?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Лучший книжный блогер"

За последнюю неделю видела в ЖЖ-ленте (а я ведь её даже нерегулярно читаю сейчас, время от времени) несколько постов, где удивляются, недоумевают или возмущаются нынешними кандидатурами на "Книжную премию Рунета" в блогерской номинации. А вчера такое же обсуждение, один из лейтмотивов которого можно сформулировать примерно как "кто все эти люди / да что же это за глупость / что вообще в мире делается, товарищи!", развернулось в Livelib.



Каждый год в рамках "Книжной премии" интернет-магазина "Озон" (очень странной, на мой взгляд, но мы сейчас не об этом) выбирается "лучший книжный блог". Номинировать блог должны друзья и знакомые, а организаторы премии в свою очередь отбирают блоги с наибольшим количеством подписчиков или какими-то ещё рейтинговыми характеристиками и выставляют их на народное голосование. (Кстати сказать, ни разу меня лично не удовлетворили результаты этого самого голосования, я три года подряд голосовала за конкретный блог, который мне казался лучшим, и все время до 1-го места он не дотягивал). В этом году для многих неожиданным стало, что все номинированные блогеры - это не люди, которые пишут. Это люди, которые фотографируют и разговаривают: из 10 номированных блогеров 7 размещаются в youtube (т. н. "буктьюберы" или просто "лайфстайлблогеры", которые как-то высказались о книжках), а оставшиеся 3 - в Instagram.
Причина такого выбора Озона мне кажется вполне очевидной, ведь в ЖЖ, Livelib  и других "текстовых" блогерских платформах любой тематический блог о книгах имеет куда меньше подписчиков, чем аналогичный в youtube: большинство номинированных блогов имеет больше 10 тыс. подписчиков (и не надо мне кивать на юзера из Livelib, у которого мало читателей, это почти наверняка не тайный умысел, а просто невнимательность организаторов, которые случайно вместо ссылки на Instagram этого человека с 10-ю тысячами подписчиков повесили ссылку на Livelib). У "Оли Понедельник" 26340 подписчиков, у "ulielie" - 42953, у остальных - можно самим посмотреть, кому хочется.

Между тем, по мнению многих, оказалось, что:
- о книгах надо не ролики смотреть, а читать. Книги-то читают! (Ну-ну, особенно когда это книги с картинками, которые покупаются ради коллекции, или когда это 1589-я "Алиса в стране чудес" с новыми картинками).

- блоги о книгах в Инстаграм - это вообще ужас. Как можно рассказать о книге с помощью фотографий? (Это кстати самое частое возражение).

- видеообзор неудобен: его не процитируешь, не просмотришь быстро, как текст, не перечитаешь предыдущий абзац и так далее. С ним неудобно иметь дело тому, кто привык иметь дело с буквенным текстом. (Это кстати единственное возражение, с которым я очень солидарна).

- и вообще они какие-то все не очень умные, и не так уж интересно говорят о книгах. (Об этом в ЖЖ не видела, зато именно так думают в обсуждениях в других местах).

Честно говоря, каждый из этих пунктов мне хочется жестко и неполиткорректно оспорить. Например, взять те же самые блоги в Instagram, которые якобы прочитворечат самой идее чтения - какие-то картинки. Да я вас умоляю! Можно подумать, блоги на текстовых платформах заполнены глубокими умными рецензиями, содержащими качественный филологический и историко-культурный анализ... Насколько я вижу, почти все местные "книжные блогеры" из ЖЖ, особенно те, которые сосредоточились на детской литературе, как раз выкладывают кучу фотографий тех самых книг - по сути, те же картинки. Текст, сопровождающий их, чаще всего вообще никакой не филологический анализ и уж точно не размышление на тему "изотекста", а в лучшем случае - пересказ содержания, в худшем - словоблудие типа "Ах, такая книжечка, такая прекрасная книжулечка, просто мы её так ждали, и детке так нравится, и учит она добру, и картинки - ах, и вообще всем её срочно надо читать, потому что она про... (нужное поставить)". Ещё нередко в этих текстовых сопровождениях упоминается "жаба", "мои полочки треснут", "культура" и самое для меня тяжёлое - "вкусный язык". И где-то там же вплетается рассказ о том, кто где сидел, что ел и пил, кто кому что сказал, пока читал книгу. Чем собственно эта "информация о книге" лучше довольного щебетанья симпатичной девочки на видеоролике? Мне кажется ничем, кроме собственно формата, который, как известно, дело вкуса.

На самом деле я легко могу оставить все эти мои снобские придирки за скобками и просто рассказать, что хорошего я вижу в многочисленных "буктьюберах" и прочих "книжных инстаграмах".

