?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что плохо у нас в школах, так это отсутствие специальных занятий по развитию навыков смыслового чтения. Учителя конечно многое стараются делать - учат работать с толковыми словарями, составлять план текста, определять жанр и тему, но поскольку специальных часов на подобную работу с текстами разных жанров не отведено - то и результат соответствующий, что успели - то успели. Например, практически нет ситуаций глубокого чтения научно-популярных и просто научных текстов. Чтения с использованием разных стратегий, специально подготовленных опросников, послетекстовой работы. Что получается в итоге? Получается ученик, который не дочитывает / не понимает задание в учебнике, текст задачи или другой учебный текст. Нет, может быть ваш личный ребенок это умеет и делает, и его друзья тоже, тут, в ЖЖ, дети вообще сплошь выдающиеся, не то что у меня дома, но вообще не раз и не два разные учителя говорили мне, что это очень распространённая проблема. Мои знакомые зовут ее почему-то "невнимательность". А мне чем дальше, тем больше кажется, что это никакая не "невнимательность", а просто отсутствие важного читательского навыка, на развитие которого не отводится достаточно времени. И чтением ста пятидесяти томов "Котов-воителей" его, к сожалению, не разовьешь.

Такое длинное пафосное вступление на самом деле к тому, что очень хочется подготовить целый комплекс дидактических материалов для подобных занятий, пусть пока даже не оригинальных, а хотя бы, для начала, на основе распространённых англоязычных методик. Например, я ни разу не встречала в наших школах удобных шаблонов для читательских дневников, адаптированных к жанровой системе или структуре текста. Ведь понятно, что писать отзыв на повесть, рассказ и статью надо по-разному, что одно дело - фантастика, другое - школьная повесть и третье - нон-фикшн. Но шаблон-тетрадка для всех одинаковый.

В общем, вот готовые шаблоны для послетекстовой работы с текстами жанра нон-фикшн. За подготовку дружно благодарим tusjarija, за идеи - американских учителей, ну и меня заодно, тоже за что-нибудь.

Эти и другие шаблоны можно скачать и распечатывать на сайте Вики-Сибириады на странице мастерской "Читаем научно-популярную литературу с детьми" (скроллим вниз, ближе к концу страницы). Может пригодится учителям, библиотекарям, родителям.

И сразу вопрос: нужны вообще вот такие штуки? Полезны ли вам и вашим детям, как считаете?
Потому что есть идея сделать наборы карточек с научно-популярными текстами и разными заданиями к ним по смысловому чтению, но не могу определиться, надо это кому-то или все всё сами умеют / учатся этому в школе? Или это все уже есть и лежит где-то готовое, просто я не знаю?

