?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Архив Мурзилки. Том 3. В 2 книгах. Книга 1. Друг на все времена. 1975-1984. - М.: ТриМаг, 2015.

"Мурзилка" - это не просто печатное издание, а некий символ, может быть поэтому у нас всех есть иллюзия, будто советский "Мурзилка" представлял из себя неповторимый шедевр, от первой до последней страницы любого номера? Этот выпуск альманаха даст немало материала для того, чтобы опровергнуть эту иллюзию. Оказывается, шедевры в журнале соседствовали с вполне средними, проходными текстами, написанными практически забытыми сегодня авторами (и несмотря на это, перед нами, наверное, всё равно один из лучших детских журналов всех времен и народов). Впрочем, большинству покупателей "Архива Мурзилки" не нужно ничего опровергать, ведь сборники покупаются, чтобы освежить собственные детские воспоминания и порадоваться им, а также попытаться приобщить современных детей к "прекрасному прошлому", а точнее - к своему тогдашнему детству.

Вообще говоря, делать какие-либо далеко идущие выводы относительно содержания журнала за 10 лет на основании одного этого сборника было бы неверно. Перед нами ведь не подборка, в которой собраны номера журнала от начала до конца, а некий альманах, дайджест, составленный отчасти по вкусу редакторов, отчасти - в соответствии с тем, что и как разрешили печатать наследники авторов "Мурзилики" (а наследники, как мы видим, разрешили далеко не все, например, нет там ни Маршака, ни Михалкова, ни многого другого). Нередко в альманахе опубликована иллюстрация, а текст отсутствует. Мы можем лишь попытаться ухватить атмосферу журнала, уловить какие-то тенденции и, отчасти, дух времени.

Что же уловилось? Сейчас для младших школьников пишут в основном сказки, вообще невероятный перекос в сторону сказок, а в "Мурзилке" виден очень хороший баланс между выдуманными мирами и реальным миром, сказки соседствуют с рассказами и повестями об обычной детской жизни, более того, реальный мир подётся с хорошим таким уклоном в доументалистику - обилие путевых заметок, хороших художественных рассказов о том, что происходит в разных городах России. Почти все прозаические художественные тексты журнала укладываются в ограниченный ряд тем, и в основном темы эти развиваются похожим образом.

Например, было немало публикаций о жизни леса, небольшие рассказы, продолжающие традицию "охотничьих" баек позапрошлого века и следующих за ними Пришвина, Бианки и прочих похожих. Это такое неспешное повествование, в котором не так много эстетства и "интересненьких фактов" (на что делается упор в современных книжках про лес), зато есть понимание, как живет и бытует тот или иной зверь, и желание неспешно и подробно об этом рассказать. Автор тут не просто эстет-натуралист, он вообще-то если что знает, как что в лесу добыть, приготовить и съесть (я сейчас даже не о конкретном авторе, а в общем о подходе).

Или рассказы о деревенской жизни, конечно же с участием детей. Они тоже довольно стереотипные, дети там хотят быть полезными, умеют обращаться с животными, выполнять взрослую работу, предельно серьёзны. Вот, например, один из рассказов: девочка с бабушкой сидят дома, начальник колхоза попросил бабушку поработать денёк поваром, приготовить обед колхозникам, занятым на покосе. Девочка естественно страшно рада перспективе работать целый день на жаре и вообще быть полезной обществу, в ходе работы у неё случается неприятность (уронила ведро в колодец), но в конечном итоге находится выход, а девочку все хвалят за ответственность.

Третий распространённый тип историй - это конечно же рассказы о школе. Чаще всего короткие и поучительные. Например, первоклассница получила первую в жизни двойку, переживает из-за свалившейся на неё нешуточной ответственности (она "Ученица", "Школьница"), с трудом несёт эту новую социальную ношу и мечтает вернуться в садик. От отчаяния идёт в свой садик, там ей воспитательница рассказывает, какая она теперь взрослая ("Старшая", "Ученица", "Школьница"), девочка снова переживает, что уже выросла из садика, но в конечном итоге осознаёт, что, да, новая трудная жизнь настала и надо быть всё-таки взрослой, после чего отправляется домой, чтобы "садиться за стол и писать буквы аккуратно, чисто и красиво". Кстати, довольно много печатали Голявкина, он тоже в основном писал о школе, школьниках и прочих "ровесниках", но часто очень смешно, так что именно его тексты выделяются в лучшую сторону.

Четвёртый тип текстов - и это мои любимые страницы - это условно "краеведческие", этакие документальные рассказы о жизни разных народов России, о местах и регионах, своего рода "путевые записки", занимательные и информативные, и при этом нередко с каким-то сюжетом, историей. Есть там, например, проза П. Багина о его путешествии за Полярный круг (потом вышла отдельной книгой), зарисовки В. Чапли "По горному Алтаю" и "Про Баргузинский заповедник", "Летим во Владивосток" В. Коржикова. Есть даже рассказы о других странах, но конечно не культурная и детская жизнь стран Европы или там Америки, а, допустим, рассказ о путешествии по заповедникам Африки С. Сахарнова, да и вообще этого мало.

