?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В последний раз такой пост в ЖЖ о книгах для подростков я писала в апреле, была ещё одна рецензия на книгу "Дарители", но с тех пор было многое прочитано. Скажу пару слов о нескольких разных произведениях для читателей 10-16 лет, не разделяя по жанрам и темам, а просто в том порядке, как я их читала. Для удобства и в качестве вердикта будут ставить им оценки, от 1 до 3, где 1 ближе всего к "лучше выбросить (я уже так и сделала)", 2 - "вполне можно почитать, даже хорошо", а 3 - где-то рядом с "непременно рекомендую почитать", чтобы было, о чём спорить.


http://www.labirint.ru/books/520768/
Ник Перумов. Молли Блэкуотер За краем мира. - М.: Эксмо, 2016. Книга, в которой я не нашла ни единого достоинства. Она вроде бы ладно сшита, четко по лекалам: автор использовал все более-менее выигрышные шаблоны (уже миллион раз опробованные), объединил модный стимпанк с еще более модным "ойтыгойесишным" славянским фэнтези, рассыпал щедрой горстью шутки и подмигивания современному читателю (к примеру, одна из одноклассниц героини Молли зовётся "задавака Кейт Миддлтон"). В итоге получилось лубочно, неинтересно, предсказуемо и как-то неловко за автора - ну хоть чем-нибудь бы удивил, хоть бы что-нибудь добавил в эту книжку для подростков, что уже не сочинили бы другие, хоть бы какой поворот сюжета выдумал, который ты не предугадаешь заранее.
Оба мира, в которых оказывается героиня, так и хочется назвать "локациями", настолько они не художественны, недостаточно продуманы (точнее, продуманы какими-то кусками, типа "тут помню, а тут - не помню"), схематичны. Первый - стимпанковский - получился пустым. Смысл изобретений, о которых пишет автор, не всегда и не вполне понятен, взять вот паровую пишущую машинку, которой дома папа Молли якобы не пользовался, а в поездках она была незаменима. Почему это? Разве не слишком громоздко возить её с собой? И примерно так же - вопросы, противоречия - реагируешь на остальные выдумки автора, впрочем, их довольно мало, выдумок-то. Ну разве что разнокалиберное паровое оружие, дредноуты, о которых говорится чрезвычайно много, и прочее подобное. Город как будто пустой: представить его улицы, архитектуру, жителей довольно трудно, как-то не затрудняет себя автор подробными описаниями, ясно только, что там зима и ветер, есть какой-то городской транспорт. Понятно только, что условные чопорные англичане, жители этого мира, воюют за прогресс и утверждение своего мира во всём мире. Второй мир - это мир магии, населённый справедливыми и близкими к природе rooskies, там есть ведьмы разного калибра, самая мощная из которых - баба Яга, оборотни, избы, бани, всё время зима, картошка на обед и touloupes на голое тело.
Если вы ждете какой-то психологизм или интересный неожиданный диалог - сходите за другой книжкой. В этой всё - конфликты, нравственные акценты, герои - однозначно, просто и не интересно. Буду ли я читать продолжение (впереди ещё две книги)? Да ни за какие коврижки!
Интересно, что я со своими оценками, кажется, вне мейнстрима: книжку про Молли Блекуотер хвалили в недавнем номере "Мира фантастики", а в рецензии Дарьи Зарубиной в новом номере "Октября" и вовсе предлагается "позволить тексту увлечь и захватить себя". Я-то не позволила и другим не советую, но вы, если что, имейте в виду, что те рецензенты, которые не читают тонны подростковой фантастики, как это делаю я, куда менее придирчивы и критичны, и может быть имеет смысл прислушаться именно к ним.
Возраст читателя: 10-14 лет (героине - 12 лет)
Оценка: 1 из 3




