?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня ночью (хорошо, что я - сова) слушала вебинар Л. Петрановской на тему "Дети и деньги". На самом деле, я была уверена, что вряд ли узнаю там что-то новое и вообще я скептически отношусь к идее обучения родительской мудрости. Но вебинар мне очень понравился! Во-первых, приятно было получить подтверждение каким-то своим мыслям, услышать толковое их обоснование. Во-вторых, всё разложили по полочкам, в рассуждениях Петрановской была хорошая внутренняя логика, структура, она всё рассказывала по порядку, так что после встречи осталось ощущение "наведения генеральной уборки в голове" по данному конкретному вопросу. В-третьих, как я ни была уверена, что обо всём читала или хотя бы слышала, оказалось, что не обо всём, и это тоже здорово, потому что больше всего я люблю узнавать что-то новое, что достраивает мою собственную картину мира (ну или убедительно её корректирует).

Я делала подробный конспект вебинара, но не уверена, что было бы этично выкладывать его полностью: это всё же было платное мероприятие, доступное для тех, кто купил билет. Но кое-что всё-таки считаю возможным озвучить, просто чтобы обсудить, если это вдруг кому-то ещё, кроме меня, интересно, и потому что вскоре будет ещё несколько интересных вебинаров той же Петрановской, может кто-то почитает и тоже решит, что было бы хорошо послушать.

Речь на вебинаре шла о таких вещах, как:
- деньги в семье: как они влияют на взаимоотношения, как избежать формирования дефицитарной картины мира
- карманные деньги для ребёнка: нужно ли их давать, когда давать, что с ними делать, можно ли лишать ребенка карманных денег
- ребёнок и заработки: что делать, если ребёнок хочет заработать, стоит ли платить ему за выполнение домашней работы
- детское воровство: в каких случаях дети воруют, как разговаривать с ребёнком, если поймали его на воровстве.

Я полностью согласна с Петрановской в том, что главный вопрос тут - это самим родителям разобраться в своих отношениях с деньгами. Что для нас деньги, являются ли они ценностью, накопители мы или растратчики, используем ли деньги для власти и манипуляций другими людьми, справедливо ли распределяются деньги и другие эквивалентные ресурсы внутри семьи? Если у родителей есть какие-то проблемы в отношениях с деньгами, значит им будет трудно помогать ребёнку учиться с ними обращаться.

Есть несколько составляющих вопроса "дети и деньги", которые предстоит решать родителям. Особенно важны вот какие:

1) дать ребёнку основы финансовой грамотности: научить его делать покупки, тратить и экономить, объяснить основы домашней бухгалтерии (мы платим за свет и воду вот столько, мы вот таким образом планируем семейный бюджет, мы платим ипотеку с таким-то процентом ипотечного кредита, мы столько-то отдаём на благотворительность).
Для решения этой цели как раз и нужны карманные деньги. Они выдаются без каких-либо условий (раз ты поссорился с сестрой, то на этой неделе не получаешь карманных денег, - это неверная стратегия), поскольку это аналог тренажера или учебника, ребёнок к моменту начала самостоятельной жизни должен научиться ими пользоваться и знать, сколько стоят хлеб и молоко, уметь планировать свои расходы, знать, что такое депозит, вклад, кредит, проценты и так далее.

2) научить его жить в мире, где есть сильное социальное неравенство. Даже если вы очень хорошо зарабатываете, всегда будет кто-то, у кого квартира больше вашей, телефон дороже вашего, свой собственный остров и так далее. Много задавали вопросов: "Как быть, если ребенок просит что-то такое, чего мы не можем купить?", "Что делать, если ребёнок комплексует, мол, у всех это есть, а у него нет?" Петрановская советует честно обсуждать с ним эти вещи, сочувствовать ему и понятно объяснять, что вы можете и не можете себе позволить. В любом случае, дефицитарная картина мира формируется не из-за того, что у ребёнка нет самого модного айфона, а по другой причине: когда ребенок сомневается в том, хватит ли у родителей ресурсов на него, не обязательно даже финансовых, родители ссорятся из-за денег, и деньги в семье становятся эквивалентом власти. Важно также не оправдываться, если вы решили, что у ребенка не будет каких-то вещей, которые ему сильно хочется иметь: родители сами должны решать, на что обменивать свои ресурсы.
Важно, чтобы дети росли в ощущении, что этого ресурса достаточно, что денег в семье хватает, по крайней мере в младшем возрасте. Если постоянно звучит тема, что денег не хватает (и не всегда это связано с крайней бедностью, может быть тратятся они неразумно, допустим, покупается слишком дорогая машина), какой-то ребенок может застрять в вечном желании денег и представлении о них, как о том, чего не бывает достаточно (посвящает жизнь их накоплению). Это получается компенсаторная реакция. С другой стороны, ребенок в таком случае может уйти в аскезу - мне они не нужны, я обойдусь без них, я выше этого. Так бывает, когда родители используют деньги-язык заботы как язык власти. ("Я тебя содержу, а ты за это должен...").

