?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"А когда я пошёл в школу и быстро научился читать и писать, то тут же решил стать писателем Бианки".

Давно уже прочитала книгу и хотела о ней рассказать. Было бы очень жаль, если бы такая книга прошла незамеченной.

Это первая книга новой серии издательства "Самокат", которая называется "Собрание сочинений". Логотип серии - значок "&", и здесь издатели не предлагают нам полное переиздание какого-то советского сборника с прежними составом произведений и иллюстрациями. Редактор выбирает те произведения, которые кажутся ему сегодня особенно интересными и актуальными, современный художник иллюстрирует тексты (совсем немного иллюстраций, серия эта - для чтения), по сути мы имеем дело с избранными произведениями какого-то значимого автора, кропотливо отобранными из всего возможного корпуса текстов.

Проза Алмазова предельно автобиографична, она помогает увидеть послевоенное детство, надежды и мечты какого-то конкретного ребёнка. В то же время она о каждом ребёнке, чувства и мысли мальчика описаны очень точно и тонко, и от этого они - узнаваемы, всё же мы все похожи.

Сборник открывается рассказами, в которых мы видим, как маленький Боря мечтает об игрушечном коне, рано, вопреки воле бабушки, увлекается чтением, нечаянно лично знакомится с Бианки и Чуковским, и впервые приходит на ипподром, где начинает занятия конным спортом. Больше всего меня тут согрели рассказы о Бианки и Чуковском! Так интересно узнавать, какими они были на самом деле, какими их видели современники, читатели.


Вот так он рассказывает о Чуковском: "Вдруг у самых ворот перед нами вырос высокий и светлый человек в сером макинтоше, в светлых брюках, в широких светлых же сандилиях. У человека был весёлый и большущий нос, похожий на размякший солёный огурец, и седая непокорная чёлка. Больше всего он был похож на свежевыбритого и одетого по летнему сезону деда Мороза.
Он обнял нас, и мы запутались в складках его макинштоша, как в большом парашюте или в крыльях. И там, под макинтошем, вдыхая запах его нового кожаного брючного ремня и свежевыглаженной рубашки, я услышал и узнал голос - это был голос Чуковского...
"


Вторая часть сборника - это самая известная вещь Б. Алмазова "Самый красивый конь", главный герой которой, неуклюжий и неудачливый мальчик по прозвищу "Панама", увлекается лошадьми и начинает занятия конным спортом у самого жесткого и требовательного тренера. С удивлением он обнаруживает, что его любимый учитель литературы - мастер спорта, давно занимается лошадьми. Панама постепенно учится держаться в седле, участвует в своих первых состязаниях и сам становится мастером спорта. Всё это происходит не сразу и не вдруг, Панама сто раз хочет бросить, то он плачет, то не может спать из-за ноющих мышц, но всё же не бросает, добивается своего. А ещё он постепенно взрослеет, налаживает отношения со школьными друзьями, пытается понять, почему с одной девочкой он дружит, а нравится ему другая.


Третья часть - рассказы "Жили-были пацаны", истории послевоенного детства самого автора. В одном рассказе он говорит о коммунальной квартире и традициях вечерних посиделок. Следующий рассказ - об игре в футбол во дворе НИИ. Каково играть, когда нет настоящего мяча? Третий рассказ этой части - о том, как мальчишки спасли жизнь больному офицеру, который едва не замерз на морозе. И получилось это у них хорошо, и одновременно - смешно и нелепо.

А в конце сборника - и это четвёртая его часть - помещена статья об авторе и его книгах, в данном случае она написана самим автором, и мы с удивлением обнаруживаем совсем не того Бориса Алмазова, которого ожидали увидеть, не простого советского мальчика, который, как и все послевоенные дети, жил бедно и скромно, и увлекался непопулярными лошадьми и конным спортом, а... кого же? Собственно, только по прочтении этой части мы понимаем, как сильна была самоцензура автора, когда он сочинял свои художественные произведения, как много было им сказано и, самое главное, не сказано.


Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/454696/ и http://read.ru/id/3881235/

Я очень надеюсь, что серия будет продолжена. Следующее произведение, запланированное в серии "Собрание сочинений" - А. Крестинский "Мальчики из блокады":

