?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Небезынтересная публикация интервью с Людмилой Ясюковой, руководителем лаборатории социальной психологии СПбГУ "Диагности и развитие способностей".

Некоторые цитаты:

"Понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации (...) По моим данным и по данным других исследователей меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей (...) По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида..."

"Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир". Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.
Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5-классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций — "История в картинках" — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.
В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше в восьмом была анатомия, и уже в старшей школе общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые, в конце концов, подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника и животный мир и человек и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.
С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: "Хоть задачки-то решаете на физике?". Он отвечает: "Какие задачки? Мы презентации делаем" Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить".

Там еще целый ряд интересных вещей говорится: об образовании за рубежом, о финской школе, которая сейчас считается лучшей в Европе, о том, откуда берутся дисграфики, дислексики и люди с диагнозом СДВГ.

Интервью полностью: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html

Tags:

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
tri_levretki
Dec. 10th, 2013 12:55 pm (UTC)
Женя, спасибо за ссылку, ушла с головой!
slonulita
Dec. 10th, 2013 01:08 pm (UTC)
Спасибо. Очень, очень грустно.
seven_tails
Dec. 10th, 2013 01:11 pm (UTC)
Ого, спасибо, Женя за ссылку. Я как-то не копала дальше начальной школы, что будет мой ребенок проходить, а, видимо, уже сейчас придется озаботиться. Хоть я сама физику и не люблю, но как же без задач-то??
eugeniashaffert
Dec. 10th, 2013 01:17 pm (UTC)
Ну вот про нашу школу я точно знаю, что там есть задачи. Но может в каких-то и нет? Она же наверняка на собственном опыте основывается, когда об этом говорит.
seven_tails
Dec. 10th, 2013 01:23 pm (UTC)
Но есть повод покопаться в "нашей" школьной программе ))
easthalcyon
Dec. 10th, 2013 01:14 pm (UTC)
Очень сложное ощущение. Что-то по делу, а что-то - нет. Такое ощущение, что покойный Эльконин её когда-то обидел. Эльконин обидел и умер, а она всё помнит.
eugeniashaffert
Dec. 10th, 2013 01:16 pm (UTC)
Мне тоже так показалось, что она чересчур категорична. Среди моих знакомых есть очень грамотные дети, которые учились по методике Эльконина-Давыдова. Вот писательница Светлана Лаврова говорила, помню, что обе ее дочери очень грамотные, и она считает, что не в последнюю очередь благодаря этой методике.
так что разные тут мнения у специалистов и пользователей.
И про дисграфию/дислексию/СДВГ тоже наверняка не все так уж однозначно. Это же не только наши местные явления.
hrizolit
Dec. 10th, 2013 01:57 pm (UTC)
И у меня сложилось ощущение, что слишком категорична она. У Маши началась биология и всё по порядку изучают. В 6 классе - растения, в 7 - животные, в 8 - человек, в 9 - введение в общую биологию, а 10-11 - общая биология. Всё стройно и ладно )
homers_wife
Dec. 10th, 2013 02:46 pm (UTC)
про СДВГ напрягло очень. Было бы так просто, лечили бы так. Примерно, если похудеть так легко, то почему еще есть толстые? Генетический компонент есть и иногда он виден невооруженным глазом. В классе есть мальчик, скорее всего, СДВГ. Я увидела его маму на род.собрании. Один в один с сыном, ни секунды спокойно не сидела.
Про то, что подход к решению поведенческих проблем у них и у нас разный, я согласна, но это вовсе не значит, что они целиком не правы.
eugeniashaffert
Dec. 10th, 2013 03:03 pm (UTC)
Да, согласна!
jane_zaguskina
Dec. 11th, 2013 10:32 am (UTC)
А одно другому не мешает. У меня как раз ребенок - сдвг в чистом виде ему не ставят (только повышенную возбудимость, которая и дает "Г", очень заметную окружающим). У него действительно особенность шейного позвонка, и из-за этого снижен кровоток. Только это не травма, а врожденная особенность, вот она может передаваться по наследству.

