?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А скажите мне, почему школьные учителя так не любят, когда дети считают на пальцах?

Вчера была на родительском собрании для дошкольников, которые собираются ходить на подготовку к школе. Перед нами выступала в числе прочих учительница по математике и сказала, что дети будут изучать состав числа, так что надо в срочном порядке отучать их считать на пальцах, дескать, им это помешает.

Расскажите мне, почему помешает, а?

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
slonulita
Sep. 19th, 2012 03:45 am (UTC)
Может, имеется в виду, что есть привычка раскладывать число только на единицы, т.е. 5 на 1+1+1+1+1, а к 2+3 ребёнку перейти уже сложно?
У Звоникина было (правда, не о составе числа, а о сумме чисел, но это же где-то рядом), что ребёнок на самом деле считает, как привык, а когда учительница спрашивает, отвечает так, как "надо складывать".
slonulita
Sep. 19th, 2012 03:47 am (UTC)
Я, конечно, не мама школьника, но очень хочется пообщаться :))
(no subject) - eugeniashaffert - Sep. 19th, 2012 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - slonulita - Sep. 19th, 2012 04:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - slonulita - Sep. 19th, 2012 04:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - so_very_svetik - Sep. 19th, 2012 04:09 am (UTC) - Expand
mrs_bead
Sep. 19th, 2012 03:59 am (UTC)
На пальцах хорошо до десяти считать, а дальше трудновато.
slonulita
Sep. 19th, 2012 04:05 am (UTC)
Мне кажется, дело не в этом. Счётных палочек тоже обычно бывает десять. Ну двадцать. Или даже тридцать - не больше.
(no subject) - mrs_bead - Sep. 19th, 2012 04:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - slonulita - Sep. 19th, 2012 04:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_bead - Sep. 19th, 2012 04:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - slonulita - Sep. 19th, 2012 04:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - mari_marian - Sep. 19th, 2012 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - slonulita - Sep. 19th, 2012 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Sep. 19th, 2012 04:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Sep. 19th, 2012 04:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_bead - Sep. 19th, 2012 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - slonulita - Sep. 19th, 2012 04:28 am (UTC) - Expand
slowread
Sep. 19th, 2012 04:16 am (UTC)
а состав числа — это вообще насколько принципиально? Без этого нельзя совсем жить?
kalike_05
Sep. 19th, 2012 04:20 am (UTC)
Не могу сказать точно: у нас такой проблемы не возникало. Для меня главное, чтобы правильно считал!
Думаю, что учителя хотят, чтобы ребенок считал в уме, а пальцы - это тормоз. Кстати, современные тренажеры по матиматике, по-моему, направлены на заучивание ответов в приделах десяти (долбежка одного и того же)
mumimama_j
Sep. 19th, 2012 04:57 am (UTC)
почитала комменты) Учителя хотят скорости, видимо. Понимания они не хотят...
kosha_ann
Sep. 19th, 2012 05:00 am (UTC)
когда ребенок только формирует понияте число и т.п. - то ему нужна предметная опора. это этап развития мышления. и с самого начала надо считать и решать ТОЛЬКО на предметах, картинках и т.п. Но наступает момент, когда надо сделать следующий шаг - формализировать эти операции. Т.е. от предметов перейти к цифрам.
Так вот, почему-то учителя боятся, что когда "предметы" всегда с собой - т.е. пальцы, то ребенок этот шаг - формализации - не сделает
Мне вообще кажется, что это как с пеленкой на дне в пластиковой ванночке. Т.е. тупое тиражирование без мыслей - а зачем оно надо? Т.е. когда-то они это слышали, смысл давно потеряли, но передают из поколения в поколение

Я, наоборот, считаю, что если ребенок САМ не перешел на формальный уровень, и ему с палочками - пальцами и т.п. легче, то надо как можно больше его в этом поддерживать. Потому что толку от спешки все равно не будет. Он все равно представляет эти пальцы или палочки. Он все равно так же будет пытаться мыслить, не двигаясь дальше. А скачок происходит так или иначе. у кого-то раньше, у кого-то позже. И надо с пониманием к этому относиться.
jjjenya
Sep. 19th, 2012 08:20 am (UTC)
Категорически поддерживаю. Дочери 5. Сейчас счет - это любимая забава :) Конечно, я всячески поддерживаю. В т.ч. настольными играми. И я ежедневно, этап за этапом вижу как эти самые пальчики "отпечатываются" :) в голове.
Но мы действительно делаем это ежедневно по-многу раз. Возможно, страх учителей базируется на том, что просто этот процесс перехода от наглядного к образному может затянуться, если не заниматься этим регулярно.
Насчет того, что неудобно считать на пальцах больше чем десяток. Опять же не согласна. Дочь совершенно самостоятельно преодолела этот рубеж. Без объяснений. Делает это очень забавно, но работает.
magnolia1985
Sep. 19th, 2012 05:11 am (UTC)
Тоже удивлена. Считали люди веками на пальцах, а вот на тебе...
Я вообще против "просто заучивания". По мне гораздо лучше, когда ребенок подумает прежде, чем получит результат. А состав числа автоматически запомнится при регулярном решении задач. Конечно, если времени на длительное освоение материала (на подумать ребенку) в программе нет, то учителю ничего не остается, как задавать зубрежку. (это имхо, как на самом деле - не знаю, может, действительно есть какая-то педагогическая основа в таком методе...)
eugeniashaffert
Sep. 19th, 2012 05:24 am (UTC)
Я как узнаю, в чём там фокус, расскажу. Математика там по Петерсон.
(no subject) - mrs_bead - Sep. 19th, 2012 05:37 am (UTC) - Expand
grebenka
Sep. 19th, 2012 05:43 am (UTC)
Потому что по "новой" системе надо учить и знать состав числа наизусть, а не доходить до него самостоятельно через наглядность:(
Новая пишу в кавычки, потому что это стали требовать с конца восьмидесятых.
hrizolit
Sep. 19th, 2012 06:36 am (UTC)
Да, я тоже слышала, что потому что учат наизусть состав числа. Но я считаю, что пальцы в этом помешать не могут.
mari_marian
Sep. 19th, 2012 07:05 am (UTC)
Пока ребенок считает на пальцах - это признак того, что у него еще не сформировано понимание числа. Перепрыгивать через этот этап тупым заучиванием нельзя ни в коем случае. Однако учительница по опыту знает, что раз ребенок считает на пальцах, значит у него навык не сформирован. Она стремится к тому, чтобы у детей был сформирован навык, у всех. Только вот в этом и заключается ее работа :)

