?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Book-a-Day Challenge #14

№ 14. Читала в школе. Да я много чего в школе читала! И многое из этого - как раз те кирпичики, которые помогли мне выстроить свою неповторимую личность. Кстати, мне совершенно искренне нравились многие произведения школьной программы. Вот о них и поговорю, раз уж такая тема нынче выпала.

Например, "Майскую ночь, или Утопленницу" Н. В. Гоголя, которая была в учебнике литературы 5-го класса (это мне, получается, 10 лет), я перечитывала раз шесть, после чего затребовала у мамы другие произведения того же автора. Всё не осилила, но позже неоднократно возвращалась к зелёному двухтомнику и "Вечерам на хуторе близ Диканьки", которыми он и открывался. Или, например, "Что делать?" Н. Г. Чернышевского. Почему-то многие мои друзья особенно яростно ругают "Что делать?" А мне было невероятно интересно читать этот искусственный, выдуманный, но такой идейный и полный "новых людей", различных руководств и идей "how-to" текст! Мне во время чтения показалось, что в нём прямо бездна здравого смысла, молодежь там отрицала всякие ненужные церемонии и устаревшие формы отношений, это мне определённо нравилось. Я вообще люблю, когда всё понятно и логично, и не люблю, когда всё усложняют, потому что "всегда так делают" или кто-то может что-нибудь подумать. А ещё "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина. О, с каким удовольствием я её читала. Уже тогда я сильно тяготела к социальной сатире.


Впрочем, были в школьной программе книги, которые я так и не дочитала. Почему-то в пятом классе я не осилила "Тимура и его команду" Аркадия Гайдара, не знаю, отчего так. Несколько раз честно начинала читать, и не продвигалась дальше 5-6 страницы. Может это потому что у меня своей книги не было, а для меня тогда было почему-то принципиально, чтобы книга - не библиотечная? В шестом не смогла заставить себя прочитать "Кавказского пленника" Л. Толстого. Причина была в том, что именно в этом возрасте я читала сплошные стихи, и думала, что учительница просит одноимённую поэму А. С. Пушкина. А оказалось, что какой-то рассказ! Я даже не стала книжку открывать, так сильно обиделась!


Были произведения, которые я честно дочитывала до конца, но испытывала к ним страшное отвращение, просто неимоверное. Например, цикл И. Бунина "Тёмные аллеи". После чтения осталось ощущение, что главный герой, во-первых, не сделал в жизни ничегошеньки полезного, во-вторых, поимел кучу женщин, причём в целом ряде случаев это было явно совращение с позиции сильного, что с моей точки зрения - сущий разврат, а никакая не любовь. Наверное, что-то там было в этих рассказах хорошее, да? Ну там, природа русская или нечто другое, ведь многие эти рассказы любят. А у меня осталось только воспоминание о скуке, чьем-то "липком поте", грудях, похожих на груши, и бессмысленной жизни.
Или вот "Мать" А. М. Горького. Даже не дочитала немножко до конца (хотя его же "Жизнь Клима Самгина" мне понравилась).


А в 11 классе самым впечатлившим меня текстом был роман В. Набокова "Приглашение на казнь". Сколько раз перечитывала, даже не вспомню. Поразило меня, как я сейчас понимаю, сочетание поэтичности текста с той проблематикой "быть не таким, как все", которая волновала в 16 лет.

А какие у вас отношения с "школьной классикой"?