По поводу оплаты домашнего труда (ребенок моет пол - мама платит ему за это деньги) было вот что сказано. Это может быть адекватным в том случае, когда эти работы в семье всегда выполняются за деньги, допустим, окна всегда моет домашняя работница. В этом случае ребенок может предложить, мол, давай я все помою и ты вместо чужой тетеньки мне эти 500 рублей отдашь, и это нормальные взаимоотношения. Это не вполне адекватно, когда мама это обычно делает бесплатно, а другие члены семьи (в данном случае - дети) почему-то получают за это деньги. Ну и совершенно неадекватная ситуация - это когда ребенок получает деньги за учебу и хорошие оценки. В любом случае, решать самим родителям, просто нужно понимать, какие риски за этим следуют, с большой вероятностью, ребенок больше никогда не станет делать бесплатно то, за что ему уже однажды заплатили.

Самым важным на вебинаре мне показался вот какой вывод: ребенок портится не из-за отсутствия или избыточного количества денег, ребенок не портится из-за покупки лишней игрушки или лишних 100 рублей в кошельке. Он портится из-за лицемерия, попытки использовать деньги как инструмент власти или манипуляции, из-за несправедливого распределения ресурсов в семье, из-за того, что его вдруг начинают стыдить в связи с какими-то тратами.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
tusjarija
Jul. 7th, 2015 08:55 am (UTC)
очень коррелирует с моим представлением, и прямо противоположно колиному (( по этому поводу у нас дебаты, переходящие в конфронтацию, уже несколько недель
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 11:35 am (UTC)
Психолог бы посоветовал ему работать с собственными травмами и как-то рефлексировать.
Я бы, как лейтенант Дэн, - лечь и заткнуться.
(no subject) - tusjarija - Jul. 7th, 2015 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Jul. 7th, 2015 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - tusjarija - Jul. 7th, 2015 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Jul. 7th, 2015 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tusjarija - Jul. 7th, 2015 12:05 pm (UTC) - Expand
myworld
Jul. 7th, 2015 09:50 am (UTC)
очень четко все разложено по полочкам
asakura_sama
Jul. 7th, 2015 10:19 am (UTC)
Мне интересно что говрили про воровство.
Когда- то психиатр объяснял мне, что воровство- это об обладании. О снижериинапряженности и чувства дефицита. Украл- и на какое- то время стало хорошо.
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 11:21 am (UTC)
Есть как минимум 15 разных причин, почему ребенок может воровать. Вообще об этом целая глава в книге Петрановской "Если с ребенком трудно..." Главная мысль в том, что воровство - это чаще всего вообще не про деньги, не из-за того, что надо что-то купить, в чём отказывают родители.
sportloto
Jul. 7th, 2015 10:19 am (UTC)
Я очень жалею, что по состоянию здоровья не смогла прослушать, хотя записывалась. Мысли очень верные. Я сама думаю именно так.
А уж идея оплачивать домашний труд или оценки мне всегда казалась дикой.
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 11:21 am (UTC)
Там можно оплатить и посмотреть видеозапись. По крайней мере обещали такую возможность.

Edited at 2015-07-07 11:24 am (UTC)
(no subject) - sportloto - Jul. 7th, 2015 11:25 am (UTC) - Expand
masha_gritsenko
Jul. 7th, 2015 10:27 am (UTC)

Карманные деньги как зарплата, но ведь бывают и премии :-) за хорошо выполненную работу

eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 11:23 am (UTC)
Не как зарплата, а как тренажер.
Бывают, да. Правда Петрановская советовала делать акценты не на хорошо выполненной работе, а на "я забочусь о тебе, я тебя люблю, мне приятно это сделать для тебя".
(no subject) - masha_gritsenko - Jul. 7th, 2015 02:20 pm (UTC) - Expand
mia_mio
Jul. 7th, 2015 10:33 am (UTC)
А где можно послушать этот вебинар? Или он платный?
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 11:22 am (UTC)
Платный, да. Вебинар был тут, может позже выложат запись, или организуют платный доступ к записи: https://www.facebook.com/events/1009057055785900/
airdale_terrier
Jul. 7th, 2015 01:45 pm (UTC)
Женя, большое спасибо за пост! Мое уважение к Петрановской достигло уже каких-то заоблачных высот ))

про безусловность выдачи карманных денег задумалась...

