?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оказывается, Сьюзан Коллинз то того, как сочинила цикл книг "Голодные игры" и стала знаменитой, уже отметилась в этом жанре пенталогией о приключениях 11-летнего Грегора (это в первой книге мальчику 10 лет, в следующих он, понятное дело, взрослее). Поскольку я неравнодушна к книжным циклам, в которых мальчики в главных ролях, кроме того, я очень люблю читать их и сравнивать, сильно оригинальных и хорошо написанных, надо сказать, попадается не так уж много. Собственно поэтому у меня очень двоякое отношение ко всем этим серийным книгам.

Зачастую подростковую книгу если и хвалят, то с особыми реверансами. Допустим, говорят, что это конечно не самая-самая глубокая, толстая и сложная книга, там вон даже - фи! - приключения есть, но (и тут понятно, что начинается самое главное) ЗАТО ею, этой легковесной и примитивной для такого высококультурного человека, как Вы, мой дорогой читатель, книгой можно увлечься, потом увлечься ещё одной такой, а потом, потом вообще начать читать Настоящую Литературу! Я же не согласна с таким подходом и отношусь уважительно жанровой литературе для подростков просто на основании собственного читательского опыта. Это было скорее интутивное ощущение - то, что такие книги, как "Детский детектив" из серий про "братьев Харди" или "Трёх сыщиков и Альфреда Хичкока", дали мне очень много материала для личного развития, однако оно недавно было подкреплено Умберто Эко и его героем Джамбаттисто из романа "Таинственное пламя царицы Лоаны". Герой этой книги забыл своё прошлое и теперь пытается восстановить его по книгам и другим текстам, перебирает тонны прочитанного в детском и юношеском возрасте и вспоминает, какой кирпичек его внутреннего "я" была задан тем или иным романом или комиксом. Мне было так интересно наблюдать за этим, что роман я прочитала два раза подряд и параллельно сама поняла, как много важного в моём "Я" заложено, казалось бы, совсем неважными вещами.

Есть и другая сторона медали: я всё-таки уже много чего в жизни почитала и начинаю скучать, когда автор сочиняет что-то вторичное. Ведь каждый раз герой такой книги, мальчик или девочка, живёт себе и ни о чём не подозревает, а потом выясняет, что он - избранный, волшебник, потомственный гипнотизер, обладает магическими способностями (нужное подчеркнуть) и, скорее всего, в ближайшие дни должен спасти весь мир или волшебный мир. Волшебный мир тоже начинается сразу же и вдруг. По этой схеме написаны десятки текстов, как крайне популярных, так и никому не известных. Нужен ли нам ещё один? Каждый раз приходится отвечать заново.

Впрочем, главный герой этой пенталогии, Грегор, никакой не волшебник, и за это мы уже можем поблагодарить автора. Случайным образом Грегор падает в дыру вслед за своей двухлетней сестрёнкой и оказывается в Подземье - стране, в которой человек - не царь природы, там люди, летучие мыши, пауки, тараканы и крысы живут на равноправных условиях, все они разумные существа одинакового размера (да-да тараканы размером с человека и крысы тоже...) и находятся в сложных взаимоотношениях. Грегор и его сестра Босоножка становятся гостями мира Подземных, после чего выясняется, что мальчик - герой древнего пророчества, впрочем, не вполне понятно, что ему предстоит сделать и к чему это приведёт (поэтому пророчество и называется смутным). В Подземье начинается война с Крысами, а Грегор с несколькими существами этого мира отправляется выручать своего отца...

Книжка конечно похожа на десятки прочитанных до сих пор историй. Связь Подземных людей и летчуих мышей напоминает нам о взаимоотношениях инопланетян и их зверюшек из фильма "Аватар", старый Викус похож на Дамблдора и прочих мудрецов, которые отправляют детей решать судьбы мира, а сами идут заниматься своими важными делами по вполне веским причинам, строптивая принцесса-сирота, родителей которой убили, и мальчик, который должен вдруг внезапно сделать правильный выбор и стать героем - это тоже знакомо. Но есть в книжке и замечательные находки! Например, сестрёнка Грегора по прозвищу Босоножка, о которой он очень трогательно заботится, или разумные Тараканы, которые выбрали Боосножку своей принцессой (Тараканы - вообще самые обаятельные существа этого мира). Сам Грегор - одиннадцатилетний подросток, и, несмотря на всякие там пророчества и прочую избранность, для такого рода книг характерную, никакой не супер-мальчик. Например, он не начинает вдруг виртуозно драться, владеть мечом и красиво говорить, когда попадает в соответствующие обстоятельства. Книжка увлекательно написана, автор неплохо продумал мир, внутри которого всё происходит, поступки героев и сюжет. Как в остальных книжках такого типа, всё происходит довольно быстро, увлекательно и в то же время - ожидаемо, в книге вполне однозначно расставлены приоритеты между добром и злом и, как обычно, никакой глубокой философии.

