?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Конечно сравнивать два таких разных мультфильма не вполне корректно.


Во-первых, один из них американский, а второй - российский, то есть разные студии, режиссеры, подходы, только форматы продвижения похожи.
Во-вторых, один рассчитан на примерно десятилетних, то есть на 9-12 лет, а второй - на тех, кому 5-9 лет.
В третьих, в первом случае мы имеем дело с одной длинной историей, которая начинается в первой серии и заканчивается в последней, а во втором - с отдельными эпизодами, каждый из которых можно смотреть вне привязки к остальным.

Почему я всё равно пишу этот пост и всё же их сравниваю?
Во-первых, на библиотечном вебинаре были реплики слушателей о том, что "Гравити Фолз" "дети конечно смотрят", но "мне не нравится". Зато вот "Фиксики" - это "очень познавательный мультик", и он, как оказалось, нравится вообще очень многим, кто принимал участие в обсуждении.

Во-вторых, оба мультика рассчитаны на умных детей, на детей, которые интересуются, как и что в этом мире происходит: в одном главные герои ищут причину необъяснимых аномалий с помощью научного метода (а два главных героя - вообще гики-интеллектуалы), во втором исследуют принципы работы разных устройств и секреты технологий.

Вообще говоря, у обоих мультиков есть кое-что общее. Например, эстетика. И тот, и другой весьма далеки от канонов классической живописи. Говоря другими словами, страшненькие круглоглазые человечки из "Гравити Фолз" едва ли неприятнее, чем примитивно-гладкие огромноголовые непонятные существа "три-дэ" кислотных цветов из "Фиксиков". В "Гравити Фолз" больше деталей, в "Фиксиках" больше стремления сделать что-то "миленькое", но в общем оба варианта кажутся мне некрасивыми. Я люблю гротеск, авангард и все такое прочее, но в "Колыбельных мира" он мне нравится, а вот тут - совсем нет.

Многим родителям не нравится "Гравити Фолз" из-за обилия станных персонажей, все они "какие-то не такие", так что даже кажутся неприличными. Посудите сами, там есть мужик-русалка Русалд, группа мужикотавров (своеобразное воплощение кентавров), трехголовые мультимедведи, зомби, желтый говорящий теугольник с руками и ногами и много кого ещё. Я в принципе понимаю, почему могут не нравиться "мужикотавры", но при этом совершенно не готова понять, почему тогда "фикиспелки" (простите меня за это слово, я больше никогда его не произнесу, ибо оно чудовищно) кажутся приемлемыми? Разве это не столь же кошмарно, м? И разве "Папус", "Мася" и "Шпуля" звучит чем-то лучше, чем "Пухля", "Билл Шифр" или "Конфетный монстр"? Обилие чудовищных неологизмов - вот то, что выводит меня из равновесия при любом раскладе. Это при том, что мне очень нравится саундтрек "Гравити Фолз" и совсем не нравятся примитивные привязчивые мелодия про холодильники и телевизоры из "Фиксиков". Сделаем вывод, что это все дело вкуса. Как и многие другие нюансы.

Но есть тут один, который кажется мне принципиальным. Как устроены "Фиксики"? В каждой серии мальчик имеет дело с каким-то там домашним прибором, типа пылесоса, ломает его или ещё что, тут приходят фиксики, все ремонтируют и заодно рассказывают, как, например, пылесос устроен внутри. То есть наглядно как-то демонстрируют и комментируют. Значит ли это, что ребенок, который смотрит регулярно "фиксиков", сможет изобрести пылесос благодаря знаниям, полученным в ходе просмотра? Нет, уверенное нет! (То есть он может когда-то что-то изобретет, но по следам совершенно других событий и иного опыта.) Мультик в принципе не заточен под это - стимулирование самостоятельных исследований, овладение методами рационального мышления, решение изобретательских задач и другие нужные в наш самый инженерный и высокотехнологичный век штуки. Зритель этого мультика не развивает благодаря мультику свои "изобретательские мышцы", он просто расширяет эрудицию и сможет удивить бабушку чудесно разнообразными познаниями об устройстве предметов быта. При этом с большой вероятностью он не сможет починить их самостоятельно, когда они сломаются.

