?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю вчерашнюю тему. Сразу скажу о единственном негативном для меня во всех этих вебинарах про школу: начинаются они в 22 часа по Москве. У меня в это время уже час ночи. А в конце вебинара - три часа ночи. Так что пока пройдут обещанные шесть встреч, я напрочь собью себе сон и повседневную жизнь. Впрочем, мне не привыкать.

Вебинар ведут двое: Людмила Петрановская, которую я давно знаю и читаю, и Александр Элиович, с которым встречаюсь впервые. Ведущие сказали, что вебинар сделан на основе офф-лайн тренинга "Школа: перезагрузка" и в ходе шести встреч будет разобрано три стороны условного "треугольника": родители в школе, дети в школе, школа в... школе. По две встречи на каждую сторону. Мы начали с родителей.

Этот вебинар сильно отличался от других он-лайн встреч с Петрановской, которые я уже прослушала: на предыдущих она рассказывала, все слушали, в конце были ответы на вопросы. В этот раз был постоянный интерактивный диалог: то Людмила, то Александр задавали вопросы слушателям, потом суммировали ответы, которые слушатели писали в общем чате, и делали выводы. Эта стратегия вроде бы более времязатратная, но и более убедительная: по сути я сама себе ответила на вопросы, а ведущие просто сопоставили мои ответы вместе, чтобы получилось... И что собственно получилось? Я попробую описать, но в силу формата вебинара, это не так просто: там не было готовой информации, которую специалист выдает слушателям, вся информация появлялась как сумма коллективных обсуждений.


Получилось так, что общие ожидания от будущего взрослого ребенка примерно таковы: все хотят ответственного, самостоятельного, решительного, заботливого, здорового человека, который знает, чего хочет, и любит свою работу. Что развивает в человеке современная школа, прежде всего российская (тут я сразу оговорюсь, что здесь и далее речь идет о среднестатистической среднероссийской "дворовой" школе, а не о какой-нибудь там элитной "школе № 57 из города Москвы")? Умение слушаться и подчиняться, умение выполнять задание, умение действовать по образцу, дисциплинированность. А ведь в "ожиданиях" никто не написал, что хочет вырастить взрослого, который прежде всего умеет слушаться и подчиняться (и еще решать задачки по математике). Выходит так, что сейчас родители формулируют один заказ, а нынешняя школа выполняет другой, при этом требует лояльности, вовлеченности всей семьи в свою миссию и ставит себя едва ли не выше семьи (всегда мы подстраиваемся под школу, а не она под нас).

После этих неутешительных выводов взрослым предложили посмотреть на школу глазами детей: представьте, мол, сейчас вынесли решение, будто всех взрослых распределяют на место работы приказом. Никто не спрашивает, подходит тебе эта работа или нет, просто распределяют и все, на 11 лет. С этим упражнением тоже довольно долго возились и обсуждали. В итоге большинство пришло к выводу, что все детские способы саботажа школы (вранье, болезни, увиливание, ненависть и так далее) объяснимы и закономерны, мы бы сами так поступали на их месте.
(Правда пост-фактум я подумала, что одну из возможностей напрочь забыли рассмотреть: если я изначально человек с сомнительными моральными качествами, то я буду плохо работать и плохо влиять на коллектив, куда бы меня не распределили. Это важный такой сигнал: все взрослые вебинара, включая ведущих, всегда рассматривают ребенка как положительного персонажа, как человека, который изо всех сил старается, но у него не выходит, и вот тогда он может сделать что-то не то. Между тем я видела немало детей, которые в младшем школьном возрасте умеют врать, подличать, делать гадости вовсе не от тлетворного влияния школы. Скорее это они плохо на школу влияют. Это наверное несколько диссонирует с общей установкой "быть на стороне ребенка" и, видимо, я буду об этом спрашивать).

Дальнейший разговор сосредоточился на негативных сторонах нынешней школы (после обещали сосредоточиться на позитивных). Говорили о репрессивной системе оценивания, о нездоровом контексте вокруг оценок (учащиеся воспринимают это не как обратную связь от учителя относительно какого-то куска учебного материала, а как оценку себя и своей личности), о том, что дети, страдающие от информационной перегрузки, идут в то место, где им в головы закладывают ещё больше информации (а им тяжело и хочется убежать), о распространенности физиологического насилия в нашей школе (дело даже не в том, что кому-то учитель не разрешает выйти в туалет, а сама система, когда 40 минут надо сидеть неподвижно). Не забыли сказать о том, что школе в целом и учителям лично трудно успевать за техническим прогрессом: естественнонаучная программа устаревает на глазах, отстает от актуальной науки на десятки лет, и что сейчас важно уметь учиться и школа должна этому научить, дать инструменты, а она по-прежнему дает в основном знания, следуя традиционной прусской системе позапрошлого века...
Но самое печальное на самом деле не это, а то, что мы живем в сырьевой стране, которая зарабатывает экспортом природных ресурсов. Сильно умные и образованные здесь не нужны, поэтому на школу выделяют мало денег.

