?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Между тем, литературный кружок в школе кое-как (из-за проблем с плавающим расписанием) продолжает своё существование. На кружке мы вовсе не учим детей создавать литературные произведения, мы читаем, слушаем и обсуждаем прочитанное. Наверное, лучше всего наша деятельность укладывается в известную библиотечную методику, которая называется "Громкие чтения" (вот здесь можно почитать о методике и принципах организации громких чтений: http://mei--blog.blogspot.ru/2011/04/blog-post_05.html, там же есть ссылки на статьи "Библиотеки в школе" по этой теме). Интересно, что именно этот простой и очевидный способ - собрать группу заинтересованных детей, читать им вслух и как-то обсуждать или другими способами рефлексирвоать прочитанное - является одним из самых эффективных способов приобщения детей к книге. Мы это увидели уже по опыту прошлого года, для меня, например, было совершенно удивительным, что дети помнят те произведения, которые мы читали им на занятиях полгода назад!

В этом году у нас на кружке произошли некоторые серьёзные реформы. Например, мы переехали: соседний молодёжный центр "Калейдоскоп" дал нам помещение для проведения кружка (правда именно в этой комнате мне немного не хватает проектора). Ещё мы несколько раз обращали внимание родителей на то, что конечно рады видеть всех наших детей, но настоятельно рекомендуем спросить у них, действительно ли они хотят посещать эти занятия? В результате к нам ходят только те, кому по-настоящему нравится слушать чтение. Так проведение кружка из напряженной работы превращается в настоящее удовольствие, потому что мы вдруг оказались в какой-то "своей компании".

В этом году мы практически не действуем по наитию: программа "чтений" составлена на три месяца вперёд, хотя и жизнь и вносит свои коррективы, например, следующее занятие у нас будет совершенно не по плану! Зато предыдущее было запланировано - мы читали рассказ Е. Верейской "Карай" из сборника "Белая шубка". Это история пса, которого специально воспитывали злым, били и старались причинить как можно больше неприятностей, чтобы собака выросла злобная и ненавидела весь мир. Так и вышло - Карай кусал любого, кто входил во двор. Главная героиня рассказа, женщина с двумя детьми, сняла у хозяйки Карая дачу на лето и постепенно приручила пса. Так злая собака превратилась в доброго друга и защитника.



Я не очень хорошо разбираюсь в таких историях, хотя у меня самой была собака (прожила с нами 14 лет и умерла от старости), и не знаю, действительно ли собаку с такой серьезной душевной травмой можно перевоспитать? Но мне понравилась идея эволюции от ненависти к миру к его принятию, поэтому я предложила Юле, с которой мы вместе работаем с детьми, этот рассказ. Перед тем, как читать, мы задали детям вопрос, можно ли злого превратить в доброго? Они не вывели никаких рецептов или рекомендаций, но были совершенно уверены, что можно. Дети - они и есть дети, всегда верят в то, что мир обязательно станет лучше!

Вот они, наши слушатели, совсем не то, что 30 человек в прошлом году, да? Ещё к нам иногда ходят мамы, тоже слушают чтение.
А я уже очень сроднилась с этими девочками-мальчиками. Хоть кто скажет, что я не очень-то люблю детей, да и взрослых тоже, а вот за этими наблюдать и общаться с ними - это счастье какое-то иногда. Живые, непосредственные, каждый с ворохом своих проблем и пристрастий, с огромным Своим Мнением, а мой балбес ещё и с телефоном своим сидит, меня снимает.



После чтений мы решили устроить обсуждение по принципам ТРИЗ и поговорить о том, что нужно делать в городе с бродячими собаками. Как им помогать? Нужно ли им помогать? Возможно ли вообще решить эту проблему? Дети говорили в общем-то ожидаемые вещи: подкармливать (пришлось объяснять, почему не стоит этого делать), пристраивать в приюты, объяснять детям и взрослым, что брать щенка домой - это большая ответственность, и так далее. Было высказано и вовсе необычное предложение, как избавиться от бродячих животных: корейцы же ведь едят собак, может нам позвать корейцев, чтобы те их съели? Ну, мы посмеялись, а девочки распереживались из-за собак и пошли выяснять отношения с предложившим. Ещё дети очень эмоционально отреагировали на информацию о догхантерах, которые травят собак, некоторых эта суровая правда жизни ужасно расстроила.