Posts from This Journal by “занятия с ребёнком” Tag

Comments

( 55 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
miron_ka
Mar. 24th, 2016 07:25 am (UTC)
Нигде такого не встречала! Мне идея нравится. Спасибо.
miron_ka
Mar. 24th, 2016 07:27 am (UTC)
а со ссылкой все в порядке? страница не грузится.
(no subject) - eugeniashaffert - Mar. 24th, 2016 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - miron_ka - Mar. 24th, 2016 07:42 am (UTC) - Expand
sweety_sv
Mar. 24th, 2016 07:45 am (UTC)
По-моему, это полезно! И симпатично! Спасибо. Мы с ребенком читаем много нон-фикшена. Попробуем на этих листах сдать читательский дневник, он у нас в школе в свободной форме.
l_mouse
Mar. 24th, 2016 07:50 am (UTC)
Я считаю, что это очень полезная тема. Я не жалуюсь на нашу школу, считаю, что у нас все достаточно хорошо, могло бы быть и хуже. Но даже при таком подходе ощущаю нехватку знаний по работе с текстом. Считаю, что эти знания добавили бы осознанности в выполнении письменных работ.
feruza
Mar. 24th, 2016 07:51 am (UTC)
очень интересно. Я даже на саму себя прикинула это.
magnolia1985
Mar. 24th, 2016 07:58 am (UTC)
Женя, а что имеется ввиду под "структурой текста" (отзыв о статье)?
eugeniashaffert
Mar. 24th, 2016 08:02 am (UTC)
Не придумала пока адекватный русский аналог. Предполагается, что читатель определит, как выстроен текст внутри:
- последовательное описание (напр., процесса)
- сравнение и сопоставление
- причинно-следственные связи
- проблема и решение проблемы
- описание
Или сразу несколько этих типов вместе в одном тексте.
(no subject) - magnolia1985 - Mar. 24th, 2016 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Mar. 24th, 2016 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - sportloto - Mar. 24th, 2016 01:12 pm (UTC) - Expand
streich
Mar. 24th, 2016 08:03 am (UTC)
нужны и полезны. я не встречала.
kalamutka
Mar. 24th, 2016 08:05 am (UTC)
Для младших школьников (дошкольников), мне кажется, лучше вести дневник в форме рисунков.
eugeniashaffert
Mar. 24th, 2016 11:31 am (UTC)
Дневник хоть в какой форме можно вести, хоть на глиняных табличках клинопись выдавливать. Это не отменяет того, что навыки смыслового чтения очень важны и нуждаются в отработке вот в такой или какой-нибудь ещё форме. Рисунками это, к сожалению, не заменишь, это работа именно с текстовым материалом, как мне кажется. Впрочем, может я чего-то важного о методике не знаю. Но совершенно уверена, что начинать нужно уже в младшей школе.
al_1113
Mar. 24th, 2016 08:09 am (UTC)

Очень хорошая идея!)

glasha_zast
Mar. 24th, 2016 08:14 am (UTC)
я работаю с подобными бланками, но для того чтобы ребенок стал заполнять их, нужна подготовительная работа. Уточняю - ученик навыками чтения и понимания текста должен уже обладать. С бухты-барахты он не воспримет их, точно также как и обычный читательский дневник
eugeniashaffert
Mar. 24th, 2016 11:20 am (UTC)
Да, тысячу раз верно. Это лишь часть одной большой стратегии, которая включает упражнения перед чтением, упражнения во время чтения и послетекстовые задания. Вот это как раз одно из таких.

Edited at 2016-03-24 11:22 am (UTC)
ksun_scher
Mar. 24th, 2016 08:26 am (UTC)
Спасибо!

Да, очень полезно. Очень бы хотелось комплексное пособие :) Пока встречала вот такие пособия по Смысловому чтению http://www.labirint.ru/books/436725/ (это для только-только начинающих читателей)

Edited at 2016-03-24 08:28 am (UTC)
yuliaam
Mar. 24th, 2016 08:37 am (UTC)
Женя, очень надо! Если ты это сделаешь, то я буду не просто благодарна, а даже не знаю как благодарна! Мне из уже готовых понравился особенно "Смотрите, что я прочитал". По-моему, можно попробовать будет на своем ребёнке.
solirina78
Mar. 24th, 2016 09:06 am (UTC)
Попробую с Марусей, интересно
funtik_funtia
Mar. 24th, 2016 09:10 am (UTC)
какая отличная идея!
сайт не работает, к сожалению, но это прекрасный вариант читательского дневника. летом в таком виде и будем его вести.
amfelorik
Mar. 24th, 2016 09:34 am (UTC)
У нас на собрании второклассников учитель как раз отмечала неумение дочитывать до конца задачу или непонимание условий заданий. Отсюда результаты контрольных...слабые. Она честно сказала, что не знает что делать.
И да, считается, что это невнимательность.

