?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередной сборный пост с отзывами о книгах для читателей какого-то определённого возраста. Сегодня рекомендации, точнее в основном анти-рекомендации, для младших школьников. Традиционно в конце пишу оценку от 0 до 3 (где 1 - это можно не читать, а 3 - очень рекомендую непременно читать), а также напоминаю, что моя точка зрения может совершенно не совпадать с вашей и чьей угодно, она даже может не совпадать с моей собственной полгода назад.


http://www.labirint.ru/books/528228/
Крис Колфер. Страна сказок. Заклинание желаний. - М.: АСТ, 2016. Главным героям по 12 лет, но ничего такого специфически подросткового в книжке нет, её можно читать примерно в 9-11-летнем возрасте. Это очень банальный шаблон: дети-близнецы осиротели, папа умер, мама кое-как сводит концы с концами, так что никаких особенных подарков к дню рождения брат и сестра не ждут. Но тут, к счастью, появляется бабушка, которая дарит им фамильную книгу сказок. Дети, понятое дело, книгу сказок открывают и попадают внутрь. Там они обнаруживают волшебную страну, сплетённую из известных сюжетов, а точнее их авторских продолжений и переосмыслений, например, в одном из королевств правит Красная шапочка, в другом - Спящая красавица, в третьем - Белоснежка, и всё такое прочее, а близнецам надо как можно скорее собрать ингредиенты для зелья, которое поможет им вернуться обратно домой. Вместе с ними за теми же артефактами охотится Колдунья, отравившая Белоснежку (заодно мы узнаем, почему она такая невыносимая злыдня, у неё оказывается Грустная История).
Всё заканчивается предсказуемо хорошо и не менее предсказуемо имеет задел на будущие продолжения. Сказка меня, надо сказать, ни капли не увлекла, но это, видимо, потому что я всякого такого начиталась (и насмотрелась, сериал "Десятое королевство" вот ровно такой же, это тот же самый мир, только там не близнецы, а одна девушка, а из недавнего вспоминается "Мелифисента") на сто лет вперёд и встречала в этом жанре и направлении куда более интересные (и смешные, вроде "Как стать героем") варианты переосмысления традиционных европейских сюжетов.
Автор стоит похвалить за то, что он в общем-то придумал героев (нет, не главных, главные-то как раз наименее интересны и не выразительны), как-то нигде сюжет не провисал, всё время всё двигалось, а в конце все ружья выстрелили, то есть текст более-менее профессиональный и, как обычно сейчас, довольно простой стилистически.
Оценка: 2 из 3, с оговоркой "неплохо в своём жанре", хотя за глубокую вторичность можно смело отнимать 1 балл.


http://www.labirint.ru/books/535762/
Маргит Ауэр. Школа волшебных зверей. - М.: АСТ, 2016. Об этом тексте даже говорить особенно не хочется, потому что прошлый хотя был мастерски написан с точки зрения сюжета и композиции, а здесь и того нет.
Перед нами обычная школа, в которую приходит новая учительница. В классе есть некоторые Очень Хорошие (главный герой, например) дети, некоторые подлые и противные, и ещё одна девочка, которая, конечно же, новенькая. Учительница рассказывает, что у каждого ребенка постепенно появится свой волшебный зверь, который станет настоящим другом и будет помогать решать всякие проблемы, у главного героя, например, появляется черепаха, которая помогает ему стать спортивным: воодушевляет и всё такое. Идея, конечно, хороша, если бы не отвратительная предсказуемость сюжета и чересчур примитивные образы (персонажами даже как-то язык не поворачивается их назвать). Диалоги не простые, а очень простые, главного злодея можно узнать прямо сразу, а всякие плохие высокомерные девчонки появляются как чертики из табакерки ровно на те мгновения, когда автору надо показать, как хороши на их фоне главные герои, и потом автор про них благополучно забывает. У книги есть продолжения, но я не могу вообразить читателя, которому бы захотелось с ним познакомиться, такой это простецкий и лишённый всяких изюминок текст. Разве что никаких других книг в радиусе десятков километров не найти.
Оценка: 1 из 3.