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
myworld
Dec. 23rd, 2014 12:15 pm (UTC)
По школьной программе точно читала все
Темные аллеи тогда,правда, были не в программе, прочитала их позже,уже после 20 лет,и очень полюбила
5oceans
Dec. 23rd, 2014 12:23 pm (UTC)
Я, кажется, была единственной из класса, кто полностью прочитал не только "Войну и мир", но и "Обломова":) Мне интересно было. К "Темным аллеям" такое же отношение - противно.
Помню, как захватывающе мы разбирали "Евгения Онегина" на уроке.
А вот любовь к поэзии в старших классах отбила другая учительница литературы. Она как села в начале года на любимого конька серебряного века, так и не слезла с него. Мы должны были сдавать ей по 5 что ли стихотворений наизусть на каждом уроке. У крупных поэтов надо было выучить по 10 стихов из каждой темы, на которую они писали ("Любовь", "Природа", "Родина" и т.д.), а у "мелких" всего по 10. В общем, до сих пор недолюбливаю Серебряный Век:)
eugeniashaffert
Dec. 23rd, 2014 12:54 pm (UTC)
"Обломова" мне тоже очень интересно было читать. А "Война и мир" как-то легко и быстро прочиталась летом перед 10-м классом.
_eavesdropper_
Dec. 23rd, 2014 12:45 pm (UTC)
Я не жалею, что прочитала "Что делать?" в свое время, она любопытная, многое из тех впечатлений, что ты перечислила, я понимаю. И тем интереснее потом набоковский "Дар" показался. Мы его не проходили в школе, правда, как и Чернышевского.
kladovayasolnca
Dec. 23rd, 2014 02:22 pm (UTC)
а вот я "темные аллеи" как-то неплохо восприняла-наверное, попались в нужное время и были порекомендованы нужным человеком-был у нас такой историк интересный, вот, если б не он, старшие классы-сплошной сумрак (причем, влюблена в него я не была даже:))))))потом перечитывала парочку раз, но сейчас точно не буду-пусть где-то в прошлом я-четырнадцатилетняя- сижу в ноябре 91 года и читаю их, читааааааю.
а из того, что "уже было не надо" по программе, я прочитала "хождение по мукам". так читалось легко, до сих пор удивляюсь
eugeniashaffert
Dec. 23rd, 2014 07:34 pm (UTC)
Я люблю очень "Хождение по мукам".
so_very_svetik
Dec. 23rd, 2014 02:40 pm (UTC)
да неплохие отношения вроде бы. я тоже с интересом читала Чернышевского. И Салтыков-Щедрин хорошо шёл весь, и Островского пьесы. Обломов как-то бледненьким показался. Гоголя люблю и тоже начиная с "Ночи перед Рождеством", не с "Утопленницы", но всё же. Горький не шёл никакой. Толстой не шёл. Достоевский да. Чехов на удивление со скрипом. Пастернак совсем никак. Стихи осилила, ибо не объёмны, и они мне не понравились, так что до прозы его не дошло. Цветаева тоже нет. Стихи вообще странное впечатление оставляли...
Тимур и его команда были у бабушки в Бийске, где было невообразимо скучно, поэтому прочла. И "Как закалялась сталь", но их с Тимуром в школьной программе не было. Пушкина не заметила, как воздух, которым дышится). Залюбила после университета. От Бунина ощущение наполовину как от Обломова, наполовину как испачкалась, но любопытно, чем кончится. Куприн тоже как-то нет. Тургенев тоже какой-то ненастоящий, с его этими... "женскими образами"... к кому не знала, как относиться, так это в Лермонтову...
Очень полюбился весь Булгаков. Весь-весь. "Роковые яйца" самая страшная книга, из когда-либо мною читаных. Самая. Самая-самая. А "Мастер и Маргарита" один из самых красивых текстов на русском языке.
Люблю Бажова между тем нежно. И Шмелёва. И меня странным образом мучает вопрос, переводили ли Бажова на ирландский.
Набокова я не поняла. Совсем не поняла. И с тех пор не возвращалась к нему. Даже в университете.
Так или иначе, в школе проблем с литературой у меня не было. И я даже храню кое-что из своих сочинений. С завиральными мыслями)). И своё пятёрочное вступительное сочинение на гумфак.
Ближайшие ликвидации пробелов у меня "Дон Кихот" и "Граф Монте-Кристо". Дюма по-французски очень очень вязкий, говорят, по-русски всё хорошо...
eugeniashaffert
Dec. 23rd, 2014 07:36 pm (UTC)
Я не люблю читать Островского, только в театре люблю смотреть, если постановка хорошая. Пастернака люблю, про Живаго особенно. И Бажова - это вообще безусловно, я его ещё с детского садика люблю!
А Дюма - это ад какой-то и кошмар. Не любила, не люблю и никогда не полюблю.
А как ты свое сочинение на гумфак обратно получила? Я бы своё тоже перечитала с удовольствием.
so_very_svetik
Dec. 23rd, 2014 07:50 pm (UTC)
Я попросила Раису Сергевну и она разрешила мне копию снять).
so_very_svetik
Dec. 23rd, 2014 07:55 pm (UTC)
А ещё я пьесы как-то боюсь смотреть. Мне интересен театр, но я боюсь на нём обжечься?.. мало ли кто там что видит из режиссёров... поэтому пьесы читаю...
booklouse_cutie
Dec. 23rd, 2014 03:49 pm (UTC)
Оч согласна про Бунина) как раз его чересчур проглядывающая личность мешает получать удовольствие от "Темных аллей". Меня по школьной программе, помню, не впечатлил Солженицын. Зато когда я повзрослела, у меня мурашки по коже бежали от поэтичности слога и описываемых ужасов у Варлама Шаламова.
eugeniashaffert
Dec. 23rd, 2014 07:36 pm (UTC)
Шаламова я читала с удовольствием, а Солженицына - без.
annarakhmanina
Dec. 23rd, 2014 04:23 pm (UTC)
А я в школе не стала принципиально читать роман "Мать", чем-то он мне был настолько неприятен, что я гордо получила двойку по литературе. :-) Но читать ЭТО не стала... Вообще сейчас не помню, что меня сподвигло на этот подвиг, но... из песни слов не выкинешь, как говориться. :-)
positive_lit
Dec. 23rd, 2014 08:33 pm (UTC)
На экзамене в университет мне попался Маяковский наизусть, а я то стихотворение вообще ни разу не читала (как-то так вышло, что я поступала на филфак из физматлицея) и с горя объявила, что не хочу с ним знаться из идейных соображений :)))) Комиссия была в шоке :)

