?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

...А самая большая проблема в том, что мы не знаем, кто именно, так что виноваты как будто все дети?

Ситуация следующая. В классе есть библиотека, не самая плохая, кстати. Ещё в прошлом году я унесла туда 2-3 десятка хороших новых книжек, в этом году дополнила коллекцию, так что детям есть, что почитать на переменах и на пятиминутках чтения. Они и читают, довольно активно, кстати. Некоторые книги выглядят уже сильно потрепанными.
Некоторое время назад дети обратили внимание на то, что одна книга сильно испорчена - почиркана ручкой, внутри написаны неприличные слова. Книгу изъяли, провели разъяснительную работу о том, что книги мы не портим, а читаем (ну или как-то так, я не знаю, работу проводила не я, а учительница наших детей). Однако с тех пор разрисовали ещё несколько книг. И ладно бы Мюнхаузена, а то ведь исчиркали ручкой книгу Н. Ходзы "Дорога жизни", а это уже как-то слишком.

С одной стороны, я вовсе не склонна драматизировать ситуацию, думать, что это самый кошмарный ужас, и считать, будто это свидетельствует о будущем уголовном прошлом. Я и сама в близком возрасте с большим удовольствием разрисовала пару советских букварей, правда, своих собственных (это сейчас женщины проливают над ними умиленные ностальгические слёзы, а мне тогда эти книжки с правильно нарисованными идеализированными детьми казались одновременно лживыми и смешными). В принципе я понимаю, что у детей это - пройдёт. Тем более, что психологи мне рассказали о какой-то необходимой стадии развития, в ходе которой у детей происходит десакрализация письма, письменных принадлежностей, учебника и так далее. С другой, нам, видимо, стоит как-то реагировать на эти проявления детского вандализма, что-то говорить? Но что именно говорить? "Береги книгу. Книга - твой друг"? Это конечно чистая правда, но, боюсь, что она не сработает. А может никак не реагировать и само пройдёт? А вдруг, если мы никак особенно не отреагируем, то само оно никак не пройдёт, а только усилится...

На днях в качестве одной из мер julija_black устроила акцию по починке книг: пришла в школу, заклеила скотчем оторванные места, дети сильно сопереживали. Они вообще как-то чувствуют себя виноватыми и не одобряют всю эту ситуацию. Ко мне уже некоторые подходили и говорили, мол, опять книжку разрисовали, не приносите больше сюда книжек, вон тут как с ними обращаются. Кто из детей является злоумышленником-вандалом, мы не знаем, дети тоже не знают или не говорят. Может быть это вообще не ученик нашего класса, а кто-то из четвероклассников, которые учатся в нашем кабинете в первую смену.  Хотя скорее всего нет (у нас есть в классе несколько ребят, способных не то, что книжку разрисовать, а куда более существенный вред окружающей среде нанести).

Я ещё думаю, что может моя такая спокойная реакция не вполне адекватная, поскольку для меня самой книга - не сакральный предмет. Я в принципе аккуратная и вещи не порчу, в том числе аккуратно обращаюсь с книгами, но и не считаю, что книга священна и неприкосновенна. Например, плохие книги (ну то есть те, которые мне лично кажутся плохими) я запросто выбрасываю в мусор и сдаю в макулатуру и вовсе не считаю, что абсолютно любая книжка заслуживает особенно почтительного отношения только за то, что она книжка.

Буду рада добрым советам и аргументированным мнениям по поводу порчи книг и возможным мерам пресечения!

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
slonulita
Mar. 12th, 2015 04:22 am (UTC)
Наверное, чтобы быть убедительными, нужно ответить на вопрос, почему вам кажется, что не следует портить книги.

Для меня книги, пожалуй, сакральны. Я в самом деле расстраиваюсь, когда книги, которые мне нравятся рвутся и мнутся. Но для тех, кто специально портит, наверное, это не аргумент...

