?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очей очарованье

Рассказ о том, как дети в школе писали сочинение об осени. Точнее, рассказ о родительском собрании, где эти сочинения обсуждались. Автор рассказа - Николай Самохин, новосибирский писатель, написано это где-то в 70-е гг.
Для ruans, но может кому-то ещё будет интересно.


УНЫЛАЯ ПОРА

Как Худяков ни старался подгадать к самому началу собрания — даже выкурил за углом школы подряд две сигареты, — он все-таки пришел раньше назначенного срока.

В школьном коридоре он увидел исключительно одних только женщин. Они стояли вдоль стен, возле подоконников, друг с дружкой не разговаривали, а лица у всех были почему-то некрасивыми, замкнутыми — так Худякову показалось.

Дамы его, конечно, сразу заметили — как единственного мужчину. Десятка два напряженных взглядов скрестилось на Худякове — он даже остановился растерянно и прижмурил глаза, почувствовав себя так, будто пришел сюда отдуваться за всех неявившихся папаш, за все
преступное отцовское разгильдяйство.

Возможно, Худяков вошел бы в школу по-другому, как говорится, с поднятой головой, если бы сын его Витька числился круглым отличником или, по крайней мере, твердым хорошистом. Но Худяков был
заранее сориентирован, что идет на собрание краснеть.

Жена Зинаида прямо так и заявила:

— Сходи — покрасней. А моих сил нет больше. Мне там на других родителей глаза поднимать стыдно.

Слава богу, Худяков ненадолго приковал к себе всеобщее внимание. В другом конце коридора показалась классный руководитель Вероника Георгиевна; мамаши враз колыхнулись от стен,
окружили ее, засеменили рядом, жадно заглядывая в глаза…

Худяков занял место на последней парте, схоронившись за широкую спину и пышно взбитую прическу чьей-то крупной мамаши. Он не знал, какие бывают родительские собрания, и опасался, что вот сейчас учительница выкликнет его фамилию, возможно, даже поставит у доски и
начнет конфузить за неспособного сына в присутствии этих строгих женщин.

Ничего подобного, однако, не случилось. Вероника Георгиевна достала из портфеля стопку тетрадей и заговорила о результатах последнего сочинения.

Сперва она назвала отметки, начиная с худших и двигаясь к лучшим. Имя Вити Худякова мелькнуло сразу после немногочисленных двоечников. На этот раз он получил тройку. Нетвердую,
правда. С грехом пополам натянутую.

Но, в общем, Вероника Георгиевна сказала, что классом она довольна. Большинство ребят справились с темой, а некоторые прямо-таки порадовали ее своими успехами.

— Зачитаю несколько образцовых сочинений, — сказала Вероника Георгиевна. — Возьмем, например, Люсю Сверкунову… Ну, что тут можно сказать? Умница девочка. Старательная. Вот послушайте, как она пишет…

Худяков поерзал на парте — добросовестно приготовился слушать.

Задание у них, оказывается, было — написать про осенний лес, и называлось сочинение поэтому: «Унылая пора, очей очарованье…»

Люся Сверкунова, правда, очень красиво обо всем написала: «Лес осенью стоит печальный, словно бы умирающий… Деревья роняют свой пышный наряд… Серебряная паутина блестит на солнце, едва пробивающемся сквозь мглистые облака…» — и так далее.

«Есть же дети у людей, а!» — позавидовал Худяков и стал оглядывать сидящих в классе женщин, пытаясь угадать — которая же из них счастливая мама Сверкунова.

«Да вот же она!» — сообразил, наконец, Худяков.

Мама Люси Сверкуновой — та самая дама, за спину которой он прятался, — сидела перед ним с полыхающими от гордости ушами и бисеринками пота на круглой шее.

Вероника Георгиевна огласила между тем следующее сочинение.

И это показалось Худякову ничуть не хуже первого. Было в нем сказано и про ковер листьев, и про паутину, и про мглистые небеса. Не так ловко сказано, как у Люси Сверкуновой, но тоже хорошо.

Видать, учительнице самой очень нравились эти сочинения. Она читала с выражением, вскидывала тонкие брови, округло поводила полной рукой и с особым нажимом произносила слова «золотой»,
«печальный», «серебряный», «пышный», «багряный».

После пятого, может быть, уже шестого сочинения Вероника Георгиевна остановилась, негромко сказала: «Ну, вот так», — положила ладони на тетради и с улыбкой опустила глаза, как будто в
ожидании аплодисментов.

Родители сидели примолкшие, не шевелились.

Тогда Худяков, смущенно кашлянув, поднялся.

— Так, может, это… — сказал он, — в порядке, может, сравнения… Для товарищей вот… которые отстающие…

— А вы, наверное, папаша Худякова? — живо спросила его учительница.

