?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Джош Вайцкин Искусство учиться. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

Эта книга - не набор универсальных методик и способов для развития интеллекта, не новая концепция, которая вас удивит, и вообще не руководство к действию. "Искусство учиться" - это скорее материал для размышлений для всех, увлеченных вопросами интересного и результативного обучения и научения себя и своих детей. Этот материал дает нам автор, Джош Вайцкин, ведь книга - это не что иное, как его автобиография. Почему она может быть кому-то интересна? Потому что он сначала стал победителем всех мыслимых чемпионатов США (и нескольких чемпионатов международного уровня) в своей возрастной категории по шахматам, а потом, решив уйти из шахмат, занялся боевыми искусствами (туйшоу) и стал многократным чемпионом США и победителем чемпионата мира в этом виде спорта. Вайцкин уверен, что дело не в его таланте, а в том, что он очень хорошо умеет обучаться.

Конечно же больше всего его советы подойдут тем людям (а также родителям тех людей, а я-то читаю прежде всего с этой позиции, то есть родительской), чьи дети занимаются шахматами или боевыми искусствами. Вайцкин очень подробно пишет, как он тренировался, что ему помогало выиграть, что мешало работать, как он оттачивал какие-то движения или изучал шахматные позиции. Человеку, далекому от этого мира, будет непросто адаптировать эти его советы к другому виду деятельности. Ну вот, к примеру, он  пишет, что шахматные тренировки он начал с разбора окончаний игры и почему это правильно, тем, кто в шахматы не играет, эта информация никак не пригодится.

Есть ли в книге собственно что-то полезное, кроме советов, как овладеть шахматами или преуспеть с боевыми искусствами? Да, есть, хотя оно и не вынесено в рамки, не выделено жирным шрифтом и не объединено в списки, вроде "10 способов, которыми я развивал свою память".

Вайцкин описывает много разных историй детей, успешных в шахматах, и говорит о них самих и их родителях. Некоторые дети стали чемпионами и настоящими мастерами, но при этом были совершенно искалечены как личности. У Вайцкина совсем другая история - его родители всегда сопереживали ему, помогали и не призывали отказаться от всего во имя победы. Когда у мальчика был серьезный проигрыш, родители не заставили его тренироваться еще больше, а забрали за город, где отдыхали и катались на лодке, пока ребенок сам не захотел вернуться к шахматам. Тут ещё звучит немаловажная мысль о проигрыше: не стоит говорить проигравшему соревнования ребенку, что это "не важно", потому что для него это по-настоящему важно, а "не расстраивайся из-за пустяков" девальвирует все его вложенные в дело усилия и весь многомесячный труд. Нужно просто искренне сочувствовать и разделять с проигравшим его грусть, обиду и разочарование.

Вайцкин в самом начале пишет о том, что ориентироваться стоит не на талант или врожденную одаренность, а на труд и оттачивание навыков. Дети, которым говорили "позанимайся и получится, а потом позанимайся еще и получится еще лучше", достигали лучших результатов, чем те, кому говорили "ты одарен в этой области". (Об этом сейчас много где пишут, и я в принципе согласна с таким подходом, правда мне так кажется, что тут авторы впадают в другую крайность, полностью отрицая одаренность и необходимость следовать за ней, если уж она есть. Очевидно ведь, что, например, некоторые танцуют, как будто для этого родились, а некоторые занимаются часами и годами, чтобы хоть как-то в ритме двигаться. То же самое и с любым другим делом.)

На всем протяжении книги он пишет о своих многочасовых занятиях тем и другим. В общем-то для нас вполне ясно, что дисциплина, систематические многочасовые занятия, погруженность в какое-то дело, увлеченность и вдумчивый анализ своих ошибок и достижений творят чудеса. О том, как он творил чудеса, Вайцкин и рассказывает.

Также он пишет о:

- необходимости опираться на интуицию. В одной из глав он излагает собственную концепцию того, как интуиция работает: по мнению Вайцкина, подсознание включается тогда, когда ряд навыков доведен до совершенства и есть углубленные знания предмета и процессов. В этом случае мозг не тратит время на обработку элементарного и включает более глубокие и совершенные возможности, подсознание работает более эффективно и к нему стоит прислушиваться.

- важности учитывать собственное эмоциональное состояние и особенности. Он тут интересный пример приводит с Гарри Каспаровым, который каждый день выстраивал шахматную стратегию в зависимости от того, с каким настроением проснулся. По мнению автора книги, очень важно не игнорировать собственные эмоции, а принимать их и выстраивать свою работу в соответствии с ними.

- необходимости расширять собственную зону комфорта. Если трудно заниматься при звуках музыки или электродрели - научиться заниматься в темпе музыки и так далее. Если кто-то вас раздражает своими поступками, научиться принимать их и использовать в своих интересах.

- как найти ту последовательность действий, которая приводит вас в наиболее продуктивное состояние духа, то, что психологи называют "состоянием потока" (кстати, никак не соберусь почитать книгу "Поток: Психология оптимального переживания").

Вообще, я очень согласна с Д. Вайцкиным в том, что можно достичь всего, что угодно, главное  трудиться и постоянно осмысливать свой труд. Также мне импонирует мысль о том, что нет единых универсальных рецептов обучения какой-то деятельности, которые подходят для всех. Очень важно найти свой путь эффективного обучения. Он свой отыскал и подробно написал как раз об этом.

Сейчас Вайцкину 37 лет, он вот такой:


Книга в магазинах: http://www.labirint.ru/books/447877/ (бумажная) и http://www.litres.ru/dzhosh-vayckin/iskusstvo-uchitsya-kak-ctat-luchshim-v-lubom-dele/ (электронная).

Comments

nmalinovsky
Oct. 17th, 2014 12:34 am (UTC)
Спасибо, заинтересовала.