Ещё могу сказать за себя, как за аккуратного ребёнка - каждый раз, когда кто-то из учителей или библиотекарей выступал на эту тему, я чувствовала себя плохой и ужасно виноватой за компанию, хотя сама книг не портила. Так что получается, что увещевания действуют не на тех...

Думаю, могло бы помочь, если бы на полке стояли какие-то раскраски-блокноты, которые можно изрисовывать, портить, выбрасывать без сожаления.
eugeniashaffert
Mar. 12th, 2015 05:39 am (UTC)
У них есть раскраски и есть, на чем рисовать. Раскраски кстати довольно быстро разрисовываются чем-нибудь неприличным.
slonulita
Mar. 12th, 2015 09:44 am (UTC)
Возможно, обсудить с классом тему, для чего вообще существуют правила, законы. Почему важно их соблюдать - не из-за наказания, а потому что просто нельзя. УК предполагает определённые наказания за правонарушения, но цивилизованный человек не делает плохих вещей не поэтому. Правила существуют для того, чтобы учитывать интересы большинства. Да, кому-то весело сделать неприличный рисунок в книге, но большинству людей это неприятно. Над книгой поработала команда профессионалов, она уже сделала выбор, какие рисунки и слова в книге уместны, остальное - лишнее.

А что конкретно делают? Матерщина? Ню?
kotik_vorkotik
Mar. 12th, 2015 04:55 am (UTC)
Провести внеклассное занятие на тему как делается книжка? Объяснить этапы и главное, чтобы каждый ребенок сделал свою книжку. у меня Лешка это любит - разрезает листы А4 формата, склеивает скотчем, рисует обложку, внутри пишет и рисует, потом предъявляет мне.
Когда лепят ледяные и снежные скульптуры советуют привлекать всех детей во дворе, чтобы потом они же не сломали.
sl_serg
Mar. 12th, 2015 05:19 am (UTC)
Главное, чтобы книжки не портили детей) Помню когда первый раз наш класс привели в сельскую библиотеку и заставили каждого взять по книжке домой. Я так волновался, что по дороге домой уронил свою книжку в грязь - истерика была.