Историй о семье именно в этом альманахе почти что и нет, да и связаны они в основном с темой помощи родителям, домашних обязанностей, смешными бытовыми ситуациями - никакой тебе мемуаристики, рассказов о детстве интересных людей, семейных традиций. Видимо, всего это почти не было и в журнале, или просто такой выбор пришлось сделать составителям? Как будто детская жизнь того времени - она где-то на улице, в школе, с ровесниками, а не рядом с папой и мамой.

Ну и конечно в сборнике много хорошей детской поэзии, тогда ещё не все детские поэты ушли в область игры со словами, как сейчас, а многие продолжали сочинять сказки в стихах или просто поэтические строки о детях и их обычных проблемах.

Интересно, что именно в этот период в журнале регулярно печатаются истории с продолжением, когда из номера в номер публикуется несколько глав. Из многочисленных произведений, опубликованных таким образом (а это сказки О. Пройслера, "Чубо" и "Гугуцэ" С. Вангели, сказки И. Токмаковой, выдумки про Ябеду-Корябеды А. Семёнова, "Меховой интернат" Э. Успенского и многое другое), в альманах поместили только два: "Плавание на Одуванчике" Ю. Коваля (будущая "Самая лёгкая лодка в мире") и "Как Саушкин ходил за спичками" Б. Ряховского. Последняя кстати только с первого взгляда кажется обычной, каких сейчас много, с "оттенком Алисы в стране чудес" (там хронический неудачник отправляется в магазин за спичками, нечаянно объезжает весь мир, встречается с множеством сказочных чудаков и неприятностей, одна фантастическая ситуация ведет к другой, ещё более фантастической, но сюжет закольцован - Саушкин вернулся домой со спичками, спустя бог знает сколько лет), на самом деле автор очень здорово иронизирует, у него замечательный стиль. Мне так кажется, что именно истории с продолжением, большинство из которых сейчас считаются самой лучшей и достойной "классикой советской детской литературы", - это и было лучшее в "Мурзилке".

Что же, за исключением "Плавания на Одуванчике" и "Саушкина" порадовало моё читательское "я" в этом альманахе? Там было много-много текстов Ю. Коваля! Будь моя воля, нынешние дети всю начальную школу читали бы одного сплошного Коваля, а вовсе не стихотворения поэтов XIX в. про нивы и рощи. Ещё огромное удовольствие я получила от историй Радия Погодина про жеребенка Мишу и остальных его друзей (тоже ведь потом выходили отдельной книжкой).

Фотографировать книжку я не буду, картинок этого сборника и всех остальных "Мурзилок" ТриМага в Интернете - тьма.
Покупала в риде: http://read.ru/id/4092798/

Recent Posts from This Journal

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
lisush
Nov. 7th, 2015 03:24 pm (UTC)
Как я любила Саушкина в детстве! У меня была вот такая книга:
http://booksbunker.com/boris_ryahovskiy/121593/

Архив Мурзилки - я купила все книги - очень нравится мальчику. Все насквозь он, конечно, не читает. Но рассматривает каждую страницу, выборочно читая тексты.
eugeniashaffert
Nov. 7th, 2015 04:49 pm (UTC)
Мой мальчик к ним вполне равнодушен. Хотя вот "Трамваи" ему нравятся. Может кстати его Мурзилки объёмом пугают, они ж здоровые.
lisush
Nov. 7th, 2015 04:55 pm (UTC)
А вот Трамваи я что-то не купила...
tatka_sn
Nov. 7th, 2015 04:27 pm (UTC)
Коваль мне в детстве казался бессмысленным и чересчур заумным. Когда его печатали не то в Костре, не то в Пионере в качестве повести с продолжением, я была разочарована - после Крапивина он практически не читался(
Сейчас-то я его люблю, но мне кажется, что он сродни Брэдбери в своих рассказах вокруг детей - сугубо взрослый взгляд через уже прожитое и даже мемуаризированное какое-то детство.
eugeniashaffert
Nov. 7th, 2015 04:48 pm (UTC)
Мне в 7 лет попались "Полынные сказки", и это было невероятно сильное впечатление! Я их перечитывала не знаю сколько раз. А Крапивина наоборот вообще не читала :)
tatka_sn
Nov. 10th, 2015 09:46 am (UTC)
Нет, я начала с "самой легкой лодки в мире", и это был такой сюр, что читать что-то еще желания не возникало. А потом купила его книжку на развале, и в ней были рассказы и воспоминания о Шергине и о своем детстве в Моске, и вот этим он меня зацепил. Но уже взрослую.
( 6 comments — Leave a comment )