Худяков кивнул.

— Очень хорошо, — сказала Вероника Георгиевна. — Тогда я Витино сочинение и прочту.

«Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, — писал Худяков-младший, — больше всех времен года любил осень. Он говорил про нее: «Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса…»

Худяков позабыл сесть и слушал стоя, переминаясь с ноги на ногу.

«Я тоже больше всего люблю осень…» — шпарил дальше Витька.

«Ай, стервец нахальный!» — хмыкнул Худяков.

Но то, что Витька сочинил дальше, ему неожиданно понравилось.

Осенью лес совсем не мертвый, а только притаившийся, — писал Витька. — Подо мхом, например, сидят притаившиеся грибы: рыжики и грузди. Опавшие листья тоже как притаившиеся бабочки:
лежат себе неподвижно, а ногой заденешь или ветерок подует — тут же вспорхнут и перелетят немножко. А если лечь на живот и разгрести желтые листья, то можно увидеть, как под ними в других, почерневших, листиках закапываются на зиму жучки и букашки. А вот зачем пауки именно осенью плетут так много паутины, ему, Витьке, непонятно — ведь мух и комаров
уже нет, ловить некого.

Худяков, пока учительница читала, несколько раз кивнул головой, соглашаясь про себя: «Хорошо… Верно… Ты смотри-ка — точно…» И когда она закончила чтение, он опять не сел, а забывчиво
продолжал стоять, глядя мимо Вероники Георгиевны.

Некоторые родительницы уже досадливо заоглядывались в его сторону: дескать, ну что тут неясного? А Вероника Георгиевна вдруг густо покраснела и, за что-то обижаясь на Худякова, заговорила:

— Я понимаю, конечно, что вы хотите сказать. Да, Виктор по-своему изобразил лес. За это я и сочла возможным поставить ему тройку. Но, во-первых, он допустил две грубые ошибки. А во-вторых, что
самое главное, — сочинение-то у нас было на использование эпитетов? Эпитетов, понимаете? — Вероника Георгиевна подошла к доске и, сердито стуча мелом, даже выписала столбиком эти эпитеты: «Золотой, серебряный, мглистый, багряный, пышный…» — Видите?.. А Виктор ухитрился ни одним из них не воспользоваться!

— Извините, — пробормотал Худяков, и спина его мгновенно взмокла. — Раз на эпитеты — тогда, конечно… Само собой… Извините. — И сел как оплеванный.

Какая-то женщина, явно жалея Худякова, вздохнула:

— Ох, да ведь они, негодники, на уроке-то ворон считают, вместо того чтобы учительницу слушать…

После собрания родительницы снова окружили Веронику Георгиевну.

Худяков не стал задерживаться.

Похорошевшие мамаши отличников провожали его теперь сочувственными, даже приветливыми взглядами.

На улице моросило.

Худяков поднял воротник плаща и закурил.

Домой ему до смерти не хотелось.

Дома предстояло снимать стружку с оболтуса Витьки.

Худяков понимал, что, как родитель, он обязан держать сторону красивой и умной Вероники Георгиевны. Что если он не будет держать ее сторону, то нарушится какой-то извечный порядок вещей, случится, возможно, беда и катастрофа.

Но тихий Витькин лес стоял у него перед глазами, а золотые и серебряные сочинения начисто стерлись, вместо них вспоминались только вскинутые брови Вероники Георгиевны. И была во всем этом какая-то смутная неясность.

Дома жена Зинаида спросила:

— Ну, что?

— А-а! — махнул рукой Худяков. — Тройка. С натяжкой… У них там, видишь ли, сочинение было на использование эпитетов. Ну а он не использовал.

— Не выучил опять, что ли? — дернула шеей Зинаида.

— Да чего там учить. Они все на доске написаны были. Гляди только.

— Иди сюда, мучитель! — крикнула Зинаида.

Витька вышел из соседней комнаты: тощий и носатенький, одно плечо выше, спортивные штаны на коленях — пузырями.

— Долго ты из меня душу мотать будешь? — с подступающими рыданиями спросила Зинаида. — Ты посмотри на мать! У людей дети как дети…

Худякову стало жалко Витьку до щекотки в носу. Но надо было сказать отцовское слово, поддержать жену Зинаиду — одна ведь колотится с парнем. «Надо поддержать», — тоскливо подумал он и,
кашлянув, как тогда в школе, сказал:

— Зато, мать, он у нас Пушкин, Александр Сергеевич… Я, говорит, да Пушкин. Мы, говорит, с ним двое осень очень любим… А Пушкин-то небось ворон на уроке не считал! — прикрикнул он, невольно распаляясь. — Ну, чего молчишь?! Считал Пушкин ворон?!

