?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я давно замечаю разницу в восприятии книг у детей, которым читают очень много, и детей, которым просто читают, например, полчаса перед сном несколько раз в неделю.

Дети, которым читается одна книжка в месяц, ну, допустим, целый месяц не спеша они читают про Незнайку или два-три месяца, изо дня в день, про Алису Селезнёву, очень хорошо запоминают всю книгу и ее героев. Т.е. они может за полгода меньше 10 книг выслушивают, но помнят их очень ярко, каждую, даже спустя много лет.
Дети, для которых чтение вслух идёт постоянным потоком, как у моего ребенка, например, когда за месяц он успевает выслушать несколько толстых книг, куда хуже ориентируются в прочитанном, запоминают и откладывают в памяти далеко не всё прочитанное (отмечу специально: если речь не идет о перечитывании).

Значит ли это, что надо читать "меньше да лучше"? Не знаю, не уверена. Потому что мои знакомые дети, которые слушают чтение "большим мощным потоком" может и не так хорошо и тщательно запоминают каждую прочитанную книгу, зато очень хорошо говорят. Вот прямо поражают своим словарным запасом и умением выражать сложные мысли.

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
_eavesdropper_
Oct. 16th, 2014 08:09 am (UTC)
До прочих сторон развития чужих детей мне дела обычно нет. Всегда кажется, что ребенок наверстает, если где-то недостает. Однако меня всегда умиляло, когда приходилось слышать сложную детскую речь. И всегда расстраивало, когда речь у ребенка убогая. Понятно, что ребенок с пользой и удовольствием время провел, когда не читал. И возможно, что тоже вполне счастлив. Но все же грустно. Могу констатировать, но не могу объяснить почему.
eugeniashaffert
Oct. 16th, 2014 10:29 am (UTC)
Ну умные дети в разы приятнее глупых. А спокойные - приятнее бешеных. Свои, впрочем, хороши в любом воплощении :)
(no subject) - _eavesdropper_ - Oct. 16th, 2014 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Oct. 17th, 2014 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - _eavesdropper_ - Oct. 19th, 2014 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Oct. 19th, 2014 01:36 pm (UTC) - Expand
pamsik
Oct. 16th, 2014 08:11 am (UTC)
Интересное наблюдение. У меня ребёнок очень часто просит перечитать какую-то книгу, говорит "я что-то подзабыл", хотя вроде бы читал внимательно. А те книги, которые читали вместе (вернее я слух на ночь) считает прочитанной самостоятельно. )
julug
Oct. 16th, 2014 08:17 am (UTC)
меня всегда поражало, что при том, что я читала сыну по 2-3 часа в день минимум, и еще одновременно по 5 разных книг, он очень точно запоминал сюжет, мог и через несколько лет пересказать. и он все время прокручивает в голове что эта книга похожа на ту, этот момент - на другой в другой книге (обычно я этих моментов и не помню уже). то есть помнит какие-то тонкости, слова героев.

но вот сейчас сын сам читает, значительно дольше двух часов в день. и кажется, что запоминает уже значительно хуже. и осмысливает хуже. но как его затормозить не знаю.
eugeniashaffert
Oct. 16th, 2014 10:28 am (UTC)
Мой младше был, тоже так запоминал. Сейчас запоминает сюжеты детально, но - что интересно - далеко не всех книг.
utunuuu
Oct. 16th, 2014 08:19 am (UTC)
что нужно, зацепит и в душе останется)