Хорошие новости было только две:
1) Если ребенок в этой, такой странной нынешней школе, не сильно горит желанием учиться, скорее всего он совершенно нормален. Он нормально регаирует на постепенно ухудшающуюся ненормальную ситуацию.
2) Многие учителя - действительно хорошие люди, и у них многое получается, несмотря на и вопреки всему.

Было много отступлений, прозвучало много частностей. Мне, например, было интересно слушать рассуждения о том, почему классно-урочная система была невероятно эффективной сто лет назад, и чем нынешняя ситуация отличается от той, прошлой. К месту вспоминали рассказ Толстого "Филипок".

Конечно за два часа мы услышали и сами сказали гораздо больше, более того, нам даже дали домашнее задание. Правда его можно не делать!
Следующий вебинар о школе будет завтра ночью. Пойду посплю.

Tags:

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
kalamutka
Nov. 11th, 2015 07:47 pm (UTC)
Интересно будет мнение услышать через пару месяцев))
tatiana1840
Nov. 11th, 2015 07:52 pm (UTC)

Как Вы подробно описали все, спасибо! Я была на офлайновом семинаре, но с удовольствием вспомнила опорные моменты

pipistrellonano
Nov. 12th, 2015 08:32 am (UTC)

Спасибо! Можно подробнее "о том, почему классно-урочная система была невероятно эффективной сто лет назад, и чем нынешняя ситуация отличается от той, прошлой"? Очень интересно!
eugeniashaffert
Nov. 12th, 2015 02:28 pm (UTC)
В прошлой ситуации были:
а) Медленный прогресс. Достаточно было выучиться на одну профессию, работать по ней всю жизнь, скорее всего за это время технологии никак особенно не изменятся. У большинства профессионалов нет необходимости постоянно переобучаться! Это значит, что учатся один раз и не очень-то важно уметь учиться самому.
б) Тотальная неграмотность. В России начала двадцатого века читать-писать не умеет более 90 % жителей. Когда все, кто сидит в классе, находятся на одном уровне и никто ничего не знает (даже букв), классно-урочная система помогает эту ситуацию быстро наладить, научить людей читать и писать. Сейчас ученики очень разноуровневые, а информацию они могут получить далеко не только за партой, а вообще везде.
в) Информационный голод. Школа в этой ситуации - едва ли не единственное место, где его можно утолить. Все остальные - церковь, соседка, повседневная работа - скорее всего сообщат то, что уже известно. Именно поэтому в школу хочется пойти. Там реально интересно!
г) Школа - серьезный социальный лифт. Получая образование, можно стать всем из ничего.

Сейчас не работает ни один из этих факторов! Большинство грамотные, информационная перенасыщенность, прогресс опережает учебные программы и так далее. В этих условиях той школе трудно быть современной здесь и сейчас.
pipistrellonano
Nov. 12th, 2015 04:53 pm (UTC)

Спасибо!
Да, это точно...
annarakhmanina
Nov. 12th, 2015 09:00 am (UTC)
Ой, Женя! Огромное Вам спасибо! Буду ждать следующих частей!
И вот про это интересно поподробнее: ///Мне, например, было интересно слушать рассуждения о том, почему классно-урочная система была невероятно эффективной сто лет назад, и чем нынешняя ситуация отличается от той, прошлой. К месту вспоминали рассказ Толстого "Филипок"./// - почему сейчас неэффективно?
eugeniashaffert
Nov. 12th, 2015 02:29 pm (UTC)
Выше ответила, как я это поняла. Процитирую:

В прошлой ситуации были:
а) Медленный прогресс. Достаточно было выучиться на одну профессию, работать по ней всю жизнь, скорее всего за это время технологии никак особенно не изменятся. У большинства профессионалов нет необходимости постоянно переобучаться! Это значит, что учатся один раз и не очень-то важно уметь учиться самому.
б) Тотальная неграмотность. В России начала двадцатого века читать-писать не умеет более 90 % жителей. Когда все, кто сидит в классе, находятся на одном уровне и никто ничего не знает (даже букв), классно-урочная система помогает эту ситуацию быстро наладить, научить людей читать и писать. Сейчас ученики очень разноуровневые, а информацию они могут получить далеко не только за партой, а вообще везде.
в) Информационный голод. Школа в этой ситуации - едва ли не единственное место, где его можно утолить. Все остальные - церковь, соседка, повседневная работа - скорее всего сообщат то, что уже известно. Именно поэтому в школу хочется пойти. Там реально интересно!
г) Школа - серьезный социальный лифт. Получая образование, можно стать всем из ничего.