А что наш герой Диппер Пайнс? Тут совсем другое дело! В каждой серии, каждую минуту он решает какие-то загадки, пользуясь книжкой и собственным мозгом. Загадки не решенные кем-то заранее, загадки в принципе необъяснимые - он их берет и решает. Да, это фантастика, причем во многих эпизодах совершенно ненаучная. Но образ мальчика, который пытается самостоятельно (!) мыслить (!) нестандартно (!), собирать аргументы, чертить схемы и интеллект-карты, продумывать сложные стратегии, искать подсказки в книжке и вообще вести себя как начинающий исследователь нравится мне в разы больше, чем образ мальчика, который сидит и слушает, что ему быстро-быстро рассказывают фикисики кислотных цветов.

Есть и ещё один момент, который меня раздражает в одном мультфильме, зато радует в другом. Я очень не люблю "принципа стерильности" в воспитании. Мы, родители, должны создавать вокруг ребенка ощущение безопасности, ребенок должен быть уверен в безусловной нашей любви, но кто-то при этом остается честным со своим ребенком, а кто-то наоборот рисует "стерильную" картинку - такую, где никто не разводится, не умирает, не употебляет спиртное, не занимается сексом, не... - в общем, не делает всех тех "взрослых" вещей, которые вызывают лишние вопросы и сомнения. Так вот главный герой фиксиков - он как будто из такой стерильной реальности. Он вообще какой-то никакой. Те серии, что я видела, - ребенок сидит в квартире и занимается чем-то обыденно-скучным. А что герои "Гравити Фолз"? Они гуляют, самостоятельно исследуют пространство, помогают своему дяде в работе, устраивают (сами!) праздники и исследуют лес и другие тайные закоулки. Их детство не стерильно, они счастливые дети, которые пробуют, ошибаются, взрослеют.

Собственно в этом и состоит причина, почему я никогда не ругаюсь на ребенка, когда он смотрит "Гравити Фолз", и почему он не смотрит "Фикисков".
Впрочем, он смотрит новые серии мультика "Пин-Код", но это уже совсем другая история!

Posts from This Journal by “мультики” Tag

  • Культурные впечатления - 2017

    И последний пост с условными "итогами года". Расскажу о самых сильных, скажем так, культурных впечатлениях, о том, что радовало и…

  • Кирилл в новостях

    Оказывается, Кирилла вчера в местных новостях показывали, а у нас и телевизора-то нет :) Жаль, что спит уже, надо будет завтра ему показать.

  • Мультфильм про космос

    Раз сегодня у нас День космонавтики, то предлагаю посмотреть мультфильм про космос. Мультфильм создали дети и несколько замечательных взрослых -…

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
schadow
Mar. 15th, 2016 11:05 am (UTC)
не смотрела ни один из мультиков. и ребёнок тоже.
Пока первую часть поста читала постоянно фукала про себя.
А вот в двух последних абзацах больших - сразу с Вами согласилась. вот да. да и просто да.
dancerontheice
Mar. 15th, 2016 11:30 am (UTC)

Мне кажется, что это все-таки сравнение теплого и мягкого. Как сравнивать энциклопедию и художественную книжку про открытия. И что лучше? Энциклопедии - это не правильно?) Нет, просто у них разные цели и подача информации соответственно разная. Вот тут тот же случай. Фиксики, да, это не про процесс открытий и прочее техническое творчество. Это детский вариант передачи "как это работает". Что в целом, я считаю, тоже бывает нужно.