http://www.labirint.ru/books/508994/
Крис Грабенстейн. Побег из библиотеки мистера Лимончелло. - М.: Карьера-Пресс, 2016.
Книга-квест, книга - сборник головоломок, которые решают сами герои. Она напомнит вам сразу о двух шедеврах: "Чарли и шоколадной фабрике" Роальда Даля и "Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире" Э. Л. Конигсбург, и пусть даже не встанет вместе с ними в первый ряд на книжной полке (просто в силу собственной вторичности), но всё же заслуживает внимания и, безусловно, достойна прочтения. Почему я так думаю? Во-первых, эта книга - настоящий гимн другим интересным книгам. В ней упомянуто несколько десятков лучших англоязычных детских книг, как новых, так и признанной классики, при этом почти все они в последние годы были переведены и изданы на русском языке (за исключением 2-3 названий), в основном издательством "Розовый жираф" и некоторыми другими. Во-вторых, в книжке придумано очень интересное приключение - библиотечный квест для 12-ти 12-летних читателей, который им нужно пройти, чтобы выиграть отличные призы. Найти ответ для всех загадок - задача не из простых, тут обязательно уметь работать с информацией, доверять собственной интуиции и работать в команде, и герои книги так и поступают, это довольно интересно описано. В-третьих, библиотека, описанная в книге, пусть вряд ли порадует настоящих книжных червей (тех, которые "только бумажная книга со своей особой атмосферой и запахом прелой бумаги и химической типографской краски"), это самая настоящая библиотека будущего - не просто место, где можно взять почитать на время книжку, а огромное образовательное и информационное пространство, пронизанное геймификацией, технологиями e-learning и заполненное книгами всех видов и мастей - электронными, интерактивными, всякими. Именно в такой библиотеке хочется работать (да что там, в ней жить хочется). Впрочем, чтобы не показалось, что книга - лучше всех книг на свете, стоит добавить ложку дёгтя: герои довольно просты и предсказуемы (хотя и симпатичны), как главные, так и второстепенные, сам Лимончелло как будто списан с Вилли-Вонки (автор этого, впрочем, не скрывает), и не обошлось без пары роялей в кустах.
Возраст читателя: 10-14 лет
Оценка: 2,5 из 3



http://www.labirint.ru/books/528678/
Мария Ботева. Ты идёшь по ковру. - М.: КомпасГид, 2016.
Две повести, обе - о девочках-подростках, живущих в нынешней российской провинции. Дружба, семья, увлечения, проблемы взросления, неприятности и хорошие события - у Ботевой всего в меру. Нет у неё Веркинского провинциального отчаяния, нет необъяснимого оптимизма, зато есть жизнь как жизнь и очень хороший, живой, оригинальный язык (собственно, наверное, Ботева и Басова - две мои любимые современные писательницы подростковых книг в категории "язык и стиль"). Героини первой повести, две "лучшие подружки", живут в небольшом селе, где ничего толком не происходит. Летние каникулы проходят в скучных прогулках, "слежкой" за странным соседом, работой за небольшие деньги на полях и наблюдениями за новыми жителями - "ипотечниками". У одного из "ипотечников" живёт настоящий конь, в которого Олька прямо влюбляется, а Маринка, кажется, влюбляется в его хозяина... Никаких типичных предсказуемых ходов и диалогов, которые вы "сто раз читали", в этой повести нет. Как, впрочем, и во второй, героиня которой занимается альпинизмом, а ещё вдруг становится хозяйкой Спальника - странного щенка, которого её непутёвый отец притащил в дом. Вроде бы ничего особенно благополучного в жизни девочки Жени не происходит: папа то работает - то нет, чаще нет, дедушка того и гляди умрёт от старости и усталости, а чувство света, лёгкости, какого-то ощущения будущей хорошей жизни, которое я помню с момента своих 16-ти лет, после прочтения книги остаётся.
Много чувств, размышлений, непростых решений и тонких полутонов - это всё в прозе Марии Ботевой.
Возраст читателя: 12-15 лет
Оценка: 3 из 3



http://read.ru/id/4602575/
Гир Керстин. Зильбер. Третий дневник сновидений. - М.: Робинс, 2016. Завершение трилогии "Зильбер", в которой мы находим ответы на все вопросы, например, кто скрывался под маской леди Тайны и существовал ли на самом деле демон Аннабель. Говорить о последней книге для тех, кто не читал первые две, совершенно бессмысленно, разве что характеризовать всю трилогию целиком. Если коротко, то по этому поводу можно сказать три важных мысли: во-первых, в этот раз автор не выдумывает волшебных миров за пределами нашего, отдельный мир, очень интересный, выразительный и, что особенно важно, оригинальный, она помещает в снах своих персонажей; во-вторых, Керстин Гир не везёт с переводчиками, перевод третьей книги мне понравился ещё меньше первых двух; в-третьих, писательница эта - одна из лучших в своем жанре, вот примерно как Хмелевская - одна из лучших в жанре легкого юмористического детектива, так и Гир на удивление хороша в этом девичьем фэнтези, в её книжках всего в меру: романтических историй, юмора, опасностей, чудаковатых и вредных членов семьи и злобных школьных подружек. Другое дело, что не стоит ждать от жанровой литературы глубокой глубины и сложной сложности, это книжки для отдыха, отпуска и удовольствия.
Возраст читателя: 12-15 лет
Оценка: 2 из 3