Сейчас не работает ни один из этих факторов! Большинство грамотные, информационная перенасыщенность, прогресс опережает учебные программы и так далее. В этих условиях той школе трудно быть современной здесь и сейчас.
annarakhmanina
Nov. 13th, 2015 09:43 am (UTC)
Ясно. Спасибо за развернутый ответ!
Интересно, а они скажут в конце концов, как дальше-то жить, если школа такая и сякая?
asakura_sama
Nov. 12th, 2015 10:13 am (UTC)
И я хочу про классно- урочную.
Я у себя написала часть первую получилось много, и конца не видно. Начали с критики школы.
https://yadi.sk/i/wNYkzDjPkQNJ3
Как- то, может, выяснить область пересекающихся интересов и больше на ней сосредоточиться?
Меня сейчас занимает понятие" успеха в обучении", " хорошести" ученика, целей и критериев успеха.
Пятерка - о чем она говорит? А олимпиада? А текущие оценки?

А что собственно детке надо и что она должна. У каждого что- то свое на этот счет сказать имеется.
eugeniashaffert
Nov. 12th, 2015 02:29 pm (UTC)
В прошлой ситуации были:
а) Медленный прогресс. Достаточно было выучиться на одну профессию, работать по ней всю жизнь, скорее всего за это время технологии никак особенно не изменятся. У большинства профессионалов нет необходимости постоянно переобучаться! Это значит, что учатся один раз и не очень-то важно уметь учиться самому.
б) Тотальная неграмотность. В России начала двадцатого века читать-писать не умеет более 90 % жителей. Когда все, кто сидит в классе, находятся на одном уровне и никто ничего не знает (даже букв), классно-урочная система помогает эту ситуацию быстро наладить, научить людей читать и писать. Сейчас ученики очень разноуровневые, а информацию они могут получить далеко не только за партой, а вообще везде.
в) Информационный голод. Школа в этой ситуации - едва ли не единственное место, где его можно утолить. Все остальные - церковь, соседка, повседневная работа - скорее всего сообщат то, что уже известно. Именно поэтому в школу хочется пойти. Там реально интересно!
г) Школа - серьезный социальный лифт. Получая образование, можно стать всем из ничего.
Сейчас не работает ни один из этих факторов! Большинство грамотные, информационная перенасыщенность, прогресс опережает учебные программы и так далее. В этих условиях той школе трудно быть современной здесь и сейчас.
asakura_sama
Nov. 12th, 2015 04:36 pm (UTC)
Учебники и писчие материалы еще в дефиците были, читали по кругу!
Когда мне в Мориса Тереза пытались преподавать японский язык за мои же деньги таким образом, я гордо удалилась)))
Учитель был источником знаний, это да.
Перед войной классы были тоже разноуровневые, мне бабушка рассказывала как им зачет по анатомии ставили. Разбивали на " пятерки", в каждой был один еврей, одна девочка из гимназии и три пролетария. У них была еще башкирка, не говорившая по- русски почти совсем.
И зачетставился всей пятерке, толтко если " слабые" отвечали. Бабушка ушла на медбио, там не было государственной заявки на " врачей".
Интересно, что по результатам исследования, разноуровневость класса не является значимым фактором, влияющим на обучение. Хочу понять : как это?
asakura_sama
Nov. 13th, 2015 10:13 am (UTC)
Про классно- урочную систему продолжаю думать.
До гимназии, 11 летнего порога, дети учились дома в семье.
Был домашний учитель или мама. " ежедневно я писал по два листа прописей"...
Или было занятие языком, или музыкой. " класса" не было.
В чтение входило и решение задач, например. Счет был отдельным навыком.
Откуда пришла идея " классно-урочной системы"? Разделения предметов ?
Сейчас что в русской школе, что в японской, появились странные предметы под названием " синтез умений" или " метапредметные навыки". Выглядит не как попытка объединить навыки, а как отдельный предмет. Я думала раньше, что это попытка уйти от классно- урочной системы.
Когда она была вообще оправдана? 6-7 раз по 40 минут за день заниматься разным...
eugeniashaffert
Nov. 12th, 2015 02:31 pm (UTC)
Спасибо, прочитала, надо обдумать пока.