yuki_yu
Mar. 15th, 2016 11:58 am (UTC)
+1

eugeniashaffert
Mar. 15th, 2016 01:29 pm (UTC)
Да, теплого и мягкого. Мне бы не пришло в голову сравнивать, если бы я в очередной раз не встретилась с удивляющим меня массовым мнением о том, что Фиксики - хороший полезный познавательный мультик, а Гравити Фолз - ужас кошмарный и "мои дети такое не смотрят" (как вариант: "я запрещаю детям ЭТО смотреть").
anik_xr
Mar. 15th, 2016 11:45 am (UTC)
Мне кажется вам должен понравится мультфильм «Финес и Ферб»
eugeniashaffert
Mar. 15th, 2016 01:37 pm (UTC)
А там подходящая степень безумия? Мне нравились ранние серии "Время приключений", а потом, мне кажется, сериал как-то деградировал.
panda666
Mar. 15th, 2016 12:01 pm (UTC)
С удовольствием смотрю Gavity Falls в свои 37, совершенно не согласен, что он для 10-летних!
eugeniashaffert
Mar. 15th, 2016 01:29 pm (UTC)
Ну не для 10-летних, а от 10 лет, скажем так :)
yuki_yu
Mar. 15th, 2016 12:01 pm (UTC)
фиксики очень полезны как развитие технического мышления.
мальчик там тоже решает всякие задачки - как двойку из дневника вывести или как достать мамино колечко, которое в сифон упало. ребенок не должен сам пылесосы чинить, но и не должен быть полностью беспомощным перед лицом всякой бытовой мелочи.
мой ребенок научился микроволновкой пользоваться и накрепко запомнил, что железные предметы нельзя туда ставить - именно с помощью мультика.

Гравити Фолз с огромным удовольствием смотрели все вместе :-)
Не надо их сравнивать, "чем ворон похож на конторку" и что из них лучше, ворон или конторка?
eugeniashaffert
Mar. 15th, 2016 01:32 pm (UTC)
Видимо, мне просто не попадались серии, где мальчик действительно решает какие-то задачи. То, что мне попадалось, так это у мальчика что-то происходит, а потом приходят фиксики и рассказывают, как надо делать. Так чтобы мальчик проводил какие-то эксперименты, искал что-то в книжках, пробовал разные способы решения задачи - такого я не видела. Но если там есть, то хорошо.
Я в посте написала, что тоже не считаю сравнение корректным, оно вызвано лишь неоднократно встреченным мною в Интернете мнением о том, что один мультик хороший и полезный, а второй чуть ли не запретить надо.
yuki_yu
Mar. 15th, 2016 07:38 pm (UTC)
Мы закончили смотреть Гравити Фолз и очень жалеем что пока больше нету.
banga_73
Mar. 15th, 2016 12:22 pm (UTC)
Я люблю Ивасей, поэтому смирилась, что дети смотрят Фиксиков. Гравити Фолз никогда не видела, надо будет посмотреть и детям показать :-))) Спасибо.
afepucmka
Mar. 15th, 2016 12:37 pm (UTC)
Я вот мама ребенка, который в 4-7 лет как раз смотрел Фиксиков и с 7ми (сейчас дочке 8) смотрит и очень любит Гравити Фолз. Не очень понимаю, как тут можно сравнивать - это ж совсем разные вещи. Как соленый огурец и печенька. Что тут вкусно, а что не очень? :) На разный возраст, как мне видится, это раз. Совершенно разные задачи у мультов - это два.
Я дочери практически никогда не запрещаю что-то смотреть из мультиков по принципу "а мне не нравится". Если я не понимаю, что ее цепляет, то сажусь и смотрю хотя бы пару-тройку серий вместе. И сразу все ясно становится.
Просто есть вещи "прозрачные" типа того же Пинкода (который дочь тоже очень любит, кстати), и есть совершенно "инопланетные" типа Гравити Фоллз, или.. я как-то прям оторваться не могла - Удивительный мир Гамбола. Они вроде о понятном, но немного выворачивают мировосприятие наизнанку :)
Anna Kulyasova
Mar. 15th, 2016 12:58 pm (UTC)
Женя, подскажите - Пин код перестали выпускать журналом?
eugeniashaffert
Mar. 15th, 2016 01:36 pm (UTC)
Может быть, в последнее время не видела его в киосках.
eugeniashaffert
Mar. 15th, 2016 01:33 pm (UTC)
Я выше написала уже, почему решила сравнивать. Исключительно потому что много раз встречала мнение, что про фиксиков - это хорошо и полезно, а про Гравити Фолз - это прямо фу что за гадость.
afepucmka
Mar. 15th, 2016 01:45 pm (UTC)
Я все ж склоняюсь к мысли, что те, кто говорит "фу" просто его не смотрели )) Потому что если заглядывать в экран периодически, проходя мимо, то мульт действительно кажется каким-то безумным :).
У меня есть коллега, так мы с ним чуть не до криков спорим: он меня уверяет, что аниме - это ужасно, что у персонажей "мертвые" лица, не выражающие никаких эмоций. А я его никак не могу уговорить посмотреть хоть что-то из Миядзаки, потому что не в том дело-то совсем... Я не смотрел, но осуждаю, получается ))
dobraya_feya
Mar. 15th, 2016 01:02 pm (UTC)
Моя дочь тоже сначала смотрела "Фиксиков", а потом перешла на "Гравити Фолз". Но я ей вообще в принципе ничего смотреть не запрещаю, а сомнительные с моей точки зрения вещи смотрю вместе с ней.
eugeniashaffert
Mar. 15th, 2016 01:33 pm (UTC)
Да, у меня так же.
sportloto
Mar. 15th, 2016 01:11 pm (UTC)
...но при этом картинки такие уродливые, что даже после твоей похвалы все равно смотреть не хочется Гравити Фолз ))
eugeniashaffert
Mar. 15th, 2016 01:35 pm (UTC)
Ой, не говори, меня там не ужасает разве что говорящий треугольник :)
Кирилл так любит этих героев, что это не могло не отразиться на моей психике. Видимо, материнская профдеформация, как, знаешь, у девочек с розовыми волосатыми конями, в которых они играют.
Но сюжет там и впрямь очень удачный, интересный, юмор хороший, персонажи трогательные.
sportloto
Mar. 15th, 2016 01:45 pm (UTC)
Да, согласна, после нескольких лет начинаешь уже смотреть на этих пони как-то по-другому. Я вообще тут дошла - купила футболку с Хелло, Китти. Считаю, что могу уже и Гравити Фоллз смотреть. Прямо ты заинтересовала. Надо приобщиться! Мне вот, кстати, очень понравился мультфильм про бумажных друзей. Забыла, как называется.

