?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжку для последнего нашего в этом году занятия с второклассниками мы с julija_black выбрали единогласно, хотя это никакая не классика, а совсем наоборот - "Дорогой Дед Мороз!" Эммы Шедид-Адвенье, выпущенный буквально только что издательством Клевер-Медиа-Груп.
Собственно говоря, я более чем спектически отношусь к специальным "праздничным" книжкам. Очень редко авторы пишут их талантливо, куда чаще - конъюнктурно и халтурно, так чтобы непременно ёлки, снеговики, носы-морковки, Дед Мороз и счастливые лица детей, а по сути - пустышка. Это у нас. А за рубежом - свой набор, с Санта-Клаусом и прочими чулками на каминной решётке. Выбранную нами книгу я конечно тоже не назову большой литературой, но это и не "праздничная пустышка", скорее мы имеем дело с толковым и интересным разговором о проблемах современных детей с позиции мудрого взрослого, и, по счастливой случайности, этот взрослый в книге - Дед Мороз (ну, по крайней мере, так его назвал Михаил Яснов, который перевёл эту книгу на русский язык).

Я уже писала о книге более-менее подробно на fly-mama: http://fly-mama.ru/psixolog-ded-moroz/
В книжке четыре рассказа, и каждый из них для наших детей более-менее актуален. Вообще, мы долго думали о том, как провести это последнее занятие. Один рассказ мы выбрали сразу: Историю о мальчике, который хотел всё. В нём речь идёт о ребёнке, у которого было слишком много игрушек, но он не умел в них играть, только скучал и терроризировал окружающих, а ещё - просил всё новые игрушки в надежде, что они развеют его тоску. Нам показалось, что такая проблема, как неумение занять себя при переизбытке игрового материала, касается сегодня большинства детей. Так мы решили прочитать рассказ и обсудить пути выхода из этой ситуации. Ведь Дед Мороз в этой книге как раз предлагает такой путь!

После этого мы думали, что подведём итоги конкурса слов, начатого на прошлом занятии, а потом поиграем с детьми: раздадим им разные простые предметы (или, как вариант, названия этих предметов, написанные на бумажках) и предложим придумать по командам, как в это играть. Или, например, спросим и запишем на доске, что можно сделать со старыми, надоевшими игрушками? А ещё обсудим случаи из жизни, кто и когда использовал простые вещи как предметы для игр и вот что они "превращались". Вот последнее мы сделали (кстати, дети по большей части вспоминали о палках и о том, как эти палки были то оружием, то волшебным посохом, то волшебной палочкой), а всё остальное - не стали.

Дело в том, что нам очень хотелось прочитать детям ещё одну историю из книжки - "Историю о девочке, которая хотела скотч для взрослых". Просто дети сами неоднократно говорили о том, что у них проблемы во взаимоотношениях с братьями и сёстрами, а ещё у некоторых родители в разводе, и так далее, в общем, стандартные для современных семей ситуации, которые обязательно нужно с ними обсуждать, и если предлагать варианты позитивного выхода не всегда уместно и корректно, то хотя бы выслушать обязательно нужно.

В этой истории родители никогда не слушали маленькую девочку. Они без конца ссорились и ругались с её старшим братом, а потом расстраивались и разбегались по разным комнатам. А она просто не успевала среди этих ссор и эмоциональных бурь ничего сказать о себе и своих желаниях! Вот и написала письмо зимнему волшебнику с просьбой принести скотч, чтобы приклеить родителей и наконец заставить их себя выслушать. Но Дед Мороз не принёс девочке скотч. Он подарил ей другой, совершенно особенный подарок, который в конечном итоге помог девочке и всей её семье.



После рассказа мы спросили у детей, не хотелось ли им когда-нибудь получить скотч для взрослых? Некоторых прямо прорвало. Они вставали и рассказывали, что, да, вот очень необходимо, когда вот это и вон то, говорили о проблемах, очень похожих на ту, что была описана в рассказе. Тут стоит заметить, что у детей наших есть вот какая неприятная особенность: они очень хорошо слушают, когда им читают, но обсуждение после чтения превращается в полный базар: они все хотят высказать собственное мнение, но никто не хочет слушать своих товарищей. Им важно сказать что-то взрослому, который их послушает, и они порой рвутся говорить все сразу. Я пока не очень понимаю, что с этим можно было бы делать, каким образом развивать эмпатию и взаимное уважение без выкриков и одергиваний. Я даже думаю, возможно ли это в принципе?

И конечно мы не стали отказываться от подведения итогов конкурса (напомню, что дети по командам составляли слова из большого слова "СНЕГУРОЧКА"). За две недели они такого насоставляли, что у нас волосы дыбом встали на голове. Одна команда списала у другой, другая обратилась к родителям, третья... В общем, очень трудно было понять, кто выиграл. Так что мы раздали призы всем, а сами взяли паузу для того, чтобы проанализировать плакат и разобраться всё же, у какой команды оказалось больше оригинальных, не повторяющихся слов.
С призами опять очень кстати нас выручило издательство "Клевер-Медиа-Груп": дети были просто в восторге от новогодних открыток издательства, которые нужно раскрашивать!



Они тут же взялись их рассматривать, показывать друг другу, раскрашивать и подписывать.
(А друзей наших рассадили).




Comments

( 4 comments — Leave a comment )
irsenas
Dec. 26th, 2014 04:38 am (UTC)
какая интересная книга!
Спасибо, срочно надо купить)
msokolovafoto
Dec. 26th, 2014 08:09 am (UTC)
Я эту книжечку дочке под ёлочку приготовила. :))
Как здорово, что вы сами организовались и проводите в классе интересные мероприятия! Я не смогла найти поддержки среди родителей, а одна всё сразу не потянула. А ведь когда родители сами проводят праздник, можно выбрать хорошие подарки - как, например, приличную книгу или этот набор открыток. А у нас деньги идут на оплату праздника, на подарок же детям выделяется совсем чуть-чуть :((( и даже когда я предложила эту книгу, родители замахли руками: дорого-дорого!
skvonk
Dec. 26th, 2014 08:59 am (UTC)
мы тоже с этим столкнулись - когда начали вести занятия у второклашек-"домашников". их правда надо учить слушать друг друга - совершенно не умели, кричали и порой чуть ли не до драки доходило, так хотелось высказаться.
за два месяца трудов прогресс заметный. но добиться его удалось исключительно способом "давай сейчас договорит Никита, я запомнила, что у тебя тоже есть, что сказать".
(а еще опыт эмпатии отлично развивают совместные игры, в которых умение слушать - залог выигрыша. например, "Диксит")
vtulova
Dec. 26th, 2014 08:29 pm (UTC)
Как у вас интересно и творчески получается! И за рассказы спасибо! Эту книгу уже хочу! И открытки!
( 4 comments — Leave a comment )