В конечном итоге серия показалась мне вполне оригинальной (хотя я и не испытала восторга или ощущения, что без этой серии не обойтись), так что встала на полку рядом с Гарри Поттером и Перси Джексоном (да, они у меня есть в бумажном издании).
Порядок чтения продолжений вот такой:

Вся серия: http://www.labirint.ru/series/28196/
Отзывы читателей на livelib на первую книгу серии: http://www.livelib.ru/book/1000708440

Книги, о которых я вспомнила, пока читала эту или, говоря другими словами, похожие (очень похожие!) книги:


Следующий "фэнтези-цикл" для подростков, который планирую почитать - это "Дженни Далфин и скрытые земли", знающие знакомые очень рекомендуют.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
irsenas
Feb. 17th, 2015 05:02 am (UTC)
Любопытно, спасибо
achoyvas
Feb. 17th, 2015 06:29 am (UTC)
по пробуем по читать.
frometta
Feb. 17th, 2015 06:42 am (UTC)
Да, сложное дело с этими постгаррипотеровскими персонажами. Ни Перси Дж., ни Грегори, ни Улисса Мура не стала я детям рекомендовать, хотя в виде исключения покупаю дочке серию "39 ключей". В принципе, мне кажется, по большому счету особой разницы нет - тот же квест, что и везде. В свое время, пока книгоиздание было победнее купила им сериал про Чарли Бона, но дочка не расчиталась, сыну пока не давала....
Вчера смотрела в книжном на "Трилогию Бартимеуса", всего-то за 90 руб. отдавали... но тоже не решилась. Ты не читала? Отзывы противоречивые. От восторгов до сильно критических. Из последнего на что решилась на покупку в бумажном виде подобного плана - трилогия "Бегемот", "Левиафан", "Голиаф". А и еще подростковую "трилогию" Сафона.
"Хронику страны мечты" Веркина купила всю.
Но они не успевают так много читать, даже на карантине))) Дочка приближается к возрасту young adults, а там еще больше шлака, как бы уследить, чтобы хотябы вперемешку с хорошими книгами читала)
Так что выбор труден, но хорошо, что он есть.
eugeniashaffert
Feb. 17th, 2015 09:17 am (UTC)
Да, согласна.
Перси Джексон мне активно не нравится предсказуемой фабулой и примитивным языком, зато нравится, как автор мастерски жонглирует всеми этими мифологическими сюжетами и персонажами. Я их, кажется, наконец-то всех запомнила, пока читала, основных-то я знала, вроде Зевса там, Афины или Тесея, а вот второстепенных часто путала.
Слушай, сегодня рассматривала новые книжки "Доброй книги": "Кота в сапогах", "Белоснежку", "Принцессу на горошине" и про тебя думала. Ты ведь наверное будешь их покупать?
frometta
Feb. 17th, 2015 10:03 am (UTC)
Обязательно. И Золушку и Шахерезаду))
Вот на фильмы про Перси Джексона мне не жалко детей отпскать и самой рядом с ними смотреть - завсегда. А книжки про него не могу всерьез воспринимать. Недавно начиталась хвалебных отзывов про переприквел или как там я все время путаю... "КиберЗолушка", короче. Скачала, 10 страниц с усилием(? а ведь так вдохновилась...
eugeniashaffert
Feb. 17th, 2015 11:57 am (UTC)