Наборы карточек с заданиями - очень надо! .
julug
Mar. 24th, 2016 10:40 am (UTC)
очень интересно, спасибо. я покажу сыну.
мы без школы пришли к тому, что нужно учить осмыслению книг. не всего прочитанного, но хоть одной из пяти.
начали просто с рецензий - но сына никто не учил писать рецензии и вышло у него ужасно. зато в конце он придумал поставить книге оценки по нескольким разным категориям - вот это мне понравилось.
и тогда я разработала опросник по книге, старалась чтобы и было о чем подумать и увлекало - на него сын отвечает охотно.
eugeniashaffert
Mar. 24th, 2016 11:19 am (UTC)
Интересно было бы посмотреть ваш опросник!
(no subject) - julug - Mar. 24th, 2016 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - sportloto - Mar. 24th, 2016 01:14 pm (UTC) - Expand
limetta
Mar. 24th, 2016 10:44 am (UTC)
у меня неоднозначное отношение к подобным вещам. Ну то есть я бы не была уверена, что читая в своем детстве заполняла бы подобные штуки и продолжала бы дальше с увлечением читать. Некий канцеляризм и обязалово убивают радость чтения.
eugeniashaffert
Mar. 24th, 2016 10:48 am (UTC)
Это вообще не про радость чтения, а про развитие и закрепление навыков смыслового чтения. Для радости можно читать что угодно и как угодно без всяких дневников, это не отменяет, да, "обязаловки" учиться и научиться анализировать и глубоко понимать текст. Как примеры на закрепление таблицы умножения.
orange_yozhik
Mar. 24th, 2016 10:52 am (UTC)
Отличные карточки, спасибо
petrovaks
Mar. 24th, 2016 12:15 pm (UTC)
Это очень важно и нужно! У меня дочь читает много и с удовольствием, в лицах пересказывает художественные произведения, но учебник... Прочитает параграф, я начинаю задавать вопросы по учебнику - молчание в ответ. Ну как так? Только что же прочитала текст! Я пытаюсь понять, что это и как с этим бороться. Придумала пока только карандашом подчёркивать основное по мере прочтения и тетрадку "справочные материалы", куда это основное потом выписывать, можно в виде таблиц или вообще рисунков, лишь бы понятно было. Осталось убедить её, что это нужно, а то ведь лень и в школе такого не задавали!
За год убеждения в пользе читательского дневника прогресс достиг того, что она хотя бы записывает автора, название и главных героев, ура! Лучшее, конечно, впереди!
Спасибо за шаблоны, будем пробовать!
slonulita
Mar. 24th, 2016 12:33 pm (UTC)
Это очень интересно и полезно! Спасибо большое!
tiltil
Mar. 24th, 2016 03:49 pm (UTC)
По-моему очень интересно, только непонятно как к этому подступиться. Т.е. надо начинать еще с чего-то, а не сразу с карточек, наверное. Как тут уже кто-то писал это должна быть часть системы.
eugeniashaffert
Mar. 24th, 2016 03:52 pm (UTC)
Да, это часть работы, причем заключительная. Любая стратегия чтения делится на три смысловые части: предтекстовая работа, работа во время чтения текста и послетекстовая. Вот это как раз одна из возможных частей последней, послетекстовой работы. Но если с детьми регулярно заниматься смысловым чтением и разбирать глубоко тексты, то они довольно быстро научаются заполнять такие опросники без посторонней помощи.
fistik2104
Mar. 24th, 2016 11:11 pm (UTC)
Спасибо за тему, она очень редко (почти никогда) обсуждается почему-то, ну или мне не встречаются подобные обсуждения. Да, в российской школе не учат (не учили) ни читать, ни писать тексты. И это огромная проблема. Вернее, не учат этому эксплицитно. Если отбросить красивые рамочки и шрифты, то вся информация, имеющаяся на этих шаблонах, наверняка закопана где-то в российских учебниках русского языка и литературы. Но именно закопана и воспринимается, как второстепенная. Для нас, воспитанных советской \ российской школой по-прежнему русский язык - это о том, как грамотно (т.е. без орфографических ошибок) писать, а литература - это набор художественных текстов и биографии писателей. И да, на западе (в частности, в Америке) специально и отдельно учат работать с информацией, с текстом, понимать написанное, а также составлять собственные тексты разных видов. Другое дело, что учат тоже не всегда хорошо и вот эти вот шаблоны часто превращаются в то, что называют busy work, то есть такая видимость бурной деятельности, которая на самом деле сводится к механическому заполнению разных красивых бумажек, которые потом можно кому-то предъявить - вот, смотрите, работа проделана, результаты красивы и опрятны. Что при этом в голове у ученика, по-прежнему, никому не известно :-)) В общем, рассматривать эти шаблоны как панацею я бы не стала. Но для детей, которые любят, чтобы все было красиво и в рамочке - это дополнительный стимул.

