?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Третья сессия второго дня форума была посвящена культурной идентичности в глобальном мире и оказалась этаким восторгом феминистки: оба спикера - умные женщины (а для меня это даже лучше, чем умные мужчины). Пожалуй, я не буду излагать подробно содержание обоих выступлений, поскольку в них было много безусловно интересного фактического материала и некоторых выводов, однако авторы не вышли на какие-то существенные теоретические обобщения, речь больше шла о решении частных вопросов в частных ситуациях. Частное, как правило, свидетельствует об общем, однако о чем именно - слушатели Форума делали выводы самостоятельно.

Ютта Шеррер, профессор Русской истории из Франции, начала доклад с замечания о том, что сегодня понятия "идентичности" и "ценности" выхолощены, отчасти лишены содержания и чаще используются в пропаганде, чем в разговоре о важном. Однако она начала именно такой разговор: рассказ о поисках идентичности в постсоветской России и соотнесение этого опыта с опытом французского общества, которое столкнулось с ситуацией потери идентичности в связи с вступлением в Евросоюз.

Во Франции правые консерваторы используют предсказуемую риторику и очевидные идеологические схемы. Отвечая на вопросы, куда идёт Франция и что значит быть французом, эти партии говорят о традиционных ценностях, морали и моногамной семье. Зачастую дискурс о поиске собственной идентичности подменяется дискурсом об опасностях глобализации и глобального мира, точно, как у нас.

Переходя к российскому опыту, Ютта подробно рассмотрела историю с движением "Русский мир", от лица которого правительство РФ купило огромный кусок земли в центре Парижа за баснословные деньги и разворачивает строительство храма и прочую соборную деятельность, идентифицируя таким образом Россию в общемировом контексте как страну с исключительно ортодоксальной православной культурой.

Второй спикер, исследователь из Индии д-р Хариндер Сехон описывала внутреннюю ситуацию Индии, многонациональной и многоконфессиональной страны (пожалуй, даже нам не снилась подобная пестрота). Оказывается индийцы ушли довольно далеко в развитии прав и свобод всех граждан страны, включая мусульман (правда вот проблема с мусульманскими женщинами пока есть), там делается акцент на свободу вероисповедания (а не как у нас, когда очевидно доминирует православие), много внимания уделяется СМИ, было даже заявлено о свободных и независимых СМИ.

Вообще об Индии говорилось много и подробно, но часть я слышала, а часть пропустила мимо ушей, поскольку отвлекалась постоянно на собственные рассуждения: тема задела за живое.

Сейчас все чаще возникает ситуация, когда культурно-этническая идентичность размывается или, наоборот, радикализуется, все дело в миграциях и смешанных браках. Вот я, например. Я как-то уже писала, что у меня сложно с этнической самоидентификацией. Среди моих предков были немцы, поляки, русские, французы, они исповедовали православие, католичество, протестанство, кто-то был коммунистом и атеистом, некоторые были репрессированы, некоторые погибли на войне, у меня греческое имя, немецкая фамилия, я говорю а русском и немецком языках, выросла в Сибири в Русской культурной традиции... На каких мировоззренческих китах стоять с такими исходными данными? На самом деле можно на любых, конечно, хоть мусульманство принимай, но наиболее удобным вариантом кажется выбор в пользу универсальных, наднациональных общечеловеческих ценностей. Кажется, только такой выбор позволит мне быть в мире со всеми своими предками и с самой собой. Более того, может быть подобная позиция - поворот в сторону универсальных ценностей и отказ от какой-то единственно верной культурно-этнической идентичности - неизбежен, все меньше в нашем мире людей, укоренённых в одном месте и в одной культуре. Впрочем, я понимаю, что это очень спорно, и мировоззренческого в этих моих словах больше, чем убедительных аргументов.

Вторым важным трендом, кроме неизбежного роста числа "условных априорных космополитов", мне кажется увлечение фейковой идентичностью, подмена реальных культурно-исторических корней наспех сконструированными идеями. Может это связано с тем, что все мы живём в "постфактическую" эпоху, когда факту и аргументу охотно предпочтут популистскую доктрину и связанные с ней эмоции. "Русский мир" с его лубочным православием, о котором рассказывала в докладе Ютта, как раз одно из проявлений такой тенденции. Или потребность без конца переписывать учебники истории с целью создания какой-то более лучшей и правильной истории. Самый же мой любимый пример здесь - это "принцесса Укока", мумия женщины пазырыкской культуры, которую Новосибирские археологи нашли на Алтае. Учёные совершенно однозначно утверждают, что пазырыкцы были европеидами и этнически не имеют отношения к нынешним алтайцам, но это ничуть не мешает тем заявлять, будто археологи потревожили души их предков и в результате вот произошло землетрясение. Алтайский истеблишмент даже добился перевоза мумии обратно на Алтай и запрета на раскопки в своём регионе, чтобы, значит, не беспокоить предков (ну и что, что они никакие не предки). Этот пример не единственный у нас в стране, и поэтому ещё более показательный.