https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/924835/
Майя Г. Леонард. Фабр. Восстание жуков. - М.: Робинс, 2016.
Мне так кажется, главное достоинство этой книги - красивая обложка, что до остального, то я знаю куда лучшие книги примерно на те же темы и с похожими героями.
Здесь, уже видно по обложке, мы встретимся с разумными жуками: в результате генетического эксперимента, проведённого много лет назад, появилась целая колония таких вот жуков. Но эксперимент был закрыт и засекречен, главный герой нападает на след этой истории в поисках отца, который пропал при непонятных обстоятельствах. В книге будет, конечно же, главная злодейка, и брат того самого отца, тоже учёный, понятное дело, археолог со всеми вытекающими из голливудского кинематографа стереотипами (вот ведь интересно, когда авторы книг хотя бы попытаются сделать героя-учёного хоть немного достоверным, а не этакой копией Индианы Джонса? Зубы Нефертити у него, видите ли, валяются дома, потому что никто не поверил, будто он их нашёл. Ну-ну, в тюрьме за такое давно бы сидел любой нормальный учёный, без учёной степени и права заниматься академической наукой и преподаванием).
В книге кстати продолжение следует: в самом конце главная злодейка сбегает, так что, видимо, этим самым детям с их жуками и археологами предстоит дальнейшая беготня, но это уже без меня! Я же рекомендую обратиться лучше к двум другим "более лучшим" историям.
О генетических экспериментах и появившихся в их результате разумных животных рассказывает давняя повесть Роберта О'Брайена "Миссис Фрисби и крысы НИПЗ", там и философская начинка любопытная. О разумных насекомых книжек тьма, но я напомню об одной - повести Эмили Броуч "Шедевр", там и похищение, кстати, есть. Я её в своё время ругала, а в последнее время некоторым образом переосмыслила, но об этом как-нибудь в другой раз.
Оценка: слабая 2 из 3.


http://www.labirint.ru/books/541290/
Л. Васильева-Гангнус. Мезозойские каникулы. - М.: Нигма, 2016.
Я, как и многие тут, очень люблю и ценю "Азбуку вежливости" этого автора, так что на новые книжки возлагала большие надежды, но они мне ужасно не понравились! Здесь у нас лето в деревне, каникулы, в общем. Семья приезжает к родственникам, очень умный мальчик делает аппарата для того, чтобы эволюцию запустить наоборот, и выводят они двух динозавров. Дальше все лето с ними возятся, в конце оба динозавра начали скучать по мезозойской эре, так что в результате их отправили случайно в далекое будущее. Всё очень схематично, без особенных деталей и поворотов, то есть такими короткими рублеными главами: вот купаться пошли, тут вот так случилось, они вот это сделали, всё! И это моя первая претензия: эти краткость и схематичность напоминают мне синопсис литературного произведения, а не полноценный художественный текст.
Второе - это упрощение до уровня вульгаризации. Вся книга рассказана от лица девочки Полины, которая умом не блещет. Рассуждает она примерно так: "...так и происходили на земле всякие изменения, то есть эволюция. Я сразу поняла: эволюция - это когда все потихонечку умнеют. По разным космическим причинам. А слишком умнеть нельзя - голова закружится... Эволюция - это знаете что? Это, если хотите знать, всехнее постепенное поумнение". Я не уверена, что хочу вот это вот знать (хотя теперь знаю, к сожалению), я уж не говорю о том, что ни разу не слышала от детей слова "всехнее" и надеюсь, что никогда не услышу, и не прочитаю настолько примитивного изложения той самой синтетической теории эволюции, которую и так искажают, как могут, зачем усугублять-то?
Тут, собственно, понятная третья моя претензия: всю книгу говорит одна девочка Полина. Предложения у неё состоят из двух или трёх слов и заканчиваются обычно восклицательным знаком. Меня укачивает это читать! Я понимаю, что автор изо всех сил старался изобразить достоверный голос и рассуждения ребёнка, и может быть есть среди нас критик, который от этого всего в восторге и объявляет "новый нарратив", но для меня этот критик - что огнеед для Карлсона. Это какое-то перевыполнение плана по количеству восклицательных знаков, часто их сразу три. Такая вот выдуманная девочка Полина верещит на вас всю книжку подряд, почти сто страниц вот так: "И только я это сказала, Птер крылья свои громаднющие-прегромаднющие ка-ак расправит! И на бреющем полёте! И прям ко мне!.. Ка-ак подхватит меня своими лапами!
Тёть Ала увидела и за сердце схватилась.
- Ох! Батюшки-светы! Ах, паразит! Немедленно пусти ребёнка!!!
А как же он пустит, если мы уже летим? Уже над крышей!
.."
Оценка: 1 из 3.