— Не считал, — уныло протянул Витька, глядя в сторону.

— Во!.. А тебе же, дубине, на доске все написали! На, Витенька, перенеси в свою тетрадку!.. Ты, может, видишь плохо? Слепой, может? Отвечай!

— Не слепой, — опустил голову Витька.

— Ну, что с ним делать, отец? Что?! — заламывала худые руки жена Зинаида…Ночью Худяков не спал.

На душе у него было муторно.


Comments

( 24 comments — Leave a comment )
slonulita
Oct. 5th, 2011 12:47 pm (UTC)
Спасибо. Очень глубоко.

Кстати про эпитеты. Где-то к середине школы я поняла, что это в школьных сочинениях самое главное, а про природу проще всего, поэтому при возможности так и писала: про природу и побольше эпитетов через запятую. Успех был обеспечен :))
eugeniashaffert
Oct. 5th, 2011 12:51 pm (UTC)
Да, у него несколько таких тонких и точных рассказов именно о школе.
И сочинения эти... дело даже не только в эпитетах, но довольно легко просчитать, что и как надо написать, чтобы учителю было правильно и красиво, жаль, что это довольно часто сопровождается вымыванием собственного взгляда и формированием шаблонов. Иметь пару-тройку готовых шаблонов, может и неплохо, но довольно легко потерять при этом умение собственно рассуждать и описывать.
sportloto
Oct. 5th, 2011 01:41 pm (UTC)
Шикарный рассказ, просто шикарный. Спасибо, что выложила. Школа, как она есть.
Я очень ловко поняла, что надо учителю. Так и писала. Типа "Катерина, натура сильная и цельная, всегда шла за своим чувством, даже если оно могло привести её на край волжского обрыва". Хорошо, что в 10 классе я повстречала УЧИТЕЛЯ, который (это частные занятия были) выбил это из меня.
slonulita
Oct. 6th, 2011 01:56 am (UTC)
Беда в том, что такой "формализм", конечно, плох с т.з. творческого развития личности, но он совершенно необходим местами при обучении в школе, да и во взрослой жизни тоже. Как "инструмент". Как вежливость - можно быть, скажем, гениальным учёным, но при этом забывать здороваться с соседями, которые в свою очередь тоже чем-то могут насолить. Или муж просит котлеты, вы варите ему восхитительный !!! борщ, а он, негодяй такой, недоволен :) Можно, конечно, писать свои самобытные сочинения, но с тройкой сложно поступить в вуз. А можно написать два сочинения - для пятёрки и для себя. В конце концов, школьное задание "написать сочинение со словами ..." тоже можно решить творчески. Ребёнок должен понимать, что существуют правила. В данном случае он не справился с заданием. Либо пропустил уточнение мелким шрифтом.
Учительницу я, конечно, не оправдываю. Я бы поставила другую оценку в другой колонке журнала, а для этой колонки попросила бы переписать это или написать другое, объяснив индивидуально, в чём "промах".
eugeniashaffert
Oct. 6th, 2011 02:57 am (UTC)
Да, согласна, что это полезный навык, уметь писать читабельные тексты в хорошей стилистике. Важно только, чтобы он не затмевал умение мыслить самостоятельно и чтобы родители поддерживали своих детей.
slonulita
Oct. 6th, 2011 03:48 am (UTC)
Абсолютно так. Этот рассказ - сказкотерапия для взрослых.
bytjavka
Oct. 5th, 2011 01:40 pm (UTC)
Грустно...
kosha_ann
Oct. 5th, 2011 01:53 pm (UTC)
ах, как вовремя... спасибо :)
но вот у меня вопрос ребром. ребенка надо учить писать. т.е. в связи с его проблемами, на данный момент, он просто не сможет написать что-то сам, от себя... Т.е. я вынуждена учить шаблонам... И так не хочется...
но я понимаю, что на данный момент, даже научиться пользоваться шаблонами - непростая для него задача. и может быть, если как-то это дело вывернуть, потом, после шаблонов, он и научится выражать свои мысли... видеть свою картинку...
и да, за автора спасибо, я кажется уже благодарлила за него, но как раз сегодня села читать то, что нашла в интернете - и получила удовольствие.
eugeniashaffert
Oct. 5th, 2011 02:28 pm (UTC)
С праздником вас!