Открытым остаётся вопрос, насколько прочной может быть фейковая идентичность, выстроенная не на реальной культурно-исторической памяти, а на упрощенных выдумках? Мне думается, что нет, что это такой колосс на глиняных ногах, но реальность зачастую преподносит сюрпризы.

Posts from This Journal by “новый опыт” Tag

  • С точки зрения австрийца

    Германо-российский форум, 5 декабря Как-то ужасно затянула я рассказ о форуме, думала, как бы поскорее уже рассказать до конца, резюмировать и…

  • Мнение профессора Баберовски

    Германо-российский форум, 6 декабря Вторая сессия была также посвящена популизму в Европе, в частности, причинам его подъёма. Это был тот редкий…

  • Кто голосует за популистов?

    Германо-российский форум, 5 декабря Вторую часть первой сессии первого дня Форума организаторы посвятили проблеме популизма, прежде всего,…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
anastasiameadow
Dec. 7th, 2016 08:49 pm (UTC)
23andme.com
Как узнать сколько в тебе намешано крови и связано ли это с твоей культурой? Фантазии об национальной идентичности проверяются анализом генотипа. Фейковые они или нет....Торопитесь. Полный анализ генотипа на болезни уже запретили по интернету. Раньще это делали фирмы США очень дешево, без направления врача. Сейчас требуют огромные деньги и направление врача. А вот полный анализ происхождения, скольо в вас намешано наций и популяций можно еще сделать дешево на сайте 23andme.com Правда может обнаружится, что версия предков о своих национальностях генетическим анализом будет опровергнута. Раньше скрывали усыновление и внебрачных детей...
eugeniashaffert
Dec. 8th, 2016 05:36 am (UTC)
Прям торопиться? Как говорит моя подруга, ага, уже бегу, волосы назад.
Во-первых, в семье все отлично знали, что моя прабабушка по папиной линии - внебрачный ребёнок от поляка, а Роберт её вспоследствии удочерил, и что мой дедушка с маминой стороны приемный ребёнок тоже никто никогда не скрывал, правда потом опять он осиротел, так что не надо обобщать. Во-вторых, мне кажется, что в контексте сказанного вполне очевидно, что на мою личную идентичность вряд ли сильно повлияют какие-то ещё факты о национальной принадлежности моих предков.
vrakker
Dec. 8th, 2016 04:19 am (UTC)

Меня когда-то учили в университете, что поскольку в 20 веке были сломаны механизмы передачи традиции (вернее, там, где были сломаны), то "возврат к традиции" стал связан с лидером, который заново конструирует традицию и выдает ее за утеряную.

eugeniashaffert
Dec. 8th, 2016 05:39 am (UTC)
Идентичность не обязательно предполагает возврат к традици
eugeniashaffert
Dec. 8th, 2016 05:41 am (UTC)
Вот именно что века поколений и общей истории - это более прочный фундамент, чем лидер. Тут ведь достаточно дсломать авторитет лидера, чтобы все остальное развалилось.
(Deleted comment)
eugeniashaffert
Dec. 8th, 2016 05:37 am (UTC)
А где вы сегодня видите древлян?
(Deleted comment)
eugeniashaffert
Dec. 8th, 2016 05:38 am (UTC)
Спасибо за призыв, но что я меньше всего любовь этом мире, так это упрощение, вульгаризацию и натянутые аналогии. Идентичность бывает очень разной, совершенно не обязательно она фейковая, загляните в любой учебник по этнологии.
duuja
Dec. 8th, 2016 08:06 am (UTC)
Как же интересно читать про эти форумы, спасибо, что делитесь! А еще жму руку единоверцу - стою на тех же китах ))). В предках белорусы, украинцы, евреи, румыны/венгры, живу в Латвии, думаю по-русски.
islandena
Dec. 8th, 2016 01:33 pm (UTC)
Спасибо вам за эти посты! Как интересно о фейковой идентичности. Но мне, наоборот, кажется, что она чрезвычайно прочна. Это, по моим ощущениям, миф, который внутри себя абсолютно непротиворечив, замкнутая идеологическая система, где концепты вытекают один из другого и потому производят впечатление логически безупречного построения: на любой вопрос найдется ответ внутри самой системы, а выйти за ее пределы мифологическое сознание не позволит. Поэтому фейковая идентичность так заразительна - в ней удобно и комфортно жить, она все объясняет и все, что нужно, оправдывает. Из-за неразвитости критического мышления любая фоменковщина пойдет на ура, потому что она воспринимается как аргумент, являясь всего лишь продуктом этой искаженной реальности.
5oceans
Dec. 8th, 2016 11:56 pm (UTC)
+100
wolpertinggirl
Dec. 8th, 2016 05:30 pm (UTC)
Спасибо за рассказ о конференции. У нас в Калининграде проблема идентичности периодически то тут, то там показывается. В начале года была очень живая дискуссия про "калининградскую идентичность". Вроде договорились до того, что она есть:)
( 11 comments — Leave a comment )