А "Золушка" и "Шахерезада" у них какие будут? Кириллу сегодня показывала картинки из новых книжек, ему очень понравилась "Белоснежка...", но он вообще любит такой "гиперреализм", вроде Гордеева, а мне очень нравится обложка "Кота в сапогах", без букв, зато с котом.
frometta
Feb. 17th, 2015 01:09 pm (UTC)
Это не у них, я перепутала, сейчас еще вышли те же сказки у СЭКЭО, а про доброкниговские я и не знала, так что спасибо за новость, как же я такие новости люблю. Анонсы я люблю даже больше, чем планы выходов)), у АБАБАГАЛАМАГи уже вышел "Маленький принц" в Ерко. Нам теперь, наверное, нет смысла ждать-надеяться?
tatka_sn
Feb. 17th, 2015 09:29 am (UTC)
Мне вот что интересно в целом. Не применительно конкретно к этой книге, а вообще. Зачем столько фантастики детям? Ну... есть книгоглоты, им одной фентези больше, одной меньше - никак не заметно. Или ситуация, когда лишь бы читал.
Но для остальных, медленно читающих или загруженных детей - я как-то против... не то чтобы я призывала убрать эту литературу из продажи или не покупать. Сама покупаю и сама читаю)
Но мне кажется, что волна эскапистской литературы захлестывает реалистическую. Выбрать сейчас нормальную книжку для девочки про попаданство/суперспособности/"супернаследие" гораздо легче, чем найти приемлемое и нечернушное реалистическое чтиво.
eugeniashaffert
Feb. 17th, 2015 11:55 am (UTC)
Да, так и есть. "Зачем" - мне более-менее понятно, я сама тот ещё эскапист, но мне даже больше жаль не недостатка интересной реалистичной литературы, а почти полного отсутствия интересной научной фантастики для этого возраста. Потому что сайнс фикшн, несмотря на оторванность от реальности, всё-таки очень много дает для адекватного её понимания. А вот фэнтези - в меньшей степени, это обычно чистой воды игра.
tatka_sn
Feb. 18th, 2015 09:12 am (UTC)
Это интересная мысль, которая для меня совсем неочевидна. Побег в Солярис Лема или в ведьмака Сапковского, в приключения Грегора и Арнольда или Громыко для меня практически равноценны. ГП тоже предоставляет достаточно материала для анализа реальности, как и Три толстяка.
Скорее влияет то, что большинство книг жанра фэнтези, адресованных детям и подросткам, оперируют шаблонами, но это свойство не жанра, а текущего состояния в области написания книг (не могу правильно назвать - имею в виду статистическую картину по доступному мне подростковому издающемуся, фанфикшену и русско-, и англоязычному, русскому самиздату). Практически все использует уже готовые, отработанные схемы и по развлечению читателя, и по выдавливанию слезы.
eugeniashaffert
Feb. 18th, 2015 09:18 am (UTC)
Вот это - "Практически все использует уже готовые, отработанные схемы и по развлечению читателя, и по выдавливанию слезы" - тысячу раз да! И про текущее состояние согласна, процесс поставлен на поток, авторы с самого начала заключают договоры на 5-10 книг серии, ещё не закончив первой, вот и получаем то, что получаем.

