?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как изменяется детство

На postnauka.ru выложили очередной интересный видеофрагмент: рассуждение Виталия Куренного о том, как сегодня меняется детство. Более того, он говорит о том, что оно не просто меняется, а исчезает как особое явление.

Вообще говоря, я очень люблю postnauka.ru, но смотрю там далеко не всё интересное. Дело в том, что у них выложено много видеороликов, где люди что-то рассказывают, а мне невероятно тяжело слушать и воспринимать информацию на слух. Прочитать 1000 страниц текста мне в разы легче, чем посмореть 10-минутный ролик. Но тут тема такая для меня актуальная (не только потому что я мама, но и потому что я как раз пишу доклад на тему, сильно связанную с концепцией детства в современном ее кризисном состоянии), что я сделала над собой усилие.


Начинает он с тезиса о том, что детство - это искусственно созданная внутри культуры конструкция, которая подразумевает то, что ребенок качественно отличается от взрослого (вспомним, что до этого долгое время такого представления не было, дети очень быстро включались во взрослый мир и взрослую жизнь, воспринимались скорее как "маленькие взрослые". Периода образования ребенка, необходимого для полноценного включения в жизнь взрослых, вообще не было: все навыки передавались устно, тут же, на практике).
На сегодняшний день, по мнению культурологов и прочих обществоведов, детство как культурный феномен и качественно особый период жизни меняется. При этом оно не то чтобы приобретает новые черты и характеристики, а скорее исчезает совсем. Почему это собственно происходит?

С одной стороны (это гипотеза Постмана), у взрослых сегодня нет тайн от детей. Если раньше наша культура опиралась на письменные тексты и овладение ими и заложенной внутри них информации требовало особых высоких компетенций (прежде всего владения грамотой и смысловым чтением), то теперь мы живём в мире визуальной культуры, доступной человеку любого возраста, в том числе ребенку. Получается, что нет тайн взрослого мира - нет детей.
С другой стороны, меняются взрослые люди. Если раньше было понимание, что взрослый человек - это тот, кому не нужно учиться, он знает основы устройства и принципы работы этого мира и может успешно в них функционировать, то теперь человеку нужно всё время учиться, приобретать какие-то новые навыки и компетенции, чтобы "не отстать от жизни". А человек-ученик - это не взрослый человек, он вообще не может повзрослеть, поскольку технологии постоянно меняются и он вынужден постоянно учиться. Так разрушается принятая обществом долгие годы античная концепция "возраста акме". В итоге вообще размывается прежнее понимание возраста и его функций и особенностей. Одно из проявлений этого феномена - культ молодости в самом широком смысле. Теперь "в 65 жизнь только начинается" и это - тоже молодость, когда можно учиться, влюбляться и делать прочие дела, раньше предписанные только юным.

Излагая гипотезу Постмана, Куренный говорит немаловажную, как мне кажется, вещь: взрослых, особенно родителей, пугает эта ситуация, смириться с исчезновением детства, происходящего из-за общедоступности вообще любой информации, очень сложно. Вот они и пытаются защитить детство на законодательном уровне, принимая различные законы о защите детей от информации. Мне тут сразу показалось, что может поэтому и с детскими книгами у нас сейчас такая ситуация: взрослые пытаются привязать детей к прежним книгам, в которых детство ещё было таким особенным, и оградить их от нынешних текстов, в которых дети и взрослые так сильно похожи? Так что любое переиздание книг, рассказывающих о прежнем детстве, воспринимается на ура.

Я конечно же сразу захотела почитать книгу Постмана, но, как оказалось, его монография об исчезновении детства не была переведена на русский язык. Зато есть довольно подробный конспект книги, опубликованный в журнале "Отечественные записки № 3 за 2004 г.": http://www.strana-oz.ru/2004/3/ischeznovenie-detstva (вообще весь этот третий номер журнала посвящен обсуждению детства, педагогики, семьи, см. содержание: http://www.strana-oz.ru/2004/3). Кстати, Виталий Куренной - заместитель главного редактора журнала "Отечественные записки".

Интересен весь конспект книги Постмана, но особенно я задержалась на абзаце, посвященном обсуждению "острых вопросов", в суть которых нынче посвящены и дети.
"Ребенок, пока он остается таковым, должен быть убежден в том, что взрослые могут контролировать свои физиологические порывы, побуждения к жестокости и насилию. Эта убежденность помогает ему обрести уверенность в себе, развивает рациональное отношение к окружающему миру, необходимое для учебы, и в будущем поможет бороться с превратностями судьбы. Сказанное не означает, что ребенок должен оставаться в неведении относительно темных сторон жизни. Существуют выработанные веками способы приобщения детей к «секретам» взрослых. Так, одной из приемлемых форм сообщения ребенку о насилии является сказка. Рассказанная голосом матери, знакомой ласковой интонацией, обладающая вдобавок счастливым концом, сказка помогает ребенку безболезненно интегрировать сведения о насилии в общую картину мира. Постоянно муссируемый в обществе вопрос о том, способствует ли насилие, показанное на экране, развитию детской агрессивности, по мнению Постмана, неправильно поставлен. Гораздо важнее задуматься над другим вопросом: в какой степени натуралистическое изображение жизни «как она есть» подрывает веру ребенка во взрослую рациональность, в возможность упорядочить этот мир, в надежное будущее? В то, что ему самому в дальнейшем удастся сдерживать собственные хаотические и непредсказуемые желания?"