http://www.labirint.ru/books/535096/
Рик Риордан. Магнус Чейз и боги Асгарда. Книга 1. Меч Лета. - М.: Эксмо, 2016. Разобравшись с древнегреческой, древнеримской и древнеегипетской мифологией, Риордан взялся за скандинавскую. Местом действия очередной многотомной истории становится древо мира Иггдрасиль, по которому герои перемещаются то вверх, в Асгард, то вниз, где живут гномы, то в мир людей, Мидгард. Главный герой, Магнус Чейз, опять полубог (я вот даже не удивилась, а вы?), сын одного из ванов, Фрейя, погибает в самом начале книги и по какому-то недоразумению оказывается в Вальгалле, откуда, впрочем, довольно быстро сбегает.
Все (вообще все) произведения Риордана скроены по одному-единственному шаблону: в самом начале герой узнаёт о своём происхождении, проще говоря, выясняет, кто из древних богов является ему родственником, затем у него случается куча неприятностей, после следуют поиски и приключения, потому что иначе наступит конец света. В завершение происходит эпичная битва (менее эпичные битвы тоже имеют место быть по мере действия), где одни несложные герои-полубоги побеждают других несложных богов или мифологических тварей, мечтающих в очередной раз разрушить весь мир и уничтожить всех людей. Более-менее удачный юмор, подростковый сленг, смешные и нелепые персонажи, простой и очень простой слог.
За что его тогда вообще любить, этого писателя, который всё время говорит про одно и то же? Видимо, за то, что он глубоко изучил все эти мифологические системы, вник во все хитросплетения сюжетов, генеалогий и взаимоотношений мифологических персонажей разного рода и более-менее удачно вплёл их в событийную канву. Вот за эти детали и мелочи, за то, что он напомнит мне, как появился молот Тора, в связи с чем произошла война между асами и ванами, почему Локи закован в цепи и получает порцию яда в глаза с завидной периодичностью, я и люблю автора. Может быть, культурному-то человеку лучше перечитать Старшую и Младшую Эдды, но это, ей-богу, не так забавно, как все эти глуповатые самоуверенные боги древности, помещенные Риорданом в современный мир и наделённые современными же аксессуарами и хобби.
Возраст читателя: 11-15 лет
Оценка: 2 из 3



http://www.labirint.ru/books/498845/
Дэвид Алмонд. Небоглазка. - СПб.: Азбука, 2015. Трое детей-сирот - Эрин Ло, Дэвид Январь и Мыш Галлейн - сбежали из приюта, где они жили, и отправились вниз по реке в поисках свободы и приключений. Сбегали они часто, потом всегда возвращались в свой якобы дом, где им рассказывали, что они - дети с непростой судьбой, помогали им писать книгу своей жизни и проводили разного рода терапию по профилактике нарушений привязанности. В своём путешествии ребята находят странную семью: старика-сторожа и девочку по имени Небоглазка, которые живут в заброшенной типографии, питаются забытыми когда-то давно на складе консервами и считают всех окружающих людей призраками и привидениями. Небоглазка то ли блаженная, то ли умом тронутая, но все трое, даже потерявший рассудок старик, как будто очищаются, когда разговаривают с ней - Небоглазка может видеть хорошее и светлое даже там, где сплошной мрак. Трое беглецов нарушают привычный ход жизни девочки и старика, пытаются выяснить, откуда они оба взялись и во что бы то ни стало помочь Небоглазке.
Алмонд мастерски создает таинственную атмосферу, дети как будто оказались в другом фантастическом мире (хотя к концу книги ясно, что автор обошелся вообще без фантастических допущений), они встречают одну странность за другой и очень по-разному реагируют на эти загадки: со страхом или со злостью, а то и с азартом, как маленький Мыш, который отправляется искать "сокровище" вдвоём со спятившим дедушкой и находит-таки.
В каждой книге Алмонд рассуждает об отношениях детей и взрослых, о том, что сила и прочность детской души напрямую зависят от того, сколько любви получил ребенок от взрослых, родителей или других близких. Когда любви было много, герой Алмонда выстоит, что бы с ним не произошло! Это один из самых милосердных и сострадающих детям писателей. Так он показывает, как Эрин Ло помогают держаться на плаву и противостоять навязываемой сверху роли "ребенка со сложной судьбой" воспоминания о десяти годах, прожитых вдвоём с любящей мамой, Январю - вера в то, что мама, подбросившая младенца в baby box у приюта, любит его и обязательно придёт, а Мышу татуировка "позаботьтесь о нём", которую сделал его отец, прежде чем отправить ребенка в приют. Каждый из детей по-своему реконструирует своё прошлое и переживает собственную заброшенность, а Небоглазка становится чудом, которое помогло им в очередной раз не потеряться в одиночестве и не потерять себя.
Читателям от 12 лет и до скольки угодно
Оценка: 3 из 3