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
olga_ovodova
Jan. 5th, 2015 05:18 am (UTC)
Очень люблю Алмазова. Про коня как раз не очень, видать тема не цепляет, а "Посмотрите, я расту" и сборник "Старые да малые" читала в этом году детям в лагере, такое сильное впечатление.
eugeniashaffert
Jan. 5th, 2015 06:09 am (UTC)
Мне по личным причинам не очень просто читать "Посмотрите, я расту", про конец я тоже не то чтобы сильно любила, но именно эта книга - очень разносторонний сборник, там много рассказов без всяких коней.
oli_zab
Jan. 5th, 2015 07:32 am (UTC)
Женя, а какого же года рождения сам Алмазов и такая. разница в возрасте. Мама 1907, папа 1923 г.р.
eugeniashaffert
Jan. 5th, 2015 07:33 am (UTC)
Он пишет в своих воспоминаниях, что родился в 1944 г., и его за это даже дразнили: не было почти детей, рождённых в этом году, все ведь на фронте были.
oli_zab
Jan. 5th, 2015 09:21 pm (UTC)
Интересно конечно, мама после войны стала инвалидом с травмой позвоночника, воспитывала бабушка, сейчас Алмазов вроде атаманом казачьего войска числится (как-то к современным казакам недоверчиво отношусь). А картинки в новом издании очень даже приличные.
eugeniashaffert
Jan. 6th, 2015 05:06 am (UTC)
Меня тоже все эти "казаки" скорее пугают. Но вроде про самого Алмазова я пока ничего крамольного не слышала.
Довольно хорошие иллюстрации, я думаю, никому не нравятся исключительно потому, что издатели не стали просто воспроизводить советскую книжку, а посмели что-то свое придумать.
ripe_berry
Jan. 5th, 2015 08:14 am (UTC)
В отзывах на Лабиринте многие возмущаются, что иллюстрации не те, а эти - кошмар-кошмар. А мне нравятся. И конь именно такой на обложке нравится.
eugeniashaffert
Jan. 5th, 2015 08:14 am (UTC)
Если бы я регулярно читала отзывы на лабиринте, я бы уже новопассит пила каждый день.
lisush
Jan. 5th, 2015 08:42 am (UTC)
Алмазов несколько лет назад стал для меня открытием. Так просто и так искренне.
annarakhmanina
Jan. 5th, 2015 10:56 am (UTC)
"Самый красивый Конь" с иллюстрациями В.Шубова - была одной из моих самых любимых книг в детстве! Жаль, что именно с этими иллюстрациями не переиздали... Хотя хорошо, что вообще издали. Книга изумительная!
eugeniashaffert
Jan. 5th, 2015 11:03 am (UTC)
Суть в том, что это совершенно не тот "Самый красивый конь", это совсем другая книга, и не ПЕРЕИЗДАНИЕ ПОВЕСТИ, а СБОРНИК, в котором множество произведений. Как бы его издали с теми же самыми картинками? Тут целый сборник, в котором творчество автора представлено полно и многогранно, есть рассказы, повесть, ещё рассказы, мемуары, там было просто отдельное издание отдельной повести - и ничего больше!
Благодаря этому новому сборнику мы совершенно иначе можем взглянуть на Алмазова, по-новому оценить его творчество, понять, насколько он глубок и разнообразен. Я вообще не понимаю, как этом фоне могут возникать страдания по поводу того, что лошадь нарисована не так, как я в детстве смотрел. Это какое-то непонятное мне восприятие.
annarakhmanina
Jan. 5th, 2015 12:03 pm (UTC)
Это Вы чего-то о своем, как я понимаю. :-) Я же и не говорю, что эти книги идентичны? Я написала только про мою любимую в детстве книгу. И там действительно фантастические иллюстрации. А эта книга - совсем иное, хотя и этого же автора. И я имею полное право сожалеть, что нет других переизданий этого автора с моими любимыми иллюстрациями, так ведь? И эти сожаления о той книге не мешают мне радоваться тому, что есть вот эта книга, с теми иллюстрациями, которые оставляют меня равнодушной.
eugeniashaffert
Jan. 5th, 2015 12:48 pm (UTC)
Меня пугает факт массовых сожалений по поводу того, что редакторы не воспроизвели советское издание, а осмелились сделать что-то свое, дать возможность переосмыслить тексты автора. сожалеете не только Вы, на лабиринте тоже вон все сожалеют (хотя книгу наверняка не видели). А так- то право все имеют, почему ж нет.
annarakhmanina
Jan. 5th, 2015 12:59 pm (UTC)
Да, факт массовых сожалений - оно, конечно, неприятно. Но не стоит меня причислять ко всем массам. :-) Я так и поняла, что вы о чем-то своем.
eugeniashaffert
Jan. 5th, 2015 02:56 pm (UTC)
Да, Вы верно поняли :) не поверите, я уже вторую статью пишу о консервативных запросах сообществ книголюбов. У меня просто прибавляется материала на эту тему с каждым днем! Доклад делала на конференции об отрицательных откликах на произведения детской литературы, так почти любую новую книгу или не замечают, или ругают. Не стопроцентная выборка конечно, но есть явный консервативный дискурс.
vtulova
Jan. 5th, 2015 06:54 pm (UTC)
Спасибо."Нас победили Хамы". Сильно.
( 16 comments — Leave a comment )