У меня есть один семинар с условным названием "Куда податься читающему ребенку", который я готовила для нечитающих школьников примерно 10-14 лет (уже смешно, да?). Время от времени меня куда-нибудь зовут "рассказать детям о книгах", там я его и провожу. Каждый раз конечно что-то меняю - добавляю, смещаю акценты, книжки другие вставляю и так далее.

За тот час, что идёт семинар, я успеваю выяснить, сколько человек в классе читают, что и как они читают, рассказать, чем может заняться в жизни человек, единственным хобби которого является чтение. Мне обязательно надо провести пропаганду и агитацию конкурса "Книгуру" (членом жюри которого может стать любой подросток) и "Книжный эксперт XXI века" (конкурс книжных эссе для читающих детей), а еще рассказать об электронных библиотеках, социальных сетях читателей - познакомить с удобными инструментами, придуманными в Livelib и Bookmate. Это всё более-менее интересно меньшинству. Остальные просто вежливо сидят на стульях и ждут звонка!

Знаете, когда интересно становится большинству? Вот примерно на этом слайде:

Оживляются все! Мальчики и девочки отрываются от телефонов, внимают рассказам о буктьюберах, маститых зарубежных и обычных наших, мы смотрим несколько видеороликов (я выбираю живых персонажей или провокационные темы), после чего дети как-то массово копируют QR-коды, которые я им вывожу на экран с помощью проектора, переходят на каналы буктьюеров и подписываются, подписываются на эти самые каналы.

Я не знаю, насколько в действительности эффективен этот способ приобщения к книге и чтению, в конце концов, "буктьюбер" не столько о книге рассказывает, сколько себя показывает, там куча всего, вроде жестов, слов и других фишек, которые не имеют никакого отношения к тексту книги. Но мне пока кажется, что для детей, не слишком-то увлечённых чтением, этот путь к книге - короче и проще, чем, допустим, через конкурс, придуманный специально для школьников, которые много читают, да ещё и умеют рассказать о прочитанном. Потому что ведь когда я им включаю видеозаписи с роликами участников конкурса "Книжный эксперт XXI века", этих детей, которые светятся одухотворенностью и умеют говорить о книгах лучше меня самой, только один-два человека из целого школьного класса смотрят на это с пониманием, а остальные испытывают что-то сродни священному ужасу или просто игнорируют. Вот за что я благодарна буктьюберам - они говорят на языке, понятном обычным подросткам, о вещах, которые кажутся мне важными - то есть о книгах и любви к чтению.

Вообще благодаря Интернету читающий человек больше не одинок, и от него больше не требуется соответствовать каким-то самым высоким культурным стандартам. Можно просто читать и получать удовольствие.

Posts from This Journal by “детские книги” Tag

  • Этот Эгмонт

    Интересно, остался ли сейчас в ЖЖ кто-то из тех, с кем вместе мы обсуждали серии издательства "Эгмонт", например, "Пёстрый…

  • Лучшие иллюстрированные книги сентября

    Как обычно, десять книжек прошлого месяца на "Картинках и разговорах" >>>

  • Читала в сентябре

    Мой сентябрьский читательский дневник. Читала кое-как и урывками, потому что нужно было дочитывать рукописи "Книгуру", готовиться к…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
dobraya_feya
Oct. 26th, 2015 05:27 am (UTC)
Спасибо, что написали о этом, вы мне сейчас глаза открыли.
А какими-то конкретными ссылками не поделитесь, чем можно ребенка заинтересовать сразу?
eugeniashaffert
Oct. 26th, 2015 05:30 am (UTC)
Раз о каком-то конкретном ребенке идет речь, нужно под него и выбирать. Я бы для начала посмотрела вот хотя бы этих номинантов от Озона, чтобы понять, что это вообще за ерунда такая.
В прошлый раз я включала детям записи с отзывами на трилогию Гир Керстин, чтобы они увидели, как по-разному об одной книге рассказывают. Что интересно, "по-разному" в данном случае не означает разные мысли, а скорее - разные люди. С мыслями там довольно просторно, там со словами тесно :)
dobraya_feya
Oct. 26th, 2015 05:36 am (UTC)
Конкретный ребенок 10 лет, читающий, но на ютубе смотрит только летсплей и рукодельные ролики. Я вижу, ее смущает то, что о книгах она может говорить только с родителями.
eugeniashaffert
Oct. 26th, 2015 05:37 am (UTC)
Я бы вот с чего начала: http://www.youtube.com/watch?v=rPaR_E3nGJ8
dobraya_feya
Oct. 26th, 2015 05:58 am (UTC)
Спасибо, пойду изучать!
pamsik
Oct. 26th, 2015 05:30 am (UTC)
Какой странный список. Я думала, что я знаю книжных блогеров, а оказывается нет.) Видео, действительно, вещь тяжелая. Их я смотрю только в случае, если книга меня очень интересует. Но с другой стороны я не люблю читать и слишком развернутые отчеты по книге, особенно по содержанию. Я прям подбешиваюсь, если мне начинают, например, пересказывать Тома Сойера. Брр...
Пойду посмотрю, что это за блоги такие "популярные-популярные")
green_bear_den
Oct. 26th, 2015 06:08 am (UTC)
Как-то пропустил я объявление номинационного списка, ага. Спасибо.