Нужно наглядно показать как делают книгу, как автор вкладывает душу, на какие деньги она печатается, если это школьная библиотека, то это и вклад родителей. То есть, показать что порча книги это не просто неуважение к автору, это прямой урон бюджету родителей, черному пятну на роду и т.д.
eugeniashaffert
Mar. 12th, 2015 05:42 am (UTC)
Бюджету их родителей никакого вреда от этого нет. Это мои личные книги, которые я принесла из дома. Но и моему бюджету от этого ни холодно, ни жарко - я всё равно раздаю книги, всё, что я читаю, просто не помещается в моей стандартной квартире, в которой не предусмотрено отдельного помещения под библиотеку. Фокус в том, что книги, да и любые другие хорошие вещи, не нужно портить вне зависимости от ущерба для бюджета, но я не знаю, как донести это для детей, чтобы подействовало.
sl_serg
Mar. 12th, 2015 05:57 am (UTC)
Может "оживить" - показать, что ради книг деревья приносятся в жертву? Показать, что они в некотором смысле живые? Сам, конечно, не делал такого, не знаю, но попытался бы именно так - затронуть то, что можно.
eugeniashaffert
Mar. 12th, 2015 05:58 am (UTC)
Да, видимо, какое-то отдельное занятие на эту тему нужно провести.
glundalklich
Mar. 12th, 2015 05:34 am (UTC)
Я тоже подумала о том, чтобы в зоне доступности стояли раскраски или лежали чистые листы, чтобы можно было ,раз приспичило, порисовать в более подходящем месте. ну и регулярно проводить беседы с детьми - либо злоумышленник одумается, либо дети сами вычислят и тогда рисовальщику совсем туго придется.
eugeniashaffert
Mar. 12th, 2015 05:38 am (UTC)
У них есть раскраски и есть, на чем рисовать.
mamanteen
Mar. 12th, 2015 06:20 am (UTC)
Попробуйте прочитать главу из Носова "Витя Малеев в школе и дома" - про то, как там библиотеку организовали. Обсудить, какие перегибы есть. Что Костя делал верно, а что нет... Может быть из самих детей пусть будут тоже библиотекари. Сами дети быстрее отследят кто рисует...
magnolia1985
Mar. 12th, 2015 06:34 am (UTC)
Я не вижу смысла говорить о книге, как об отдельном предмете. По-моему, любую вещь, созданную не тобой, портить плохо. Портить - т.е. бессмысленно и бесцельно что-то сломать. Ну т.е. если срубаешь дерево из соображений безопасности, к примеру, это нормально, а когда просто так от собственной придури, чтобы потешить свою "крутизну" ломаешь деревья - это плохо.
Даже не знаю, что тут можно предпринять. Не думаю, что дети не знают, что в любую вещь (и в книгу в том числе) вложены чьи-то силы, деньги, время. Разовый акт вандализма по глупости может у любого случиться, но обычно после разговора доходит, а если это систематическое явление - то тут повторение очевидного, наверно, не принесет результатов.
Взрослым же вот сколько ни говори, что "надо пристегиваться", "нельзя садиться пьяным за руль" и т.п. - все равно регулярно нарушают. Многих сдерживает домоклов мечь крупных штрафов. Т.ч. может, вам тоже в разговоре предупредить, что неотвратимость наказания все равно настанет, что родители будут возмещать убытки в десятикратном размере :) Предлагаю почитать "Все тайное становится явным" :)
У нас в садике был такой момент: чтобы дети не кидались друг в друга снежками, воспитатель им сказала, что если кто-нибудь попадет другому в глаз, то родители будут платить штраф в 500 тыс. руб :))) И знаешь, подействовало. Оно, конечно, кажется маразмом, но когда 30 детей входят в раж - и правда до травм не далеко, а воспитатель не может каждый снежок проверить - ледышка там или пушок. Так хотя бы чуть-чуть стали притормаживать и задумываться о последствиях.
julija_black
Mar. 12th, 2015 06:50 am (UTC)
Им учительница сказала, что если и дальше будет продолжаться, то она вызовет милиционера, чтобы он вял отпечатки пальцев и нашел виновного. Мой ребенок впечатлился, теперь ждет милиционера с нетерпением - хочет посмотреть, как берут отпечатки пальцев, и еще надеется, что весь класс прогонят на детекторе лжи... Подозреваю, что ребенок, разрисовывающий книги, при этом чувствует себя безумно смелым: все за него боятся, негодуют, а он рисует себе как ни в чем не бывало. А может просто это ребенок из четвертого класса: живет и даже не знает о страстях вокруг его художеств.
magnolia1985
Mar. 12th, 2015 06:54 am (UTC)
А учитель у 4-го класса другой, не ваша? Ей, конечно, тоже надо поговорить с 4-классниками.
eugeniashaffert
Mar. 12th, 2015 06:42 pm (UTC)
Да, другой учитель там.
magnolia1985
Mar. 12th, 2015 07:10 am (UTC)
Эта людская дурость вообще необъяснима и жутко раздражает. Чего уж тут от детей требовать, если у нас и взрослые любят лифты портить, в подъездах гадить, скамейки ломать... :( Некоторых прям вот очень хочется выпороть :)))
tashata
Mar. 12th, 2015 07:27 am (UTC)
Это глубоко несчастный ребенок, который портит книги. Недолюбленный. Таким изощренным способом он ищет внимания. Причем тайно рисует, то есть боится получить порцию "публичного внимания" такого рода. Рассказывать ему, что книги делают из дерева, вести другие дущещипательные беседы о том, что это плохо - портить книги - бесполезно. Он и сам прекрасно знает, что книги портить плохо.
Полагаю, что можно было бы сделать какое-то совместное дело с детьми на тему книг и библиотеки. При этом задействовать всех детей, чтобы все участвовали и чтобы было несколько взрослых при этом. В процессе всех "погладить по голове", всех похвалить, всем дать частичку внимания и любви. Поможет ли это тотчас? Совсем не факт. 50 на 50, но, быть может, чья-то маленькая душа согреется немного и, быть может, этому человеку станет чуть радостнее жить хоть на некоторое время.