Posts from This Journal by “детские книги” Tag

  • Этот Эгмонт

    Интересно, остался ли сейчас в ЖЖ кто-то из тех, с кем вместе мы обсуждали серии издательства "Эгмонт", например, "Пёстрый…

  • Лучшие иллюстрированные книги сентября

    Как обычно, десять книжек прошлого месяца на "Картинках и разговорах" >>>

  • Читала в сентябре

    Мой сентябрьский читательский дневник. Читала кое-как и урывками, потому что нужно было дочитывать рукописи "Книгуру", готовиться к…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
led_oduvanchiki
Jul. 25th, 2016 03:20 am (UTC)
Спасибо! Очень интересный обзор!
eugeniashaffert
Jul. 25th, 2016 05:50 am (UTC)
Пожалуйста!
l_mouse
Jul. 25th, 2016 05:08 am (UTC)
Женя, как называется литературный жанр, в котором написана Небоглазка и другие книги Алмонда?
eugeniashaffert
Jul. 25th, 2016 05:50 am (UTC)
Магический реализм или просто реализм, он то в одном, то в другом работает, нередко маскирует реализм обычный под реализм магический. Вот "Скеллиг" - чистый образец магического реализма, читала даже литературоведческие статьи, где его убедительно сопоставляли с рядом текстов Маркеса.
l_mouse
Jul. 25th, 2016 05:12 am (UTC)
Прочитала рецензию на флай-маме, т.е. по системе оценок из этого поста "дарители" - это 2,5-3?
А насколько оценишь мутангелов?
eugeniashaffert
Jul. 25th, 2016 05:48 am (UTC)
По системе оценок "Дарители" - это 2 и ни в коем случае не выше. А вот "Мутангелы" в моей картине мира - это 3!
l_mouse
Jul. 25th, 2016 07:52 am (UTC)
Мутангелов на какой возраст поставишь?

И еще вопрос, а к книгам Алана Брэдли про Флавию как относишься?
l_mouse
Jul. 25th, 2016 11:14 am (UTC)
Мутангелов на какой возраст поставишь?

И еще вопрос, а к книгам Алана Брэдли про Флавию как относишься?
eugeniashaffert
Jul. 25th, 2016 11:16 am (UTC)
"Мутангелы" лет с 12-ти. Автора, вообще говоря, заставляют сильно упрощать свою идею, но книжка, несмотря на это, всё равно очень многоплановая получается.
Не читала Брэдли, мне трудно заставить себя читать детективы :) Хотя вот фантастику очень люблю.
l_mouse
Jul. 25th, 2016 11:38 am (UTC)
спасибо!
feruza
Jul. 25th, 2016 05:58 am (UTC)
спасибо!
Я до сих пор нахожусь в легком недоумении от Молли Блэкуотер. Как можно так погано писать?... не совестно ли?
eugeniashaffert
Jul. 25th, 2016 05:59 am (UTC)
Ты, я смотрю, тоже не позволила тексту себя увлечь и захватить :)
feruza
Jul. 25th, 2016 06:14 am (UTC)
он не старался :)
В рецензиях хвалят героиню. Но она же вообще никакая. Там никакого характера нет вообще. А мама? блин, да они все из картона и силикатного клея.
eugeniashaffert
Jul. 25th, 2016 06:35 am (UTC)
Ага. И всё вместе - прискорбно вторично. Я вот такое плохо написанное читала много-много раз, везде: в Книгуру, в переводных массовых сериях, в самиздате.
yegorushka
Jul. 25th, 2016 07:57 am (UTC)
Спасибо большое! Очень вовремя для нас
yuliaam
Jul. 25th, 2016 10:46 am (UTC)
Я вот чуть не купилась на рецензию "МиФ", но хорошо, что ты написала свою. Спасибо!
( 16 comments — Leave a comment )