?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я в очередной раз слушаю вебинары (всё же самообразование - хорошая штука), на этот раз о школе. Причина простая - у меня сын учится в третьем классе, так что многое меня волнует относительно школы.

Мне в моих околошкольных заботах и волнениях, как ни странно, особенно не с кем солидаризоваться, кроме одной только подруги (и у той дети в другой школе учатся). С одной стороны, современная российская школа такова, что к ней очень сложно относиться доброжелательно и не критически, с другой, когда эту самую школу начинают критиковать, я начинаю... критически относиться к критике!

Вот недавний пример. Буквально на днях вся моя лента фейсбука, включая родителей одноклассников сына, перепостила сто раз подряд пост Димы Зицера "Изнасилование на пятерку". Общий смысл там вроде бы верный: оценки вредны, учат ребенка соответствовать не своим представлениям о лучшем, а непонятно каким представлениям учителя и Системы, а дети будут отлично учиться и без оценок, если им в школе будет интересно. Так вроде прекрасно и правильно всё сказано, а начала я читать - ну только ругаться хочется. Потому что с чего начинает автор? Проводит аналогию с питанием! Мол, заставляем ребенка есть суп, вместо того, чтобы разрешить пить компот, и тем самым мешаем ребенку учиться определять, что он хочет на самом деле. Знаете, я скажу про моего сына, там всё просто. Он всегда хочет вафли со сгущенкой! А лет до 5 он есть вообще не хотел. Ничего и никогда. "Ребенок не умрет от голода! Дайте ему спокойно жить! Его организм сам подскажет ему, что он хочет!" - говорил мне другой такой Зицер. Я как-то пару раз послушалась - к вечеру была голодная рвота желчью и другие неприятности. И чего у нас каждый Зицер мнит себя гастроэнтерологом? И откуда эта странная мысль о том, что "организм сам подскажет"? Ну да, подскажет. Только в рамках тех моделей, которые он до сих пор уже попробовал. И что, у всех детей они всегда и всюду правильные, эти модели? Соответствующие всему самому мудрому доброму и прекрасному?

Культура здорового питания формируется в семье при участии родителей. И я сейчас не о том, чтобы есть суп любой ценой, она может нормально формироваться и в рамках вполне демократичной модели детско-родительских взаимоотношений. И внутри этой модели далеко не только мудрый организм определяет, что он хочет, а ещё мама готовит здоровую еду, накрывает на стол и показывает, как пользоваться вилкой. А кто вилкой машет, потому что "организм потребовал" - тот из-за стола уходит, какая бы демократия не царила в нашей семейной цветной капусте. (В том смысле, что именно в нашей цветную капусту ем только я). Может я неверно понимаю какие-то основы мироздания, но мне кажется, что умение выбирать правильное и необходимое в каждой конкретной ситуации - оно вовсе не врожденное, даже с таким простым явлением, как еда, это то, чему нужно обучать. Это то, что воспитывается. А право ребенка всегда самому выбирать условный компот - ничуть не лучший инструмент, чем полное отсутствие такого права.

Я к чему это лирическое отступление завела? Да просто после слов автора про супы и компоты мне уже очень сложно слушать его аргументы про оценки и их целесообразность. Про супы-то я с ним уже не согласна! А все вокруг лайки ставят! Что со мной не так?
И так всегда, в любой ругательной статье про "эту ужасную школу": у меня есть представление о том, в чем конкретно она ужасна, но никто из авторов подобных статей этого не пишет. Они пишут что-то другое, с чем мне хочется поспорить. Ну вот я и пошла слушать вебинары. Вдруг получится найти кого-то, кто думает, как я, или меня вовсе переубедят?


В общем, ночью первый вебинар, завтра расскажу!