http://www.labirint.ru/books/471128/
Л. Васильева-Гангнус. Остров-бродяга. - М.: Нигма, 2016. Эта книжка написана несколько лучше предыдущей (в ней, к счастью, обошлось без девочки Полины, текст от лица автора, нам, считайте, повезло), но только не очень понятно, зачем это всё. Идея интересная: совершенно аномальный остров, который плавает так и этак по океану, время от времени на него натыкаются то люди, то животные, но ни к чему хорошему это их не приводит: пираты вот навсегда лишились своих сокровищ и оказались навсегда в пустыне. Тут автор про них забывает и переходит к следующей выдумке: на острове появляются зонтичные звери (и не надо спрашивать почему, просто так. зонтичные. звери. и все), которые от жары выворачиваются наизнанку, так что получаются другие звери, наоборот, потом эти звери убегают с острова, возвращаются на остров, и... всё! В общем, этакая попытка фантазии-фантасмагории. На мой взгляд, неудачная, поскольку такие вещи интересны только в двух случаях: если это "Алиса в стране чудес", или если это постмодернистская игра со всем известными сюжетами, изобилующая прозрачными отсылками и изящными реминисценциями. Тут я не увидела ни того, ни другого, но может я просто не разобралась и мне совершенно зря кажется, что автор просто на пустом месте пофантазировал свои фантазии по мотивам расхожих образов (острова, капитаны, животные...), да и пошёл себе дальше? В общем, читайте лучше "Прелестные приключения" Окуджавы, в самом деле!
Оценка: 1 из 3.


http://www.labirint.ru/books/528300/
Е. Соковенина. Приключения П. Осликова, ребёнка, который хотел как лучше. - М.: Самокат, 2016. Я нередко говорю о том, что в современных книгах для младших школьниках нет самого главного - собственно, современного младшего школьника. В лучшем случае авторы пишут сатиру или очередной клон "Денискиных рассказов" (и получается, конечно, хуже, чем у Драгунского), в худшем - фальшивку. Так вот эта книга - тот редкий случай, когда автору удалось написать оригинальный текст с совершенно новым и оригинальным героем. Петя Осликов - не клон Дениски Кораблёва, Алёши Сероглазова и прочих прекрасных школьников 50-70-х гг., это совершенно новый восьмилетний мальчик, а сама книжка - это не комедия положений или собрание школьных случаев, а вдумчивый рассказ о взаимоотношениях и об эмоциях и о том, как с ними справляться.
Каждая глава книги - это какая-то типичная ситуация из жизни ребёнка. Глава о том, как и почему Петя отвлекается на уроках, о том, как он подружился с одноклассницей, а родители странно реагировали ("жених и невеста"), о порядке в комнате, о том, как Петя не хотел ходить в школу и как мама его убеждала, и прочее. Параллельно очень много говорится о Петиной маме, папе, об их реакциях, беседах, как они постепенно учатся принимать своего ребёнка.
Каждая эмоция, реакция на слово, событие или ситуацию, описана максимально подробно, как бы разложена по составляющим: что в каком порядке Петя думает и чувствует, как он это проживает. Автор специально акцентирует на этом внимание читателя, специально в этих местах замедляет, замедляет и ещё сильнее замедляет действие, описывает все шаги и ступеньки восприятия и проживания ситуации. И тут важно сразу сказать, что на самом деле аудитория этой книги очень ограничена: эта книга для не самых обычных детей, главный её герой - это ребёнок с повышенной чувствительностью (если вы не знаете, что это такое, лучше почитать вот эту, эту или, на худой конец, такую вот книгу, в которой есть ещё тест для определения уровня чувствительности), тот самый, для которого любая мелочь (ребёнок с нормальным уровнем чувствительности её даже не заметит) вырастает до размеров космических событий, которого может расстроить что угодно, а ещё он излишне впечатлительный и очень истощаемый, без нормального запаса прочности. Обычный ребёнок, как и его родители, скорее всего не поймёт даже, чего этот Петя так распереживался на пустом месте и почему он реагирует именно так, ему всё это покажется не настоящим, а вот ребёнок high sensitive в кои-то веки получит книжку, в которой сможет прочитать о самом себе и о своих странных взрослых.
В заключение скажу пару слов о стилистике, потому что именно в этом отношении у меня всегда было к автору много вопросов. Так вот тут мне всё очень нравится. Каждая глава написана по-разному: где-то от первого лица, говорит сам Петя, где-то - от имени автора, в некоторых много диалогов, других - сплошные описания, постоянно меняется ритм и темп повествования и видно, как тщательно это всё продумано, как не случаен там каждый абзац. Мне ужасно нравится это всё!
Оценка: 3 из 3.


