?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Алексей Насретдинов Буравчик на звуковых волнах. Что мы слышим и как это звучит? - М.: Бослен, 2014.

В ожидании двух новых книг про "Чевостика для тех, кто вырос из Чевостика", то есть про Буравчика, прочитала ещё одну книгу про этого любознательного гм... кажется всё-таки мальчика. На этот раз Буравчик интересуется всем, что звучит, слушает, как оно звучит, задумывается о природе звука и музыке.

Все книги про Буравчика написаны по одному и тому же шаблону: очень любопытный мальчик сталкивается с какой-то проблемой и начинает проявлять недюжинную любознательность. Каждый день у него появляются всё новые и новые вопросы по теме, он задаёт их некоему Писателю (с помощью электронной почты на планшете), а тот отвечает. Иногда кстати на вопросы отвечает не Писатель, а кто-то ещё, в книге есть набор постоянных персонажей и немного нелепый - поскольку не про людей книжка - сюжет. Как оказалось, передо мной самая первая книга этой серии. И кстати одна из лучших! Поскольку книги про Буравчика пишут разные люди - кто в чем разбирается, тот о том и пишет, - то и "Пытливый ум" представляет собой собрание весьма разнородных текстов. Видимо, именно в этой книге родились все герои, которые задают вопросы и обсуждают ответы - мальчик Буравчик, его подружка Босленка, их родители и другие родственники, учительница музыки и некий Писатель.

Невероятно интересно построена эта книжка! От рассуждений о том, как и что мы слышим, что такое слух и с какой частотой звучат разные предметы, то есть от физики звука и физиологии слуха, автор постепенно переходит к рассказу о звуках музыкальных. Вторая половина практически полностью посвящена музыкальным инструментам, природе музыки, истории музыкального искусства и прочим нюансам, связанным с этим видом искусства. В конце помещен небольшой словарик, простой, видимо, чтобы было понятно читателю. Важно, что в книге упоминаются вещи, на которых зачастую авторы подобных детских познавательных произведений не останавливаются. Например, рассказывается о цветах шума, почему какие-то звуки кажутся нам очень громкими и как это связано с искусством петь в опере громче оркестра без всякого микрофона и многое другое. Повествование выстроено логично, одни вопросы являются закономерным продолжением других, и автор старается писать так, чтобы было понятно даже тем читателям, которые не занимаются музыкой.

Тем не менее, нельзя сказать, чтобы автор так уж исчерпывающе объяснил все, за что взялся. Например, не очевидно даже после целой главы, что такое тона и полутона и что означает - "расстояние между белыми клавишами рояля неодинаковое"? Мне кажется, достаточно было бы просто добавить рисунок и пару слов про "равномерно темперированный строй", и все эти нюансы нашего привычного звукоряда стали бы понятнее. Или вот, например, в качестве самого современного музыкального инструмента автор указывает "крисалис", хотя он изобретен уже почти полвека назад. В то время как, например, ханг появился в 2000-м году и очень популярен, я уж не говорю о всяких там хэндпанах, появившихся вслед за ним. А то ещё губал. Может есть ещё какие-то недочёты, которых я не вижу, поскольку моё музыкальное образование исчерпывается курсом детском музыкальной школы. Впрочем, скорее всего их (особенных недочётов) нет, всё же автор книги - музыковед.
Ещё одно обстоятельство, которое меня как читателя не особенно порадовало, - это описанные в книге эксперименты, идеи которых размещены после каждой главы. Если в книгах про архитектуру или про искусство они вполне посильные для любого читателя, то здесь автор предлагает едва ли не балалайку самостоятельно смастерить, хотя среди моих знакомых мало у кого дома есть столярная мастерская, а также желание мастерить балалайки просто ради того, чтобы проверить написанное в книжке.

Оформление книги очень сдержанное. В макете много внимания уделено полям и шрифтам, именно с их помощью выделяется важное и неважное, речь автора и прямая речь Писателя, который объясняет что-то важное. Также есть иллюстрации, хотя, по сравнению с большинством нынешних "познавалок", их очень мало и они вовсе не реалистичные. Все картинки трехцветные: черно-серо-оранжевые. Точно так же и в других книгах, правда вместо оранжевого это всегда какой-то ещё цвет, то синий, то фиолетовый и так далее.

Размещаю одну главу из книги, правда я кажется не очень хорошо пока ещё пользуюсь приложением для моментального сканирования, так что картинки получились все разные. Но зато текст вполне можно прочитать!

В заключение скажу, что в целом я довольна этой книгой и серией в целом, что до читательской аудитории, то это, кажется, те, кому 8-13 лет.






Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/419254/

И две новые книжки серии, которым я очень рада:
Приехали новые книжки про Буравчика. Это вроде Чевостика для тех, кто постарше, 8-12 лет.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
slonulita
Oct. 13th, 2015 04:57 am (UTC)
Спасибо за рецензию! Я как раз разыскиваю околомузыкальные книжки.
( 1 comment — Leave a comment )