?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Снова Буравчик

Михаил Казиник Буравчик в стране света. - М.: Бослен, 2015.

В последнее время всё чаще в отзыве на новые детские научно-популярные книги получается что-то вроде: книга хорошая, но плохая, её полезно почитать, но не всем, она мне понравилась, но... не понравилась. С этой книгой получается та же самая история: есть там немало интересного и полезного, но местами с автором хочется поспорить, временами никак не возможно согласиться, а кое-где - пожать плечами, мол, зачем рассказывать в очередной раз всем известные вещи из банальной школьной программы?

Как и все остальные книги про Буравчика и его друзей, эта написана в форме дидактической сказки. Мальчик Буравчик задает вопросы по электронной почте некоему писателю, который отвечает ему пространно и подробно. В этот раз Буравчик заинтересовался понятием культуры и писатель пытается раскрыть ему эту тему через проблемы, ситуации и конкретные примеры. Он задается вопросом, чем человек отличается от животного, каким образом произошло выделение человека из мира живой природы. Одновременно с этим он говорит о понятии гениальности и показывает, как связаны нестандартное мышление и гений, "парадоксов друг". Довольно интересные цитаты приводит автор и необычно их интерпретирует.

Что сразу вызывает вопросы и мой личный протекст? Чрезвычайно мутное, для меня совершенно неочевидное определение понятия культуры. Автор приводит несколько разных мнений, пренебрегая правда авторитетными культурологами, историками культуры, школой семиотики (впрочем, короткая цитата Лотмана всё же приведена, хотя и не проинтепретирована должным образом) и вообще научным представленим о предмете, зато упирая на "замечательного писателя и мыслителя" Даниила Андреева и "одного из величайших мыслителей всех времён художника" Николая Рериха. Стоит ли говорить, что я лично обращалась бы к мнению именно этих "мыслителей" в самую последнюю очередь? В итоге он подводит читателя к пониманию культуры, как "страны Света" (поэтично, но, увы, не научно и не очень понятно), и постоянно подчёркивает, что высочайшее проявление культуры есть художественная культура, то есть искусство. Более того, не всё искусство, а только так называемое "высокое искусство", всё остальное по определнию осуждается и не принимается во внимание, ну вроде телевизионных шоу или других масскультовых продуктов, которые есть не культура, а её порча. Этот подход кажется мне в корне неверным, хотя, пожалуй, близким многим с точки зрения аксиологической, когда "культурное"  становится синонимом "нравственного", своего рода ориентиром для правильной жизни, вкуса, поведения, а всё остальное тогда становится "некультурным". Именно так легко определять некультурного человека с его некультурным поведением, зато совершенно невозможно вписать в эту систему представлений и ценностей, допустим, какую-нибудь культуру аборигенов Австралии. Ну не слушают аборигены Австралии музыку Моцарта и не знают, что для рыбы существует специальный нож. Значит ли это, что они "некультурные" и лишены всяческой духовности? Мы давно знаем, что нет. А по Казинику выходит, что значит.

В последующих главах, где автор пытается показать, как можно анализировать "культуру", приводится довольно простой и наверняка интересный для юного читателя, не знавшего доселе филологического анализа, да и других анализов тоже, разбор ряда произведений искусства (из предыдущего абзаца понятно, что автор ставит знак равенства между понятиями "произведение искусства" и "высшее проявление культуры"). Сначала он обращается к живописи, рассказывает о принципе золотого сечения и демонстрирует, каким образом он проявляется в картине В. Васнецова "Царевна-лягушка", затем возвращает нас на урок литературы в 9 классе и говорит о юморе Гоголя в поэме "Мёртвые души", после обращается к поэзии Пушкина, а в завершение - к творчеству композиторов, предлагая целый краткий курс истории музыки. Именно музыку автор книги объявляет величайшим проявлением культуры и соответственно самым главным искусством. Если вы исправно посещали уроки музыкальной литературы в музыкальной школе, то ничего нового из этих глав не узнаете, но в общем и целом это наверное небезынтересно для читателей, в жизни которых не было музыкальной школы.

Завершается книга своего рода дополнениями - как будто вопросами, которые возникли у слушателей писателя. Так что он скажет ещё пару интересных слов о картине диего Веласкеса "Менины", объяснит, в чём сила оперного искусства, кто такой пиит, что такое симфония и с каких произведений лучше всего начать знакомство с классической музыкой.

