?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Германо-российский форум, 8 декабря

Сессию, посвящённую миграциям и конфликтам на религиозной почве, завершал Эмиль Абрамович Паин, профессор ВШЭ и руководитель центра по изучению ксенофобии и предотвращении экстремизма, очень рекомендую изучить список его публикаций, там-таки есть что почитать: https://www.hse.ru/org/persons/67416#sci !

Собственно, это та самая сессия, которую грех пересказывать, нужно смотреть видеозапись, с начала и до конца, потому что, во-первых, глубоко и осмысленно, во-вторых, лектор редкостного обаяния и чувства юмора! Но видеозаписи пока нет (когда будет, то я непременно дополню пост ссылкой), да и мой плохой диктофон записал плохо, с пропусками, так что опять краткий конспект, а не расшифровка, как хотелось бы.

В самом начале выступления Паин делает оговорку: речь пойдёт не о православии как о религии и не о тех, кто искренне себе верит и отправляет религиозные практики, как того требует его вера, а о популистах, которые массово прикрываются православием. Это отлично сочетается с отрицанием демократических ценностей.



Именно сегодня мы наблюдаем необычайный рост не настоящей, а квази-религиозности. Так православие становится не только религией, но и формой современного этатизма. Такие якобы-православные зачастую популисты и анти-мигранты. Так вообще можно дать новое определению понятия «популизм»: идеология, которая апеллирует к человеческим слабостям, предрассудкам и страхам.

Интересный пример по теме: в городе Перми 57 % всех общественных организаций имеют в своем названии ссылку на православие (и кстати ещё 10 % - казаческие. В Перми!)

Далее Паин привёл вполне толерантные цитаты из каких-то публичных высказываний православного патриарха, а затем обратил внимание на очень важную нашу особенность: в России не любят инородцев, а не иноверцев! Дело не в том, что человек – мусульманин, плох он вовсе не поэтому, а потому что приехал из Таджикистана.



В США всё принципиально иначе: там мало кого трогает проблема этничности, куда важнее религиозная принадлежность.



При этом в США ксенофобия сознания не перерастает в ксенофобию действия: там действует серьезная гражданская самозащита.



И демократическое правовое государство.



В конечном итоге, в любом государстве проблема не в религии, будь то православие, ислам или культ великого макаронного монстра. Проблема возникает всегда в том политическом контексте, внутри которого религия функционирует.

В заключение сессии была крайне интересная дискуссия, Паин привёл несколько важных тезисов, из которых стало понятно: невозможно ни полностью запретить, ни полностью разрешить миграцию. Он напомнил, что с 2011 г. в Лондоне живёт понаехавших, чем коренных жителей, англичан, но Британия густонаселенная страна, она может себе это позволить, а вот Исландия – нет. Там население всего 300 тысяч, и для них важно сохранить свою культуру и национальную идентичность, так что в этой стране действует одна из самых жестких законодательных систем по натурализации, человек, который хочет стать гражданином Исландии, обязан даже имя поменять на исландское! Собственно поэтому миграционное законодательство должно быть гибким, в ряде случае – рестриктивным, потому что культура не переварит всё, она не выдержит особенно массового вторжения иной культуры, именно поэтому позиция по отношению к мигрантам должна быть не только исключительно гуманистической, но и порой вполне себе охранительной. Также он считает национальную консолидацию обязательной для существования демократии.

Спасибо Наташе Кобец за фотографии презентации!

Tags:

Posts from This Journal by “шгп” Tag

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
crazy_koha
Dec. 27th, 2016 01:16 pm (UTC)
А какое-н. государство, считается, может предотвратить эко-катастрофы? Или при чем тут они вообще?
Интересные выводы, напишите, пожалуйста, отдельнг, если жобвите выводы. Только немного обидно и надоело каждый раз про макаронного монстра читать у всех и вся.
eugeniashaffert
Dec. 27th, 2016 01:22 pm (UTC)
Думаю, что экологические катастрофы упомянуты в ряду других сложных ситуаций, которые приходится решать на государственном уровне при максимальном напряжении ресурсов, а также как метафора какого-то явления, которое происходит независимо от нашего желания.

Edited at 2016-12-27 01:30 pm (UTC)
crazy_koha
Dec. 27th, 2016 01:55 pm (UTC)
Извиняюсь)) *"...напишите, пожалуйста, отдельно, если выложите видео". Планшет такой планшет.
anna_egorova
Dec. 29th, 2016 06:14 am (UTC)
А что такое макаронный монстр?
eugeniashaffert
Dec. 29th, 2016 06:19 am (UTC)
Пастафарианство - это пародийная религия, которую придумал американский физик, когда в одном из американских штатов предложили в школе выбирать между эволюционным учением и креационизмом.
anna_egorova
Dec. 29th, 2016 06:27 am (UTC)
В смысле -предложили выбирать? То есть на выбор классы такие?
eugeniashaffert
Dec. 29th, 2016 06:29 am (UTC)
Я не знаю подробно эту историю, но кажется, что так, да, надо было выбрать, что изучать, одно или другое. Но стоит уточнить, конечно, как там точно было дело. Просто на волне этой истории он решил довести историю с религией до абсурда, придумал и официально зарегистрировал такую вот религию - культ макаронного монстра.
( 7 comments — Leave a comment )