а вебинар (никогда еще не участвовала) - это вроде лекция по скайпу? можно ли вопросы задавать во время него?
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 01:48 pm (UTC)
Да, можно вопросы задавать. Там есть чат, ведущий читает вопросы и отвечает на них.
Безусловность не 100%-ная. Например, можно лишить карманных денег, если ребенок нарушил запрет на покупку чего-либо. Допустим, вы договорились, что в семье никто не покупает сигареты ни на какие деньги, а ребенок получил карманные деньги и купил эти самые сигареты. Ну или там чипсы. В этом случае можно думать о такой дисциплинарной мере, как временное лишение карманных денег.
(no subject) - airdale_terrier - Jul. 7th, 2015 02:01 pm (UTC) - Expand
nmalinovsky
Jul. 7th, 2015 05:57 pm (UTC)
Спасибо тебе! Я очень хотела посетить этот вебинар, одна из самых актуальных тем для нас сейчас, но не сложилось, к моему огромному сожалению. Буду ждать, может, сделают возможной покупку записи пост-фактум.
Вот вопрос карманных денег- как их вообще давать, как это чисто физически выглядит? Мне никто никогда денег просто так не давал, поэтому даже не представляю. Даже денежные подарки в нашей семье никогда не были приняты, то есть такая ситуация, где у ребенка все равно есть как бы его собственные деньги, которыми он может распоряжаться. То есть вот в моей картине мира деньги именно должны быть заработанны, но и за домашний труд платить дочери считаю неправильным- я-то это делаю бесплатно... В общем, запуталась я :)
eugeniashaffert
Jul. 7th, 2015 06:25 pm (UTC)
Я оторопела от твоей фразы "мне никто никогда денег просто так не давал". Ты несколько лет как домохозяйка, тебе муж их под расписку дает или , не знаю, в соответствии с прайсом каким-то? Или ты вообще никогда никаких денег не имеешь?
(no subject) - nmalinovsky - Jul. 9th, 2015 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Jul. 9th, 2015 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nmalinovsky - Jul. 9th, 2015 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Jul. 9th, 2015 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nmalinovsky - Jul. 11th, 2015 02:57 pm (UTC) - Expand
cprivetom
Jul. 7th, 2015 09:17 pm (UTC)
Спасибо за пост! Очень актуально сейчас, я вот не могу понять, почему за учебу не платить? Вот с такой точки зрения: у меня работа и есть нелюбимые дела на ней и я их делаю но понимаю, что мне за нее заплатят иначе бы не было стимула работать, у ребенка есть нелюбимые предметы и как мотивацию я бы платила за экзамен раз в год, если он сдан на хорошую оценку, хотелось бы послушать аудио запись семинара
eugeniashaffert
Jul. 8th, 2015 03:07 am (UTC)
Потому что получение образовательных услуг - это не работа. Работаете Вы для кого-то, получаете за это деньги, а ребенок учится для себя, для того чтобы обеспечить себе хорошее качество жизни в будущем. В жизни взрослого человека и ребенка есть неприятные вещи, за которые никто не платит, это неизбежно.
(no subject) - cprivetom - Jul. 8th, 2015 06:17 am (UTC) - Expand
yuliaam
Jul. 8th, 2015 10:13 am (UTC)
Вывод очень хороший. И мне ужасно больно, что есть в нашей семье со стороны некоторых её членов как раз манипуляция деньгами. Саша плохо себя ведёт, значит он не получит что-то и т.д. И постоянная песня про то, что денег мало, не на что жить, которую постоянно поёт моя мама, создаёт очень нервозную обстановку. Не знаю, как доказать и изменить ситуацию... Расстраиваюсь я из-за этой ситуации жутко.
sova_savushka
Jul. 8th, 2015 02:02 pm (UTC)
Жаль, что я об этом вебинаре не знала, послушала бы с удовольствием.
eugeniashaffert
Jul. 8th, 2015 05:07 pm (UTC)
Можно аудиозапись прослушать: http://event.bmshkola.ru/petranovskaya
Но это тоже платно.
(no subject) - sova_savushka - Jul. 8th, 2015 07:19 pm (UTC) - Expand
solovey_m
Jul. 21st, 2015 10:23 pm (UTC)
Спасибо за ссылку на вебинар. Тема очень актуальна для нашей семьи. Я даже не задумывалась, что могут быть какие-то последствия от постоянного ответа "нет денег" на просьбы сына "купи это". И из вашего поста открыла для себя к чему привело постоянное бабушкино "мы ж ходили в одной телогрейке" и "сапогам 40 лет", и "денег не было" :)..Да, срочно менять отношение к деньгам, вещам, к "бесполезным" (как мне казалось) тратам сына.
kristinkin
Aug. 22nd, 2015 09:13 pm (UTC)
Спасибо большое, только сейчас дошла почитать. Интересно, есть над чем подумать (хорошо, что есть время подумать - дети еще маленькие)

Пользуясь случаем хочу поблагодарить Вас за совет по чтению - Несс (дослушала Постуть Хаоса) мне очень понравился! Спасибо ))
( 37 comments — Leave a comment )