У меня вот, кстати, серьезный вопрос. Как мне Таню после этих колдунов и зеркальных миров переключить на нормальную литературу-то? Муж у меня относится скептически. Я говорю ему, что я в ее возрасте читала Дюма, Скотта, Рида, а он говорит, что у нее теперь прямой путь к Лукьяненко, и что ребенка мы потеряли. Понятно, что если читаешь вслух, то это другое дело, но я "Трех мушкетеров" вслух не осилю.
eugeniashaffert
Mar. 15th, 2016 02:57 pm (UTC)
Ты не того человека спрашиваешь. Признаться, мне ни Дюма, ни Рид не кажутся чем-то таким, что непременно нужно читать. Особенно Дюма. Как по мне, так можно фэнтези, можно Дюму, а можно ни того, ни другого, поскольку то и другое - совсем не Достоевский по глубине и степени влияния на мировую культуру.
Дети действительно как начнут читать фэнтези, так и не могут закончить, но умные дети постепенно идут вглубь отталкиваясь именно от этих текстов - изучают всякую там "Песнь о Нибелунгах", культуру средневековья, мифологию и на этой вот базе потом отлично читают, например, Умберто Эко. Или, например, магический реализм начинают читать, Маркеса там или Амаду.
У девочек еще часто срабатывает когда от чтения Поллианны, повестей Фрэнсис Бернетт они постепенно переходят к Диккенсу и Гюго.
kladovayasolnca
Mar. 15th, 2016 04:27 pm (UTC)
А я как-то, вспомнив серию Фиксиков, с помощью иголки починила запавшую кнопку клавиатуры, так что, спасибо от моего гуманитарного мозга именно этим странным человечкам. Ну и вообще, как всё устроено, мне теперь, если что, лети объясняют:) Но мои мелкие, насмотревшись Фиксиков, перешли на Барбоскиных. как-то не думала, что для них актуальны проблемы многодетной собачьей семьи, а вот, поди ж ты...
Жду, когда дорастут до того,чтоб смотреть вместе Футраму и Симпсонов.
yuliaam
Mar. 16th, 2016 05:32 pm (UTC)
Мы благодаря твоему предыдущему посту про "Гравити Фолз" с сыном вместе посмотрели все серии. Мне очень понравился и Диппер и его сестра. И вот эта "нестерильность" воспитания, про которую ты пишешь, тоже очень понравилась.
( 25 comments — Leave a comment )