?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В день по книге

Фредерик Ровиллуа. История бестселлеров. - М.: Текст, 2015.

Французы любят жанр эссе. Точнее любят обозначать рассуждение с научно-популярным контекстом как "эссе". В этом конкретном автор говорит о феномене бестселлера: даёт определение понятия, рассматривает его в исторической перспективе, рассуждает о законах существования бестселлера, исследует механизм возникновения бестселлера в разных странах и в мире вообще, а заодно рассказывает о французской литературе много такого, о чём я и не подозревала.

Кто-то может быть думает, что "бестселлер" - это изобретение недавнего, постиндустриального времени. Однако автор эссе утверждается, что феномен родился практически вместе с эпохальным изобретением Гутенберга, и мы уверенно можем говорить о бестселлерах XVI-XVII вв., просто цифры тиражей будут несопоставимы - у бестселлеров прошлых лет, даже несколько десятилетий назад, они ниже, чем у нынешних. Пусть само слово впервые прозвучало в 1889 г., зато механизмы продвижения книги, способы превращения ее в бестселлер возникли раньше. Например, Эмиль Золя успешно эксплуатировал собственные журналистские навыки, создавая вокруг своих романов громкие легенды, а Мария Корелли делает саму себя брендом, благодаря чему ее книги (никогда не удостаивающиеся высоких оценок критиков) стали охотно покупать. Кстати, впервые списки бестселлеров появились в США, в Европу же они приходят лишь после Первой мировой войны.

В книге рассказывается, что в разные времена делали издатели, писатели, книгопродавцы и другие деятели, имеющие отношение к миру книг, чтобы "раскручивать" ту или иную книгу. Неожиданность процесса в том, что:
- эти механизмы не всегда работают успешно;
- в разных концах мира бестселлерами становятся очень разные книги (например, в США практически все бестселлеры - это произведения писателей США, и лишь несколько книг иностранных авторов становились там бестселлерами за всю историю американской литературы), ведь "бестселлер - точное отражение навязчивый идей или потребностей того или иного общества" (отсюда же кстати популярность и высокие продажи книг о похудении, о том, как зарабатывать миллион, воображая себе кучу денег и другой подобной литературы)
- цензурный запрет на книгу или тему может значительно увеличить продажи, то есть нередко цензура есть эффективный механизм рождения бестселлера
- изобретение покетбука значительно упростило путь книги в бестселлеры
- порой книга становится бестселлером совершенно неожиданно для издателя и автора, не благодаря удачной рекламе и другим способам продвижения, а как будто вопреки им.

Все эти положения автор поясняет на многочисленных примерах в основном из французской или американской литературы. Не раз и не два говорится о "Хижине дяди Тома" и "Унесенных ветром", неоднократно будут помянуты разные незнакомые мне лауреаты Гонкуровской премии, а также вполне знакомые Жюль Верн (и его неудачи последних лет) и Александр Дюма (и его стремление выдавать чужие тексты за свои собственные). Кстати, роли литературных премий, в том числе Нобелевской, в становлении бестселлера посвящён отдельный раздел (с. 223-233).

В заключение не могу не сказать еще об одном личном моём открытии, которое не имеет отношения к теме бестселлеров: автор уверяет, что французы мнят себя литературоцентричной нацией, нацией, для которой книга есть ключевой медиум и самый авторитетный источник проверки мировоззренческих установок. Я-то думала, что только мы в России такие, убеждённые в том, что без Толстого и Достоевского жизнь решительно невозможна!

Цитата из книги:
В конце XIX века в США книготорговцы и издатели обвиняют в нанесении ущерба продажам книг... моду на велосипеды. Пройдёт совсем немного времени и тот же самый упрёк они обратят к распространению автомобилей, телефонов, бейсбольных матчей, а самое главное, кинематографа - ведь, оттягивая массы в тёмные залы, он тем самым отвращает их от чтения.

Ещё цитата из книги:
"Никто ничего не знает о том, как сложится судьба книги", - признавался Гастон Галлимар на закате своей карьеры. Это означает, что, даже если тщательно проанализировать причины успеха (или провала), исследовав качества самого произведения, авторский талант, ухищрения издателя, навязчивость и густоту пиара, - все равно окажемся перед неуловимым "не-знаю-почему": в этом частичка тайны.

Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/482343/

Posts from This Journal by “книги для меня” Tag