?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В. Дубровин Мальчишки в сорок первом. - М.-СПб.: Речь, 2015. - 224 с., ил.

В серии "Вот как это было", озаглавленной вслед за одноимённой детской повестью Ю. Германа, издательство "Речь" выпускает переиздания советских книг для детей и подростков. Идея серии: познакомить современных юных читателей с жизнью и бытом их сверстников прошллого века, но большая часть книг серии всё же не просто о вещах и играх тех лет, а о временах Великой отечественной войны. Книга "Мальчишки в сорок первом" - это переиздание книги 1974 г. о жизни детей в блокадном Ленинграде.

Главный герой - 12-летний мальчик Вовка, с которым мы знакомимся буквально накануне войны. Он и его семья отправляются на дачу, чтобы провести там лето. Постепенно происходит то самое страшное: нападение фашистов, враг приближается к Ленинграду, эвакуации, сгорают Бодаевские склады, город попадает в блокаду... Сначала мальчишкам, Вовке и его другу Женьке, вполне неплохо: они дерутся, играют, орут: "Диверсант!", показывая пальцем в первого встречного (хотя вообще-то страшно жить, когда в любом первом встречном ребёнок готов увидеть диверсанта и врага, а не просто честного гражданина, такого, как он сам), учатся держать тяжелое оружие и обивают порог военкомата с просьбой взять их на фронт. Постепенно детские игры забываются, жизнь становится страшнее и сложнее, но и тогда ещё не так страшно, Вовка даже угощает проходящих мимо бойцов сахаром, и вообще с удовольствием подъедает запасы, заготовленные для дачи. А когда проходит ещё совсем немного времени, то уже не остаётся ни сахара, ни запасов, а только 125 грамм хлеба в день по карточкам, капустный лист, заготовленный на зиму, и какой-нибудь вареный клейстер. Город пустеет, занятия в школах отменяют, дети и взрослые умирают от голода. За год блокады главный герой-шестиклассник получает столько страшного и невыносимого опыта, что теперь никак нельзя сказать, сколько ему теперь лет на самом деле.

Книжки той эпохи о войне в большинстве своём задают один и тот же набор сведений, происшествий, сцен и героев, можно наверное даже сказать, что есть некий канонический вариант хорошей книги об этой войне. Например, в любой книге для детей о блокаде мы прочитаем про голод, холод, продуктовые карточки, умерших, а ещё какую-нибудь почти святую учительницу и её учеников, благородных и смелых пионеров (нет, конечно плохие люди тоже существуют, но хороших всё-таки в этих книжках больше). Это очень гуманные книжки, которые сформировали вполне устойчивую художественную традицию разговора на эту тему. Отклонения от данной традиции встречаются крайне редко, впрочем, читателям кажется они и не нужны (как и рассуждения о том, какова роль самоцензуры в этих текстах).

Возвращаясь к книге Дубровина, можно, наверное, сказать, что перед нами как раз такой канонический (если можно так говорить о книге, хотя наверное всё же нельзя) вариант рассказа о блокаде. Казалось бы, автор сам пережил в детстве блокаду, и он видел такое, о чём мы и не подозреваем. Но во время чтения оказывается, что все в этой книге нам знакомо и ничего дополнительного, уникального, неизвестного читатель, воспитанный в рамках традиционной советской и постсоветской школы, не узнает. Это не значит, что во время чтения у читателя вдруг возникнет подозрение, будто ему говорят неправду - книга достаточно хорошо, честно написана, чтобы такого ощущения не возникло (если конечно забыть о "декоративном" конце, когда пионеры, преисполнившись веры в бущуее и самых благородных намерений, идут готовить школу к началу учебного года), а свидетельствует лишь о том, что перед нами очередная книга, про которую читатели напишу в отзывах что-нибудь вроде: "Прекрасная книга, чтобы рассказать современному подростку о блокаде Ленинграда" (поскольку есть вероятность, что современный подросток о ней очень мало знает). Можно сказать, что это очень важная книга с общечеловеческой точки зрения, книга-послание, в которой заключена память о самых страшных событиях и одновременно - рецепт их проживания и преодоления. Но, пожалуй, с литературной точки зрения эта книга - никакое не событие, а очередное повторение пройденного, как по содержанию, так и по стилистике. Наверное, мы какие-то вечные троечники в жизни, истории и литературе, что нам без конца нужно вот такое повторение.

Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/471240/ и http://read.ru/id/3979997/

Тематическая подборка "Дети военной поры" (с комментариями): http://kid-home-lib.livejournal.com/34531.html

Comments

eugeniashaffert
Mar. 24th, 2015 11:32 am (UTC)
Да, согласна. Мне тоже кажется, что эти книги - это прежде всего отражение мировоззрения, силы духа, а потом уже события и факты. Такой общий узнаваемый хор на одной ноте.
magnolia1985
Mar. 24th, 2015 11:47 am (UTC)
Поэтому, думаю, современные фильмы о войне смотрятся неорганично: вроде, условия те же, а людские типажи совсем другие, из нашего времени.
eugeniashaffert
Mar. 24th, 2015 11:50 am (UTC)
Да, потому что по тем же лекалам пытаются кроить, а ничего не выходит. Тут новый творческий язык и стиль надо искать, а не пытаться бесконечно топтаться на прошлом, не получится уже, это понятно.