?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В день по книге

Вальтер Моэрс. Румо, или Чудеса в темноте. - М.: Эксмо, 2016.

Книга с линейным сюжетом, без сложных диалогов и претензий на особенную мудрую философию, про некоего боевого пса, который родился, вырос, а потом стал героем и всех спас, с первого взгляда не должна быть особенно глубокой и неожиданно интересной. Однако это как раз тот случай, когда "первому взгляду" доверять не стоит.

Преданные читатели немецкого мэтра фантастического жанра, Вальтера Моэрса (которого издавали в России то как «Моэрза», то как «Мерза»), в этом году наконец-то дождались обещанных чуть ли не три года назад романов из цикла про Цамонию, снабжённых выразительными авторскими иллюстрациями. Первый (на самом деле это третья книга цикла) – «Румо, или Чудеса в темноте», написанный ещё в 2003 г., пополнил серию «Книга-фантазия» издательства «Эксмо». 600-страничный том представляет нам фэнтези (ту его разновидность, которая зовётся "тёмным фэнтези"), главным героем которого является рогатый пес, а точнее – вольпертингер по имени Румо.

Автор мастерски копирует и одновременно пародирует (да, он уместно и остроумно шутит, хотя и не так много,как в других книгах) приключенческий роман, обращаясь к самым разным образцам жанра, от средневекового авантюрного романа до приключенческой классики XIX в. Кстати, это единственная книга цикла о Цамонии, подписанная самим Моэрсом. Все остальные «сочинил» вымышленный автором цамонийский хроникер, видимо, героический жанр оказался ему не по силам.



Моэрс изящно использует расхожие мотивы из мифологии и средневековых текстов (критики находят в книге самые разные реминисценции, начиная от «Песни о Нибелунгах» и заканчивая «Видениями Тунгала»), объединяя в одном произведении авантюрный роман и героический эпос: его герой – в первую очередь боец (без малейшего намёка на остроумие, изящество или пристрастие к красивым вещам), в первой книге он занят поиском предназначения, собственным образованием и воспитанием, а во второй, подобно Орфею, отправляется в подземный мир ради спасения любимой, проходит через целую серию испытаний и добывает волшебный артефакт, по силе и действию вполне сравнимый с тем самым кольцом всевластия. А вот зло, которое побеждает Румо в компании друзей, вполне человеческое, хотя и чрезмерно масштабное - никакого условного Саурона, просто на редкость отвратительные существа, которые любят смерть, уродства, издевательства, безумие и преступления. И их в книге немало!



Роман, помимо основной сюжетной линии, переполнен дополнительными подробностями: описаниями географии выдуманного автором мира, его необычайных жителей и их особенностей – кстати, никого похожего на жителей Цамонии читателям до сих пор не встречалось, даже если читатели эти – знатоки фэнтези. Упоминая новую деталь, вводя в действие очередного персонажа, автор надолго останавливается и сообщает массу дополнительных сведений, так что чтение не получится быстрым – оно слишком насыщено мифами и историями, произошедшими в неопределенные, давние-давние цамонийские времена, и ни одну из них совершенно невозможно пропустить, так они любопытны. Вы побываете внутри головы эйдеита Колибриля (того, у которого несколько мозгов, поэтому он ученый) и посмотрите, как выглядела бы Диссертация, будь она Городом, превратитесь в кровяные клетки и полазаете вдоволь внутри чужого организма, посетите Туманный город, в котором живёт Туман очень странной природы, пройдётесь по стране гномиков-добротышек... Ближе к концу книги вы подумаете, что автор не слыхал о такой штуке, как "второстепенный персонаж", у него в книге просто нет таких! Каждый чем-то да значим, у каждого своя охапка интересных моментов, без которых книга была бы неполной. И картинки, много замечательных неповторимых авторских картинок!



Эта манера автора, надо сказать, очень завораживает, почти до самого конца пытаешься уследить за этим множеством линий, историй и рассказиков, и только ближе к концу понимаешь, как многого автор не рассказал! Да про тех же вольпентингеров, главных героев книги. Например, мы так и не узнаем, как устроены их семьи и почему щенки почти всегда оказываются выброшенными в лес. Таких вопросов без ответов оказывается множество. И автор вроде бы не обязан на них отвечать, они не принципиальны для главной линии сюжета. Но ведь он сообщает столько второстепенного, просто интересного и любопытного об этом мире, что начинаешь невольно задумываться: почему тут рассказал столько интересного, а там пропустил? Определённый смысл в этом есть, он в нюансах и акцентах, просто, видимо, я из тех читателей, кого бы не смутили ещё 200 дополнительных страниц, специально для второстепенных персонажей и дополнительных деталей.

Стоит ли читать детям? Пожалуй, кому уже есть 12 лет и кого не испугает такой до предела насыщенный текст. А то ведь можно начать и завязнуть на первой сотне страниц, когда самое интересное ещё и не думало начинаться.

Следующая книга фэнтезийного цикла «Цамония» – «Город мечтающих книг» - уже появилась в продаже. Ждём ещё одну - «Лабиринт мечтающих книг».

Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/524322/

Posts from This Journal by “книги для меня” Tag

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
frometta
Apr. 14th, 2016 02:35 pm (UTC)
А ты разобралась в порядке книг? Как их надо читать, в какой очередности?
eugeniashaffert
Apr. 14th, 2016 02:37 pm (UTC)
А в любой. Как "Миры Крестоманси", например. там самостоятельные сюжеты, один другой не повторяет, вот разве что про книги - это трилогия, то есть начинать надо с "Города мечтающих книг". А вот читать ли сначала про книги или про Румо - вообще дело вкуса и личных предпочтений.
frometta
Apr. 14th, 2016 03:57 pm (UTC)
Спасибо, поняла)
( 3 comments — Leave a comment )