А потом мама мне сказала, что в три года я потому и научилась читать, что вцепилась в книжку Маяковского и пожелала читать ее сама, каждый день по десять раз. Анекдот в том, что я в школьные годы перечитала полбиблиотеки, но при этом меня почему-то никто не учил читать имя автора, только названия книг.
Сейчас мне очень нравится Маяковский, хотя и выборочно.
positive_lit
Dec. 23rd, 2014 06:08 pm (UTC)
Бунин мне остался противен по тем же мотивам, не получалось дышать красотами слога, продираясь через животность.
С тоской я осиливала заданных на дополнительное чтение Жюля Верна и Аэлит-Гиперболоидов. Зевала и тосковала на Ильфе и Петрове, на Булгакове (разве что кроме Собачьего сердца). Из сатиры если только сказки Салтыкова-Щедрина мне по душе.

С Толстым мне и по сей день нелегко: при большом уважении к таланту, для меня в его речи избыток всяких вещественных подробностей, и ладно бы это было только в более-менее приятных сценах... К примеру, не понимаю, как можно по доброй воле начинать роман такой тошнотворной главой, как описание мертвющего салона мадам Шерер. Этак можно успеть задохнуться, ещё не добравшись до начала событий. Если б это была книга человека без имени, я бы на третьей странице мысленно поставила окончательный крест... Если бы не этот злополучный салон, про который пришлось читать в первую очередь, возможно, любимая классика для меня началась бы с Толстого.

Но так не вышло. Зато полным потрясением стала толстенная книжка на серой бумаге и без картинок - "Преступление и наказание". Вот в какой момент я поняла, что в общепризнанной классике есть не просто то, что мне нравится, а то, в чём я тону с полным восхищением.

