?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Три недели назад обещала сделать обзор сразу нескольких книг для подростков - и ушла работать. Работы по-прежнему много, но обзор я сделаю, потому что писать про книги я люблю больше, чем писать комментарии к студенческим заданиям :)

Если в прошлый раз речь шла о книгах для младших школьниках, и я сетовала на явный недостаток хороших новых книг для 7-10-летних, то к книгам для 10-16-летних, то есть подростковой литературе, у меня другие претензии.

Первая состоит в том, что едва ли не 4/5 из неё составляет разного рода фантастика, зачастую совершенно ненаучная и, что ещё хуже, вообще не выдающаяся. Средняя так-себе-предсказуемая фантастика, со множеством клише и штампов, с одинаковыми героями и постоянной беготней. Вторая же в том, что всё остальное, что у нас есть - это "школьная повесть" (её современный аналог) или "проблемная книга" про подростка, которого никто не понимает, а он на самом-то деле - и так далее.

При этом в подростковой литературе сейчас всё сильно лучше, чем во многих других местах: каждый год появляется несколько хороших и даже, пожалуй, великолепных книг для этой аудитории разных тем и жанров (в том числе уже упомянутых выше), чему немалым образом помогает "Книгуру" (вот сколько книг "в бумажные вывели": http://kniguru.info/laureatyi), конкурс "Новая детская книга" (благодаря которому появилась масса российской подростковой фантастики) и то, что именно в этом сегменте нет засилья переизданий, в отличие от дошкольной и младшешкольной литературы, которую в большинстве случаев переиздают из-за картинок. Так что подростковое если и переиздают, то чаще всего очень хорошее, например, "Что к чему" Фролова или там "Будь здоров, школяр" Окуджавы. Подобный подход к переизданиям вообще кажется очень продуктивным: выбрать и вернуть читателям самое-самое лучшее, задать высокую планку современникам, а не перештамповать все-все советские детские книжки, поскольку их все равно купят, даже если в десятках из них совсем не талантливые тексты.

Ряд впечатлений от относительно новых книг для подростков, которые я прочитала в феврале-апреле 2016-го года:


http://www.labirint.ru/books/518355/
Эдуард Веркин. ЧЯП. - М.: Эксмо, 2016.
Любимые темы Веркина - жизнь российской провинции, проблема выбора между условными "материальным" и "духовным" и утверждение темы "Самые главные вещи - это не вещи" воплотились в этот раз в повести про одно лето. Автор выбрал расхожее клише (и, кстати, сам же над ним посмеялся в книге): московский подросток приезжает на летние каникулы к бабушке в маленький городок, знакомится там с очень примечательным персонажем (и не с одним) и узнаёт что-то новое о себе и о мире, пробует, ошибается, делает окончательный выбор - в пользу доброго и правильного (иначе это не Веркин). Как всегда, герой эволюционировал от хорошего к лучшему, а писателю вновь хватило таланта показать это по-настоящему убедительно, честно.
Знакомый главного героя Синцова - ЧЯП - оказывается коллекционером, точнее даже коллекционером-предпринимателем. Он собирает монеты, значки, вообще всякий доступный антиквариат, а после продаёт его, обеспечивая себе и семье на редкость хорошие барыши. При этом сам ЧЯП еще подросток, а мир коллекционеров полон жадности, страсти, одержимости, странных случаев и психических девиаций. Многие собиратели годами охотятся за редкостями, а потом вдруг обнаруживают, что жизнь прошла мимо, у других - другие печальные истории.
Синцову предстоит узнать и понять этот мир, а также столкнуться с Царяпкиной, углубиться в историю талантливых (или не очень) братьев Дятловых, побывать в зараженной местности и решить, что делать с настоящим золотым червноцем (я кстати сразу догадалась, что именно, я же знаю Веркина).
Несмотря на некоторую нестыковку в финале (впрочем, надо поспрашивать врачей), книга кажется очевидной удачей как в контексте творчества Веркина, так и на общем фоне всей нашей литературы для подростков. Читателям от 13 лет.


http://www.labirint.ru/books/519751/
Наталья Корсакова. Виновата тайна. - СПб.: Астрель, 2016.
Со школьной повестью для подростков нынче творятся странные вещи - с одной стороны, пишутся и издаются отличные книги, вроде "Подсказок больше нет", с другой, девять из десяти текстов начинаются с одной и той же завязки: в класс приходит новенький или новенькая (подозреваю, что оставшийся, девятый текст - он как раз о летних каникулах в гостях у провинциальной бабушки). Так и в этой книге: девочка Лена - новенькая в своём классе. Дальнейшая история тоже предсказуема: происходит столкновение с лидерами класса, какие-то разборки, которые в конечном итоге заканчиваются хорошо, а героиня (герой) в конце даже находят свою любовь.
Именно эта книга показалась мне неудачной не из-за своей предсказуемости (в конце концов, девицы-подростки с удовольствием прочитают ещё сто двадцать пять книжек на эту тему) или расхожей на сегодняшний день стилистики (ироничная остроумная девица-подросток рассказывает историю с хорошим юмором и без лишних затей), а из-за того, что автору оказалось мало одного шаблона. Помимо стандартной школьной повести он попытался поместить в книгу ещё и стандартный детектив из тех, где условный мститель или "маньяк" все преследует жертву, в конце привязывает ее к стулу в заброшенном здании (где конечно же везде расклеены фотографии и горят свечи), а в самую последнюю минуту... - ну, вы поняли, да?
Читатель в моем лице ближе к концу совсем уж расстроился, хотя конечно же целевая аудитория книги будет вряд ли так же удручена, у них другие читательские потребности и претензии, чем у меня.
Сильно подозреваю, что книга готовилась в серии "Средняя школа №", которая по каким-то причинам "не пошла", а вышла в другой обложке, по дизайну соответствующей сериям mainstream, которые лучше продаются.


