?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В день по книге

Эйдан Чамберс. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем. - М.: Самокат, 2015.

Книга одного из признанных мировых специалистов о психологии и практике детского чтения. Собственно, стоит зайти на какой-нибудь амазон и набрать там ключевые слова "детское чтение", как вывалятся десятки подобных пособий для самой разной аудитории. У нас же, вроде бы таких литературоцентричных и так сильно завязанных на чтение, богатых читательскими традициями и домашними библиотеками, именно такие книги появляются крайне редко.

Чамберс - учитель, библиотекарь, специалист по детскому чтению, а ещё детский писатель и издатель. Кстати, он очень хороший детский писатель, плохим ведь не дают золотую медаль Андерсена, а ему её дали в 2002 году. Вопросами детского чтения он занимается уже десятки лет, посудите сами: теоретические работы, собранные в этой книжке, впервые были изданы ещё в начале 90-х гг. прошлого века, и с тех пор десятки раз переиздавались (после некоторой редакции автора). Наконец-то они дошли и до нас, родители и специалисты по детскому чтению могут прочитать его книги "Пространство чтения" и "Расскажи".

Чамберс начинает с того, что он сам очень поздно научился читать, только в 9 лет. До этого он был единственным ребенком в класе, который читал с трудом. И лишь к 14 годам Чамберс увлекся чтением. Он очень убедительно отвечает на вопрос, зачем ему нужно чтение, что оно ему дало как личности? Ведь информацию и опыт можно почерпнуть не только в книгах, а где угодно, например, в путешествиях.

Именно чтение лучше любого другого занятия научило меня размышлять о себе, о людях и о бытии в целом. Оно научило менять свою жизнь и дало силу жить в соответствии с этим выбором. Чтение стало для меня важнейшим инструментом, который мне был необходим, чтобы добиваться того, чего я хотел.

Ещё один важный аспект чтения, по мнению Чамберса, в том, что оно выводит на разговор.
Вообще у человека, который читает с детьми, есть две главные задачи: 1) сделать чтение легким и приятным и 2) сделать книги интересным и желанным предметом разговора. В этом смысле он далек от Пеннака, который настаивает на праве молчать о прочитанном, он не дискутирует с ним напрямую, но такое впечатление, будто Чамберсу кажется, что молчит о прочитанном лишь тот, кто просто не умеет интересно поговорить по поводу книги или тот, кому не с кем об этом поговорить. Именно беседа провоцирует более глубокое понимание каждого текста, а ещё она позволяет узнавать о новых книгах и увлекаться чтением ещё больше и сильнее.

Как же люди становятся вдумчивыми читателями? Как люди превращаются из поверхностных потребителей чтива во внимательных читателей? По моему читательскому и учительскому опыту, один из ответов на этот вопрос — в том, как люди обсуждают прочитанное. Некоторые разговоры заставляют нас глубже задумываться о прочитанном и обращают
внимание на то, что происходит с нами во время чтения. Как следствие, мы становимся более разборчивыми
в дальнейшем выборе книг
.

Первая книга - "Пространство чтения" - посвящена описанию социального контекста чтения. Это и время, отведенное на свободное чтение по желанию, и подбор книжки, подходящей конкретному ребенку, и расстановка книг на стендах и полках, и создание удобного "уголка чтения", и наличие наставника, всегда готового предложить еще одну книжку и поговорить о прочитанном формально и неформально. Интересные правила формулирует Чамберс не для самого читателя, а для его старшего наставника, а ещё он дает толковые рекомендации по поводу ведения читательского дневника и конечно же подробно описывает, зачем читать вслух детям, какие именно задачи это помогает решать.

Лучший способ помочь начинающим читателям — хвалить за каждый шаг вперед. Подойти посмотреть на книжки — достижение. Взять томик с полки — достижение. Решить, стоит ли уделить ей внимание или переключиться на другую — достижение. Выбрать что‑то конкретное — опять достижение. И так далее.

В разделе "Чтение и мозг" Чамберс немного углубится в нейрофизиологию и процитирует специалистов, исследовавших влияние чтения на мозг, затем предлагает подробную инструкцию "как провести встречу с писателем", после объясняет, как сделать так, чтобы дети советовали друг другу книги и обсуждали прочитанное без участия учителя. Завершается первая часть рассмотрением книги как коммуникации и электронной книги, сделавшей любую книгу частью медиапространства.