Роман "Что делать" был для меня очень увлекательным, хотя местами занудным - там, где эти двое пытались трёхэтажно просклонять свою теорию разумного эгоизма. А когда я узнала, что он написан в ответ на произведение "Кто виноват?", мне это тем более очень понравилось.

В физматлицее нашему классу не везло с литераторами, так что многое как-то проскочило мимо. Роман "Мать" я прочла уже в университете, точнее, сначала я не хотела его читать, так как все говорили, что он нарочито идейный. Думала обойтись прочтением пары критических статей, но попавшаяся мне статья меня бурно вдохновила, и при прочтении роман вызвал у меня волну восторга. Очень точно переданы настроения, в революционной группе я узнавала свою собственную жизнь, поскольку тоже была окружена людьми, которые хотели бы "лучший мир построить". Одни твёрдо и здраво горят идеями, другие приходят в кружок без особых идей - просто потому, что здесь люди не пьют да не грубят, третьи зажигаются воодушевлением на грани какого-то фанатизма и нервного срыва. Одни хотят воспитать и просветить народ, другие - искоренить злодеев. И реакция людей снаружи, все взаимоотношения, мотивы переданы очень ярко и жизненно. Для меня была очень насущной мысль о том, что же делать со всеми этими очень разнонаправленными людьми, которые собрались, вроде бы, ради одного дела.
Вообще, Горький мне нравится. За исключением тех мест, где прорывается какая-нибудь неистовость и надрывность.

Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь. В университете в ночь перед экзаменом я набрала томов тридцать не прочитанных книг, поминутно расписала себе программу: что штурмую, когда в книги заглядываю. И вот кто меня дёрнул раскрыть книжку под названием "Накануне"? Я не ждала подвоха, ведь до этого штук пять книг Тургенева ранее прочла мирно и ровно... В общем, за эту ночь я прочитала "Накануне", потом - жадно - всю вступительную критику к томикам Тургенева в надежде найти ещё что-то такое, потом еще из разных книг, и под утро ещё второй раз "Накануне"... И третий раз - вернувшись с экзамена. :) Ну что поделаешь, люблю я идейных героев, а в нашей классике это были в основном революционеры...
eugeniashaffert
Dec. 23rd, 2014 07:37 pm (UTC)
Мне нравится Булгаков, а Ильф и Петров вообще очень-очень нравятся.
so_very_svetik
Dec. 23rd, 2014 07:52 pm (UTC)
И мне. Но их в школе не читают. И Стругацкие.
positive_lit
Dec. 23rd, 2014 08:22 pm (UTC)
Наверное, в школах читают разное. У нас было в программе то и другое. Мне вот пришлось зачет по Ильфу и Петрову сдавать... Причём это было так комично - преподаватель, который выбирал вопросы, очевидно, хотел мне сделать подарок по дружбе, начав спрашивать именно про 12 стульев. Вроде как - не существует человека, у которого эта книга не была бы настольной и выученной наизусть. А я их читала ещё классе в пятом и уже напрочь не помнила :)))

А у одного моего знакомого где-то в 1995 году в школе проходили "Маленького принца" и "Чайку по имени Джонатан Ливингстон"! Мы когда это узнали - обзавидовались, а он говорит: "Дураки вы, чему радуетесь, хорошо, если после этого весь класс эти книги не возненавидит".
positive_lit
Dec. 23rd, 2014 08:14 pm (UTC)
Конечно, и многим другим уважаемым мной людям нравится, у меня это не вызывает никакого недовольства, тем паче что каких-то крамольных идей у них нет, а для меня идейная сторона важней эстетической :) лишь бы меня не заставляли присоединяться к обществу любителей и перечитывать. Кстати, написала "лишь бы не заставляли" и подумала - может, это отчасти и протест против одного очень бурного поклонника упомянутых авторов, который ко мне в детстве-юности приставал со своими восторгами, что я прям-таки обязана "вступить в его партию" :). Мне становится скучно тогда, когда идёт - по моим меркам - перебор комедийной буффонады или крученого детектива. Детективная нота, к примеру, мне мешала у Стругацких, и это меня раздражало, потому что бросить-то чтение не хотелось ради интересных мыслей, но приходится продираться через "интриги".

