?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю рассказывать о серии вебинаров, посвящённых школьникам и родителям, которые проводит школа "Большая медведица". Ведущие вебинара - Людмила Петрановская и Александр Элиович. Напомню, что это серия из шести вебинаров, сделанных на основе он-лайн тренинга "Школа: перезагрузка". Первые две встречи посвящены "перезагрузке" родителей, следующие - "перезагрузке" детей и последние - собственно школе.

Так получилось, что я почти полностью пропустила вторую встречу, вторую о родительском отношении к школе: перепутала время начала. И теперь никак не могу выкроить время, чтобы посмотреть присланную видеозапись. Застала только самый конец, где, видимо, после длинных обсуждений слушателей подвели к мысли о том, что образование - это услуга, которую нам оказывает государство, а мы - заказчики этой услуги, которые её финансируют своими налогами. Именно поэтому у нас есть право предъявлять претензии и контролировать качество.

Здесь я добавлю от себя, что мысль безусловно верная, если закрыть глаза на то, что нынче каждый полуобразованный родитель считает себя обязанным по любому поводу писать жалобы и звонить в районный отдел образования, даже не попытавшись инициировать общественное обсуждение волнующей проблемы, допустим, в коллективе родителей. К вопросу опять же общественного заказа на образовательные услуги очень красноречивой иллюстрацией может стать старая уже публикация Ирина Левонтиной в "Троицком варианте", посвящённая школьному лингвистическому конкурсу "Русский медвежонок": http://trv-science.ru/2010/12/07/detyam-do-shestnadcati/

Недавно прошла олимпиада по лингвистике для школьников — Конкурс-игра «Русский Медвежонок — языкознание для всех», и вскоре один из составителей задач пожаловался мне на вой, который родители школьников подняли в Интернете по поводу этих самых задач. Впечатление действительно удручающее. Самое грустное, что, не сумев решить задачу для второго класса, взрослые сразу называют ее дурацкой, пишут, что в ней ошибка, возмущаются авторами задач, рассуждают об уровне образования (не своего, а в России), о коррупции и пр. При этом в основном нецензурно. Вот едва ли не самые мягкие отзывы: вопросы судя по всему составляли полные дибилы (орфография и пунктуация источника) (http://wap.seclub.org/forum/index.php?tid=21805&s=1&sesid=139c9167721mt252j61 2815902t4k075); Авторы наркоманы что ли? (пунктуация источника) (www.yaplakal.com/forum3/st/0/topic294757.html?hl=&#entry6191418); И вообще мы думали — что курят те, кто это придумал??? — хороша травааааау ПАцанов) (http://elenajur.livejournal.com/20532.html). Страшное дело — такое непробиваемое сознание правоты. Вот еще: «Блин, кто сталкивался, меня поймет!!!! Вопрос один: «Какой идиот это придумал???»: Между какими двумя буквами в РУССКОМ АЛФАВИТЕ стоит еще одна буква: (а) между Б и В (б) между В и Г (в) между Г и Д (г) между Д и Е (д) между Е и Ж». «Ахтунг в том, что в первом трехбалльном вопросе реально же ошибка», — пишет участник обсуждения (www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=67&i=7242416&t=7242416).

Эти же родители - выступают от лица ребенка "заказчиками" общего среднего образования. Какие заказчики - такое и образование? Тут есть, что обсудить.

Но я-то планировала рассказать о третьем вебинаре, на котором говорили о самом может быть загадочном для родителей - о мотивации ребёнка к обучению. Где эту самую мотивацию взять, куда она испаряется, можно ли вернуть обратно? Думаю, даже не читая дальше, все понимают: нет ни волшебной палочки, ни волшебной методики, которая бы раз - и сделала из немотивированного ребенка мотивированного. А что, собственно говоря, есть?

Речь шла о знаниях и необходимых для их получения условиях. Авторы указывают, что есть три звена одной неразрывной цепи: 1 - знания, умения и навыки, понимание, 2 - успехи, мотивация, способности, 3 - свобода, поддержка, безопасность и привязанность. Если любое из этих звеньев как-то не так функционирует - у ребенка начинаются проблемы с обучением. Современная российская школа отвечает только за первое (верхнее) звено: знания и понимание (если повезло со школой конечно), ей нужны уже мотивированные дети, которые придут с желанием учиться. За нижнее, третье звено отвечают родители, обеспечивающие поддержку, безопасность, хорошие отношения.