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
angelin79
Nov. 10th, 2015 08:50 pm (UTC)
у меня многое отозвалось из твоего поста, Петрановскую обожаю,
в общем, жду твоих впечатлений
У меня Настя в третьем тоже
утром принесла первое место по школьной олимпиаде по математике, а вечером - истерику от усталости.
eugeniashaffert
Nov. 10th, 2015 08:54 pm (UTC)
Мой первых мест не приносит. Последних правда тоже. Так учится, положительно, и без фанатизма.
(no subject) - angelin79 - Nov. 10th, 2015 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 10th, 2015 10:01 pm (UTC) - Expand
zurkeshe
Nov. 10th, 2015 08:52 pm (UTC)
Давно подозревал, что я не в ленте.
eugeniashaffert
Nov. 10th, 2015 08:53 pm (UTC)
Ты не видел ни одной ссылки на "Изнасилование на пятерку"? Где ты нашёл такой космос?
(no subject) - zurkeshe - Nov. 10th, 2015 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hrizolit - Nov. 10th, 2015 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ripe_berry - Nov. 11th, 2015 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - kvinta_kvanta - Nov. 11th, 2015 05:30 am (UTC) - Expand
hrizolit
Nov. 10th, 2015 09:26 pm (UTC)
Очень жду твоих впечатлений о вебинарах!
alushta
Nov. 10th, 2015 09:31 pm (UTC)
Прочитала статью, дочка -во втором классе, и я тоже недоумеваю.
Думаю, что данный автор- теоретик в образовании и немного путает "туризм и эмиграцию". Это- хорошо- придти на утренник и денек-другой повеселиться со школьниками. Но когда речь идет о ежедневной работе, необходимо как-то ее оценивать.
Это- как зарплата, практически, только- детская. А куда в нашей жизни- без зарплаты?
Интересно, конечно, какие мысли у ведущих вебинара.

eugeniashaffert
Nov. 10th, 2015 10:00 pm (UTC)
Он не теоретик, а практик, у него очень хорошая частная школа, которую хвалят.
Про аналогию оценок с зарплатой я не согласна ещё сильнее, чем про суп и компот. С моей точки зрения это никакая не зарплата и даже близко не похоже. Можно работать очень хорошо и получать маленькую зарплату в силу специфики рынка труда и наоборот. Что до оценки - это просто сигнал о том, как ты справился с конкретным, чаще всего глубоко неважным учебным заданием.
kotik_vorkotik
Nov. 10th, 2015 10:51 pm (UTC)
я тоже запостила в контактике этот пост. Но у меня та самая ситуация, когда по сравнению с самим собой вчерашним Лешка делает гигантские шаги, а по сравнению с классом - на предпоследнем месте )) Поэтому проблема оценок для нас актуальна. я считаю, что в современной школе две глобальные проблемы. Решить их - все остальное решится само. Это скученность класса. 25 человек, а иногда и 30 - это зло, от которого надо отходить всеми силами. 15 человек - и троечники исчезнут. И вторая - занятость учителей всякой фигней помимо учебы. Отчеты, журнал там, журнал сям, оценки по три раза - уберите все, оставьте только урок и учитель будет творить чудеса. При программе любой сложности.
nmalinovsky
Nov. 11th, 2015 01:15 am (UTC)
Давай, тебя будет интереснее Петрановской послушать даже :) я вообще не могу сформулировать, как я к школе отношусь, у нас странно запущенный случай, похоже :)
eugeniashaffert
Nov. 11th, 2015 05:05 am (UTC)
Видимо, дело в том, что нельзя относиться как-то к школе вообще. В каждой стране своя школа. А современная российская школа - просто давно уже не твоя проблема, чего тебе к ней относиться?
(no subject) - nmalinovsky - Nov. 12th, 2015 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 12th, 2015 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nmalinovsky - Nov. 14th, 2015 03:30 pm (UTC) - Expand
slonulita
Nov. 11th, 2015 02:42 am (UTC)
Не видела такую статью.
Меня раздражает (и дальше я уже не могу читать "практические руководства"), когда у автора есть представление об идеальном мире и он делает вид, что в этом идеальном мире живёт УЖЕ. Возможно, в частной школе, где учеников не очень много и учитель имеет возможность дифференцированно подходить к интересам учеников, и можно помочь ребёнку разобраться чего же он хочет (не поверю, что все заранее знают), а так же дать ему желаемое без ущерба для остальных предметов обязательной программы.
eugeniashaffert
Nov. 11th, 2015 05:08 am (UTC)
Может он лично и живет. В том мире, где у ребенка такой организм, который сам мудро подсказывает ему здоровую сбалансированную диету из любимых полезных продуктов. Сочетание всего этого вместе: мудрого организма, любимых полезных продуктов и других обстоятельств кажется мне мечтой почти что несбыточной :)
(no subject) - slonulita - Nov. 11th, 2015 06:09 am (UTC) - Expand
kvinta_kvanta
Nov. 11th, 2015 05:33 am (UTC)
Вот я тоже с Димой Зицером не во всем согласна (и не перепостила :)) --- аналогии и обобщения, они частенько мешают донести мысль.
magnolia1985
Nov. 11th, 2015 05:37 am (UTC)
Прочитала статью, спасибо за ссылку, я ее тоже раньше не видела. Ну да, там много нелогичностей и помимо аналогии с едой. Например, школа де убивает личность, но тем не менее троечники старшеклассники оказываются великолепными мыслителями. Или "ребенок сам знает что ему нужно", но зачем тогда нужна "педагогика как искусство", зачем вообще тогда учить взрослых каким-то методикам, "НО"?
И как всегда главный вопрос: в какой школе учился автор? :)
dobraya_feya
Nov. 11th, 2015 06:10 am (UTC)
В мире, где идеальные дети и идеальные учителя, а так же идеальные родители и государство, оценки, наверное, и не нужны.
У меня дочь в четвертом классе (и немного опыта работы учителем в самых обычных школах), поэтому все ваши посты про школу очень интересны.
mumimama_j
Nov. 11th, 2015 08:05 am (UTC)
к школе настолько противоречиво отношусь, что критиковать не берусь даже. так, точечно. Когда на тесты натаскивают и психологический ужас вокруг этого нагнетают вместо того, чтобы учить-вот это возмущает.