Когда понятие числа сформировано, то ребенок услышав число пять, мысленно может представить себе пять предметов, а если видит пять предметов, то сразу представляет число пять (а достигается это многочисленными наглядными демонстрациями), то переходят к следующему этапу. Автоматизируют счет в пределах десятка. Почему важно автоматизировать этот счет? Потому что на нем основан устный счет и дальше. Например, чтобы сложить 13+5, детей учат складывать 10+3+5=10+8. Если ребенок медленно складывает 3+5, то он будет тем более медленно считать в пределах 20.

Следующий этап - счет в пределах 20 с переходом через десяток. Это, например 8+7. Мы смотрим, сколько на не хватает от восьми до десятка? Двух. Берем эти два от семи. Остается 5. Получается 8+2+5=10+5=15. Лучше всего делать это с фишками. И лучше всего если у вас есть наглядная опора, куда помещается ровно десять фишек. Вот у вас восемь фишек в коробке, и семь снаружи. Вот у вас в коробке еще два свободным места. Переложили туда две фишки из оставшихся, осталось 5. Вот вам 10+5=15

То есть реально до десятка - это как таблица умножения, лучше всего, когда ребенок как бы видит, что 8 - это 1+7, 2+6, 3+5, 4+4 (образы видит, кучки, например, поэтому полезно это на предметах раскладывать, большинству дошкольникам без этого никак), а дальше уже учат приемам.

Edited at 2012-09-19 07:13 am (UTC)
eugeniashaffert
Sep. 19th, 2012 07:42 am (UTC)
Спасибо за подробный ответ!
remka
Sep. 19th, 2012 09:38 am (UTC)
Счет на пальцах, предметах - очень полезный первичный этап. Очень часто дети проходят этот этап в дошкольном возрасте, и в школе уже пользуются абстрактными понятиями числа.

Но если этот процесс еще не пройден, лучше его не перескакивать. Понимание в математике так же важно, как и в других науках.

На тему составов чисел я составила целый семинар "Математика с помощью приборов" http://www.forum.naladony.ru/index.php?board=78.0

Запомнить состав первого десятка в играх можно очень быстро.
prabunam
Sep. 19th, 2012 09:41 pm (UTC)
я тоже в свое время на это наткнулась и заморочилась. На это - на то, что вредно детей учить считать на пальцах. А я и не учила никогда. Когда мы с Юлей только начинали считать устно, ну там 1+2, она пальцы не использовала, я даже не представляю себе, как она это складывала. Потом я прочитала эту статью, и стала наблюдать, и вдруг на каком-то этапе она раз - и перешла на пальцы. Я ее не учила, она сама :) ну не могла же я у нее пальцы отнять? они всегда под рукой, в принципе это так естественно... а потом, через год-полтора она раз - и перестала их использовать. И что меня порадовало - она стала использовать ритм для счета - ну например 5+3 - считает сначала 1-2-3-4-5, потом пауза и 6! 7! 8!. И иногда сама себя на пальцах проверяет, особенно если я прошу пересчитать.
Т.е. такой естественный процесс получается, сначала на пальцах, потом отказ от них. По крайне мере у нас.
prabunam
Sep. 19th, 2012 09:42 pm (UTC)
ага, а главное, почему это вредно! в статье писалось, что это задерживает развитие абстрактного мышления, т.е. остановка на предметном мышлении удлиняется... там выше Анна Коша про это написала.
alessandra_enko
Sep. 19th, 2012 10:34 pm (UTC)
А в Канаде мне дочь рассказывала, что дети на пальцах считают до старшей школы, пока не разрешат калькулятором пользоваться. Умудряются на пальцах считать, к примеру 76 + 87.
Не знаю откуда (скорее всего из школы), мой сын тоже считает на пальцах и мне это не очень нравится.
marysasch
Sep. 20th, 2012 12:20 pm (UTC)
вот-вот: сначала пальцы, потом калькулятор, а потом....... неумение считать в уме.....
marysasch
Sep. 20th, 2012 12:18 pm (UTC)
В Италии, например, не заучивают состав числа, они быстренько переходят на сложение через десяток со всеми числами и могут считать на пальцах. В итоге она делают это очень долго, и им это утомительно. Я знаю даже сорокалетнего мужчину, который продолжает считать на пальцах, мой муж, который учил наизусть (не в России) запросто решает примеры устно, опережая здесь всех кассиров.... Конечно, заучивание должно происходить на большом количестве решенных примеров, поэтому если уделить этому внимание и дома, думаю, все получится без проблем (имею ввиду заучивание состава числа).
( 36 comments — Leave a comment )