Что касается тенденций - лично мне формат видео-роликов абсолютно не подходит. Нет времени, часто нет такой возможности - включать звук. Кроме того, при моем скорочтении проще пробежать по тексту, решить - стоит ли читать, и выделить основные моменты - чем прокручивать весь ролик. Поэтому - сразу мимо. Кстати - да, цитировать или скопировать что-то бывает полезно. У видео-ролика - сразу в минус.

Ну а Инстаграмм... попробовал зайти - но сайт даже не открылся нормально:) Опять не мое))

Впрочем, мне и номинационный список не светит))
eugeniashaffert
Oct. 26th, 2015 06:13 am (UTC)
Да, мне самой это тоже неудобно. Вернее так, я бы с удовольствием вела видеоблог, на я не готова в данный момент осваивать операторское мастерство, монтаж и всякие другие премудрости, чтобы делать красивую картинку. А к тому моменту, когда я буду готова, появится время, которое я бы на это потратила, скорее всего эта мода уже уйдет и придет что-то другое.

В номинационный список Озона меня как-то один год включали, но, как мне кажется,это было совершенной случайностью. Я сама несколько лет подряд голосовала за bookenarium. Я в общем-то другие книжки читаю, не те, о которых пишет Ирина, но мне нравится ее подход и стиль.
green_bear_den
Oct. 26th, 2015 01:43 pm (UTC)
>> Вернее так, я бы с удовольствием вела видеоблог, на я не готова в данный момент осваивать операторское мастерство, монтаж и всякие другие премудрости, чтобы делать красивую картинку.

:)
Я бы попробовал, конечно, но если трезво посмотреть, то для успешности и выхода на самоокупаемость потребуется не только камера/свет/площадка/монтаж, но и грамотное продвижение - а это для меня очень затратно по эмоциональным и физическим силам.
Поэтому - мимо.
Хотя было бы любопытно по участвовать в чьем-то проекте на правах одного из ведущих - может быть, вам стоит поискать такой вариант? Популярность и авторитетность у вас есть.
>> В номинационный список Озона меня как-то один год включали, но, как мне кажется,это было совершенной случайностью.

Ну... я бы так не сказал:) У вас достаточно оснований, чтобы войти в такой список - учитывая, что детская литература освещается не так, чтобы очень.
eugeniashaffert
Oct. 26th, 2015 03:24 pm (UTC)
Нет, сейчас точно не буду ничего искать, буду диссертацией заниматься, это интереснее на данный момент жизни. И торопиться надо бы с этим - у меня последний год аспирантуры, и не будем говорить, сколько мне уже лет :)
5oceans
Oct. 26th, 2015 01:11 pm (UTC)
+ 100500 к видео-формату, мне совершенно не подходит по тем же причинам. Поэтому я на наминантов посмотрела с той мыслью "кто все эти люди?"