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
sonechko
Oct. 29th, 2014 04:01 am (UTC)
Спасибо, мне тоже нелегко даются ролики. Есть что возразить, постараюсь написать вечером.
feruza
Oct. 29th, 2014 04:57 am (UTC)
ОЧЕНЬ интересно, спасибо!
kvinta_kvanta
Oct. 29th, 2014 05:07 am (UTC)
Очень любопытно, спасибо! Писать пока некогда, вернусь потом -- почитаю и, мб, тоже выскажусь.
slonulita
Oct. 29th, 2014 09:06 am (UTC)
Спасибо за тему и пересказ ролика ;)
slovosfera
Oct. 29th, 2014 09:30 am (UTC)
Видео в интернете я воспринимаю примерно так же, как вы, поэтому - спасибо! Но мне странна интерпретация этого явления как "исчезновения детства". По-моему, дело обстоит ровно наоборот - исчезает и размывается понятие взрослости, "вечный ребенок", которого надо опекать, за которым надо присматривать - идеал любой власти (которая сама себя считает универсальным Взрослым). Словом, Big Brother is watching you!
sagenka
Oct. 29th, 2014 07:59 pm (UTC)
По второму тезису я как то в корне не согласна. Да, взрослость в прежнем понимании трансформируется, но мне кажется, что это на благо. Отодвигаются многие идеи, которые были приняты, как фундаментальные. Например, о выборе профессии, одной и на всю жизнь. Но так ли страшно это для детства? Взрослые становятся ближе к детям, да, меньше консерватизма, ведь, когда человек все время учится, то и его мировозрение становится более гибким, готовым к новым идеям и принятию их. Взрослый способен быть не просто уважаемым, но далеким образцом для подражания, но другом. Это новая, но отнюдь не пугающая меня лично, трансформация взрослого мира.
По первому тезису...Если говорить об общей тенденции, то...наверное, статистические данные и исследования более верны, чем мои наблюдения и узкая выборка моих знакомых. Не знаю. Но опять же сомневаюсь. Многие родители из моего окружения точно так же оберегают мир детства от информационного потока не по возрасту ребенка. В мире взрослых для этих детей также полно тайн. Другое дело, что восприятие информации качественно изменилось, как и каналы этой информации.
И я проблему детства вижу как раз в этом. Раньше у ребенка было время для незнания. Он смотрел на небо, на цветы, на огромных букашек и мир муравьев, на то, как растут травы и задавал вопросы. Причем необязательно родителю, необязательно оформившиеся в слова, скорее впечатление и внутреннее размышление об увиденном. Сейчас дети сидят в комнатах и не успев удивиться и задать вопрос уже получают энциклопедические знания об устройстве вселенной, о том как живет колония муравьев и как растет цветок. Большая часть их наблюдений проходит в пределах детской площадки, где часто и по газону нельзя ходить. Какие там муравьи и наблюдения. Взрослые втаскивают детей в свой мир.
eugeniashaffert
Oct. 29th, 2014 08:37 pm (UTC)
Второй тезис, как мне показалось, вовсе не оценивает эту тенденцию как благую или не благую, а всего лишь ее констатирует. А уж считать хорошо это или плохо, страшно или весело - наше личное дело.
however
Oct. 30th, 2014 12:02 pm (UTC)
"А человек-ученик - это не взрослый человек, он вообще не может повзрослеть, поскольку технологии постоянно меняются и он вынужден постоянно учиться. "

Странный тезис. Мне кажется, что способность к ученичеству и учению - это признак взрослости. Его отсутствие - как раз наоборот. Если, конечно, не воспринимать обучение как наполнение пустого кувшина, а вечное ученичество - как наполнение кувшина без дна. Ученичество - это скорее жизнь дерева, его реакции на изменение среды. В какой-то год меньше плодов, в какой-то больше - так надо, потому что доступные ресурсы меняются. Дерево училось и как вид, и поэтому у него есть генетические инструменты выживания, и индивидуально, вступая в симбиотические связи.
kotik_vorkotik
Oct. 30th, 2014 10:07 pm (UTC)
Недолго детство жило на планете, всего то два века. Если не ошибаюсь, психологи и философы только в 19 веке начали выделять детство как особый период. А до этого ребенок был действительно маленький взрослый. Поэтому и казнили, и женили, и пахали наравне со взрослыми. И тайн никаких не было, ввиду тесных помещений и обилия животного мира )) Все возвращается на круги своЯ.
( 9 comments — Leave a comment )