Буду ждать отзыв о вебинаре. Элиович в свое время сделал прекрасный вебинар о выгорании, в неполных два часа уложил абсолютно все, что нужно знать. С удовольствием бы послушала про школу, но за деньги сейчас не могу себе позволить.
asakura_sama
Nov. 11th, 2015 08:24 am (UTC)
Я его тоже читала)) и как раз в тему написания эссе " кто виноват и что делать" Кто больше отвечает за " здоровое питание"- школа или семья.
Тема чудовищная. А У Димы Зицера орять прием" копченая селедка"- когда уводят тему на что- то привлекательно и сильно пахнущее- вызывают рефлекторную погоню читателя за сильным " сигналом".
Еда и " нееда"- это сильный , вызывающий гарантированный эмоциональный ответ сигнал. И все повелись, закивали и связали оценки с застольным битвами.
Маленький нюанс. Это разные по физиологическому воздействию вещи.
Ответственное поведение не является природным свойством, оно воспитывается и выращивается.
А кушать надо с раннего возраста, пока нет никакой ответственности. Я со своей демократией доигралась до разрушения зубов у детки в шесть лет: как у инвалидов- ДЦП шек, которые трудно и очень мало едят. По ним есть исследовательские работы на пабмеде: дефицит по множеству витаминов и микроэлементов приводит к разрушению зубов. Капризные " неедяки" и любители монодиеты наряду с тяжелыми инвалидами теряют зубы.
Недавно вышла большая работа Джона Хетти " Visual learning" (John Hattie)
Там проведен метаанализ факторов, влияющих на успешные " показатели" обучения, и да, оценки, выраженные цифрой стоят не в первом десятке влиятельных факторов. Но параллели с питанием он не проводит)))
asakura_sama
Nov. 11th, 2015 08:32 am (UTC)
У меня есть предложение.
Я покупаю этот визибл лернинг " Visible learning" ( айпад отредактировалв верхнем посте, я не заметила и поправляю тут) и делаю обзор, с переводом.
А Вы рассказываете о семинарах.
Тема " прошколу" с двух сторон. Джон Хетти меньше критикует напрямую, больше анализирует что есть и что надо. Говорит скорее о факторах, сильнее или слабее влияющих на " показатели".фактически, на оценки.

