?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почемучки

А вот мне интересно, были ли ваши дети в возрасте 4-5 лет "почемучками"? Вот такими, как в книжках пишут, чтобы с утра до ночи не просто болтал, а заваливал вопросами обо всём на свете? Вот, помните, у Б. Житкова в "Что я видел" (напомню, что это 30-е гг. прошлого века, то есть Алёше Почемучке, прототип которого, как мы знаем, потом вырос и стал учёным-географом, почти 100 лет уже):

"Мне скажут:
- Иди спать.
А я опять говорю:
- Почему?
Мне говорят:
- Потому что поздно.
- А почему поздно?
- Потому что девять часов.
- А почему девять часов?
И меня за это называли Почемучкой
".

Мой Кирилл был (и остаётся) ужасно болтливым. Он из тех детей, которые начинают говорить рано, хорошо и много. Он не коверкал слова, он сразу стал произносить сложные предложения, правильно употреблять всё, что нужно, и согласовывать там, где надо. Я помню, что он довольно интересно рассуждал, смешно комментировал, но вот града вопросов - нет, не помню. Ну то есть он конечно спрашивал, но он и сейчас спрашивает, если что-то не знает или не понимает, спрашивал он не то чтобы как-то невероятно много.

Интересно, вот такие "почемучки", то есть дети, которые всё время спрашивают своих занятых взрослых, - это симптом прошлого века или это действительно вариант нормы?

Поясню, о чём я. Раньше что? Радиоприёмник и газеты как единственное "окно в мир", никаких кружков для трёхлеток и ни малейшего понятия о раннем развитии. Чтобы хоть какое-то развитие себе обеспечить приходиться без конца "почемучкать", спрашивать, например, "А почему светофор?", как герой книжки Алёша. Сейчас каждый ребёнок, кажется, задолго до идеи задаться вопросами, получает тонну познавательной информации о транспорте, насекомых, созвездиях, животных Африки и Бородинском сражении. Он ещё не успевает всё это обработать, осознать и отложить, как следует очередная порция - геометрия, химия, физика, цифры и буквы... Такое впечатление, что современному ребёнку нет причин спрашивать "почему" по любому поводу? Ему сообщат сто подробностей об этом или о чём-нибудь ещё задолго до того, как он задумается.

Или у вас другой опыт и видение этой ситуации?

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
ptaha_romaha
Nov. 19th, 2014 06:57 pm (UTC)
у нас старшей дочке 3 года 10 месяцев. Она - самая почемучная почемучка. Хотя заговорила поздно. Но сейчас говорит очень много, вернее постоянно. Но я не слишком-то ее загружаю ранним развитием, занимаемся тем, что приносит удовольствие и ей и маме, то есть мне

зы: какая у вас капча сложная...
tannenbaum
Nov. 19th, 2014 06:58 pm (UTC)
У меня видение похожее, и это мне кажется очень вредной ситуацией.
yuliya_kazhdan
Nov. 19th, 2014 07:00 pm (UTC)
Сын не был, а дочь это что-то!) А почему ты одеваешься? А почему, чтоб красиво было? А почему, чтоб мне нравилось? И так целый день))))))))))! А вот говорить начала поздно, наша бабушка логопед ставила ей задержку речевого развития.

На кружки-в сад не ходила. Имеет старшего на 3 года брата - который тоже целыми днями отвечает на ее бесконечные вопросы)))).
kabo_notes
Nov. 19th, 2014 07:06 pm (UTC)
Моему сыну ровно три. Начал говорить только в начале сентября, но теперь "цему?" ("почему?") - одно из самых употребляемых слов. И вот прямо как в стихотворении:
- Иди спать.
- Цему? Цему?
- Потому что малыши в это время уже спят.
- Цему? Цему?
И дальше может продолжать очень долго.
Во сне ворочается и сквозь сон говорит: "Цему? Цему? Цему?".
Не знаю, беспокоят ли его в этом возрасте проблемы устройства мира, мне кажется, для классической почемучки он как-то рано начал. Может, это способ поддерживать разговор, потому что по-другому он пока этого сделать не может.
oruka
Nov. 19th, 2014 07:06 pm (UTC)
старшему сыну 4и8, вот последний год - это кошмарный ужас, рот не закрывается ни на секунду, ему интересно ВСЕ.

причем он не троллит (хотя иногда, конечно, бывает), а ему реально интересно (по следам мультиков-айпада-садика-кружков-занятий со мной) про хануку, про разные языки, про эмоции, про семейные уклады, про народные традиции, про жаб, про созвездия, про...