Показать детям, что они - приоритет, а книги лишь инструмент, но такой, за которым лучше ухаживать, беречь. Но не нотацией, а совместным действием.

Извините за "много букв".

Edited at 2015-03-12 07:29 am (UTC)
annarakhmanina
Mar. 12th, 2015 07:43 am (UTC)
В целом я очень бережно отношусь к книгам. Но были в моей жизни несколько книжек, которые я выбросила в мусоропровод, а одну даже сожгла.
Что в такой ситуации делать, даже не знаю... Подстраховаться от четвероклассников, поставив дверки и замки на полки книжные? Выдавать книги, как в библиотеке: точно зная, кто читает каждую конкретную книгу?

Мне почему-то думается, что это не из вашего класса, а именно из четвертого. В вашем-то классе все знают, что это Вы принесли, да и классные чтения Вы проводите...

Можно еще тогда привлекать для бесед и классных чтений и тот четвертый класс. А то, может быть, им завидно - они пакостят?
katze2006
Mar. 12th, 2015 07:49 am (UTC)
Может быть, действительно, 4-классники, помню из школьных лет такой этап как раз был после 4 класса. Мальчишки дорисовывали разные части...хм тела. Видимо, чтобы отличить "мальчика от девочки"...
Может быть, ваш класс совсем не виноват... Т.е я бы со счетов старших не сбрасывала и может поговорить с учительницей 4-классников.

А дети у вас берут книги домой или читают на переменках/уроках?
У нас из классной библиотеки берут на дом и учительница всегда отмечает у себя, кто и что взял. Один раз книга провалялась дома почти месяц (прочитали и забыли) и хорошо, что учительница напомнила.
Т.е ребенок берет книгу или две или три и отмечает у учительницы, что взял.