glasha_zast
Oct. 16th, 2014 09:04 am (UTC)
по-моему, в данном случае нельзя говорить лучше-хуже. У каждого ребенка и родителя свой ритм, пусть читают, как им удобно, как душа просит (и время позволяет). Главное, чтобы читали, а не по стишку Берестова - "а, научился читать - не приставай".
eugeniashaffert
Oct. 16th, 2014 10:27 am (UTC)
Да, согласна.
slonulita
Oct. 16th, 2014 09:10 am (UTC)
Мне кажется, ещё от темперамента ребёнка зависит. Один нуждается в ограничении потока информации и благоговейно будет ждать неделю, а другой с ножичком у горлышка будет требовать продолжения банкета прямо сейчас :)
Я детям читаю потоком, но не могу сказать, что сын плохо запоминает. Но, во-первых, у него в самом деле хорошая память, а во-вторых, мы из-за обстоятельств читаем много маленьких книг, которые он зачастую перечитывает ещё и сам. Для чтения потоком, по-моему, ребёнок дозревает. Ну или не дозревает. Я почти буквально глазами увидела, как у сына наступил период, когда мы наконец-то перестали перечитывать Сутеева :)) и его стало напрягать многократное перечитывание. Он захотел нового-нового-нового. Приходя из школы каждый день спрашивал, есть новая книжка? Научился расставаться с книгами и сдавать их в библиотеку, уже без боли :))
Дочка маленькая пока, чтобы оценивать, но она не такая внимательная слушательница - не будет сидеть рядом, будет бегать, кувыркаться, играть во что-то своё. Но, похоже, она всё равно слушает - то прибежит обвести пальчиком картинку, то вдруг ни с того ни с сего сообщит, что "это же персонаж из книжки про Вселенную!" А слушать (ну или слышать) чтение она начала с пелёнок и, да, говорит она хорошо и много. Слишком много :)
eugeniashaffert
Oct. 16th, 2014 10:25 am (UTC)
У моего тоже невероятная память. Он стихи после второго прочтения наизусть рассказывает. Но вот примерно после 6 лет я заметила, что он уже далеко не так хорошо помнит ВСЕ прочитанное. Хорошо помнит кое-что, кое-что из прочитанного ранее не помнит. Но оно время от времени вдруг "всплывает", но не в формате "книжка с таким названием вот такого автора".
(no subject) - slonulita - Oct. 16th, 2014 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - slonulita - Oct. 16th, 2014 10:52 am (UTC) - Expand
evse7
Oct. 16th, 2014 09:20 am (UTC)
Не думаю, что тут есть однозначное решение. Всё зависит от ребёнка. А вспомнить перечитав понравившуюся книгу всегда приятно.
eugeniashaffert
Oct. 16th, 2014 10:26 am (UTC)
Я вообще очень за перечитывание.
katze2006
Oct. 16th, 2014 09:30 am (UTC)
Вот мы именно по первому типу: читаем по 15 минут перед сном. Не потому что я не хочу, а потому что ребенок протестует всеми фибрами и всегда протестовал против чтения днем или в свободно время. Да, так как семья двуязычная и у него с рождения 2 родных языка, папа читает на немецком, я читаю на русском.
А теперь самое интересное. При таком ритме чтения он вошел в четверку самых лучше и быстрочитающих детей в классе. А так же пишуших быстро и грамотно. Теперь эти четверо от класса будут 1 раз в неделю в течении 5 недель заниматься отдельно от своего класса 2 часа по какой-то программе для типа одаренных детей. (вчера нам об этом сказали).
Говорит он быстро, словарных запаз и управление языком на высоком уровне. Откуда это? Я не знаю. Но первую книжку он "позволил" себе прочитать в 4 года! Когда остальные дети уже читали Незнайку, мы начали читать "репку" и "доктора айболита".
Видя все это, теперь (да и раньше тоже) считаю, что книги все-таки не панацея. Да это здорово - много книг, сама обожаю, но что-то должно быть еще.
Если захочет читать больше, с удовольствием буду читать ему больше.
В любом случае - я за чтение! Спасибо вам за всегда отличные списки книг из "читательский дневник". Берем оттуда много.
eugeniashaffert
Oct. 16th, 2014 10:27 am (UTC)
Очень интересный опыт, спасибо!
Да, об этом я тоже думаю: мы, кто очень любит читать, склонны переоценивать благотворное влияние именно чтения. тут целый комплекс факторов, в том числе и врожденные способности.
myworld
Oct. 16th, 2014 10:04 am (UTC)
очень интересный пост
спасибо
brynhild_a
Oct. 16th, 2014 10:39 am (UTC)
Это не только на детский возраст распространяется. Я это в первый раз заметила, попав в немецкую школу.

Если в России темп был: две недели на "Евгения Онегина", три на "Что делать?", месяц-полтора на "Войну и мир", то в Германии за учебный год разбирают не более двух-трёх произведений. Но разбирают очень вдумчиво. За полгода изучения "Страданий юного Вертера" мы на уроках успели проанализировать каждую значимую сцену. Ключевые моменты разбирали до последнего слова и запятой. Разыгрывали сценки, чертили схемы, читали об авторе и эпохе.
В первый год мне это было дико и даже скучно, а потом я вошла во вкус. Я научилась смаковать книги, стала лучше отличать великое от проходного, стала обращать внимание не только на сюжет, но и на язык и форму произведений.