я скоро повешусь =)
islandena
Nov. 19th, 2014 07:14 pm (UTC)
Моему сын 4 г.3 м., он почемучка-мучитель. Круглосуточный взрыв мозга. Но он не только почемучкает и зачемкает, он еще и свои выводы из всего узнанного делает и со всеми этими выводами делится. Ну и разговариват в режиме радио до кучи. Очень интересно с ним, хотя бывает, что мой мозг уже не справляется с этим постоянным звуковым и мыслительным потоком. :)
Говорить начал, как ваш Кирилл - рано и сразу хорошо, ранним развитием не занимались, мультиков как явления ребенок не знал почти до 3 лет, айпад выдается для мультиков сейчас, до развивающих программ мы так и не дошли, он как-то сам неплохо развивается. Недавно стал слушать Чевостика, но мне не показалось, что вопросов стало меньше, просто вопросы стали немного другие.
glasha_zast
Nov. 19th, 2014 07:32 pm (UTC)
сыну 11, дочери 6. задают много вопросов с раннего детства. Например, часто задаваемые вопросы из серии "а что значит это слово/выражение..."
Признаюсь, просто вопрос "почему?", как в приведенном отрывке, меня раздражает. Это, на мой взгляд, чистой воды болтовня или привлечение к себе внимания. Вопрос возникает на основании полученной и переработанной информации, и он, конечно, может начинаться с почему. Но одно постоянное почему, не знаю, как по мне, совсем не относится к какому-то там особенному развитию
eugeniashaffert
Nov. 19th, 2014 07:56 pm (UTC)
У моего тоже большинство вопросов начинается с "А что значит...?"
(no subject) - petson - Nov. 20th, 2014 03:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 19th, 2014 08:20 pm (UTC) - Expand
skvonk
Nov. 19th, 2014 07:35 pm (UTC)
у меня две пары детей - старшим сейчас 19 и 21, младшим - почти 8 и почти 4.
в каждой паре есть свой "почемучка" - разница на фоне второго, другого, брата очень заметная. и от поколений, кажется, не зависит :) потому что ответ "почему" от мамы сильно отличается от "прочитать в энциклопедии", мне кажется.
mara_glad
Nov. 19th, 2014 07:36 pm (UTC)
Моей дочери до четырёх лет ещё месяц впереди, но вопросы у неё реально изменились в последние месяцы (ещё до садика, где-то с 3,5 примерно). То есть, она и раньше спрашивала много (и говорила очень много), но сейчас у неё время от времени случаются такие "хрестоматийные" каскады, когда каждый следующий ответ порождает следующий вопрос, причём, в режиме блица, длинных объяснений в такие моменты не может выслушивать в принципе...
Меня радует только, что вопросы она формулирует по-разному, не однообразное "почему" с несогласованными словами, а замысловато сочинённые.
Буквально сегодня внезапно, после долгого молчания, в такси вдруг спросила: "А зачем водителю руль?" (Тут водитель, по-моему, подпрыгнул от неожиданности.) Я ответила: "Чтобы управлять машиной" -- "А что значит управлять?" -- "Ну, поворачивать, например" -- "А куда поворачивать?" и т.п. Вопросы временами тупые и явно она знает на них ответ и просто хочет услышать то, что она и так знает. А иногда спрашивает сложные вещи и ждёт ответ сразу же и в двух словах... В другом настроении может выслушивать длинные объяснения...

Как я уже сказала, девице почти 4 года. Говорить предложениями она стала в 1,5, вопросы умудрялась задавать вообще, по-моему, когда ещё разговаривать вообще не умела. Мультики и развивающие тв-программы регулярно стала смотреть лет с двух, книжки (в том числе познавательные) читаем много, развивающие всякие задачки делаем охотно. Так что у меня наблюдения получаются, действительно, совсем другие. :)
barsovy_travels
Nov. 19th, 2014 07:38 pm (UTC)
Мой почемучкает. Три с половиной человеку. Я честно говоря думала, что это не "вариант нормы", а просто норма - по крайней мере судя по окружающим детям. Спрашивают все, только области интересов разные: знакомых девочек интересуют больше мотивы поступков ("почему тетя так сказала"), мальчиков - физические явления ("почему лед скользкий, а снег - нет"), но от количества вопросов сейчас стонут абсолютно все знакомые мне мамы ровесников. Количество читаемых книжек влияет на сложность и охват вопросов, а не на них наличие-отсутствие. Я в чтении, правда, скорее ориентируюсь на его почему, читаем о том, что интересно.
laghetto
Nov. 19th, 2014 07:45 pm (UTC)
Моей 4, 4. Вопросы задает, но чаще всего не почему, а "что это такое" и "как устроено" или "для чего нужно", а вот просто "почему" реже в разы.
slonulita
Nov. 19th, 2014 07:55 pm (UTC)
Мои дети заговорили рано и хорошо, развитием не были обделены :) и задавали вопросы. Но именно "почему" я что-то не помню. Сыну в два с половиной года было очень трудно читать, потому что он хотел читать много, но буквально через слово переспрашивал и уточнял значение слов. Сейчас он тоже задаёт вопросы, но, конечно, более сложные. У дочки в два с половиной-три были основные вопросы "из чего изобрано" и "откуда мы взяли" - т.е. её интересовало больше всего происхождение вещей. А сейчас её больше всего интересует, как еда в ноги попадает :) Ну и первое слово дочки в восемь месяцев было "етя?" что означало "что это?" :)
prabunam
Nov. 19th, 2014 08:01 pm (UTC)
кстати да, у моего в районе 3х то же самое при чтении было, я уже раздражаться начинала :)
(no subject) - slonulita - Nov. 20th, 2014 07:51 am (UTC) - Expand
prabunam
Nov. 19th, 2014 07:58 pm (UTC)
дочка вообще не почемучкала, но я списываю это на особенности характера.
Сын больше спрашивает, но больше бытовые какие-то вопросы.
Я от своих на самом деле ожидала этого периода, и не дождалась :) но интересно твое предположение, что именно из-за обилия информации дети не задают вопросов..
tanja80
Nov. 19th, 2014 08:03 pm (UTC)
Старший сын не почемучкал, а вот младший как раз с трех до четырех почемучкал, как по книжке.
myworld
Nov. 19th, 2014 08:05 pm (UTC)
Мой начал года в 2.5 и пока конца не видно, несмотря на книги и интернет
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 37 comments — Leave a comment )