
Я же не писатель, у меня не просят интервью, зато и бесплатно не надо :)
feruza
Aug. 7th, 2015 09:22 pm (UTC)
ну ты можешь попасть под "у нас тут материал про чтение, нам надо во врезки пять комментариев от специалистов. Напишите нам коротенько так на полстранички, как приучить ребенка к...".
бесит-бесит.
anna_egorova
Aug. 8th, 2015 04:26 am (UTC)
Я как раз из тех людей, кто регулярно проявляет не самые высокие моральные качества несмотря на любовь к детской литературе :(
По-моему, у вас готова статья :)
eugeniashaffert
Aug. 8th, 2015 08:01 am (UTC)
Мне кажется, что с вашей работой трудно проявлять не самые высокие моральные качества. Более того, почти уверена, что вы это делаете много реже разных других людей.
Я просто думаю, что в общем и целом хорошая книга, даже когда это самый уважаемый Толстоевский, не делает человечество ни лучше, ни благороднее. А отдельного человека если делает, то только в очень редких случаях.
margo000
Aug. 8th, 2015 06:02 am (UTC)
Очень, очень много созвучных мне мыслей! Спасибо, Женя!...
Последние годы стала раздумывать и иногда рассуждать на эту тему всё чаще и чаще...
so_very_svetik
Aug. 8th, 2015 07:52 am (UTC)
у папы моего был кузен Боря. школу-то он закончил, а потом не делал ничего кроме чтения. спал, ел и читал. читал, читал, читал всё, что не прибито. и однажды умер, юным и чтающим хорошим молчелом, очень благополучным единственным сыном видного отца.
нда.
eugeniashaffert
Aug. 8th, 2015 07:55 am (UTC)
У меня папа такой. Единственное, что хорошо умеет делать - это читать. Всю жизнь читает. Не видела в детстве ни его самого, ни его алиментов. Был занят чтением. Но так он в принципе хороший человек, с которым интересно поговорить.
masha_gritsenko
Aug. 8th, 2015 08:54 am (UTC)

Ну да, читать все прям должны любить, а почему не на велосипеде кататься, например :-)
Я сама люблю читать, потому что интересно, точнее не так - я люблю читать что-то интересное, но приходится по роду работы прочитывать очень много материала не очень прямо скажем интересного и даже сложного, что нужно анализировать и переводить в более простой вид - лекции для студентов.
Дочка очень любит, когда я ей читаю. Уже не все подряд :-) про животных вот, например, никак не идут...к моему сожалению...
Когда мы с ней думали, что важнее при подготовке к школе, сошлись на том, что читать надо уметь и внимательно, что б понимать текст, потому как все учебники надо читать, что бы понять правила и задания.
Т.е.до любви у нас как-то необходимость появилась....может, это криминал, не знаю...
сами книги любит, но читать-то это работа другого рода :-)
Теперь я занимаюсь тем, что ищу интересные книги для тренировки. Наверное, этим занимаются все родители начинающих читателей :-)

eugeniashaffert
Aug. 8th, 2015 09:13 am (UTC)
Почему не на велосипеде кататься, для меня вполне понятно. Потому что специфика нашей культуры такова, что она сохраняет, осмысливает и транслирует себя следующим поколениям через тексты, а не, например, через танцы, как у некоторых народов, у которых нет письменности. Но я все чаще пытаюсь говорить о том, что в принципе отношения с чтением в разы сложнее, чем принято думать, они состоят далеко не только в "любишь читать = хорошо, правильно и полезно", а у нас обычно в разговорах дальше этого не идет, особенно когда о детях.
При том, что я сама очень люблю читать.
annarakhmanina
Aug. 8th, 2015 03:09 pm (UTC)
Став взрослой тётей и перечитав некоторые из книг, которые я читала в период юности-взросления, я обнаружила, что кучку своих страхов и комплексов я взяла именно из этих книг! особенно богатая на урожай страхов и комплексов книга - это "Королёк - птичка певчая", классика мирового романа, ага.
eugeniashaffert
Aug. 8th, 2015 03:14 pm (UTC)
Да, у меня тоже полно проблем из детского и юношеского чтения. Но и преимуществ, кстати. так что, взаимоотношения с книгами - они сложные. Это не всегда духовные преимущества и "очень-очень хорошо".
annarakhmanina
Aug. 8th, 2015 03:39 pm (UTC)
Да, совсем не однозначно.
kotik_vorkotik
Aug. 9th, 2015 01:34 am (UTC)
а вот соглашусь. Я была очень читающим ребенком - но счастливым ли? По моему есть даже обратная зависимость - у часто читающих очень развита рефлексия и самокопание, что абсолютно не способствует оптимизму и душевному комфорту.
eugeniashaffert
Aug. 9th, 2015 07:48 am (UTC)
Это да. С другой стороны, когда много рефлексируешь, то очень хорошо себя знаешь и научаешься жить в мире с собой. Мне сейчас кажется, что даже если бы у меня была шизофрения, я бы с этим научилась жить и притворяться нормальной, настолько хорошо я знаю, как у меня что внутри головы устроено.
kotik_vorkotik
Aug. 9th, 2015 06:50 pm (UTC)
Да, в мире с собой я научилась жить только при накоплении житейской мудрости. Т.е моя книжная рефлексия сталкивалась с реальным миром и уже обтачиваясь и рефлексируя дальше можно прийти к нормальному миропониманию. Отсюда неожиданный вывод - очень многие мои знакомые мужчины, читая только приключения и фантастику в детстве да и сейчас, очень хорошо себя мироощущают. Оптимистично ))
sportloto
Aug. 10th, 2015 07:59 am (UTC)
Женя, зачёт. Очень грамотно.
Одно возражение: всё-таки, ты - оптимистка, пусть и не передовая. )
livejournal
Aug. 10th, 2015 06:39 pm (UTC)
Мой сын читает!
Пользователь alessandra_enko сослался на вашу запись в своей записи « Мой сын читает! » в контексте: [...] мы их вместе прочитаем! По следам обсуждения:http://eugeniashaffert.livejournal.com/687082.html [...]
littlereader_ru
Aug. 30th, 2015 08:54 pm (UTC)
Евгения, до чего же Вас интересно читать! Наверстываю упущенное за лето, и сразу попалась ссылка на этот пост. Строго, аргументированно и весело.
( 48 comments — Leave a comment )