Я тогда часто разговаривала с учительницей по поводу различий в методиках преподавания. Её всегда поражала начитаность русских учеников, она была от этого просто в восторге. Но при этом она называла этот подход "наивным чтением". И я с ней в принципе согласна, колличество обычно идёт во вред качеству. Чтобы понять, прочувствовать, оценить, нужно время.
Оба подхода имеют право на жизнь, плюсы и минусы есть в каждом. Я для себя выбрала вариант "меньше, но лучше". Лично мне он кажется более полноценным и правильным.
madalena_1977
Oct. 16th, 2014 04:10 pm (UTC)
Но это же уроки. А как с ребёнком маленьким дома ты будешь разбирать? Я вот с Симкой не гоню, обсуждаю, обращаю внимание на образы, но всё же полгода у нас не получится читать одну книгу.

Я вот в детстве много читала, но вот эти литературные разборы мне и сейчас не нравятся.Прочитала, погнала дальше. Может кому пересказала;)
(no subject) - brynhild_a - Oct. 16th, 2014 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - madalena_1977 - Oct. 16th, 2014 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brynhild_a - Oct. 17th, 2014 07:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Oct. 17th, 2014 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - brynhild_a - Oct. 17th, 2014 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - barsovy_travels - Oct. 17th, 2014 04:24 am (UTC) - Expand
panda666
Oct. 16th, 2014 12:01 pm (UTC)
Лучше больше, чтобы у ребенка была возможность самостоятельной выборки выше. Лучше прочесть все и определиться, что нравится больше, а что меньше, сформировав конкретный детский вкус и мнение.
foxin
Oct. 16th, 2014 12:16 pm (UTC)
Я бы и хотела читать меньше да лучше, но ребёнок задаёт свой темп, много, жадно. Подрастёт, посмотрим, может, изменится и темп чтения.
madalena_1977
Oct. 16th, 2014 04:06 pm (UTC)
Всё от ребёнка зависит. У меня же двое и читала обоим. Личность и способности ребёнка сильнее, чем условия.

Качество речи однозначно зависит от книг. Для нас двуязычеых это спасение. Я бы только с мужем такой словарный запас без книг не смогла бы развить.
cheshire_mouse
Oct. 16th, 2014 07:11 pm (UTC)
Женя, мне кажется, про развитие речи и многочтение - это м. б. и совпадением. Старшей дочке я очень много читала, младшая же растет сорняком, и мы с ней практически не читаем. Обе говорят примерно одинаково, по крайней мере, я не вижу особой разницы.
eugeniashaffert
Oct. 17th, 2014 06:08 am (UTC)
Да, выше уже тоже об этом писали. Что читают не так, чтобы очень-очень много, а с речевым развитием все более чем в порядке.
sanahta
Oct. 17th, 2014 12:21 am (UTC)
Еще есть особенности памяти. Я в детстве читала очень много - и постоянно перечитывала при этом. Не так, как все нормальные люди, не пару раз. Любимые книги - десятки раз. и проходило несколько месяцев - и вроде бы опять настолько многое подзабывалось, что я с удовольствием читала снова. И это сохранилось и во взрослом возрасте.
Я помню, как препод по древнему Востоку говорила нам что-то вроде "как это вы не помните эпос о Гильгамеше, несколько месяцев прошло, а детали все уже забыли, я вот читала его тридцать лет назад - а помню как сейчас"))) - вот именно так я и не помню(((. И фильмы в большинстве своем надо пересматривать)))
Бывают исключения и в книгах и в фильмах, когда смотришь - и ложится сразу очень глубоко, но это исключения.
При этом в остальном память вполне нормальная)))
И старший ребенок мой по-моему в меня. Ему сейчас шесть. Почти все, что мы читали в его 2-3-4-5 лет (читали много) - забылось очень прочно. Исключение - Волшебник изумрудного города, ну и еще несколько, и тоже все перечитываем.
eugeniashaffert
Oct. 17th, 2014 06:08 am (UTC)
Да, мой сын тоже сейчас не помнит многих книжек, которые я ему читала в его 3-5 лет.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 42 comments — Leave a comment )