?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Спасибо Ольге Мяэотс за ссылку!
Фатеев А.В.
Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР
. М.: МАКС Пресс, 2007. — 352 с.

ISBN 978-5-317-02061-3

В монографии А.В. Фатеева поставлена и проанализирована проблема создания и функционирования художественных образов детской «социальной» литературы в исторической среде в 1930-1950-е годы в СССР. Предмет работы имеет два аспекта. Во-первых, отражение общества в литературе, определенное идеологическим видением мировых событий и потребностей страны номенклатурой и писателями. Во-вторых, роль детской литературы в программировании сознания граждан в рамках социальной инженерии, проводимой ЦК ВКП (б) (КПСС), наркоматом (министерством) просвещения РСФСР, ССП СССР и ЦК ВЛКСМ по мере вступления страны в индустриальное общество, в социализации личности подростков и юношества в период модернизации и Великой Отечественной войны. Профессионалы и любители истории, литературы найдут в монографии много интересного: неизвестные факты из жизни знаменитых писателей, политиков, мнения рядовых граждан, деятельность издательств и журналистов, обоснование оригинальной точки зрения на сталинизм как мелкобуржуазный коммунизм индустриального времени. Работа основана на архивных документах из РГАЛИ; РГАСПИ; молодежного архива: РГАСПИ. ФМ; ГАРФа; РГАНИ. Автор продолжает изучение духовной жизни общества, начатое в монографии «Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг.» (М., ИРИ РАН. 1999).

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. Дух времени

Время, вперед!
Социальная инженерия в индустриальном обществе
Сталинизм, советское общество и мир
Детская литература — средство просветителей и пропагандистов

ГЛАВА II. Возникновение индустрии детской культуры и литературы в 1934-1941 гг

Становление секции детских писателей
В поисках идеала советского ребенка
«Реконструкция» и политический заказ на социальные нормы индустриального общества
Детиздат и новая комиссия по детской литературе ССП
Реорганизация детского радиовещания
Литературные образы и нравственный потенциал нации

ГЛАВА III. Детская литература в 1941-1946 гг

Бытие и образование в годы войны
Детгиз и писатели: новые задачи
Литература борьбы и выживания

ГЛАВА IV. Расцвет сталинизма и детской литературы в 1946-1953 гг

Образование и воспитание
Детская литература, публицистика перед холодной войной
Сталинизм и патриотизмы
Консервативная волна в мире и детская литература
Детская литература зрелого сталинизма
Детское искусство в плену нищеты, стереотипов и «бесконфликтности»
Совещания по детской литературе на высшем уровне
Подростки и молодежь между художественной и объективной реальностью

ГЛАВА V. Реформы и детская литература в 1953-1958 гг.

Реформы в рамках «партийности»
Кризис в образовании и воспитании
Осмысление проблем страны и литературы в ЦК ВЛКСМ и ССП
Исторический крах сталинизма и его политическая живучесть
Детская литература «оттепели»: две «правды»

ГЛАВА VI. Историческая и социальная реальность в детской литературе

Направления политики и рекомендательные списки
Прошлое и «пережитки» как элемент пропаганды
Настоящее индустриального советского общества

А) Советские ценности
Б) Изображение власти
В) Экономика
Г) Семья и школа

Будущее в произведениях писателей
Формирование представлений о Западе
Историко-социальное пространство и время в «Старике Хоттабыче»

ГЛАВА VII. «Плоды просвещения»: журнал «Юность» в боях против буржуазности

Заключение

Предметный указатель
Указатель имен

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
osetyanki
Jul. 30th, 2013 07:59 pm (UTC)
Прочитала сатанизм вместо сталинизм :))) пойду спать...
( 1 comment — Leave a comment )