Юля очень здорово рулила их беседой, в итоге подвела к размышлениям над вопросом, почему нельзя избавляться от бродячих собак совсем, как это может повредить экологической обстановке города и каким образом регулировать численность бродячих животных. Вроде всё самое важное обсудили!

Сейчас посмотрела и подумала: что это они у нас на стульях сидят? Может их на пол переместить, на одеяла?
А приходите к нам тоже хорошие книжки слушать! На следующей неделе мы будем Анастасию Строкину читать!

Recent Posts from This Journal

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
masha_gritsenko
Oct. 27th, 2015 09:05 pm (UTC)

Какая прелесть!
Вы читаете что-то маленькое, что б за один раз прочитать?
Не надо на пол - уже не лето, пусть, если можно, за столами илизща одним столом, что б можно было что-то рисовать, когда слушаешь.
У меня дочь в изостудию одно время ходила, у них было раз в месяц занятие 'читаем и рисуем' - самое любимое!

astra_nat
Oct. 27th, 2015 10:41 pm (UTC)
Мне очень нравится то, что Вы делаете. Даже завидую детям.
На пол посадить было бы хорошо, если бы на полу был ковер или какое-то другое покрытие. Может быть, попросить родителей, чтобы приносили туристические коврики? На стульях детям сидеть явно неудобно, по фото видно
slonulita
Oct. 28th, 2015 03:08 am (UTC)
Женя, это очень заманчивое предложение! (Правда, я всегда стесняюсь и боюсь не соответствовать интересам коллектива со своим беспокойным хозяйством.) Было бы хорошо, если бы вы сформулировали требования к слушателям (возраст и т.п.) и огласили расписание занятий кружка (если оно известно заранее), т.к. в какие-то дни и часы мы заняты своими внеурочными деятельностями.
eugeniashaffert
Oct. 28th, 2015 10:15 am (UTC)
Тексты мы выбираем для 9-10-летних, занятия проходят в "Калейдоскопе" по субботам, начало примерно в 14.40 (в 14.30 у детей уроки заканчиваются, мы их забираем из школы). Правда дети иногда шумят после уроков, от усталости просто, Лиле может и не понравиться, хотя там ничего такого, чтобы сверх меры.
В следующий раз будет читать фрагменты из сказки А. Строкиной "Кит плывет на север".
slonulita
Oct. 28th, 2015 12:20 pm (UTC)
Очень жаль, что в субботу. У нас музыкальная школа и бассейн. Ещё одно мероприятие уже не впишется, к сожалению :(
Лилю бы я и не взяла. Она слишком беспокойный слушатель. Даже дома на диване она меня утомляет :)
Хотя нельзя предугадать, как она себя поведёт. На симфоническом концерте, например, она дирижировала два отделения. А когда концерт закончился, всплакнула, что уже пора домой :)
eugeniashaffert
Oct. 28th, 2015 12:22 pm (UTC)
У нас в следующем семестре еще группа первоклашек будет, пока расписание не знаем, но сообщим, это точно будет не суббота.
slonulita
Oct. 28th, 2015 12:47 pm (UTC)
Ух ты, здорово! Надеюсь, это будет понедельник или пятница ;) Правда, у нас после каникул изменится расписание, так что будущее опять в тумане :( Зачем вот интересно? Уроки все те же самые, учителя тоже. Только-только привыкли и опять свистопляска начнётся...
sportloto
Oct. 28th, 2015 08:18 am (UTC)
Как жаль, что вас нет на ю-тьюбе, я бы послушала беседу,сама не знаю ответы на все эти вопросы про животных.
eugeniashaffert
Oct. 28th, 2015 10:12 am (UTC)
А у вас с Танюсиком нет книжки А. Гина "150 творческих задач о том, что нас окружает" http://www.labirint.ru/books/228479/ ? Я знаю, что ты сейчас совершенно не склонна еще какие-то книжки покупать, но эта не будет просто так лежать, это то, что можно читать каждый день и обсуждать всей семьей. Там как раз преимущественно биология и экология, мы с Кириллом её любим читать, а Юля, моя "коллега", она же биолог по образованию, так вот она тоже одобрила.
sportloto
Oct. 28th, 2015 10:34 am (UTC)
Женя, спасибо ) Всё равно 300 кг везти, погоды не сделает. Сейчас куплю. Очень важная книга.
ilamtel
Oct. 29th, 2015 10:19 pm (UTC)
у меня тоже первая мысль была, что не очень уютно слушать на стульях, им бы на пол :)
( 11 comments — Leave a comment )