А как же второе звено, то самое, где расположена мотивация? Это то звено, за которое школа не отвечает и это же та область, куда, по мнению ведущих, довольно опасно залезать родителям. Почему? Во-первых, есть опасность, пытаясь смотивировать ребенка на обучение в школе, стать неким союзником школы против ребенка, который заставляет его делать непонятные вещи и карает за невыполнение. Во-вторых, есть опасность променять роль родителя, который принимает и любит ребенка при любых условиях, на роль наставника, для которого ребенок - это проект ради какого-то дела, которое должно состояться и реализоваться, именно поэтому он заставляет ребенка постоянно быть лучше в этом деле (на эти грабли нередко наступают родители, дети которых учатся дома). В общем, родитель, заходя в "область мотивации и успехов" может легко выйти из родительской роли, что потенциально травматично для ребенка, которому необходимы безусловная любовь и столь же безусловное принятие. Единственное, пожалуй, исключение - это когда ребёнок копирует родителей, начинает увлекаться тем же, что и мама с папой, тем, от чего у родителей восторг.

Вообще на появление мотивации лучше всего работает такая фигура, как наставник - хороший тренер, хороший учитель, с которым у ребенка складываются особые близкие отношения, и ради них (а также ради дела, проводником к которому становится этот наставник) ребенок готов постоянно преодолевать себя, работать часами и хотеть сделать лучше. Это тот, с кем у вашего ребенка возникли отношения, от которого он готов принять критику, от кого он готов принять высокие требования и захотеть им соответствовать. Наставник должен обладать определенными качествами: он очень крутой в чем-то одном, как магистр Йода. То есть у него может быть куча странностей, он может быть не приспособлен к жизни, но в чем-то он круче всех, предан своему делу, великий мастер именно в нем. А еще он умеет строить отношения с детьми, никого не боится, умеет нарушать правила. Найти наставника внутри школы - редкая удача, поскольку прусская школьная система не очень-то способствует существованию таких людей внутри себя. Больше вероятность обнаружить такого человека вне школы - тренер, репетитор, ведущий кружка или секции. Даже если наставник не имеет отношения к важным школьным предметам, стоит беречь эти отношения, поскольку наставник будит интерес к жизни, а это влияет на все её стороны.

Дальше речь шла о плохом поведении как признаке плохого освоения социальных компетенций, о том, что такое поведение зачастую есть признак искажения отношений со значимыми взрослыми.

В качестве домашнего задания предложили составить карту индивидуальных способностей своего ребенка: подумать .в чем он особенно хорош, а что у него не слишком хорошо получается. Для этого предложили заполнить таблицу (признаться, не слишком для меня внятную), а потом посмотреть на неё и попробовать оценить ребенка не как успевающего/неуспевающего по каким-то школьным предметам, а как уникального человека со своими сильными и слабыми сторонами. Радует, что ведущие вебинара не стали скатываться в модное нынче русло "ох, да эти школьные предметы ничуть не нужны в дальнейшей жизни / ох, да эти школьные оценки вообще ни на что не влияют и ничего не значат", как это делают некоторые весьма популярные педагоги (вот недавний пример такого обсуждения). Авторы вебинара всё-таки более трезво смотрят на окружающую действительность, в рамках которой большинство троечников - это не талантливые олимпиадники, а несчастные дети, которым реально трудно учиться, а плохая оценка за экзамен - это не "подумаешь, никак не сказывается на реальной жизни", а минус процент к шансу получить хорошее высшее образование. И вот в этом трезвом взгляде важно понимать, что школьная оценка сегодня, к сожалению, имеет значение и влияние на судьбу человека, и именно поэтому её нужно учитывать, примерно как погоду. Плохая погода не значит, что ты плохой человек и лузер, она означает лишь то, что нужно правильно одеться и не забыть зонт. Не относиться как к фетишу и истине в последней инстанции, а как к правилам игры, в рамках которых мы сегодня существуем.

Сегодня будет четвёртый вебинар, на котором речь пойдет о самостоятельности и ответственности.