http://www.labirint.ru/books/518356/
Йозеф Лада. О хитрой куме Лисе. - М.: Эксмо, 2016. Это старая авторская сказка, ей уже больше пятидесяти лет, и читатель, конечно, почувствует некоторую приятную старомодность, а также насыщенность текста народными сюжетами и милыми этнографическими подробностями. Лиса вырастает в семье лесника, там она совершенно очеловечивается и в итоге сбегает, чтобы жить самостоятельной жизнью. Лиса подслушивает и подглядывает за людьми, постепенно учится разным новым вещам, и в конце концов становится лесником.
В нынешний сюжетах антропоморфизм уже не в моде, наоборот, животные считаются ценными сами по себе, но эта сказка весьма близка к нарондым сюжетам, поэтому в ней очеловечивание лисы не выглядит вульгарным или нарочитым, скорее это мило и забавно. Там ещё авторские рисунки Йозефа Лады, двумерные и цветные!
Читателям примерно 6-8 лет.
Оценка: 3 из 3.


http://www.labirint.ru/books/545750/
Анна Никольская. Человек-мандарин. - М.: Нигма, 2016. Совсем свежая новогодня сказка, финал которой (стыдно признаться) удивил и оказался неожиданным даже для меня (я же самонадеянный читатель и почти всегда отгадываю заранее, кто убийца, чем дело кончится и всё такое). Здесь девочка выращивает из мандарина человечка, в каждой очередной главе она с ним встречается, и происходит что-нибудь неожиданно-волшебное: то вдруг бал, то фигурное катание посреди леса и так далее. В конце мы обнаруживаем, что Анна - совсем не тот человек, за которого мы её приняли, а человек-мандарин, как и все подобные герои, исчезнет, уступив место более важным людям.
Никольская - необычайно плодовитый автор, при этом каждый её текст - это как будто фанфик, или его подобие, по мотивам какого-то любимого всеми произведения. То у неё слышны отголоски муми-троллей, то вдруг Алисы, то ещё что-нибудь - как, знаете, фрагменты ДНК литературного текста, изящно или не очень изящно встроенные в другой текст. Я не могу сказать, что здесь она от этого избавилась (да она может и сама не хочет), или что меня перестало это раздражать, но эту сказку, я, пожалуй, готова рекомендовать для семейного чтения в Новый год. По крайней мере, она нетипичная и об очень важных, серьёзных вещах. Не только младшим школьникам, подросткам тоже понравится!
Оценка: 2 из 3.

