?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дилетант

Узнала сегодня новость о таком вот новом журнале:

27 января выходит из печати первый номер журнала "Дилетант". Его запуск совпал с объявлением Года российской истории. С одной стороны, получилось чистое совпадение, поскольку редакция "Дилетанта" вместе с учредителями и издателями ни в коей мере не стремилась синхронизировать свои действия с действиями власти. Да и идее такого журнала уже как минимум лет десять, вот только дело никак не доходило до ее реализации.

С другой стороны, в этом совпадении есть и изрядная доля закономерности. За последние 20 лет дискуссии вокруг отечественной истории породили в обществе конфликты не меньшие, если не большие, чем дискуссии политические. Мало того, что Россия превратилась за эти годы в "страну с непредсказуемым прошлым", так эти противоречия и столкновения на исторической почве раскалывают общество и в его трактовках настоящего и будущего. Отсюда идущее и сверху, и снизу стремление разобраться в этом самом "непредсказуемом прошлом".

Для этого и задуман "Дилетант", первый в России исторический журнал для семейного чтения и... смотрения, поскольку иллюстрации будут занимать в нем место наравне с текстами. А все материалы в целом должны в доступной форме рассказывать не мифологизированную историю, противодействуя, насколько возможно, всяческим фальсификациям, которые преподносятся как идущие на пользу интересам России, а на самом деле противоречат им, поскольку мешают усвоить уроки прошлого.

Почему "Дилетант"? Можно было прикрыться лингвистически, сославшись на итальянское происхождение слова (от dilettare - развлекать). И сразу же задаться риторическим вопросом: разве заниматься историей не увлекательно и развлекательно? Но не буду кривить душой: слово, взятое для названия журнала, выбрано не случайно и в прямом своем русском значении. Потому что это издание не научное, предназначенное для дилетантов от истории, коих подавляющее большинство, но при этом страстно желающее понять собственную историю, отделяя в ней факты от мифов.

Сказать, что отечественная история испещрена мифами, - ничего не сказать. Задача ученых - разбить эти мифы через кропотливую работу с архивами и научную интерпретацию фактов. А наша, дилетантская, изложить результаты такой работы доходчивым, популярным языком. К тому же занятие историей из увлечения превратилось в чуть ли не основную деятельность для многих непрофессионалов, заполняющих зияющие лакуны, которые оставляет после себя официальная историческая наука.

Главная тема первого номера - опричнина. В самом широком смысле этого слова - не только как русское явление. Среди многочисленных сюжетов из истории тайных полиций разных стран обращает на себя внимание подборка материалов, связанных с запретом второй серии фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный". О взаимоотношениях художника и власти, художника и, если хотите, советской опричнины красноречиво рассказывает приводимая в первом номере запись беседы Сталина, которому подыгрывают Молотов и Жданов, с Эйзенштейном и Черкасовым, исполнителем заглавной роли.

http://rg.ru/2012/01/25/diletant.html


Посмотреть содержание первого номера журнала можно на официальном сайте > http://www.diletant.ru/journal/
Там вообще много занимательного, на этом сайте. Правда мне совершенно не понравилось, что рядом с названием материала не стоит имя автора - мне таки интересно, кто это пишет. В формате pdf выложены три первые статьи - биография Д.Дефо, интервью со С.Спилбергом и интервью с С.Сорокиным "Тень опричника"

Мне со своей стороны интересно - какой же политики будет придерживаться редакция? Деньги ведь даёт государство, наверное? Пока я вижу, что есть попытки сделать чтение "перспективным" - много интерполяций в современность. Не будут ли они удараться в популярность в ущерб объективности? Какое место отведено объективности вообще?
В общем, надо будет полистать, когда появится у нас в продаже.
И сравнить с другим популярным историческим журналом - "Родиной", который уже правда не такой уж популярный, даже в список ВАК включён.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
enery
Jan. 25th, 2012 10:37 am (UTC)
"Родину", тем не менее, стали продавать даже в магазинах такого рода, как "Союз", хотя они всегда были развлекательной направленности. И давно. Такое ощущение, что последние годы там только и можно было купить.
У меня отец там периодически публиковался по своей тематике.
Хотя, у них специфическая подборка - тоже не угадаешь, какой конкретно номер тебе будет интересен.
eugeniashaffert
Jan. 25th, 2012 10:40 am (UTC)
Ну да, всё-таки "Родина" - это такой журнал, который и старшим школьникам можно рекомендовать и тем,кто просто интересуется исторической тематикой.
enery
Jan. 25th, 2012 11:09 am (UTC)
Судя по подготовке тех, кто сейчас в вузах, старшеклассники его точно не потянут. Там, все-таки, сурьезные мужики пишут.)))
mam_olya
Jan. 25th, 2012 11:15 am (UTC)
Здравствуйте, Евгения. Немного офф, но всё же по теме. У меня есть дедушка, который очень увлечен историей России. Близится 23 февраля, а буквально после него и дедушкин день рождения. Не могли бы Вы посоветовать книги, может энциклопедии, что-то стоящее на эту тему. В плане содержания конечно. Может из букинистики. А то я с историей совсем не дружу:( Поэтому и выбрать адекватно не могу. Или может Вы знаете, где такие книги обсуждают? А вот названный Вами журнал Родина интересен? Если в качестве подарка оформить подписку?
eugeniashaffert
Jan. 25th, 2012 11:20 am (UTC)
Да, довольно интересный журнал с множеством иллюстраций.
А дедушка русской историей интересуется или зарубежной? И каким периодом скорее - древняя Русь, Московская Русь, Петр первый, СССР?
mam_olya
Jan. 25th, 2012 11:31 am (UTC)
Когда он начинает рассказывать, то складывается впечатление, что знает обо всех периодах. То есть он с легкостью может рассказывать и про объединение Руси, и про Великую Отечественную войну. В прошлом году мы ему дарили такую книгу http://www.roossa.ru/knigi-magazin.html?page=shop.product_details&flypage=garden_flypage.tpl&product_id=42&category_id=4 Ему понравилось. Особенно выделил, что написана книга не в наши дни, а человеком 19 века.
eugeniashaffert
Jan. 25th, 2012 12:35 pm (UTC)
Может что-то типа этого:



Или пара интересных новинок из серии "Жизнь замечательных людей".
mam_olya
Jan. 25th, 2012 02:06 pm (UTC)
Спасибо большое! Раз советуете, так и сделаю, вроде Анисимова не читал (окольными путями выведала, что дедушка с этим автором не знаком). А ЖЗЛ тоже есть кому подарить. Скорей всего и подписку на "Родину" оформим. Потому как дедушка любит вчитываться, сравнивать, искать несоответствия, делать выводы.
enery
Jan. 25th, 2012 11:33 am (UTC)
"Родина" - это журнал проф.историков с публикацией исследований по весьма узким темам порой. Поэтому он в списке ВАКа по защитам. Статьи там не на общепопулярном языке, поэтому стоит подумать - может показаться скучным, если человек действительно не увлечен историей.
mam_olya
Jan. 25th, 2012 02:26 pm (UTC)
Спасибо. Я попробую взять в библиотеке журнал или в продаже найти (я с Тамбова), дедушка посмотрит, а я посмотрю на его реакцию на журнал. Там и решится, стоит делать такой подарок или нет. Шестое чувство мне шепчет, что дедушке понравится:)
enery
Jan. 26th, 2012 04:07 pm (UTC)
http://www.istrodina.com/
Сайт их с координатами подписки.:)
Там в правом меню еще можно посмотреть анонс и содержание номера нового: http://www.istrodina.com/rodina.php3
Еще есть журнал Источник, тоже их - это публикация разных документов исторических.
azure_iris
Jan. 25th, 2012 02:51 pm (UTC)
Журнал вряд ли использует государственные деньги, потому что ето проект команды Ехо Москвы (Венедиктов, Бунтман и многие другие), а ети ребята не любители государственных денег :) Основное здесь интернет-проект, а не собственно бумажный журнал. Они презентовали все ето на Ехе уже давно и не единожды. Думаю в архивах передач можно найти обсуждения концепции и задач проекта.

(Извини за "е": урезанная виртуальная клавиатура на мобильном).
eugeniashaffert
Jan. 25th, 2012 03:51 pm (UTC)
О, понятно. Спасибо, что разъяснила! Я вот далеко от Москвы её Эха не слушаю совсем, хотя в общем по отголоскам догадываюсь, что там происходит много интересного.
azure_iris
Jan. 26th, 2012 05:24 pm (UTC)
Их через сайт можно слушать. У большинства передач выкладываются подкасты.
eugeniashaffert
Jan. 26th, 2012 05:30 pm (UTC)
Да, я знаю, но я как-то плохо слушаю. Когда, знаешь, "весь шведский народ" и т.п. вместе со мной - я ещё включаюсь в радиопередачу, а когда вот так несколько раз пыталась включить, чтобы послушать, через 10 минут обнаруживала, что пидарача в одном месте говорит, а я сижу как будто бы совсем в другом вся в своих мыслях:)
eugeniashaffert
Jan. 25th, 2012 03:52 pm (UTC)
Представляешь, книжку твою до сих пор не получила! Во почта стремительная у нас:)
azure_iris
Jan. 26th, 2012 05:23 pm (UTC)
Женя, это не почта. Это я очень нехороший человек. Я написала накануне дня, когда собиралась на почту. Купила пакеты, но в очереди на отправку не могла стоять, а потом заболела, а потом еще что-то и т.п. Вчера вот только пакеты все подписала, но забыла сегодня утром их в машину скинуть для отправки вечером.
Прости, пожалуйста.
eugeniashaffert
Jan. 26th, 2012 05:29 pm (UTC)
Да ну ничего, зато не потерялось!
( 18 comments — Leave a comment )