Posts from This Journal by “школа” Tag

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
masha_gritsenko
Nov. 17th, 2015 04:25 pm (UTC)

А ничего не говорили о том, что ребенка-школьника нужно приучать к ответственности типа 'раз сказали надо, значит надо'? Не очень сильная, конечно, мотивация, но мне в школьные годы помогало.

eugeniashaffert
Nov. 17th, 2015 06:39 pm (UTC)
А "раз сказали надо - значит надо", то это означает "приучать к ответственности"? Может это означает "приучать без выкаблучиваний исполнять требования"?
(no subject) - masha_gritsenko - Nov. 17th, 2015 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 17th, 2015 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - masha_gritsenko - Nov. 18th, 2015 11:22 am (UTC) - Expand
asakura_sama
Nov. 17th, 2015 05:10 pm (UTC)
Жалко " медвежонка", мне он понравился.
Школа модет очень сильно напакостить в жизни, мы со старшей уже это прошли, и это то чего родители не желают своим детям.
Этотдействительно как плохая погода.
И я каждый раз, читая такие рассуждерия о школе, думаю как много самим родителям надо думать не только о правах, но и своей ответственности. У фреда цитата: " Раньше школа учила, теперь проверяет как научили дома".
Очень полезно посидеть и разобраться в словах, которые несутся со всех сторон.
Про наставника очень верно!
Я все время в поиске наставника юльке, и в отчаянии что у нее не будет никогда тех людей, которые были у меня. Я не могу их ей заменить. В школе даже не прусской учитель- просто функция. Человек который один год дисциплинирует и чему- то учит. Ниразу не жизненный пример, не модель.
Тренер- пока не нашелся
Может, будет еще кто...
eugeniashaffert
Nov. 17th, 2015 06:51 pm (UTC)
Мне тоже кажется, что "Русский медвежонок" - самый интересный из этих всех конкурсов.
sportloto
Nov. 18th, 2015 07:56 am (UTC)
Медвежонок родился из Кенгуру, поэтому хвалить прежде всего нужно их.
В этом году Медвежонок был, конечно, зверский. Я собираюсь по его итогам в классе написать статью для родителей, но не уверена, что оно им надо. Просто конкурс оказался лакмусовой бумажкой - видно всё, как на ладони.
annarakhmanina
Nov. 17th, 2015 05:38 pm (UTC)
Про мотивацию меня в своё время поразил рассказ одной мамы, которая старшего сына забрала из школы классе в третьем, когда у него мотивация упала ниже плинтуса. Хотя в первом классе мотивация была огромная. И вот забрала она его семейное обучение. И он какое-то ОЧЕНЬ долгое время, чуть ли полгода-год ничего практически не делал. Этот процесс называется "расшколивание". А потом, отдохнув от школы, получив возможность самому решать, чем заниматься, он снова захотел учиться. И учился наскоками. Например, мог целую неделю посвятить учебнику математике+сайты с задачами и так далее. Ему самому было интересно. А на следующей неделе, например, занимался только Окружающим миром. И так далее.
Меня поразило, что школа "убивает" мотивацию даже у тех детей, у которых она была очень сильная.
И еще больше поразило то, что мотивацию можно вылечить!
Сейчас тот мальчик САМ закончил школу, САМ сдал все экзамены и поступил в ВУЗ на бюджет.