Edited at 2015-03-12 07:50 am (UTC)
oksama
Mar. 12th, 2015 08:27 am (UTC)
А как часто проверяется библиотека на наличие рисунков? Как реагируют дети, которые привержены нормальному обращению с книгой? Если ребенок рисует в книгах от недолюбленности, как пишет комментатор выше, разовые действия не помогут. Только атмосфера.
Конечно, рецепта нет, но думаю, важно проверять надписи в книгах ежедневно. А надписи удалять тщательно, вплоть до перепечатки страниц. Не допускать существование испорченных книг ни одного дня. Что-то напоминающее борьбу с граффити в Нью-Йоркской подземке, где никогда не пускают поезд с хотя бы одним разрисованным вагоном. В общем, "книжный патруль" :)
С четвероклассниками тоже поработать - для начала распечатать и повесить в книжном шкафу что-то типа наглядного отчета, как мы ремонтируем испорченную книжку.
glasha_zast
Mar. 12th, 2015 09:01 am (UTC)
тут дело не в книге, ребенок хочет кому-то что-то доказать. Поэтому не уверенна, что какие-либо разговоры о КНИГАХ помогут. Тут проблема шире и глубже, книги - только проявление
sportloto
Mar. 12th, 2015 10:37 am (UTC)
Я с мрачной точкой зрения сюда пришла. Не вижу способа что-то сделать. Мне ужасно жаль твоих светлых усилий, твоих денег, самих книг тоже жалко. У меня как раз к книге трепетное отношение. Но я ни разу не Макаренко и считаю, что в 8 лет человек уже сформирован. Если в семье не научили, никакие мастер-классы "Полюби книжку" не помогут. Как тут выше верно отметили, чувство вины усиливается у тех, кто меньше всего виноват. Это вообще универсальный закон. Когда наш шеф проводит спасительные беседы о необходимости приходить вовремя, впечатляются только два человека - те, кто приходит вовремя. Они начинают приходить ещё более вовремя. Я каждый раз возвращаюсь с родительских собраний подавленная. Мне ребенок кое-что рассказывает про одноклассников (она вообще никогда не жалуется, это рассказы про жизнь, отношения, поступки, кто куда пошел и сказал и так далее), так вот, я вижу их родителей и понимаю, откуда всё. Откуда девочка туповатая? Так мама непроходимая. Откуда мальчик агрессивный такой? Так достаточно на родителей взглянуть, это их норма общения.
Вообще не знаю, что посоветовать. Разрываюсь постоянно между "надо что-то делать доброе, каждый должен свой маленький вклад, энтропия возрастает, давайте бороться добрыми делами" и "избавьте меня от этих людей и их детей, добро только для своих".
Единственное, что я ставлю под сомнение, так это то, что никто не знает, кто это. У нас в классе всё на виду, никто не может сидеть рисовать в книге так, чтобы это никто не заметил. Ну разве что на продлёнке, когда все уходят. Т.е. искать в 4 классе или спрашивать детей.
eugeniashaffert
Mar. 12th, 2015 06:43 pm (UTC)
Вот эти твои слова: "Разрываюсь постоянно между "надо что-то делать доброе, каждый должен свой маленький вклад, энтропия возрастает, давайте бороться добрыми делами" и "избавьте меня от этих людей и их детей, добро только для своих", - они как будто про меня!
traugot_g_a_v
Mar. 12th, 2015 11:52 am (UTC)
Думается (на личном опыте не проверяла), что все разговоры про книги не помогут. Надо давить на "крутизну". Мол читать и беречь - круто, а рисовать и портить - совсем нет. На том же школьном собрании говорить не о том, как это плохо - то, что книги разрисовывают. Сказать, что есть такой вот факт. И это - очень жаль, грустно, неожиданно, это значит, что есть дети в классе, которые не знают, для чего нужны книги, нет у них, бедных, альбомов для рисования, надо им помочь. Если сами боятся об этом сказать -пусть им друзья помогут, или пусть просто записку напишут и попросят рассказать о книгах, подарить им книгу или альбом... Кажется глупостью, но озвученный посыл к рисованию в книгах будет совсем другой. И тогда рисовать в книгах будет не круто, это станет показателем того, что ты - бедненький, несчастный, тебе помочь надо. А кто ж так про себя захочет думать...
islandena
Mar. 12th, 2015 08:21 pm (UTC)
В книге Дэна Ариэли о мошенничестве описывался эксперимент, который показал, что напоминание о "моральном законе" удерживало людей от мошенничества. Из двух туалетов общего пользования регулярно воровали туалетную бумагу. После того, как в одном из туалетов повесили листочек с просьбой не уносить туалетную бумагу, т.к. ею пользуются все, в этом туалете бумага пропадать перестала. Не знаю, подействует ли это на детей, но сделать такое объявление ведь несложно, а эффект может быть.
isaev1_1
Mar. 13th, 2015 04:50 am (UTC)
Может оказаться что это делает ребенок который на очень хорошем счету и вы будете сильно удивлены.
Когда это делается на постоянной основе это либо хулиганство, которое будет до тех пор пока не поймали; либо куда хуже и сложнее - форма протеста ребенка, который не знает как бороться с тем от чего ему очень плохо.
В любом случае желательно найти (по-тихому) "мастера" и поговорить с глазу на глаз.

