?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На сайте "Папамабук" появилась публикация "Мы читаем о войне?", где несколько человек, имеющих отношение к детскому чтению и критике детской литературы, отвечали на вопросы сайта. Меня тоже позвали. Вот что получилось:

Папмамбук обратился к специалистам по детскому чтению с просьбой ответить на несколько вопросов:
«Читаете ли вы своим детям о войне в преддверии 70-летия со дня окончания Великой отечественной войны? Что читаете? Какие книги о войне вы читали, когда были маленькими, но не станете читать их своим детям?»


Свой ответ процитирую полностью:

Я читаю книги на военную тему с сыном-второклассником и с его одноклассниками, у которых веду литературный кружок. Правда, я никогда не привязываюсь к каким-то датам, гораздо чаще руководствуюсь тем, что меня или детей в данный момент волнует. Вот в начале января мы провели занятие, на котором поговорили о блокаде Ленинграда. А в начале мая, видимо, не будем возвращаться к этой теме специально, она в любом случае будет звучать отовсюду.

Для себя книги выбираю стихийно, читаю переиздания советских авторов, которые когда-то прошли мимо меня, стараюсь непременно прочитывать новые книги по этой теме, а также переводную литературу, которая позволяет найти неожиданный угол зрения и посмотреть на войну с другой стороны. Например, только прочитав роман «Криптономикон» Нила Стивенсона, я задумалась о работе дешифровщиков в годы войны и значении этой работы.

Вообще говоря, появляется не так уж много современных книг на эту тему. Отечественные писатели не то чтобы игнорируют военную проблематику, но либо пишут очередной стандартный текст о подвиге, самопожертвовании и героизме на передовой, либо упражняются в фэнтези и сочиняют истории про «попаданцев», есть даже целые фэнтези-серии о «приключениях» наших современников на полях сражений Второй мировой войны, и, к сожалению, их не за что хвалить. Пару лет назад мы все радовались появлению прекрасной книги Э. Веркина «Облачный полк», но с тех пор ничего подобного не издавалось. Да и путь «Облачного полка» к читателям не был прямым и коротким, несмотря на то, что рукопись книги заняла первое место во втором сезоне конкурса «Книгуру».

К военной теме обращаются и современные англоязычные авторы. Например, книгу «Книжный вор» М. Зузака хочется рекомендовать всем старшеклассникам наряду с признанной советской «военной» классикой, а знакомство с «Мальчиком в полосатой пижаме» Д. Бойна и «Тайной брата» Дэна Смита поставит перед читателем-подростком много неожиданных вопросов. Например, все ли немцы были однозначными врагами и фашистами? Каково это – быть гражданином фашистского общества?

Сегодня у читателей по-прежнему популярны советские книги на тему Великой Отечественной войны, они переиздаются, и это очень хорошо, потому что несмотря на некоторую стереотипность и шаблонность большинства этих текстов, среди них встречаются настоящие шедевры. Например, я с удовольствием прочитала книгу Ф. Кнорре «Оля», переизданную недавно «Речью», внимательно прочитываю все книги серии «Как это было» издательства «Самокат», в ней редактор серии издает книги писателей-фронтовиков и дополняет их комментарием профессионального историка.

Хороших книг о войне для подростков много, но не так уж просто выбрать подходящую книгу для маленьких. На занятии у второклассников, посвящённом блокаде Ленинграда, мы читали детям рассказ Е. Коровиной «У Лёки большие щеки» ‒ о ребенке в блокадном городе, голоде, испытаниях. Кажется, это современный автор, но информации о нём я не нашла даже на сайте журнала «Кукумбер», где рассказ был опубликован в 2009 году. Сыну я читала книгу Н. Ходзы «Дорога жизни». Это документальное повествование о блокаде, с фотографиями из хроники тех лет, с отрывками из воспоминаний очевидцев, энциклопедической информацией и военными картами. Сейчас эта книга «живет» в библиотечке класса, и я вижу, что дети время от времени ее читают или просто пролистывают.

Существуют ли книги, которые я с удовольствием читала в детстве, но которые не дам своим детям? Таких книг нет. Не то чтобы я читала только самую хорошую литературу – я в детстве читала все подряд, скорее дело в том, что я не вижу никакого смысла в запрете каких бы то ни было текстов. Смысл есть в каждодневном воспитании читателя, развитии его вкуса и навыков понимания и анализа текста. И тогда не стоит вопроса, дам я какую-либо книжку своему ребенку и его друзьям или нет; гораздо важнее, что они сами возьмут или отвергнут.
Могу сказать, что в будущем непременно порекомендую им почитать книги В. Шефнера, Б. Окуджавы и Б. Балтера, просто потому что это мои любимые книги о Великой Отечественной войне, а также дневник М. Рольникайте «Я должна рассказать». Надеюсь, что они прислушаются и почитают.

Кроме меня, на вопросы "Папмамбука" отвечали ещё несколько человек, публикация полностью здесь: http://www.papmambook.ru/articles/1585/

Posts from This Journal by “полезные ссылки” Tag