?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В субботу состоялось второе наше с julija_black занятия по внеклассному чтению у второклашек. Я конечно, получив наконец возможность что-то рассказывать о детских книгах не взрослым людям, а той самой аудитории, которой эти книги адресованы, срочно хочу поговорить с детьми о сложном, рассказать им о блокаде Ленинграда, больных детях, неизлечимых болезнях и неблагополучных семьях. Но тема декабря, понятное дело, новогодняя.

Вообще мы, как ответственные родители, уже готовим для детей новогодний праздник. И там весьма извилистый сюжет, который в том числе завязан на письмах, умении их писать и читать. Так что тема занятия была нам важна не только в контексте создания новогоднего настроения, это была ещё и подготовка к той игре, которая предстоит детям на празднике. Игра начнётся с письма и разговора о нём. Так что и отрывок, который мы читали детям, был о письмах Деду Морозу.

Книжку М. Мокиенко "Как бабы-яги Новый год встречали" я сама не читала, а вот Юля читала её своим детям дома, даже, по-моему, не один раз, и книжка им полюбилась, прежде всего, как понимаю, благодаря юмористической своей составляющей. Там как раз есть очень смешной и удачный для нас, то есть подходящий по теме отрывок.

Мы конечно не начали сразу с чтения. Сначала поговорили с детьми о том, что сейчас как раз то самое время, когда дети пишут письма Деду Морозу. Дети в свою очередь рассказали, что они-то уже подсуетились, отправили на склад заказы с интвентарными номерами желаемых товаров, написали письма от своего имени и от имени своих младших братьев и сестёр.
Затем мы сказали, что прочитаем им историю о том, как бабки Ёжки написали письмо деду Морозу и что из этого вышло. Дети конечно у нас молодцы! Слушать они здорово умеют. Ловят каждое слово. Ну и реагируют хорошо, очень эмоционально. Ну и мы не ударяем в грязь лицом, все свои артистические способности, какие есть, используем :)

Чтобы текст лучше воспринимался нашими слушателями, Юля сделала детям презентацию, на которой было видно, как выглядело изначальное письмо, и во что оно превратилось, после "редактуры" Лиха Одноглазого.

Старшая Баба-Яга достала из сундука бумагу, Игорь дал ей авторучку, и они принялись сочинять письмо. Наконец письмо было написано:
«Дорогой Дед Мороз! Пишут тебе с горячим приветом Бабы-Яги. Все ребята без тебя скучают. Скорее приезжай».
— А зачем ему к нам приезжать? — спросила средняя.
— Да не к нам, — воскликнула младшая, — к ребятам, на сцену какого-нибудь театра или Дворца культуры!
— Так и напишем, — сказала старшая Баба-Яга. — «Скорее приезжай и появись в кулисах».
— А что такое «кулисы»? — спросила средняя.
— Нечисть ты нецивилизованная, — сказала старшая. — Это такие тряпочные полотна, которые по разным концам сцены висят. Можно сказать — «на сцене», а можно сказать — «в кулисах». Это одно и то же.
С этими словами она приписала: «И появись в кулисах». Письмо запечатали и отдали средней.
— Передашь лично Деду Морозу и скажешь: «Это вам от Бабок-Ежек». Поняла? — спросила старшая Баба-Яга.
— Конечно, поняла. А где ёжик?
— Какой ёжик? — не поняла старшая.
— Как — какой? Сама только что сказала, сказать Деду Морозу: «Это вам от бабок — ёжик». Давайте скорее ёжика.
Игорь засмеялся, младшая схватилась за голову, а старшая закричала:
— Не надо нести Деду Морозу никакого ёжика! Не нужен ему ёжик! Ты ему вот этот конверт должна отнести!
— А ёжик в конверте? — тупо спросила средняя.
— Письмо в конверте! Письмо!
— А ёжик где? — не унималась средняя.
Старшая забегала по избушке, выкрикивая в адрес сестры сказочные проклятия.
— Ежик в лесу!!! В норке у себя зимует, грибы сушёные трескает! А тебе письмо передать надо и сказать, что это от нас! От Бабок-Ежек. Мы Бабы-Яги, а не Бабы-ежи! Поняла?
Наконец до средней дошло, чего от неё хотят. Она надела тулуп и сунула за пазуху письмо.
— Садись на помело и лети, так быстрее будет, — посоветовала младшая.
— Не простудись только, — съязвила старшая.
— Нет, я туда только пешую дорогу помню, — сказала средняя сестра. — А воздушное пространство я туда не бороздила.
И выбежала из избушки.