Громыко я не читала ничего, кроме одной книжки, которая оказалась забавной, но всё же сильно так себе, а у Лема побег - всё-таки следствие внутреннего состояния героя, а не жанра. Если взять, например, его же "Стиральную историю" или "Звёздные дневники Ийона Тихого", то получится всё-таки здоровая социальная ирония в футурологической обертке. Хотя я согласна конечно, что моё предположение всё-таки сильно неочевидно.
tatka_sn
Feb. 18th, 2015 09:27 am (UTC)
Дело не только в потоке и договорах. Самиздат и фанфикшен под это не попадают, а шаблоны и схемы там еще четче выражены.

Побег - это побег читателя в книгу) может, я слишком конспективно написала - я к тому, что Лем и Сапковский дают примерно одинаковое количество пищи для размышлений. Лем не очень подходящий пример, но зато он отчетливо научный фантаст. В фэнтези жизненные коллизии обернуты в другой фантик.
Вот кстати. Возможно, такое (мое) восприятие фэнтези - следствие того, что фантик НФ мы уже приучены разворачивать. Мы подготовлены к чтению НФ, в то время как фэнтези для нас, выросших на научной фантастике, прежде всего поворачивается внешней стороной - мы не привыкли ее демонтировать, тратим ресурсы на воображение не людей, а мира?
eugeniashaffert
Feb. 18th, 2015 08:05 pm (UTC)
Не знаю, это интересная тема для размышления, но при этом я не уверена, что причина в том, на чём мы выросли. НФ - это всё-таки описание возможного технологического будущего, человечество развивается именно в этом направлении и существует в этой системе ценностей и вещей, которые описывает НФ. Да, ракеты у реальных людей не такие продвинутые, как у книжных, но ведь ракеты же! И прочие роботы и биотехнологии. А не маги, родовые закляться, свергнутые короли и "всевидящие оки".
tatka_sn
Feb. 19th, 2015 08:38 am (UTC)
А драконы Перна - это фэнтези или НФ, в таком раскладе? если вы не читали, то в начале цикла это немагическое общество с почти средневековым укладом, за одним исключением - магической (телепатической, в современном понимании) связью дракона и его всадника. Жизнь людей тяжела и опасна и сопровождается набором странных легенд и запретов, уходящими корнями в глубокое прошлое. Да только мифы к концу цикла объясняются вполне научно, а само общество оказывается потомками вполне технологических переселенцев)
Кстати, мы не договорились о терминологии) сейчас фэнтези это и ИРЛ с попаданкой в главной роли, и городское с вампирами или оборотнями (Холли Блэк, к примеру), и более-менее классическое с эльфами и магией в средневековом антураже. Так вот, в городском этого недостатка (не наша стезя развития) нет. Но перекос в суперспособности присутствует.




eugeniashaffert
Feb. 19th, 2015 08:44 am (UTC)
Да, сейчас внутри жанровой литературы такой разнообразие подвидов и смешений! Есть же еще фэнтези в эстетике стимпанка, и там тоже полно всяких технологий и прочих выдумок "от головы", а не от волшебства.
Так или иначе, в любом случае сейчас появление оригинального сюжета в любом из возможных направлений фантастики, без продолжений, суперспособностей и предсказуемых побед, многого стоит. У Дианы Уинн Джонс вот получалось, кстати, при том, что это ведь фэнтези.
Алексей Олейников
Feb. 18th, 2015 04:15 pm (UTC)
Это потребность общества, скорее всего. В 50-е был взлет НФ, в Америке, потом у нас, с запозданием (а вот к 60-м пафос уже ослаб). Сейчас вектор явно повернулся в другую сторону. Смотрите, сколько сказок даже не для детей, а для young adults. А еще очень интересен всплеск подростковых антиутопий, которые, по сказочности заданных условий, мало отличаются от фентази.
eugeniashaffert
Feb. 19th, 2015 08:46 am (UTC)
Вот антиутопий и всего этого постапокалипсиса нынче тьма! И хорошо если это "Зеленый круг", а то ведь преимущественно что-то типа "Мето".
Алексей Олейников
Feb. 18th, 2015 04:08 pm (UTC)
Евгения, напишите потом отзыв (даже если он будет ругательный) все равно очень интересно.
kochka_katya
Feb. 18th, 2015 09:54 pm (UTC)
о, Вы мне глаза открыли, что это один и тот же автор! Теперь пойду почитаю и буду детям давать, наверное. А то у него такая непрезентабельная обложка у нас, что стоит и стоит, кому надо-прочтут, думала, а берут как-то плохо, жалко).
eugeniashaffert
Feb. 19th, 2015 08:48 am (UTC)
Сама удивилась, что это та самая Коллинз. Тут в ЖЖ этот цикл про Грегора кто-то из взрослых френдов описывал как обалденный шедевр, я удивилась и взялась читать. На самом деле конечно никакой не шедевр, средняя довольно книжка, но и не худшая в этом популярном нынче тренде.
kochka_katya
Feb. 19th, 2015 10:09 am (UTC)
У нас оно 2008 года издания в Эгмонте, почти никем не читанное. Вот, я почитаю))
забавно - на обложках такой экшен, люди на летучих мышах... и непременно блесточки, куда же без них. Хорошо хоть не розовые сердечки. КТО делает эти обложки, ума не приложу!
eugeniashaffert
Feb. 19th, 2015 10:27 am (UTC)
Ну эти, как их там, дизайнеры которые :)
Летучие мыши там знатные, да. Говорящие.
( 22 comments — Leave a comment )