А это вот: "Как- то, может, выяснить область пересекающихся интересов и больше на ней сосредоточиться?
Меня сейчас занимает понятие" успеха в обучении", " хорошести" ученика, целей и критериев успеха.
Пятерка - о чем она говорит? А олимпиада? А текущие оценки?"
- это к вопросу родительских ожиданий от школы или просто порассуждать?
asakura_sama
Nov. 12th, 2015 04:36 pm (UTC)
Скорее, к вопросу установки ожиданий, на что " ожидать", что сойдет за критерий успешного обучения?
asakura_sama
Nov. 12th, 2015 11:00 am (UTC)
Женя, я перечитала перечисленные родителями качества. Это же личностные, да? Направленность лчности, ее внутренние характеристики типа ответственности.
Это разве дело школы? Как бы, это не обучаемые, а воспитываемые средой факторы. А школа все больше открещивается от воспитания. Или как в Голландии, наоборот, забирает все воспитательные функции на себя, нивелируя личностные особенности. Это называется " социализация". Все говорят и думают одно и то же, одинаковыми и понятными словами, слова прописаны на каждый год обучения, списочком.
Например, в третьем классе, читая " дедушка и внук " Толстого( не написано что русский толстой, просто " читай": надо знать что такое " миска".
От школы я жду : чтения с пониманием на нескольких языках, умения считать, делать прикидки, писать функциональные тексты типа: рассуждение, сравнение, описание, инструкция и т.д., умения оценить свое знание и прикинуть путь получения информации, знание об устройстве общества, базовую историю, мировоззрение и культуру общества к которому принадлежит, базовое лингвострановедение для изучаемых языков, базовые знания по химии и физике с лабораторными опытами. Умение писать тесты. Как бы все.
Остальное моя забота.
asakura_sama
Nov. 12th, 2015 11:30 am (UTC)
От школы российской я получаю : тесты. Нормативные материалы, для сравнеия и прикидки где находится ребенок по умениям, пониманию.
Это все!
Японская школа: ежедневные, нудные упражнения на разучивание( надсмотр, инструктаж, пояснения)- то, чего я делать не хочу, не умею.
Школа дает развитие речи, компанию, какие- то совместные социальные проекты, плюс групповые дискуссии, навыки анализа.
Как школа разучивала с ребенком таблицу умножения- меня устроило на сто процентов. Как она учит относиться к оценкам- не устраивает никак.
Как она воспитывает ответственность, терпение и усидчивость- не устраивает. Как учит решать конфликты- очень нравится.
Как она дает материал типа английского или " окружайки"- недостаточно.
А чтение и письмо- достаточно. Вот их детка и посещает. Музыка еще хорошая.
С остальных уроков просто уходит заниматься своими делами.
Но я не ожидаю что ко мне выйдет аккуратная, умная, воспитанная и ответственная девочка.
Чаще всего я вижу существо взъерошенное, требующее свободы и чтоб отстали, вопящее" так нечестно", иногда плачущее. Иногда дико скачущее и кричащее" я не буду делать эту домашку!!!", потом она успокаивается, вспоминает как ругать будут и позорить, делает свои домашки и старается успеть за минимум времени. Это все ее отношения со школой.

Я не вижу чтобы она себя ассоциировала с ней достаточно, чтобы пренимать моральные ценности. Они идут из другого окружерия, из семьи и от друзей.
Учителя меняются каждый год, учитель предполагает какие- то предыдущие знания и умения по программе, но ничего не знает об ученике как личности, все постоянно надо объяснять заново. Отбиваться, доказывать, убеждать. В конфликте она находит развитие, отстаивает и фиксирует свои позиции, но это скорее негативный, чем позитивный опыт. Его намного больше по ощущениям. Но в нем формируется ее понятие о собственной личности. Дома так не повоюешь.
В то же время, успех в группе дает очень позитивные впечатления. Подталкивает к поиску новых достижений.

Edited at 2015-11-12 11:36 am (UTC)
eugeniashaffert
Nov. 12th, 2015 02:33 pm (UTC)
Да, перечисляли именно личностные качества, а не компетенции, полученные в процессе учебы. Но школа своим форматом взаимодействия с учениками ведь задает какие-то из этих качеств? Я тоже думаю, что у родителей тут куда больше влияния на самом-то деле.
asakura_sama
Nov. 12th, 2015 04:41 pm (UTC)
Может быть, школа задает рамки приемлемого поведения?
Потому как врядли с ней ассоциируют дети себя. С референтной группой, со значимым взрослым- да. Но школа безлична.

Как мы пошли вступать в комсомол в мае перед выпускными... Иначе не пуслили бы в ВУЗ...
Не было среди нас ни дружных пионеров, ни ретивых комсомольцев. Как- то мимо проходили все школьные мероприятия .
Добросовестность тоже какое- то внутреннее качество: либо есть она изначально, либо надо над душой висеть. Как наша японская школа приучает " делать то, что не нравится"( этотпункт в оценке): второклашка дежурит по столовой, трет столы мокрой тряпкой. Трое учителей сидят- наблюдают, и не уйдут пока не закончится мероприятие. Приучают к неизбежности и неотвратимости того, что " надо")))
zheltok
Nov. 12th, 2015 08:15 pm (UTC)
Да... Задумаешься тут.
kotik_vorkotik
Nov. 12th, 2015 10:56 pm (UTC)
Очень интересно!
( 20 comments — Leave a comment )