Вторая книга - "Расскажи" - посвящена описанию методики обсуждения прочитанных книг с группой детей. Чамберс убежден, что дети могут глубоко и интересно рассуждать о книгах, им просто нужно показать, как это делается. Более того, он пытается убедить читателя в том, как это важно - не только прочитать и получить удовольствие, а уметь понять мотивацию героев, выделить хронотоп произведения, объяснить художественные приемы и так далее.

По своей сути «чтение» — это умение складывать условные значки-буквы в слова и предложения. Но чтение книги на этом не заканчивается. Необходимо также научиться распознавать повествовательную схематику сюжета, архитектонику текста и понимать, какой у этого текста смысловой рисунок.

Если кто-то думает, что все хитрости Чамберс уложил в несколько правил, следуя которым можно превратить ребенка во вдумчивого литературоведа, то зря - никакого лаконичного свода тезисов там нет. Зато есть масса примеров с уроков Чамберса и других учителей, диалогов с учениками, советов о том, какие вопросы можно задавать, а какие лучше не следует, как вести разговор с детьми разного возраста.

Умение хорошо говорить о книге ценно само по себе; к тому же это лучшая подготовка к разговорам на самые разные темы. Помогая детям рассуждать о книге, мы учим их рассуждать обо всем, что происходит в жизни.

Собственно главный вопрос родителей наверное будет звучать так: насколько эта книга практически применима? Вот нам дома, прямо сейчас, она нужна? Она нам чем-то поможет? Я думаю, что да. По крайней мере, её непременно стоит почитать тем родителям, которые сами не умеют разговаривать о прочитанных книгах. Оказывается, таких взрослых, которые не то что не хотят, а просто не умеют сформулировать свои мысли о прочитанном и самостоятельно охарактеризовать книгу, очень много. Я сейчас на одном форуме принимаю участие в книжной игре, предполагающей отзывы на книги, вот пара цитат взрослых участников:
"У меня тоже с написанием отзывов/рецензий проблемы, вроде и сказать есть что, а не получается! Одни "Ох", да "Ах!", реже "Фиии""
"Я и устно с трудом что-то могу выразить после прочитанного :-) .Хотя очень впечатлительна и обычно много эмоций и чувств возникает, а вот как только хочу поделиться,так как из под топора"
"Пока читаю думаю: надо про это написать, и про это, а как сяду писать - пустота"
.
Наверное, им мог бы как-то помочь Чамберс и его методика "Расскажи!"

Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/514936/

Posts from This Journal by “книги для меня” Tag

  • Июньское чтение

    Давно не рассказывала, что читала, так сказать, в свободное от работы время. Впрочем, то, что читала по работе, частично тоже тут будет. Нон-фикшн…

  • Библионочь - 2018

    А давайте как в старые добрые времена, расскажем, кто что собирается покупать в Библионочь? Если кто-то ничего не собирается, тоже рассказывайте,…

  • Нон-фикшн в марте

    В этом году у меня неожиданно получается читать совсем по-другому, да и вообще по-другому работать с информацией. Видимых изменений два: 1) Я стала…

Comments

eugeniashaffert
Feb. 1st, 2016 12:43 pm (UTC)
Об этом лучше писателей спрашивать. Насколько я знаю, бывает и так, и так. Но, на мой взгляд, лучше всего получается, когда писатель не пытается непременно угодить определенной аудитории, а в первую очередь пишет ту книжку, которая нравится ему самому. Что конечно же не означает того, что писатель может пренебрегать достоверностью, если он, например, пишет реалистичную повесть. А то бывает, что выпустит книжку, а та современные дети разговаривают на том языке, который был в ходу 30 лет назад, причем даже не у детей, а у книжных персонажей, выхолощенный такой, неживой язык. Это трудно, может поэтому все и пишут сейчас сказки, в каждой из которых непременно говорящий кот.
sl_serg
Feb. 2nd, 2016 05:55 am (UTC)
Благодарю, Вы ответили на мой вопрос. Живой язык - сложная тема и не каждому она дается.