?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С тех пор, как два года назад я впервые прочитала роман Джона Ирвинга (а потом ещё один и ещё), у меня не было сравнимых ярких литературных впечатлений. Конечно я читала хорошие и очень хорошие книги, но вовсе не такого космического уровня и глубины. А тут вдруг - Орхан Памук, который, я думаю, озарит мой читательский опыт на ближайшие пару лет. Правда немного боязно писать о его книгах и об их чтении, всё-таки про такие книги надо говорить что-то умное и концептуальное, а мне рядом с ними все время будет казаться, что категорически не дотягиваю...
Может быть самый известный сегодня турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.


Памук везде говорит об одном и том же - о себе. Хотя в его случае говорить о себе - значит рассказывать о Стамбуле, о внутреннем мире и бытовой жизни светской богатой интеллигенции этого города (сейчас такая как будто уходит в прошлое), об условностях и противоречиях общества, которое все время между востоком и западом, между исламом и стремлением быть современным и идти в ногу со временем, об одиночестве и любви, о том, чего стоят чувства и как важна память - и всё это на фоне всепоглощающей меланхолии. Пожалуй, Памук - чемпион среди писателей-меланхоликов, от его текстов хочется плакать и ещё больше хочется жить.

"Музей невинности" - это история любви длиной в целую жизнь. Богатый турок Кемаль, счастливо помолвленный и всем в жизни обеспеченный, влюбился в свою дальнюю родственницу, продавщицу. Их роман был ярким и коротким, а затем пришло время Музея невинности - Кемаль больше не мог быть рядом с возлюбленной, зато всю жизнь хранил память о своей любви, собирал крупицы жизни и быта, имевшие хоть малейшее отношение к любимой. Вся жизнь - долгий и кропотливый сбор артефактов, которые расскажут о жизни и личности одного-единственного человека, не героя, не великой личности (что бы это ни значило), а обычной красивой девушки, которая не смогла быть рядом с любимым из-за общественных условностей и личных обид. Любить кого-то всю жизнь и не обладать им - это то ли такой урок смирения, то ли вовсе патология, так или иначе, в конце жизни Кемаль говорит: "Я прожил очень счастливую жизнь". Может потому что в ней был смысл и было такое сильное чувство?

В конечном итоге "Музей невинности" для меня стал не книгой о любви, а книгой о памяти, о том, как, в какой форме нам следует помнить свою жизнь, как относиться к мелочам (и понимать, что никаких мелочей - нет, все важно) и хранить их - по сути, это книга о воспоминаниях условного европейца, которые принимают образ музея, а воплощаются в самых настоящих музеях, хранилищах коллективной памяти. Кемаль говорит: "Своим музеем я хочу научить людей гордиться собой. Я много ездил, много повидал: пока только европейцы гордятся собой, большая часть мира себя стесняется. А если бы то, что вызывает у нас стыд, было бы выставлено в музеях, оно бы сразу стало предметом гордости" или вот: "1. Музеи созданы не для того, чтобы ходить по ним и смотреть на вещи, а для того, чтобы чувствовать и жить. 2. Коллекция создает душу вещей, которая должна ощущаться в музее. 3. Когда нет коллекции, то это не музей, а выставочный зал." Музей - это возможность прочувствовать чью-то жизнь, стать чуть более человечным и понять другого, а если "другой" - самый важный для тебя человек, то и сохранить его рядом, потому что "прошлое может быть скрыто в вещах, как душа". Кажется, Памук по-настоящему в это верит, ведь "Музей невинности" - не только книга о любви Кемаля и Фусюн, но и самый настоящий музей, собравший в себе вещи этих двух лишь отчасти выдуманных людей (на фото Орхан Памук на фоне своего музея).


Почему "отчасти выдуманных"? Потому что в следующей книге, "Биографии Стамбула", Памук пишет о своём детстве и первой любви, так становится понятно, откуда взялся "Музей невинности". Но книга не только о Памуке, она о Стамбуле, который коренной турок видит совсем не таким, как привыкли туристы. Для него Стамбул - не шумный яркий и торговый, а черно-белый, временами заснеженный, печальный, вечно сожалеющий об утраченном могуществе и разочаровавшийся.

Глава за главой, Памук рассказывает о городе, на страницах - старинные гравюры, удивления и рассказы о том, что было на месте той и другой улицы, отсылки к самым разным авторам и энциклопедическим изданиям и параллельные рассуждения, почему у турков никак не получается написать настоящую "энциклопедию". Наверное, тот, кто возьмётся читать эту книгу в качестве альтернативного путеводителя или краеведческого сочинения, будет слегка разочарован, ведь зачастую вместо исторических справок и фактов автор представляет свой собственный опыт понимания и чувствования этого города. Получится ли у приехавшего на пару недель туриста прочувствовать "хюзюн"? Да вообще поверить в то, будто стамбульцы сами это чувствуют?

"...хюзюн — это не ощущение человека, смотрящего со стороны, это ощущение стамбульца, вытекающее из обстоятельств его собственной жизни. Это чувство в той или иной степени, варьирующееся от жалости к самому себе до угрюмой тоски, [...] Но печаль для Стамбула — не «болезнь, от которой можно вылечиться», и не «беда, из которой нужно выбраться». Это выбор, сделанный по доброй воле [...] сейчас мы переходим к тому главному, что отличает хюзюн от меланхолии: последняя — это переживание одного человека, а та печаль, о которой говорю я, — это гнетущее чувство, объединяющее миллионы людей, все население огромного города — Стамбула".



На фоне рассказов о городе проходит история самого Орхана Памука: вот он родился в довольно состоятельной семье, вот так он рос, общался с семьёй, чувствовал, мечтал, строил планы, поверил в то, что станет художником, поступил в архитектурный институт, бросил его, стал писателем. Немного даже завидуешь способности писателя так глубоко и честно заглядывать внутрь самого себя, принимать и понимать все собственные глубины. Пожалуй, это главное (а не Стамбул, одиночество, меланхолия, социальные проблемы...), что роднит меня-читателя с Памуком-писателем.

"Однако для художника важна не суть вещей, а их форма, для романиста значение имеет не последовательность событий, а их взаимосвязь, а для мемуариста самое главное — не правдивость воспоминаний о прошлом, а их симметрия".

Книги Памука в лабиринте: http://www.labirint.ru/authors/5091/
Электронные книги Памука на литрес: http://www.litres.ru/orhan-pamuk-2/

Posts from This Journal by “книги для меня” Tag

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
bahareva
Jul. 4th, 2016 05:44 am (UTC)
ого, я даже не знала, что "Стамбул. Город воспоминаний" выходил в другом переводе и с другим названием!
marishka1981
Jul. 4th, 2016 06:45 am (UTC)
Я тоже читала "Музей невинности" и зачитывалась описаниями Стамбула, что уже и не помню самого сюжета. )) Причём читала я давным-давно, когда была в Анталии на море и тогда очень хотела побывать и в Стпмбуле. После твоего описания захотелось перечитать с новым опытом. )
lisush
Jul. 4th, 2016 09:40 am (UTC)
Биография Стамбула - это Стамбул: город воспоминаний или другая книга?
eugeniashaffert
Jul. 4th, 2016 01:48 pm (UTC)
Я покупала на Литрес, и если нет путаницы с файлами, то это одно и то же в немного разном переводе.
( 4 comments — Leave a comment )