Posts from This Journal by “детские книги” Tag

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
bytjavka
Nov. 14th, 2016 10:17 am (UTC)
Спасибо!
yuliaam
Nov. 14th, 2016 10:41 am (UTC)
Женя, спасибо!
marexhe
Nov. 14th, 2016 11:21 am (UTC)
Извините за офф-топ, но в посте про самые смешные книги, Вы говорили, что расскажете свой топ смешных детских книг. Я не могу найти такой пост. Он был или еще нет? Еще раз извините.
mithrilian
Nov. 14th, 2016 12:32 pm (UTC)
"я уж не говорю о том, что ни разу не слышала от детей слова "всехнее"

Как я вспоминаю, это слово записал Чуковский, у него в "От двух до пяти" его произносит девочка. Вроде ближе к концу книги.
eugeniashaffert
Nov. 14th, 2016 02:39 pm (UTC)
Вот Вы очень правильно вспомнили про Чуковского, потому что "всехний" - это точно только из уст ребёнка не старше пяти лет, незнакомого ещё с обычным словообразованием, не привычного к нему, пробующего всякие смешные и необычные способы образования новых слов. А в книжке девочка 10 лет, по моим внутренним ощущениям "всехний" для 10-летнего - это едва ли не логопедические проблемы.
mithrilian
Nov. 14th, 2016 02:47 pm (UTC)
Это да, я больше про то, откуда это слово взял автор.
lisush
Nov. 14th, 2016 01:48 pm (UTC)
Купила Школу волшебных зверей этим летом, отвезла на дачу мальчику и как-то вечером решила сама прочесть. Дочитала, но так и не поняла - что это и зачем это было написано.
dasha_boo
Nov. 14th, 2016 09:06 pm (UTC)
Женя, спасибо! Пригляжусь на нон-фикшне к Осликову и Мандарину. Последний держала в руках, зацепившись глазом за обложку и название, но что-то невнимательно, видимо, листала. Присмотрюсь повнимательнее )
Ого, автор "Азбуки вежливости" написала, оказывается, не только эту азбуку! ) Интересное открытие для меня )
eugeniashaffert
Nov. 15th, 2016 10:55 am (UTC)
А у неё ещё очень классная "Уроки занимательного труда" со всякими поделками, там такие рисунки!
natulkaromashka
Nov. 15th, 2016 10:48 am (UTC)
Никак не могу понять восторженных отзывов об Азбуке вежливости. Ни у моих она не пошла, ни у моих знакомых детей. Хотя мне самой понравилась...
eugeniashaffert
Nov. 15th, 2016 10:49 am (UTC)
Личный опыт - это такой опыт.
В школе, где у меня сын учится, целый курс занятий для первоклашек по этой книге, где её читают и обсуждают, делают из неё упражнения. У большинства детей эти уроки - самые любимые.
qrriel
Nov. 17th, 2016 06:08 am (UTC)
Женя, большое спасибо за ссылку на П.Осликова!
Напишите, пожалуйста, потом реакцию Кирилла.
Я себе заказала.
Не знаю, как наш мальчик воспримет, но его родителям точно в тему!
Посмотрела сканы страниц, вот эти истории с передумыванием - точно про нас, каждое слово :)
qrriel
Nov. 17th, 2016 06:11 am (UTC)
Да, еще хотела поблагодарить за Тинтина, как-то сама комиксы не жалую, и не верила, что сыну понравятся, но всё же заказала "Сигары фараона". Ну и он предсказуемо сказал - фу, комиксы, зачем, это я не люблю, я такое не читаю, ну ладно уж, дай глянуть. Потом слышу - хихикает. Потом приходит и говорит - вот тут написано, продолжение - "Голубой лотос", можешь мне купить? :)
azure_iris
Nov. 20th, 2016 06:57 pm (UTC)
Женя, а про детей-тиранов тебе понравилась книга? Полезная?
eugeniashaffert
Nov. 21st, 2016 04:17 am (UTC)
Это просто была первая книжка, в которой я прочитала что-то о детях с повышенной чувствительностью, с которой у меня пазл в голове начал складываться. Сейчас я бы может ее как-то иначе восприняла, а несколько лет назад очень пригодилась. Там не только о высокочувствительных детях, ещё о каких-то, но я успела забыть, поскольку не актуально.
utunuuu
Nov. 21st, 2016 07:39 pm (UTC)
Закажу Петю Осликова . Моим пойдёт. Как представителям этой самой узкой аудитории.. ) спасибо за обзор!
( 16 comments — Leave a comment )