?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В день по книге

Эйдан Чамберс. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем. - М.: Самокат, 2015.

Книга одного из признанных мировых специалистов о психологии и практике детского чтения. Собственно, стоит зайти на какой-нибудь амазон и набрать там ключевые слова "детское чтение", как вывалятся десятки подобных пособий для самой разной аудитории. У нас же, вроде бы таких литературоцентричных и так сильно завязанных на чтение, богатых читательскими традициями и домашними библиотеками, именно такие книги появляются крайне редко.

Чамберс - учитель, библиотекарь, специалист по детскому чтению, а ещё детский писатель и издатель. Кстати, он очень хороший детский писатель, плохим ведь не дают золотую медаль Андерсена, а ему её дали в 2002 году. Вопросами детского чтения он занимается уже десятки лет, посудите сами: теоретические работы, собранные в этой книжке, впервые были изданы ещё в начале 90-х гг. прошлого века, и с тех пор десятки раз переиздавались (после некоторой редакции автора). Наконец-то они дошли и до нас, родители и специалисты по детскому чтению могут прочитать его книги "Пространство чтения" и "Расскажи".

Чамберс начинает с того, что он сам очень поздно научился читать, только в 9 лет. До этого он был единственным ребенком в класе, который читал с трудом. И лишь к 14 годам Чамберс увлекся чтением. Он очень убедительно отвечает на вопрос, зачем ему нужно чтение, что оно ему дало как личности? Ведь информацию и опыт можно почерпнуть не только в книгах, а где угодно, например, в путешествиях.

Именно чтение лучше любого другого занятия научило меня размышлять о себе, о людях и о бытии в целом. Оно научило менять свою жизнь и дало силу жить в соответствии с этим выбором. Чтение стало для меня важнейшим инструментом, который мне был необходим, чтобы добиваться того, чего я хотел.

Ещё один важный аспект чтения, по мнению Чамберса, в том, что оно выводит на разговор.
Вообще у человека, который читает с детьми, есть две главные задачи: 1) сделать чтение легким и приятным и 2) сделать книги интересным и желанным предметом разговора. В этом смысле он далек от Пеннака, который настаивает на праве молчать о прочитанном, он не дискутирует с ним напрямую, но такое впечатление, будто Чамберсу кажется, что молчит о прочитанном лишь тот, кто просто не умеет интересно поговорить по поводу книги или тот, кому не с кем об этом поговорить. Именно беседа провоцирует более глубокое понимание каждого текста, а ещё она позволяет узнавать о новых книгах и увлекаться чтением ещё больше и сильнее.

Как же люди становятся вдумчивыми читателями? Как люди превращаются из поверхностных потребителей чтива во внимательных читателей? По моему читательскому и учительскому опыту, один из ответов на этот вопрос — в том, как люди обсуждают прочитанное. Некоторые разговоры заставляют нас глубже задумываться о прочитанном и обращают
внимание на то, что происходит с нами во время чтения. Как следствие, мы становимся более разборчивыми
в дальнейшем выборе книг
.

Первая книга - "Пространство чтения" - посвящена описанию социального контекста чтения. Это и время, отведенное на свободное чтение по желанию, и подбор книжки, подходящей конкретному ребенку, и расстановка книг на стендах и полках, и создание удобного "уголка чтения", и наличие наставника, всегда готового предложить еще одну книжку и поговорить о прочитанном формально и неформально. Интересные правила формулирует Чамберс не для самого читателя, а для его старшего наставника, а ещё он дает толковые рекомендации по поводу ведения читательского дневника и конечно же подробно описывает, зачем читать вслух детям, какие именно задачи это помогает решать.

Лучший способ помочь начинающим читателям — хвалить за каждый шаг вперед. Подойти посмотреть на книжки — достижение. Взять томик с полки — достижение. Решить, стоит ли уделить ей внимание или переключиться на другую — достижение. Выбрать что‑то конкретное — опять достижение. И так далее.

В разделе "Чтение и мозг" Чамберс немного углубится в нейрофизиологию и процитирует специалистов, исследовавших влияние чтения на мозг, затем предлагает подробную инструкцию "как провести встречу с писателем", после объясняет, как сделать так, чтобы дети советовали друг другу книги и обсуждали прочитанное без участия учителя. Завершается первая часть рассмотрением книги как коммуникации и электронной книги, сделавшей любую книгу частью медиапространства.

Вторая книга - "Расскажи" - посвящена описанию методики обсуждения прочитанных книг с группой детей. Чамберс убежден, что дети могут глубоко и интересно рассуждать о книгах, им просто нужно показать, как это делается. Более того, он пытается убедить читателя в том, как это важно - не только прочитать и получить удовольствие, а уметь понять мотивацию героев, выделить хронотоп произведения, объяснить художественные приемы и так далее.

По своей сути «чтение» — это умение складывать условные значки-буквы в слова и предложения. Но чтение книги на этом не заканчивается. Необходимо также научиться распознавать повествовательную схематику сюжета, архитектонику текста и понимать, какой у этого текста смысловой рисунок.

Если кто-то думает, что все хитрости Чамберс уложил в несколько правил, следуя которым можно превратить ребенка во вдумчивого литературоведа, то зря - никакого лаконичного свода тезисов там нет. Зато есть масса примеров с уроков Чамберса и других учителей, диалогов с учениками, советов о том, какие вопросы можно задавать, а какие лучше не следует, как вести разговор с детьми разного возраста.