http://www.labirint.ru/books/519689/
Джоан Робинсон. Когда здесь была Марни. - СПб.: Азбука, 2016.
Книга, написанная в середине 60-х гг. впервые вышла на русском языке. В ней мало действия, но много внутренних монологов, созерцания, фантазий и детского несчастья. Главная героиня - Анна - приёмный ребёнок, который никак не может адаптироваться. Она не дружит с детьми, не может сблизиться со своей новой семьёй, скрывает свои чувства, очень боится, что на неё вдруг обратят внимание, очень страдает, что на неё никто не обращает внимания... Её опекунша, "тётушка", на самом деле от души старается, но пробиться к Анне не так-то просто, да и школ приёмных родителей тогда не было - кто ж знал-то, как делать правильно? Анну, которая к тому же без конца болеет, отправляют в деревню поправить здоровье, подышать морским воздухом.
Именно в деревне Анна находит подругу, которая то ли есть, то ли её нет, такую же одинокую, заброшенную, никому на самом деле не нужную, кроме неё, Анны. Марни становится зеркалом, в котором Анна смогла увидеть саму себя, осознать свои чувства и мечты, признаться, что ей на самом-то деле нужны любовь и принятие, а ещё она готова простить всех - бабушку и маму, которые умерли, "тетушку", деревенскую пару, у которой она живёт.
Книга так хороша! Пейзажи и монологи главной героини, непонятость и недолюбленность детей, их чувства и поиски настоящего друга - все это может быть сюсюкающей мелодрамкой, а может быть литературой. Автору удалось, на мой взгляд, второе.
Говорят, что экранизация книги, выполненная студией Гибли, тоже получилась. Потом посмотрю как-нибудь.


http://www.labirint.ru/books/524799/
Чарльз де Линт, Чарльз Весс. Кошки Дремучего леса. - СПб.: Азбука, 2016.
Авторская сказка или фэнтези для читателей от 10 лет и старше - здесь принадлежность к одному из указанных жанров весьма условна, я склоняюсь к первому. Линт - мастер, у него живые герои, оригинальные сюжеты и, что я больше всего люблю, мудрые диалоги. Вообще говоря, кошек в этой книге не так уж и много (хотя без них ничего бы не получилось), главная героиня - маленькая отважная девочка, а ещё вам встретится колдунья-опоссум, хитрый говорящий лис, целая деревня людей-медведей, древесный человек и много других чудес. Девочке придётся изменить ход событий, а это оказывается чревато серьёзными последствиями для всей истории - да-да, в очередной раз мы имеем дело с художественным воплощением популярной теории взмаха крыльев бабочки. Воплощение выше всех похвал.
Де Линт не такой уж знаток мифологии, хотя ни одна его книга не обходится без отголосков разных сказочных традиций - здесь, например, звучат кельты и индейцы, вот такое вот сочетание. Сюжет он выстраивает вполне канонично - есть там путешествие, испытание, важные вопросы, волшебные помощники, плата за добро и за зло, хороший мудрый конец, в котором заложено обещание продолжения. Надеюсь, что и вторую книгу цикла выпустят, там ведь ещё такие иллюстрации! Невероятные просто!