airdale_terrier
Dec. 10th, 2013 01:30 pm (UTC)
несмотря на довольно усердное решение задачек по физике (дело было еще в советские времена), понятийного мышления по этому предмету у меня так и не сформировалось.
сильно подозреваю, что я не одна такая
eugeniashaffert
Dec. 10th, 2013 03:06 pm (UTC)
:)
Статья неоднозначная и категоричная. Я с автором согласна в том, что учебники последних лет очень сильно эволюционировали в сторону калейдоскопа и не предлагают системного логичного изложения материала по теме. У сына как раз такие бестолковые учебники, а методика именуется "развивающей".
Ну а кое с чем не согласна. Вот про сдвг она что-то такое говорит спорное очень. Да и задачи по физике решаются школьниками по-прежнему.
so_very_svetik
Dec. 10th, 2013 01:39 pm (UTC)
она очень... слишком верит в мощь интеллекта и абсолютизирует его роль в жизни и счастье... прямо 18й век.
но зерно есть и тут не поспоришь, логичность школьной программы пусть лучше будет.
eugeniashaffert
Dec. 10th, 2013 02:34 pm (UTC)
Да, вот многие уже в комментариях отметили, что автор чрезвычайно категорична. Но рациональное зерно в ее рассуждениях есть, подтверждение тому - учебники Кирилла по окружающему миру редкостной кошмарности. Никакой системы и логики в них нет в принципе! Хорошо, что учительница это понимает и они к ним обращаются "постольку - поскольку".

Edited at 2013-12-10 02:35 pm (UTC)
tuphelk_a
Dec. 11th, 2013 04:01 pm (UTC)
а по какой Программе вы? у моего Перспектива и я ,при случае, делюсь с мамами одноклассников - самый МОЙ нелюбимый предмет у наших второклашек, ничего хаотичнее и неинтереснее мне не встречалось, не умеют у нас заинтересовать данным ? хотя и к русскому претензий много,начиная со знаков препинания, заканчивая отсутствием структурированности в подаче материала, да и сами правила звучат "мама, не горюй!"(( кхм!
eugeniashaffert
Dec. 11th, 2013 04:04 pm (UTC)
У моего школа 2100, правда математика не из этой программы, а Петерсон.
el_shrew
Dec. 10th, 2013 02:13 pm (UTC)
Интересная статья. Про окружающий мир согласна: после Петра 1 шла Екатерина Великая, которых они еще и прошли за один урок- дитё удивилось, но запомнило, что Екатерина -дочь Петра.
А вот с дислексией не столь просто: ее несколько видов и причины разные.
eugeniashaffert
Dec. 10th, 2013 02:35 pm (UTC)
Вот да, уж с дислексией, дисграфией и сдвг она через край хватила, мне кажется.
alessandra_enko
Dec. 10th, 2013 02:48 pm (UTC)
Спасибо, что поделились. Согласна со всем, в том числе и с критикой методики Эльконина. Жалко, что таких людей никто не слушает. Себе скопирую статью.
homers_wife
Dec. 10th, 2013 03:47 pm (UTC)
если честно, при всей моей любви к билогии, химии и точным наукам в школе, природоведение я не помню, что там было интересного и как оно на меня повлияло. Да, какой-то дневник наблюдений, какая-то приода, но по существу - не, не помню интересного и структурирующего. Поэтому и от ОМ я не жду ничего выдающегося.
мое личное предположение - раньше (50-60гг далее по инерции) программа была рассчитана на детей, которые растут в деревнях и небольших городках, где они эту природу видят (огород и речка рядом, и примеры из обыденной для того времени и условий жизни), в большом городе это уже выглядело искусственно, сейчас и подавно. То есть менять программу было надо.
tuphelk_a
Dec. 11th, 2013 05:54 pm (UTC)
+100
enka
Dec. 10th, 2013 04:01 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
forosenko
Dec. 10th, 2013 10:24 pm (UTC)
так это ж всемирный заговор!
Рептилоиды и масоны Правительства и Корпорации давно взяли курс на дерационализацию сознания.
Умение выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, строить целостную картину ситуации делает людей плохими: а) потребителями б) избирателями.

Таким образом, в этом месте интересы политиков и олигархов совпадают.

Кроме того те кто уже всего добился, в политике или бизнесе, таким образом снижают потенциальную для себя конкуренцию. Ибо "хорошие" избиратели и потребители никогда не станут политиками и олигархами.
prabunam
Dec. 11th, 2013 12:06 am (UTC)
ах, вот это вот определение понятийного мышления - как бальзам на душу :)

(ушла развивать ребенку понятийное мышление :))
jane_zaguskina
Dec. 11th, 2013 10:36 am (UTC)
Очень мне нравится Ясюкова и ее подход. Когда-то была на семинаре по обучению, который делали как раз по ее методикам.
Школьную программу поменять мы не можем, а вот сделать что в наших силах - научить читать зрительными методами, уделять внимание точным наукам - это да.
( 26 comments — Leave a comment )