Насчет карточек с текстами, мне кажется, что искать главную мысль в тексте, который тебе ни за чем не нужен, просто как упражнение - это очень скучно и малоэффективно. Я бы использовала эти шаблоны с текстами, которые нужно прочесть для учебы - по истории или биологии и т.д.
eugeniashaffert
Mar. 25th, 2016 07:45 am (UTC)
Конечно одними готовыми бланками проблему не решишь и ребенка не научишь, думаю, что всем это в принципе понятно.
yulanta
Mar. 25th, 2016 12:28 am (UTC)
Спасибо! Очень востребовано. Я похожие штуки встречала на английском и сокрушалась, что нет такого же на русском.

У нас вот такое на английском (там есть иллюстрации для вдохновения):
http://www.schofieldandsims.co.uk/product/410/reading-comprehension-for-key-stage-1 (это для 4-7 летних)
http://www.schofieldandsims.co.uk/product/412/reading-comprehension-for-key-stage-2 (это для 8-11 летних)

Т.е. глобальная идея -- тренировать детей воспринимать различный текст (статьи научные, художественные отрывки, стихотворения, рекламы, афиши и т.п.). Соответственно, можно не начинать сразу с книг, а предлагать вот такие короткие отрывки.
oksama
Mar. 25th, 2016 07:41 am (UTC)
Очень интересно, спасибо.
У нас со следующего года, во втором классе, у младшей планируется смысловое чтение. Пособия покупаем из этой серии:
http://www.labirint.ru/series/31239/
Школа самая простая, но очень хороший учитель.
eugeniashaffert
Mar. 25th, 2016 07:44 am (UTC)
Я эти пособия видела, но мне они не понравились. Очень примитивные - из множества разнообразных заданий на смысловое чтение, та практически только ответы на вопросы по тексту. Другое дело, что альтернативных нет.
(no subject) - oksama - Mar. 25th, 2016 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Mar. 25th, 2016 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - oksama - Mar. 25th, 2016 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Mar. 25th, 2016 08:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - glasha_zast - Mar. 31st, 2016 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Mar. 31st, 2016 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - glasha_zast - Mar. 31st, 2016 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Mar. 31st, 2016 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - glasha_zast - Mar. 31st, 2016 12:23 pm (UTC) - Expand
sweety_sv
Mar. 26th, 2016 05:02 am (UTC)
Евгения, здравствуйте! На сайт так и не удается попасть, к сожалению. Может быть, эти замечательные шаблоны выложены еще где-то или их можно получить по почте? Спасибо!
eugeniashaffert
Mar. 26th, 2016 05:34 am (UTC)
Можно конечно на почту, это не проблема совершенно, А не могли бы вы попробовать набрать в поисковике "Вики-сибириада", просто попробовать? Мне странно прямо, почему многие не могут зайти на сайт, на который я вообще без единой проблемы захожу.
(no subject) - sweety_sv - Mar. 26th, 2016 05:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - kishilawyer - Mar. 28th, 2016 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kishilawyer - Mar. 28th, 2016 06:18 pm (UTC) - Expand
puhloha
Apr. 17th, 2016 10:03 am (UTC)
Спасибо! интересные материалы. Есть,о чём задуматься.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 55 comments — Leave a comment )