Разговоры о том, что такое книга и как много труда вложено здесь не помогут
sdelano_v_sssr
Mar. 13th, 2015 11:02 am (UTC)
Вандализм как явление не нов совершенно - вспомним Герострата, это хоть и не самый первый случай вандализма, зато самый известный. Одновременно вандализм как явление неискореним - тот же Герострат это иллюстрирует, Сколько там веков прошло, а явление тут как тут.
Наверное, будет неправильно выделять книжный вандализм во что-то особенное, отдельное, отграничивать его от битья стекол, рисования так называемых "графитти" в любом доступном месте и вообще тяги к уничтожению и разрушению. Это все явления одного порядка.
Вандализм в любом случае есть форма протеста, как верно отметил комментатор выше. Может быть, протеста против книги как места приложения умственного труда в противовес легкоглотаемым современным комиксам, мультфильмам и компьютерным играм. Может быть, протест социально-групповой, ибо портить может "серая мышка", "отличник-ботан", которого любит и хвалит учитель, им гордятся родители, а вот близкий ему социум (коллектив класса), социум, в котором вандалу хочется стать "своим", по каким-то причинам отторгает - и вандализмом этот "кто-то" пытается показать: "Вот, я совсем не такой хороший, как думают учителя-родители!" (Забавный пример - вспомните "Каникулы Петрова и Васечкина", серию "Хулиган")
А может быть и протест по-фаустовски: "Мне скучно, бес!" В любом случае, вандализм - это уничтожение чуждого. Причем, форма чуждости может быть разной. "Мне это непонятно", "Мне это враждебно, проклятая книга, опять я на чтении двойку получил!", "Мне сделать так не по силам, так пусть никто не делает!" - вполне себе формы чуждости.
Что делать - хм, это вопросище, конечно.
Наверное, сперва стоит понять, чего надо НЕ делать.
НЕ НАДО грозить милицией-полицией, дактилоскопией и детектором лжи. Поскольку сами ж понимаете, что заморачиваться полиция таким не будет - просто законного основания нет. А если вдруг и придет полицейский (знакомого кого уломают, скажем, ради "попугать"), то не сделает ровным счетом ничего. Вообще ничего, десятилетнего четвероклашку даже "поставить на учет" очень сложно. В результате вандал просто убедится в собственной безнаказанности.
НЕ НАДО грозить вычислить, сообщить родителям, они виновника выпорют. Ибо разные родители на разоблачение по-разному отреагируют. Кто-то реально выпорет (хм, уверены, что порча книг прекратится?), кто-то скажет: "А, фигня, педагогини дурью маются!" (карт-бланш на продолжение вандализма!), а кто-то, не исключено, потопает в Департамент образования: "Школьные педагоги преследуют и психологически травят мою кровиночку!" - и школа обретет проблемы, Департамент разбираться не особо любит, "закон курятника" работает в полную силу.
НЕ НАДО проводить классные часы на тему "Книга - наш друг. береги ее!". Потому что тот, кому книга - друг, поганить ее не станет, а кому книга - враг, или кому на книгу плевать - тому такой классный час безразличен будет, если не подхлестнет вандализм.
НЕ НАДО слишком стараться заставить детей читать. Где-то в комментариях мелькнуло про "чтение на переменах" - вот зря это. Известно же, что "лучший отдых - это смена деятельности". На переменах дети должны беситься! Ну, может быть, не прямо так беситься, но активность умственная должна сменяться активностью двигательной. А то - "На уроке читай, на перемене читай, надоели!!!"
А что надо?
А надо, для начала, все ж вычислить того, кто портит. Возможно, для этого придется стать немножко Шерлоком Холмсом. Привлечь учителя - но буквально на коленях умолять его не применять к разоблаченному вандалу привычные школьные методы воздействия, и вообще не показывать виду, что вандал разоблачен (хотя бы поначалу). Поняв, кто, попробовать понять - зачем.
А дальше... Дальше "действовать сообразно сложившейся обстановке", ибо сейчас никто не знает, что за причины там вскроются.

ПС. Капча - зло, причем абсолютное. ЖЖ-вандала она не остановит, тролля или хама - тоже. Бота-автомата остановит, но много ль таких?
( 27 comments — Leave a comment )