Разумеется, у них есть то, что мне нравится. К примеру, фраза "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова" (не помню, дословно ли) - это вообще одна из моих самых любимых.

Подумала ещё: я обожаю, когда автор обманывает мои ожидания от персонажа: вот он по первым штрихам кажется хорошим/плохим, и вдруг - бац! - становится объёмным. А для одного близкого друга это - первый повод для возмущения: мол, я тут искренне верю автору, сочувствую персонажам, а он берёт и ломает моё доверие, да чтоб я ещё хоть раз у него что-то читать стал, ну уж дудки. )))
booklouse_cutie
Dec. 23rd, 2014 07:44 pm (UTC)
Маяковский еще был для меня школьным открытием) его искренность и ритм) и чувство иронии)
airdale_terrier
Dec. 23rd, 2014 09:23 pm (UTC)
очень люблю "Что делать" )))
sumka_mumi_mamy
Dec. 23rd, 2014 11:03 pm (UTC)
По "Темным аллеям" я писала кандидатскую :)
Там нет главного героя -- это цикл рассказов, и герои там разные: деятельные и праздные, прекрасные и мерзкие, юные и пожилые, влюбленные и похотливые... Ничего, кроме эстетических предпочтений и влечения к определенным женским типажам, этих героев не объединяет. Кроме того, во многих рассказах с позиции силы действует не герой, а героиня, манипулирующая героем.
eugeniashaffert
Dec. 24th, 2014 12:39 pm (UTC)
Ну вот, что я понимала в свои 14 о героях и персонажах?
И все равно не буду перечитывать ни за какие коврижки, пусть мне даже и запомнилось вовсе не то, о чем книга на самом деле :)
cesareborgia
Dec. 24th, 2014 10:19 am (UTC)
Школьную программу по литературе страшно не любила за отчётные сочинения. Я люблю книгу прочитать, может быть, что-то процитировать понравившееся, может быть, даже обсудить - но от себя. А бесконечные "что хотел сказать автор", и "по мнению критиков" - аааа, тоска зелёная. Из всех учителей литературы у меня хорошей - интересной мне - была только одна, и то два года. С ней проходили "Мцыри", пока "проходили", было интересно, но потом опять сочинение по шаблону, ыыы.

Я выпускное сочинение писала по "Белой гвардии", думала, может, будет хоть чуть полегче, книга-то классная. Чуть с ума не сошла, кажется, четыре получила за "литературную" часть, или пять, но явно незаслуженно.

А вообще из "школьных" авторов в школьное же время мне нравился Достоевский и Гоголь, впрочем, обоих я прочитала задолго до программы. Ну и Булгаков, но его, как я считала, включили в программу случайно - слишком интересно :-)