Средняя Баба-Яга шла по лесу, то и дело проваливаясь в сугробы.
Дорога к избушке Деда Мороза была не близкой, и Баба-Яга решила передохнуть. Только она присела на поваленное дерево, как перед ней появилась Лихо Одноглазое. «Этого ещё только не хватало», — подумала средняя.
— Здорово, старая! — радостно сказала Лихо.
— Я не старая, я в возрасте, — проворчала средняя и хотела уйти, но Лихо загородила ей дорогу.
— Письмо Деду Морозу несёшь?
— А ты откуда знаешь?
Глаз Лихо засверкал. Она протянула к средней свои корявые руки и проскрипела:
— Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается. А ну-ка, подавай это письмо сюда!
— Ты что это опять удумала!
— Ничего я не удумала, — сказала Лихо и вдруг разрыдалась. — Все меня гонят, доброго слова никто не скажет! Я, может быть, уже исправилась и тоже хорошей хочу быть. Хочу, как все, Новый год встретить, хочу подарок от Деда Мороза получить!
(...)
— Я вижу, ты мне не веришь, — вздохнула Лихо. — Ну, что ж, пойду себе потихоньку в город, выпью бокальчик капустного рассолу да и спать лягу. Вот такой будет у меня весёлый праздничек.
С этими словами она поднялась и сделала вид, что хочет уйти. Средней стало жалко Лихо.
— Эй, погоди!
Она достала письмо и протянула его Лихо.
— На, почитай, а то, может быть, они действительно ошибок наделали.
Та радостно схватила письмо и начала читать: «Дорогой Дед Мороз! Пишут тебе с горячим приветом Бабы-Яги. Все ребята без тебя скучают. Скорее приезжай и появись в кулисах».
Лихо, прочитав письмо, схватилась за голову.
— Что-то не так? — забеспокоилась средняя.
— Ничего себе «что-то»! Да тут всё не так! Разве можно так писать Деду Морозу?!
— Как?
— Начнём сначала. «Дорогой Дед Мороз». Ну что это за фраза?
— Хорошая фраза…
— Это очень плохая фраза, — сказала Лихо. — Вот скажи ты мне, что лучше: покупать задорого или задёшево?
— Конечно, задёшево, — сказала средняя.
— Значит, слово «дешёвый» лучше.
В руках у Лихо появился огрызок карандаша, она вычеркнула слово «дорогой» и написала «дешёвый».
— А это что? «…с горячим приветом». Ну как можно так писать Деду Морозу! Он же растаять может. Пишем: «С холодным». Пойдём дальше. «Все ребята без тебя скучают…»
— По-моему, очень нужная… это… фраза, — неуверенно сказала средняя.
— Да что в ней нужного? — возмутилась Лихо. — Это же просто сказочный пессимизм! По-твоему, ребятам нужно скучать?
— Нет, конечно, не нужно.
— Вот видишь, значит, это слово ненужное. Все ребята должны веселиться.
Она вычеркнула слово «скучают» и написала «веселятся». Средняя Баба-Яга тупо кивала головой.
— А дальше вообще нахально написано: «Скорее приезжай». Как вы смеете так бесцеремонно приказывать этому гению детских игр! Этому патриарху Сказочного леса! Этому бескорыстному раздатчику новогодних подарков! Этому… — Лихо не находила слов. Она возмущенно размахивала руками и топала ногами.
Баба-Яга пыталась её успокоить и даже дала ей сушку, которую несла в подарок Деду Морозу.
— Так как же написать? — спросила она. — «Не приезжай», что ли?
— «Приезжай!», «Не приезжай!» Он мужик самостоятельный, сам разберётся. Надо написать как-нибудь дипломатично. Ну, например: «Сиди дома».
— А как же он ребят поздравит, если будет дома сидеть. Из дому кричать будет?
— Ему кричать нельзя. Голос сорвать может, а кому он безголосый нужен.
— Тогда нужно написать: «Молчи».
— Молодец, соображаешь.
Среднюю Бабу-Ягу уже давно никто не хвалил, и поэтому она разрумянилась от счастья. Лихо вычеркнула предыдущую строчку и написала: «Сиди дома и молчи». Над последним предложением она задумалась. Никак не могла понять, что это за слово «кулисы». Средняя, гордясь своими познаниями, объяснила, что кулиса — это такая тряпочка, которая на сцене висит.
— Так бы и написали: «тряпочка».
Лихо переписала исправленное письмо на новую бумажку и вложила в конверт. Средняя робко попросила прочесть, что получилось, но Лихо возразила:
— Теперь письмо правильно написано, не сомневайся. Неси скорее. То-то старик обрадуется. Не поминай лихом!
С этими словами она закрутилась волчком и исчезла.
«Теперь-то Дед Мороз обязательно придёт к ребятам! — радовалась средняя Баба-Яга, перепрыгивая сугробы. — И сестрицы меня похвалят, позабудут старые обиды».
После этого Юля предложила детям подумать, не устал ли Дед Мороз от постоянных просьб принести какому-нибудь ребёнку то и это? Ведь ему пишут примерно так: (пример не наш, а не знаю чей, из Интернета):

Мы предложили детям написать деду Морозу какое-нибудь хорошее письмо, без просьб и заказов, а что-то от души - какой был год, чего хорошего случилось и так далее. Для этого поставили им специальную коробку, чтобы оставлять письма (потом покажем, это тоже ведь для сюрприза!)

В конце у нас ещё оставалось время поиграть. Мы разделили детей на команды и предложили им командами составлять слова из одного большого слова "СНЕГУРОЧКА". Это у них здорово получилось, они, как оказалось, вообще отлично умеют в таком формате работать - не шумели, не отвекались,что-то вполголоса обсуждали. Некоторые прямо очень много слов придумали!
Слова нам тоже пригодятся для одной затеи, но уже на следующем занятии.

К сожалению видео из инстаграма не получается вставить в ЖЖ, так что только вот так:

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
kladovayasolnca
Dec. 10th, 2014 06:35 am (UTC)
:))а мы всегда стараемся деда Мороза и Снегурку, если таковые повстречаются, подарочками одарить. а то правда-таскают мешками, таскают...
sportloto
Dec. 10th, 2014 07:08 am (UTC)
Мне бы хотя бы одну такую маму в класс, как вы... я бы тоже столько смогла, эх.
Вы - молодцы. Вот даже если вы остановитесь, это уже большое дело. А вы не остановитесь.
eugeniashaffert
Dec. 10th, 2014 05:33 pm (UTC)
Да уж, нас теперь уже шлагбаумом не удержишь. Жаль только, наши собственные дети ведут себя на занятиях не самым образцовым образом.
( 3 comments — Leave a comment )