Edited at 2015-11-17 05:41 pm (UTC)
eugeniashaffert
Nov. 17th, 2015 06:50 pm (UTC)
Тут очень разные варианты бывают. О таких я слышала. А ещё знаю, когда "расшколивание" длится прямо-таки вечно, как начинает расшколиваться, так и не заканчивает. И вот ещё вариант: ребёнку с самого начала совершенно не интересно в школе, ему с самого начала ни капли не хочется читать стихотворения русских поэтов 19 века о природе и решать оторванные от жизни задачки по математике. Хоть расшколивайся, хоть зашколивайся, на фиг ему это не надо. Вот что в таких-то случаях делать?
asakura_sama
Nov. 17th, 2015 07:00 pm (UTC)
Биттнер предлагает наплевать. Примерно на треть вопросов аттестации, или на две трети.
Все выучить невозможно, выбор проще сделать сознательный в пользу того предмета, где игтерес есть. Не нравятся стихи- есть романы. Есть вариант просто историко- биографический. Слышал звон- получи три балла. Пройдено.
Мне нравится его подход с презентациями по " непрофильным" предметам. Раз- навык оформления и работы с информацией, два- какие- то факты , на которые можно опираться в дальнейшем, три- сданная аттестация и переход в следующий класс без истерик.
Я думаю, с 5 класса переведу детку к нему, там хоть подумать есть над чем, а школьная аттестация по 9 предметам по тридцать вопросов утомляет, хотя- тоже занятно!
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 17th, 2015 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asakura_sama - Nov. 17th, 2015 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sportloto - Nov. 18th, 2015 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - fistik2104 - Nov. 17th, 2015 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 17th, 2015 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fistik2104 - Nov. 17th, 2015 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 17th, 2015 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fistik2104 - Nov. 17th, 2015 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 17th, 2015 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lutikcvetochek - Nov. 17th, 2015 10:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kotik_vorkotik - Nov. 18th, 2015 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annarakhmanina - Nov. 22nd, 2015 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 22nd, 2015 02:45 pm (UTC) - Expand
boginya_sergey
Nov. 17th, 2015 06:35 pm (UTC)
Хватит врать!
Специально прошёл по одной из ссылок и проверил - эти комментарии к совершенно иным вопросам!
Вопросы в оригинале действительно вызывают сомнения в адекватности авторов - только этого вопроса про алфавит в обсуждении и близко нет!
А по сути - никакого значения оценки не имеют и никаких заметных преимуществ ни для дальнейшего образования не дают. У меня золотая медаль за одиннадцать лет отличной учёбы и красный диплом университета - могу подарить любому желающему!
А самое главное - смысл педагога именно в обеспечении мотивации. Школа перестала быть источником знаний уже давным-давно. В качестве иллюстрации буквально сегодня сын в третьем классе удивил учительницу сообщением о том, что с 2006 года Плутон больше не является планетой Солнечной системы.
А ведь в учебнике другое написано! А ей-то откуда всё это знать? И так по каждому предмету - методы и приёмы педагогической техники безнадёжно устарели, основным источником знаний стал Интернет. И относиться к этому факту можно как угодно, но самого факта это не изменит.
eugeniashaffert
Nov. 17th, 2015 06:47 pm (UTC)
Re: Хватит врать!
Уточните, о каком именно оригинале и каком именно обсуждении вы тут пишете?
Просто в заданиях конкурса 2010 г. действительно был этот вопрос, а на форуме E1 до сих пор висит это обсуждение. Теряюсь в догадках.
kotik_vorkotik
Nov. 18th, 2015 06:29 pm (UTC)
Re: Хватит врать!
вы путаете методы и приемы подачи информации с источниками информации. Учитель, интернет и учебник - это источники. У них у всех методы и приемы могут быть разными, и даже совсем не устаревшими.

Edited at 2015-11-18 06:29 pm (UTC)
asakura_sama
Nov. 17th, 2015 09:42 pm (UTC)
Я поняла, что я не знаю, какими должны быть " уровни развития". Какие знания и умения ценнее по сравнению с другими.
Кошмар какой- то... В каждой группе, в которой происходит общение, устанавливаются свои ценности, и например, в японской школе это " красивописание" и разучивание 2500 иероглифов. Это быстрый автоматический счет на минуты.
Это все, остальное не ценится. О, еще наизусть рассказать текст, не споткнувшись ниразу. Третью неделю детка не может ответить " про кота", потому что вместо " га" сказала " ни".
Надо еще за 2 месяца прочитать 47 " книг")))
В русской группе юлька плакала: она не получила приза за то, что были ошибки в тетради. В классной работе. Некрасиво написано. Или неаккуратно?
Для успешности надо высидеть красивое письмо без помарок и точное попадание карандашом в квадратик. Это все.

Неужели это все?!



rys6
Nov. 17th, 2015 10:35 pm (UTC)
Про наставника, наврно, так и есть. Никогда на эту тему не думала, но вот сейчас у моего сына есть такой наставник и это работает. На всех фронтах работает, а не только в области специализации наставника. Правда тот факт, что такой наставник образовался, мне кажется практически чудом, т.е. это нельзя как-то инициировать. Так что вряд ли зеведение наставника может быть рекомендацией для родителей, разве что, если он вдруг есть, ценить и не разрушать эти отношения.
sportloto
Nov. 18th, 2015 07:52 am (UTC)
Всё-таки, Женя, университетское образование и аспирантуру (две) никуда не денешь. У тебя блестящие навыки реферирования.
kotik_vorkotik
Nov. 18th, 2015 06:31 pm (UTC)
Появление чудесного наставника сродни чуду джинна из бутылки )) А про мотивацию - согласна. У нас пока одна мотивация - надо! кратковременные дистанции и награды.
( 31 comments — Leave a comment )