По Толстому сочинение писала "по учебнику", практически принципиально не заглядывая в книгу. Войну и мир прочитала полгода назад. С неожиданным для самой себя интересом :-)
magnolia1985
Dec. 24th, 2014 12:36 pm (UTC)
офф: Недавно посмотрела фильм про Бунина "Дневник его жены" - и осталось впечатление, что он был крайне неприятным человеком. (возможно, это художественный вымысел)
slonulita
Dec. 24th, 2014 03:57 pm (UTC)
Я всю школьную программу читала с удовольствием и искренне не понимала, почему мои одноклассники возмущаются. И Войну и мир, и Мать, и всё остальное. Проблемы были с сочинениями, потому что слишком мало было, по-моему, литературы в моём химико-биологическом классе. Т.е. я их писала, получала нормальные оценки, но писала с очень большим скрипом. Нас особенно не учили анализировать тексты. Вообще для меня книга в те времена была больше впечатлением. Как абстрактная картина, например. И ещё я текст воспринимала как музыку. Не было потребности анализировать что и как. У нас была очень хорошая учительница. Она стремилась заинтересовать личностью автора, много рассказывала о биографиях, исторических реалиях в которых создавалось произведение.
Из тех, кем прямо зачитывалась - Пушкин (коричневый четырёхтомник много раз перечитывала), Лермонтов (синий, кажется, двухтомник), Грибоедов Горе от ума очень нравилось - нашла в Крылатых словах все отсылки и находила их в тексте, Александра Островского много читала, Чехова больше половины ПСС, Беляев меня несказанно впечатлил, Булгакова много за пределами школьной программы читала, Мы Замятина много раз перечитывала. Самыми музыкальными писателями мне казались Набоков и Довлатов.
Оказывается я была не таким уж нечитающим ребёнком как думала :))
glasha_zast
Dec. 24th, 2014 07:17 pm (UTC)
В старших классах зачитывалась поэзией Серебряного века, Достоевским. И тот, и другое сейчас как-то отошло на задний план. А вот со школьных лет регулярно перечитываю Горе от ума. В 11-м классе помню произвела огромное впечатление повесть В. Аксенова "Свияжск". Хрестоматию сдала в библиотеку, как положено. Ксерокса тогда еще не было, в районке эта книги отсутствовала, и я несколько лет мучилась - не могла найти повесть и перечитать. С тех пор Аксенова очень уважаю

Edited at 2014-12-25 06:12 am (UTC)
mara_glad
Dec. 25th, 2014 02:31 pm (UTC)
Я в школе не смогла прочитать "Что делать". Совсем не смогла, остановившись где-то в самом начале. Недавно я решила всё же осилить эту книгу. И поняла, почему не могла читать в школе. По-моему, очень неприятный язык автора и очень много похабщины какой-то, по крайней мере, в начале книги. Чуть было не бросила примерно на том же уровне, что и в школе. Но прочитала и дальше. Там стало получше. Сюжетом увлеклась (хотя язык и дальше приходится осиливать). Сейчас дело застопорилось, потому что по морозу не таскаю с собой на работу электронную книжку, а читала именно в электронном виде. И особо нет желания читать это дома... До весны подожду, потом продолжу, видимо... :)

В основном же школьную программу я прочитывала раньше, чем её "проходили". Кажется, не дочитала до конца (но, в отличии от "Что делать" всё же домучивала практически полностью) "Записки охотника" и "Путешествие из Петербурга в Москву". Тургенева перечитала несколько лет назад, осталась в полном восторге, не знаю даже, почему увязла в этой книге в школе. А на Радищева пока ещё не решилась... :)

А из положительного...
Нравился Пушкин весь. Достоевский весь. "Войну и мир" много раз перечитывала...
"Гроза" Островского вызвала недоумение, но в старших классах я увлеклась театром, прочитала очень много пьес. Сделала вывод, что "Гроза" -- это самая плохая пьеса... :) С подачи театра же читала много Чехова (мы его ставили много, не только пьесы, но и рассказы).
Набокова и Солженицына у нас в программе не было. (Сама читала, Солженицына нормально, а Набокова -- немного и с трудом.)
Зато у нас были Ричард Бах и Стругацкие. Это всё было на ура и тоже ещё до того, как проходили.
А, кстати... Ещё в 10 классе сильно увлеклась Велимиром Хлебниковым. Писала про него какие-то творческие работы, изучала биографию (книги нельзя было из читального зала выносить, так что в читалке много времени с ними провела)... Ещё Ахматова и Гумилёв тогда же, наравне с некоторыми другими поэтами, которых не было в программе...
( 28 comments — Leave a comment )