Умение хорошо говорить о книге ценно само по себе; к тому же это лучшая подготовка к разговорам на самые разные темы. Помогая детям рассуждать о книге, мы учим их рассуждать обо всем, что происходит в жизни.

Собственно главный вопрос родителей наверное будет звучать так: насколько эта книга практически применима? Вот нам дома, прямо сейчас, она нужна? Она нам чем-то поможет? Я думаю, что да. По крайней мере, её непременно стоит почитать тем родителям, которые сами не умеют разговаривать о прочитанных книгах. Оказывается, таких взрослых, которые не то что не хотят, а просто не умеют сформулировать свои мысли о прочитанном и самостоятельно охарактеризовать книгу, очень много. Я сейчас на одном форуме принимаю участие в книжной игре, предполагающей отзывы на книги, вот пара цитат взрослых участников:
"У меня тоже с написанием отзывов/рецензий проблемы, вроде и сказать есть что, а не получается! Одни "Ох", да "Ах!", реже "Фиии""
"Я и устно с трудом что-то могу выразить после прочитанного :-) .Хотя очень впечатлительна и обычно много эмоций и чувств возникает, а вот как только хочу поделиться,так как из под топора"
"Пока читаю думаю: надо про это написать, и про это, а как сяду писать - пустота"
.
Наверное, им мог бы как-то помочь Чамберс и его методика "Расскажи!"

Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/514936/

Posts from This Journal by “книги для меня” Tag

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
foxin
Jan. 30th, 2016 10:06 am (UTC)
Мне эта книга заранее нравится, я как раз из тех, для кого книга - повод поговорить, и с детьми всегда интересно болтать о прочитанном.
glasha_zast
Jan. 30th, 2016 10:30 am (UTC)
Евгения, скажите, пожалуйста, насколько, на ваш взгляд, сама методика Расскажи применима на практике, интересная?
eugeniashaffert
Jan. 30th, 2016 02:27 pm (UTC)
Она идеально применима на практике, просто потому, что не ставит никаких жестких рамок. Для меня она оказалась полезной в том плане, что я перестала бояться задавать детям сложные вопросы о тексте, обращать их внимание на какие-то моменты "литературоведческие", а ещё подсмотрела в книге примеры бесед, как педагоги направляли мысль детей к интересным выводам, попробовала в группе - и правда, работает.
По сути, вся методик укладывается (для меня лично) в два тезиса: в любой непонятной ситуации импровизируй и не бойся задавать им вопросы, а потом еще вопросы, а потом ещё...
Методика "Расскажи" - это просто система беседы более опытного читателя с менее опытным. В книжке подсказывают, с каких вопросов можно начать и приводят примеры, что можно сказать, но по сути любая беседа - плод личного творчества ведущего и в принципе непредсказуема.
olgatje
Jan. 30th, 2016 10:55 am (UTC)
Ох ты, сталкиваюсь я с такой проблемой. А что за игра?
eugeniashaffert
Jan. 30th, 2016 02:28 pm (UTC)
Ну вроде тех, что во множестве проводятся на ливлибе. Там подобная игра называется "книжное путешествие".
olgatje
Jan. 31st, 2016 03:59 am (UTC)
Да ладно, не в таком уж множестве. Даже я приложила руку к играм на ЛЛ: в моей нужно сравнить две книги. Игра крайне непопулярная, думаю, как раз из-за необходимости говорить о прочитанном.
bukvoedka
Jan. 30th, 2016 05:07 pm (UTC)
Спасибо! Заинтересовали.
mio_mare
Jan. 30th, 2016 07:41 pm (UTC)
Спасибо! Очень заинтересовало. Нам 9 и не читаем ничего, если не задано в школе. Неинтересное времяпровождение, намного интереснее играть в игрушки или планшет. Нас слушает каждый день перед сном с самого раннего детства.
kot_miyazaki
Jan. 30th, 2016 08:31 pm (UTC)
Спасибо за рассказ! Прочитав последний обзац, поняла, что эта книга может мне пригодится:)
sl_serg
Feb. 1st, 2016 07:25 am (UTC)
Спасибо, интересно. Скажите, а вот детские писатели, когда начинают работать над книгой уже понимаю возраст своих читателей? Или как напишут, а потом уже целевая аудитория книжки формируется?
eugeniashaffert
Feb. 1st, 2016 12:43 pm (UTC)
Об этом лучше писателей спрашивать. Насколько я знаю, бывает и так, и так. Но, на мой взгляд, лучше всего получается, когда писатель не пытается непременно угодить определенной аудитории, а в первую очередь пишет ту книжку, которая нравится ему самому. Что конечно же не означает того, что писатель может пренебрегать достоверностью, если он, например, пишет реалистичную повесть. А то бывает, что выпустит книжку, а та современные дети разговаривают на том языке, который был в ходу 30 лет назад, причем даже не у детей, а у книжных персонажей, выхолощенный такой, неживой язык. Это трудно, может поэтому все и пишут сейчас сказки, в каждой из которых непременно говорящий кот.
sl_serg
Feb. 2nd, 2016 05:55 am (UTC)
Благодарю, Вы ответили на мой вопрос. Живой язык - сложная тема и не каждому она дается.
nara_joyous
Feb. 25th, 2016 07:26 am (UTC)
Спасибо. Как раз то, чего не хватало.
( 13 comments — Leave a comment )