Edited at 2015-10-26 01:12 pm (UTC)
mio_mare
Oct. 26th, 2015 07:13 am (UTC)
Полностью согласна насчёт детей и видеоинформации. У меня как раз такой читающий из под палки ребёнок 9 лет. Сама читает только заданный в школе минимум. Зато ютуб знает и сама там ищет ролики девочек с похожими интересами. Сначала это было распаковка всяких игрушек, что нас с мужем выводило полностью из себя. Сейчас, вроде переросла и смотрит рукодельные видео. Сама мечтает о своём канале.
Я это приняла, и думаю будущее за видео- и фотоблогами. Новому поколению проще рассказать/показать, чем чётко написать свою мысль. Они привыкли максимум ставить лайк, а не вести печатную дискуссию.
eugeniashaffert
Oct. 26th, 2015 07:26 am (UTC)
Вот мой опыт показывает, что в среднестатистическом школьном классе, даже если это хорошая гимназия, обычно мало детей, для которых чтение - главное увлечение. Более-менее что-то читают почти все - кто, простигосподи, Матюшкину, кто нормальные книги, но мало кто делает это часами напролет. У них почти у всех есть другие, более интересные для них занятия. А youtube каким-то волшебным образом их заинтересовывает, почему бы ему чуть больше не заинтересовать их книгами?
frometta
Oct. 26th, 2015 08:08 am (UTC)
уж даже ЖЖ в последнее время опростился до неприличия, так что уж об инстраграммах говорить. Но и я ловлю себя на том, что читать серьезные и длинные (главное - длинные) отзывы я уже не могу. Какое-то перенасыщение чужими мнениями, а зачем мне это нужно? - не нужно. Я бы поговорила о книге с другими ее прочитавшими, но формат разговоров вообще как-то сдулся. Остались одни "отзывы".
eugeniashaffert
Oct. 26th, 2015 08:13 am (UTC)
Да, мне тоже не хватает "поговорить". В какой-то момент стало боязно напрашиваться на разговор - сразу тебе как-то в ответ "каждое слово может быть использовано против вас", "аргументируйте так, чтобы меня это устроило" и "докажите свою компетентность в этом вопросе", а потом как будто разучилась. Все разучились.
panda666
Oct. 26th, 2015 09:00 am (UTC)
Видеообзоры - сразу за борт. Их эффективномсть близится к нулю. Картинки тоже, если они не служат доп.материалом к тексту или если это не обзор комиксов..
annarakhmanina
Oct. 26th, 2015 11:13 am (UTC)
Может, для подростков видеоблоги о книгах и лучше, чем писанина всякая.
Но мне лично читать о книгах нравится гораздо больше, чем смотреть видео каких-то непонятных видеоблогеров.
Так что я из тех, кого удивил список блогеров. Я из этого списка не знаю никого.
За Вас бы я проголосовала. Как и за нескольких еще дам из ЖЖ, кто пишет о книгах. А за видеоблогеров голосовать не буду. Видимо, я уже это... слишком взрослая для этого. :-) Вчерась 40 лет аж исполнилось... :-)))

eugeniashaffert
Oct. 26th, 2015 03:09 pm (UTC)
Да, для подростков лучше, и нам пора бы уже с этим считаться.
annarakhmanina
Oct. 26th, 2015 03:41 pm (UTC)
Ну... подростки и будут голосовать. :-) Я не буду, я всех этих видеоблогеров не смотрю.
И это не "я с ними считаюсь", а просто так решил Озон. И пусть будет.
mokriy_pesok
Oct. 26th, 2015 01:43 pm (UTC)
Вау, надо почитать каждого. Зачастую интересные книги нахожу через блогеров.) Спасибо за пост, очень нужное дело
eugeniashaffert
Oct. 26th, 2015 03:13 pm (UTC)
Как их почитать, когда они не пишут, только говорят? :)
mokriy_pesok
Oct. 26th, 2015 08:41 pm (UTC)
Да, это я просто отметилась комментарием, чтобы не искать после пост. Сейчас поищу людей в ютубе. На самом деле влоги становятся невероятно популярны именно у подростков. Мои девчонки смотрят парочку влогеров постоянно.
Я смотрю только книжных шопоголиков, таких же, как я сама. Это Ольга Понедельник (но ее редко смотрю) и Мария Покусаева, ее книжные обзоры мне очень нравятся.

Edited at 2015-10-26 08:42 pm (UTC)
iamaglika
Oct. 26th, 2015 02:48 pm (UTC)
Женя, спасибо! Я, к стыду своему, понятия не имела о буктьюбе. Сегодня посмотрела Ульяну и 2 talk girls. Поначалу меня раздражало многое: скорость речи зашкаливающая, "лишние" слова, но постепенно понравилось даже. А самое главное - так заманивание в книгу быстрее идёт, а ещё подросткам буктьюберы свои.
Самой мне ближе написанное слово и в написанном родная интонация, но движение времени принимаю)
eugeniashaffert
Oct. 26th, 2015 03:08 pm (UTC)
Спасибо за ваши слова, сама это явление примерно так воспринимаю и немножко оторопела от всех этих местных обид, мол, почему их, а не нас.
mokriy_pesok
Oct. 26th, 2015 08:44 pm (UTC)
Вот еще какой момент. Не все книжные влогеры рассказывают о прочитанных книгах. Иногда они просто показывают, что купили и почему. Чем нравится Мария Покусаева - она говорит о прочитанном и говорит интересно.
kotik_vorkotik
Oct. 26th, 2015 09:35 pm (UTC)
Надо же, я только вчера по ссылке прошла и посмотрела первый раз на буктьюберов. На Алю и Машу Покусаеву. И мне показалось так живенько и хорошо. Тем более - звук можно слушать параллельно со своми делами. Меня сам факт поразил - люди рассказывают про прочитанные книги и их смотрят! и подписчиков куча. Это для меня было приятной неожиданностью.
( 26 comments — Leave a comment )