Edited at 2015-11-11 08:35 am (UTC)
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 11th, 2015 02:52 pm (UTC) - Expand
ripe_berry
Nov. 11th, 2015 08:29 am (UTC)
Возможно, аналогия про суп и компот не совсем подходящая, но меня она как-то не зацепила. Тем более что в самом начале статьи автор постулирует некоторое свое убеждение, а именно "я просто действительно совсем-совсем не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным (педагогическим) инструментом". И получается, что дело не в том, что ребенок сам выбирает суп или компот, а в том, что если ребенок выбирает суп (потому что так нравится маме) - он молодец, а если компот - уже не молодец. Об этом статья. И я ее перепостила, да ))

Edited at 2015-11-11 08:33 am (UTC)
eugeniashaffert
Nov. 11th, 2015 02:57 pm (UTC)
А меня эта аналогия зацепила (меня любая цепляет), потому что это попытка манипулировать сознанием и восприятием читателя, а я не люблю, когда мною манипулируют, я люблю, когда со мной говорят, как со взрослым человеком.
На мой взгляд, оценка - это вовсе не мотивирующий инструмент, но она вполне может быть вариантом обратной связи между учеником и учителем, вопрос ведь в том, как воспринимать оценку. Естественно, это не единственно возможный и не самый информативный вариант этой самой связи, однако если за нерешенную самостоятельную работу по таблице умножения 2 - это же просто значит, что надо повторить таблицу умножения и чуть-чуть потренироваться, разве нет?
(Deleted comment)
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 13th, 2015 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ripe_berry - Nov. 13th, 2015 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 13th, 2015 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ripe_berry - Nov. 13th, 2015 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 13th, 2015 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ripe_berry - Nov. 13th, 2015 08:22 pm (UTC) - Expand
asakura_sama
Nov. 11th, 2015 09:05 am (UTC)
Про оценку.
"Students’ ‘self-report grades’ had the highest influence with an effect size of 1.44. This is typically formed from past experiences in learning and students have a reasonably accurate understanding of their levels of achievement and chances of success. On the other hand, found very little or non-substantial effects from gender, diet, and exercise"
J. Hattie.

Выведение показателей на основе самооценки оказывает наибольшее влияние на показатели обучения( оценки) с коэффициентом эффективности 1.44 . Обычно формируются они из прошлого опыта обучения, и ученики довольно точно определяют свой уровень достижений и шансы на успех. С другой стороны, очень мало влияют на показатели пол, питание и занятия спортом"
Насколько я понимаю, это "self- report grades" означает рефлексию и самооценку, собственные ожидания.
А Зицер говорит о внешней оценке- маркировании , что у Хетти- финальные оценки, результат обучения выраженный в баллах.
В какой - то момент в школе подменяется оценка как показатель степени усилий относительно ожиданий на оценку- мнение учителя.
Может, против этого выступления?
В гимнастике у детки очень видно за что снимаются баллы с максимальных оценок, и то, детка заявляет что " воры и судьи" самые плохие люди на свете)))
А в школе не видно структуру оценки, она как будто не дает точно определить критериев" за что" , не связана собственно с научением и превращается в выражение отношения. Оценку можно выпросить или повысить другими услугами. Пол помыть, например, в классе.
Но не везде же. Мне заочная наша школа очень забавна. Каждый раз после отправки заданий и получения оценки видно: тут они оценили не содеждание, а форму ответа( не было предлога, не зачли ответ по математике), тут отвечали сами себе ..
Но заочно видны все оценки, их можно оспорить.



sportloto
Nov. 11th, 2015 07:13 pm (UTC)
В нашей семье с цветной капустой почти то же самое.
Я тоже читала этот пост. И тоже застряла на супах и компоте.
В общем, Женя, ты не одинока.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 42 comments — Leave a comment )