?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За последние пару недель встретила в соц. сетях десятки ссылок на десяток статей о школе, полезной показалась одна из них: интервью с психологом, который работает с нкспевающими в школе детьми.
Копирую себе кусок про чтение, а материал полностью можно почитать по ссылке: https://www.miloserdie.ru/article/rebenok-ploho-uchitsya-chto-delat-nuzhno-radovatsya/

«Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»

– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.

И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?

– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит. Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.

А может быть, дети не хотят учиться читать по другой причине? Они перестали воспринимать книги и чтение, живя в визуальном мире, среди компьютерных игр? Может быть, их уже нельзя увлечь чтением?

– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.

Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?

– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…

Иногда мне хочется плакать…

— Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!

Иногда мне хочется слушать музыку.

– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.

Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.

Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…

– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.

Posts from This Journal by “занятия с ребёнком” Tag

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
banga_73
Oct. 29th, 2015 06:36 am (UTC)
Да, я тоже в ФБ это расшаривала. Мне понравилось.
kalamutka
Oct. 29th, 2015 07:03 am (UTC)
Привели мне девочку, мама уверена в ЗПР. Ребёнок выучил алфавит и цифры, но не соотносит проговариваемыпроговариваемые звуки с конкретными буквами и цифрами. Механическая помощь родителей в дз называется.
silver_walker
Oct. 29th, 2015 07:09 am (UTC)
Очень хорошая статья. Спасибо! Буду применять на практике.
ietotojeja
Oct. 29th, 2015 07:42 am (UTC)
Женя, спасибо большое!
Очень созвучно и, главное, - внятно названо.
Я, когда прочитала про вспышки образов за словами, вспомнила, как моя девочка, слушая книгу, приходит и заглядывает через плечо в поисках картинки - как правило, в тех местах, где идет описание чего-либо. И каждый раз уходит в задумчивости: картинки-то и нет!
А еще я подумала, что люблю книги за сам текст - вероятно, именно потому, что он развивает воображение. Бывает, картинки даже мешают...
Спасибо!
samavara
Oct. 29th, 2015 10:24 am (UTC)
Спасибо, интересно!
dobraya_feya
Oct. 29th, 2015 10:52 am (UTC)
Отличный аргумент в пользу чтения вслух родителями. Интересно, практикуют ли сейчас в детских садах. Я помню, что нам читали вслух Волкова - и это было невероятно сильное впечатление, подтолкнувшее меня в сторону самостоятельного чтения.
Вообще интересная статья, спасибо.
slonulita
Oct. 29th, 2015 02:51 pm (UTC)
Интересно, спасибо.
Любопытно, что мне сегодня ребёнок с музыкой подобное выдал: наигрывали простецкую однострочечную песенку про утят, смотрю, что он стоять на месте не может, колбасится весь, думала устал, а он и говорит "я прямо чувствую, как эта вода в музыке плещется!"
kladovayasolnca
Oct. 29th, 2015 03:43 pm (UTC)
вот я тоже подумала-как полезно вслух детям читать! но сама, с детства помню, картинки уважала. и "всемирная литература для детей" всем была прекрасна. кроме этих вклеек, не совпадающих с "читаемыми" страницами. спасибо за статью, буду теперь гораздо меньше париться по теме "нечитающего" ребенка и упираться не в логопедию, а в "вообразительные" моменты.
asakura_sama
Oct. 29th, 2015 07:43 pm (UTC)
Очень полезная статья, спасибо!
Мне еще в прошлом году детка сказала: когда ты читаешь, я вижу " кино", когда я читаю сама, я вижу только слова.

Причем, со всякими заданиями на " чтение с пониманием"- ответы на вопросы к тексту она лает легко и правильно. Дырки в другом месте...в визуализации!
"Дырчатое чтение"- интересный прием.
Я останавливаюсь поболтать- обсудить, а тут другое...пойдем- ка мы почитаем. И без картинок.
viku_t
Oct. 30th, 2015 12:09 am (UTC)
как все точно подмечено!
К чтению без картинок я сама интуитивно пришла, ребенку было 1.5 года первому. Подумала, что так хорошо развивать воображение.
Очень хорошо слушает, если интересно, запоминает. Но читать сам еще не проникся. А хотелось бы, чтобы русский язык поддерживал...
yutka_k
Nov. 1st, 2015 09:22 am (UTC)
Как правильно это описано!
В детстве предпочитала книжки без картинок - именно потому, что "я хочу представить сама, а если это нарисовали, то я уже не смогу увидеть своё": я буду видеть героя именно таким, каким его вообразил художник. По этой же причине обязательно сначала читала книги, а потом уже смотрела по ним фильмы: персонажи, которых я воображала сама, больше импонировали.
( 11 comments — Leave a comment )