?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В день по книге - 5

Позвоните в тридесятое. - М.: Росмэн, 2015.

Слов нет, как сильно мне нравится конкурс "Новая детская книга" издательства "Росмэн"! Это целый локомотив, который тянет и тянет за собой новые открытия и литературный процесс в современном детлите. Ежегодно они находят и издают десятки новых российских авторов, появляются очень хорошие новые книги и целые серии, такие как "Настоящее время", например.

По итогам конкурса ежегодно издаётся сборник удачных, по мнению жюри и редакции издательства, произведений. "Позвоните в тридесятое" - сборник финалистов сезона 2014 г., который вышел соответственно в 2015 г. Все произведения, вошедшие в него, вполне читабельны, даже вполне неплохи. Хотя в общем и целом ни особенной новизны, тематической или стилистической, ничего такого, чем я бы восхищалась, я в книжке не нашла.

Открывает книжку сказка Г. Елизарова "Приключения Васи Птичкина в заколдованном доме, или Сто дверей и одна кошка" с подзаголовком "современная сказка". Не знаю уж, чего там особенно современного, поскольку по сути это выстроенная по схеме, знакомой нам по "Стране невыученных уроков" и десяткам подобных текстов, произведение. Второклассник Вася, очень невежливый и грубый, попадает в волшебный дом, где ходит от квартиры к квартире, попадает в разные ситуации, выйти невридимым из которых можно только с помощью вежливости. Понятно, что в самом конце из дома он выходит уже новым человеком.

Рассказ Ольги Фадеевой (мы ее знаем по книге "Котофеи" издательства "Речь" и продолжению) "Каравелла и я" не сказочный. Это рассказ, точнее маленькая повесть, с "вечнозелеными" декорациями типа "деревенское лето в гостях у бабушки". Сюжета как такового в истории нет, просто короткие эпизоды, в которых то обсуждают, как зовут коров у разных соседей, то складывают сено в стог, то гуляют по полю.

Следующего автора, Юлию Иванову, тоже нельзя назвать незнакомым: её сказки уже выходили в издательстве "Настя и Никита". Мама дает девочке Ане старый мобильный телефон, с помощью которого оказалось возможно позвонить к сказочное королевство. Для пущей развлекательности автор снабжает девочку зелёной собакой по имени Бутявка (всё-таки влияние Людмилы Петрушевской на детскую литературу и русскую культуру в целом пока ещё сильно недооценивают).

Следующая сказка тоже про ребёнка, в руки которого попал волшебный, сказочный артефакт: мальчик Макс нашёл сумку, в сумке - пачку волшебных билетиков, стоит только их надорвать - и начинаются всякие приключения, которые сильно напомнят вам, например, книги Энид Блайтон про волшебное кресло, если вы их читали конечно. Сказка "Щенок" того же автора поинтереснее: мальчик заметил, что щенок, изображенный на календаре, как будто взрослеет с каждым днем и вообще изменяется. Многие дети придумывают истории по сюжетам картинок, на которые смотрят день за днем, и автор хорошо, как мне кажется, обыгрывает эту типичную ситуацию.

"Синяя комета" Владимира Благова - это фантастическая сказка, в которой в одной куче очеловеченные животные, путешествия в космосе и некий вариант терраформинга, довольно правда бессмысленный. Зачем так уж понадобилось превращать обезьянку в разумное говорящее существо, делать её сыном врача, а потом их обоих отправлять в космос, где они застрянут на комете, - совершенно непонятно. Вместо человека-доктора там легко можно представить себе, допустим, инопланетянина шестирукого, вместо разумной обезьяны - рыбу с ногами и легкими, от этого сюжет ничего бы потерял и не приобрел (хотя, впрочем, терять там особенно нечего), а это что-нибудь да значит.

"Докторская колбаса" Милы Юриной - ещё одна типичная навязшая сказка о говорящей собаке "с грустными глазами", который был слишком вежливым и пошёл к доктору, чтобы стать более счастливым. Доктор лечил его сначала неправильно, потом правильно, и дело не обошлось без бабушки. Как мне кажется, такие истории отлично удаются Ксении Драгунской, удавались уже десятки раз, и вообще я всем советую хоть раз попробовать почитать Драгунскую. Вслед за историей о "нетипичной собаке" следует сказка о "нетипичном" коте - "Приключения Мурчика и Васи" Юлии Горошниковой, столь же предсказуемая и прямолинейная и ещё одна сказка - "Полёт на Луну" Юрия Рыльского - о том, как домащний кот с мальчиком слетал на Луну и встретился там с лунным котом. С тем же успехом это могла бы быть история про Австралию и встречу с кенгуру, как-то невыразительно выдуманы образы, как-то клишировано ведут себя персонажи. Продолжает эту кошачье-собачью часть цикл Ирины Наумовой "Сказки для чтения собакам на ночь", этакая литературная игра, в которой русские народные сказки пересказаны с перестановкой героев: вместо рукодельницы и ленивицы - две собачки, дворняжка и декоративная, примерно подобные метаморфозы произведены в других сказках, видимо, автору кажется, что с этим приемом они зазвучат по-другому, по-современному. Снова про кошек пишет Татьяна Шипошина - мы читаем "Летнюю историю о свободе, о девочке Маше и двух замечательных кошках". Девочка Маша может понимать кошачий язык и даже приручает соседскую кошку-сфинкса.

Некоторым облегчением после довольно невыразительного кошачье-собачьего цикла являются "Сказки не по правилам" Аи Эн, но они, во-первых, выходили уже отдельной книжкой", а, во-вторых, перед намин очередная игра с выворачиванием наизнанку классических сказочных сюжетов, первращение серьезного в смешное и наоборот, который, после стодвадцатого повторения надоедает, ведь какие-то такие "сказки наизнанку" как взялись писать несколько десятилетий подряд, вслед за Джанни Родари, так и продолжают. Сказки Аи правда отличает хороший юмор и зачастую довольно взрослый смысл, но не более того.
Чтение этих похожих историй, без выразительных описаний, неожиданных решений и с совершенно прозрачным смыслом (как в измельчавшем до состояния попсы "Маленьком принце"), зато с обилием говорящих псов и котов (заметьте, что большая часть произведений сборника кишит именно этими персонажами), свидетельствует не столько о том, что авторы не могут и не умеют (могут и умеют, пишут-то они вполне цельные тексты), сколько о кризисе жанра небольшой авторской сказки на данном этапе. Все последние годы перед нами одни повторения, зачастую милые, нередко с красивыми картинками, но, ей-богу, как будто совершенно ненужные, как клоны-потомки-клонов с ослабленной генетикой. Видимо, руководители конкурса сделали такой же вывод, не зря ведь в нынешнем сезоне наконец-то отменили эту сказочную номинацию, а вместо неё попытались сделать ставку на реалистичные истории - в очередном сезоне конкурса в номинации "Внеклассные истории" принимается только несказочная проза. На самом деле именно с такой прозой сейчас дела обстоят даже хуже, чем с авторской сказкой для младших школьников, авторы никак не могут отойти от перепевов Драгунского-Голявкина, но нередко именно конкурс становится катализатором, оживляющим жанр.

В заключение хочется добавить, что в пару к этому сборнику сказочной прозы вышел сборник поэтический - "Пегас в крапинку", который наоборот скаорее порадовал, чем огорчил: авторы пытаются вспомнить жанр длинной стихотворной сказки с сюжетом, и у некоторых даже получается!

"Позвоните в тридесятое" в магазине: http://read.ru/id/4415730/
"Пегас в крапинку" в магазине: http://read.ru/id/4420111/

Posts from This Journal by “детские книги” Tag