Довольна ли я книгой? Нет, потому что не согласна с автором в самых базовых вещах, а именно с его пониманием "культуры". Что до конкретых примеров, то ничего нового автор для меня не открыл: я хорошо училась в музыкальной и общеобразовательной школе, да и класс у меня был "гуманитарный", так что Гоголя мы читали очень внимательно. В общем-то весь предложенный автором материал я знала ещё до поступления в университет. Это такой нормальный средний школьный уровень.
Оставлю ли книгу в домашней библиотеке и предложу ли её ребёнку? Да, обязательно. Фрагменты филологического, искусствоведческого, музыковедческого анализа, которые предлагает автор, изложены простым языком, доступным для школьника, не увлечённого вопросом, и вполне могут стать первой ступенькой для возникновения интереса к самостоятельному анализу. Более того, с их помощью можно наглядно продемонстрировать, что каждый текст, картина, мелодия заключают внутри себя гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Кто знает, может в школе не найдётся человека, который это сделает, а моя речь на подобную тему окажется недостаточно убедительной?

Традиционно в завершение полезные ссылки:
Мой отзыв на другую книгу серии, "Буравчик строит дом": http://eugeniashaffert.livejournal.com/627985.html
Почитать фрагмент книги М. Казиника "Буравчик в стране Света": http://issuu.com/boslen/docs/buravchik_kazinik_1-15/1?e=7686586/10047530
Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/462143/

Posts from This Journal by “детские книги” Tag

  • Этот Эгмонт

    Интересно, остался ли сейчас в ЖЖ кто-то из тех, с кем вместе мы обсуждали серии издательства "Эгмонт", например, "Пёстрый…

  • Лучшие иллюстрированные книги сентября

    Как обычно, десять книжек прошлого месяца на "Картинках и разговорах" >>>

  • Читала в сентябре

    Мой сентябрьский читательский дневник. Читала кое-как и урывками, потому что нужно было дочитывать рукописи "Книгуру", готовиться к…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
oli_zab
May. 29th, 2015 10:23 pm (UTC)
Уже спорно, "одного из величайших мыслителей всех времён художника" про Николая Рериха.
Со всеми недостатками согласна, но мне читать было интересно и книгу оставляю у себя на полочке.
eugeniashaffert
May. 30th, 2015 10:19 am (UTC)
Да, вот с мыслителями у него тут явно слишком субъективно. Особенно на фоне того, что нынче культурология и культурная антропология - вполне себе развитые науки, даже в России, куда они пришли существенно позже, чем стоило бы. Это всё можно было бы рассказать гораздо интереснее и ближе к истине.
Но я согласна, что читателю средних школьных лет это будет интересно, интересно будет и взрослому, у которого не было опыта анализа художественного произведения. На самом деле многие мои знакомые взрослые думают, будто рецензия на книгу - это пересказать содержание, рассказать, какая там бумага, и поделиться собственными эмоциями от прочтения. Думаю, что книга хорошо покажет на примере, что это совсем не так.
l_mouse
May. 30th, 2015 11:57 am (UTC)
Женя, а другие "культурологические" книги, рассчитанные для детей, вам встречались?
eugeniashaffert
May. 30th, 2015 12:29 pm (UTC)
Вот чтобы именно в таком ключе - начать с определения понятия и продемонстрировать на конкретных примерах - такого мне не встречалось. Разве что том детской энциклопедии из советского 12-томника, который, как по мне, читать невозможно.
Но примерно на ту же полку можно было бы поставить, например, "Мир Софии" Юстена Гордейра, хотя и там куча минусов! Это вроде как история философии для детей.
Или вот Оскар Бренифье, его книга "Что такое красота и искусство?" Тоже попытка и тоже спорно.
positive_lit
Jun. 1st, 2015 11:34 am (UTC)
Думаю, что когда приводятся цитаты четырёх людей из сотен и тысяч, высказывавшихся по существу гуманитарного вопроса, это в любом случае будет как бы спорно. С математикой проще, сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы, и всё тут.

Буквально вчера мне довелось говорить некую речь на гуманитарную тему, так вот два человека сказали потом (порознь) по поводу одной и той же фразы: один - что я отклонилась от истины влево, другой - что вправо, и что особенно парадоксально, для доказательства своей точки зрения они сослались на один и тот же факт, который по-разному интерпретировали.

Специальный нож для рыбы, кстати, на мой взгляд, это не культура, это цивилизация, а использование его - не нравственность, а формальный обряд. А вот музыка Моцарта - это проявление гармонии, да, но не единственное. Ну это так :) неравнодушна к существу вопроса :) я из тех, для кого культура с нравственностью таки связана, хоть и не знаком равенства.

А в Лабиринт посмотрела - для меня цена книги нереально дорогая :( грубо говоря, 5 рублей каждая страница :))) ладно, ещё полдня подумаю...
( 5 comments — Leave a comment )