http://www.labirint.ru/books/498330/
Екатерина Польгуева. За секунду до взрыва. - М.: Время, 2016.
Повесть о гражданской войне и подростках какой-то неизвестной нам страны - правильнее сказать, что это книга с фантастическим элементом. Другое дело, что фантастика слишком явно отсылает нас к конкретной политической ситуации и конкретным конфликтам.
Дело происходит в некоей выдуманной стране, в Восточной Европе, видимо, на Балканах. Там сначала наступила независимость, потом национализм и геноцид русских и, наконец, гражданская война, в ходе которой русские объявили независимое государство и теперь воюют с условными "нерусскими", без устали бомбят тот самый город, где живёт главная героиня. Параллели проводятся в недавним конфликтом в Сербии, а современные читатели сравнивают, я видела, с ситуацией на Донбассе.
Надо сказать, что ко всей этой истории у меня двоякое отношение: с одной стороны, я понимаю, как важно попробовать осмыслить и попробовать понять ситуацию, пусть даже не опираясь на факты, а попытавшись эмоционально соприкоснуться с героями, с другой, мне не нравятся слишком очевидные исторические параллели, которые можно провести на базе этого текста, они ведь тоже выражают субъективную точку зрения автора. Тем более, что автор талантлив, в книге живые и настоящие герои, хорошие стихи, крепкий сюжет, правда с некоторым количеством роялей в кустах и случайных совпадений, спасающих героиню "в самый нужный момент". Вроде бы в книге есть попытка честно показать, что в гражданской войне страдают обе стороны, и больше всех именно те, кто не виноват вообще - дети, подростки, но вот постоянно есть ощущение, что одни как-то правее и правильнее других именно в этой истории, а то, что в книге с элементами фантастики действуют очень симпатичные русские и весьма неприятные лицемерные европейцы и американцы делает повествование каким-то конъюнктурным.
В общем, я бы хотела с кем-нибудь об этом поговорить, но я не люблю говорить о политике, поскольку мало что в ней понимаю (да, я и о физике не люблю говорить по той же самой причине), но может статься, что я не очень понимаю в литературе и в этой конкретной книге, и прочитала в ней не то, что хотел, допустим, автор.


http://www.labirint.ru/books/524852/
Кристине Нёстлингер. История одной семейки. - М.: Самокат, 2016.
Та самая проблемная книга, где подросток бунтует, плохо учится, ищет себя и влюбляется. Главное моё удивление: повесть середины 70-х годов звучит на удивление современно, за исключением ряда незначительных деталей, всё как сейчас. Видимо, это благодаря хорошему переводу (переводила кстати Дарья Вильке, автор "Шутовского колпака"). Говоря "хорошему" я в первую очередь имею в виду соответствие описываемым реалиям, а если кто вдруг за чистоту русского языка и запрет выражения "на фиг", то лучше такое и вовсе не читать, там подросток прямо вот вслух говорит "какого хрена". Но это на самом деле вообще не главное, а главное в том, что Вольфганг Обермайер живет в семье с восемью женщинами, очень плохо учится и не знает толком, что он и зачем. Книга как раз и посвящена тому, как подростку об этом узнать и через что предстоит пройти. Параллельно автор рассказывает много очень точных вещей о семье и отношениях в ней: кто что чувствует, кто кому лжет, что вообще должно быть, чтобы семья не казалась, а была счастливой.
Книга развязная и нахальная, как подросток, смешная и трогательная, как он же, и с хорошим надежным концом.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
lisush
Apr. 25th, 2016 07:09 pm (UTC)
Какой, однако, Веркин плодовитый...
eugeniashaffert
Apr. 25th, 2016 07:12 pm (UTC)
Да не сказала бы. Просто сейчас бросились его издавать.
А потом у Веркина есть два типа книжек: легкие детективы, которые "ради сюжета" и героев с инженерной жилкой, и серьезные подростковые книжки. Эта вот из вторых, хотя мне и первые вполне удачным чтением для младших школьников кажутся.
lisush
Apr. 25th, 2016 07:14 pm (UTC)
Да это я в Лабиринте поиском воспользовалась - 66 книг. Понятно, переиздания в том числе, но все-таки.
eugeniashaffert
Apr. 25th, 2016 07:16 pm (UTC)
Не в том числе, а большинство. Одна "Кошка ходит поперек" раз пять издавалась и детективы уже на третий раз в третьей серии с новым оформлением.
А самых прекрасных "Кусателя ворон" и "Через сто лет" нету.
klarissa45
May. 15th, 2016 10:59 am (UTC)
"Кусателя ворон" и "Через сто лет" еще можно купить в магазинах "Читай город", причем эти магазины по всей Москве и по всей России, наличие можно посмотреть на сайте.
Я куплю и с удовольствием почитаю.
Спасибо Вам, Евгения, за рекомендацию.
maiorova
Apr. 25th, 2016 07:34 pm (UTC)
Как мне Нёстлингер понравилась, в который раз. Вот родная же душа.
forest1333
Apr. 25th, 2016 08:49 pm (UTC)
А мне вот серия книг о Гарри Поттере нравится, как ни крути. Как начинал её читать ещё в школьные годы, так и влюбился.
eugeniashaffert
Apr. 26th, 2016 05:00 am (UTC)
Мне тоже нравится. Но мне и много других книжек нравится.
kisunika
Apr. 26th, 2016 05:52 pm (UTC)
ЧЯП мне очень понравился. просто ОЧЕНЬ.
oli_zab
Apr. 27th, 2016 07:48 pm (UTC)
Мне в свое время не понравился Облачный полк. С тех пор Веркина даже попробоыать почитать не хочется. А книгой Нестлингер заинтересовала.
digestlj
May. 7th, 2016 02:39 pm (UTC)
А какую книгу можно читать парню 25 лет, у которого умственное развитие как у подростка? Просто любит играть в компьютерные игры и деградирует
( 11 comments — Leave a comment )