Да, согласна, умение писать гладкие и "правильные" тексты хорошим стилем - это важный навык, и владение несколькими хорошими шаблонами ползено. Плохо, если в школе шаблон превозносится выше, чем собственное, пусть не самое лучшее, творчество.
kosha_ann
Oct. 6th, 2011 05:43 am (UTC)
:) спасибо :)
_eavesdropper_
Oct. 5th, 2011 02:39 pm (UTC)
Эх, Женя, и это в день-то учителя...
eugeniashaffert
Oct. 5th, 2011 03:02 pm (UTC)
А что, как про покойников - или хорошо или ничего?
_eavesdropper_
Oct. 5th, 2011 03:29 pm (UTC)
Наоборот же! Только плохо-плохо-плохо... Поставлю все-таки смайлик, а то опять не так буду понята:)
positive_lit
Oct. 5th, 2011 02:47 pm (UTC)
Спасибо!
espero_
Oct. 5th, 2011 03:32 pm (UTC)
Спасибо! замечательно написано. Грустный рассказ из реальной жизни, о взрослых людях.
Так обидно стало, что отец не смог, не сумел вымолвить, что ему-то рассказ понравился. Как просто плыть по общей волне, ни о чем не думать, отгонять мысли, которые не совпадают с общим течением и совсем-совсем не понимать, что это _твой ребенок_, который нуждается в твоей поддержке.
ruans
Oct. 5th, 2011 04:15 pm (UTC)
Да-да-да, для меня этот рассказ тоже об этом прежде всего - об отношении _родителей_ к своему ребёнку, а школа, учительница, сочинение - это всё фон, не суть важный на самом деле...
so_very_svetik
Oct. 5th, 2011 04:13 pm (UTC)
Читала. Зинаида дура.
Сегодня утром объясняла Роме, что если у него не получается штриховка в том направлении, куда просят штриховать на изо, и если ему кажется что их бабуля-преподаватедьница его не одобряет, это не повод ставить крест на рисовании вообще.
Бедный мой мальчик. Или... не знаю. По возрасту ему такое упражнение на расстановку приоритетов?
eugeniashaffert
Oct. 5th, 2011 04:43 pm (UTC)
Здесь, наверное, не только в возрасте дело. Некоторым детям вообще по барабану, что там про них чужая тётя думает. Но в общей массе, как мне кажется, дети, особенно младшие школьники, да дошкольники, которые в детский сад ходят, очень склонны верить взрослым, оценивающим их навыки и способности.
so_very_svetik
Oct. 6th, 2011 05:10 am (UTC)
Не, Роме всегда было важно. Так что надо учить отделять мух от котлет, думаю. Он это он, а его рисунки-это его рисунки. А училка вообще вещь в себе. Правда, тогда вопрос, зачем она вообще тут возникла, если "в себе" и ни на что не влияет, только как _предлагающая_ попробовать сделать так или вот эдак, наверно...
slonulita
Oct. 6th, 2011 03:56 am (UTC)
По возрасту или нет - покажет только практика :) Мне кажется, чем раньше начнёте доносить до ребёнка идею, тем раньше он её усвоит. И, кстати, оценит искренность и доверительное отношение. Младшие школьники верят, в первую очередь, родителям. Это подростки начинают проверять родительские догмы на прочность. Важно ещё подобрать правильные, тактичные слова, чтобы ребёнок потом по простоте душевной не ляпнул, что мама сказала, что всё, чему вы нас учите - ерунда на постном масле :))
so_very_svetik
Oct. 6th, 2011 05:19 am (UTC)
Да ну не будут же они весь год штриховать. Эта ее "авторская программа" явно предмет гордости, но есть же там место разным техникам, наверняка.
Я подозреваю, она у них похожа на мою хористку из десятой музыкалки, Нелли Ивановну. С нею очень непросто, но в како-то момент понимаешь, что правда научился и открыл нвые возможности.
Хотя, мне было девять, я была девочкой, и прошла суровую школу общения с очень разными взрослыми... Это Роме одна Ольга Константиновна на невы действовала...
uglyelza
Oct. 5th, 2011 05:55 pm (UTC)
хвала тем родителям, которым по ночам на душе хотя бы "муторно"..
xochal
Oct. 5th, 2011 08:05 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно было почитать. Сочинения для нас больная тема. Если бы у меня так Даша сочиняла, я была бы только рада. А так , как сочинение, у нас проблема. Да и я сама не очень могу помочь. Ну не умею я красиво писать. Мне проще задачку решить, чем что-нибудь сочинить. Я со школы сочинения ненавижу. Они мне даже в страшных снах иногда сняться). Вот не учили нас писать их. И дочь сейчас не учат. Дают на дом задание написать, а там колупайтесь, как хотите. В лучшем случае план на уроке составят.
enisaev
Oct. 6th, 2011 03:42 am (UTC)
Полностью согласна. Этот рассказ очень показателен. Только думаю, в школе сейчас все еще грустнее -((
( 24 comments — Leave a comment )