?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сергей Иванов. Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя. - М.: Corpus, 2016.

Очень нетривиальный исторический путеводитель написанный с глубочайшим знанием предмета, но для широкого круга читателей, со всеми необходимыми атрибутами хорошего научного текста, но с юмором и задорно. Что собственно сделал Сергей Иванов? Он отыскал все (ну решительно все) остатки Константинополя, уцелевшие в нынешнем Стамбуле, исследовал их, подробнейшим образом описал, а потом рассказал всем читателям о каждой из этих развалин: откуда она, чем запомнилась, что говорят об этом исторические источники, в каком состоянии памятник сегодня и как туда дойти, если вы вдруг оказались в Стамбуле. Закономерно возникают два вопроса. Первый: действительно ли эту книгу (кирпич в 700 страниц) можно использовать в качестве путеводителя с её-то узкоспециальным подходом? Второй: интересно ли её читать, если вы ни в какой Стамбул не едете и вообще не собираетесь? Сразу отвечаю: да и да.

"Да" первое. Иванов последовательно и подробно описывает самые разные достопримечательности, как всем известные, вроде собора Святой Софии или Музея Карие, которым посвящено по отдельной главе, так и менее известные, такие, до которых туристы и вовсе не доезжают. Дотошности автора можно позавидовать: он отмечает каждую деталь, мелочь и букву. Даже те буквы, которые оставили скучающие средневековые русские путешественники во время службы в Софийском соборе, или те, что можно прочитать на мозаиках стен и потолка собора. Зная всю подноготную (почему пол двухцветный, почему колоны разнокалиберные, почему вон тот император держит в руках вот это, почему внутри колонны течёт вода и люди суют туда пальцы...), осматривать памятник в разы интереснее! Автор также дружески подсказывает, как добраться до памятников не очевидных: "К сожалению, кусок башни здесь самозахвачен местным жителем, посадившим здесь собаку на цепи, так что при поисках надписи стоит проявлять осторожность: во-первых, не подверните ногу, прыгая по грудам камней, во-вторых, старайтесь не повстречаться с самозахватчиком, а в-третьих, когда будете убегать от собаки, не топчите чужие огороды, под которые целиком, на пять километров в длину, распахана вся полоса между передовой и главной Феодосиевыми стенами" или подробно разъясняет, куда подевалась одна-единственная колонна, стоявшая на площади Филадельфион (в месте описания судьбы колонны смеялась в голос не только я, но и мой муж, который безропотно выслушивал самые интересные фрагменты книги в моей озвучке):

"На площади [Филадельфион] высилась 14-метровая порфировая колонна, поставленная здесь в 393 году императором Феодосием I, который сделал на ней латинскую надпись. Еще одна, греческая надпись появилась здесь уже в середине V века по распоряжению евнуха Муселия. Судьба колонны довольно забавна. Одна ее часть теперь стоит во дворе Святой Софии - на ней еле различимы остатки обеих надписей. Второй обломок этой же колонны, высотой 4 метра, возвышается во дворе Археологического музея, вершина же ее использована при постройке Revan Kosku, возведенного в 1636 году султаном Мурадом IV (это в Третьем дворе Топкапы-Сарая).
Но самая знаменитая часть колонны, которая и дала ей свое название - Филадельфион ("Братолюбие"), - находится сейчас далеко от Стамбула. Это вырезанные из порфира изображения сыновей Константина Великого (или каких-то других тетрархов - управителей четвертями Империи) [...] и по сей день красуются на фасаде собора Св. Марка, слева от входа в сокровищницу. Но и это еще не все. Поскольку венецианцы сбивали скульптуры в спешке, правая ступня одной из статуй, размером 30 на 10 см, отвалилась и была некоторое время назад обнаружена во время археологических раскопок неподалеку от того места, где стояла колонна. Теперь эта ступня хранится в Археологическом музее
".

Надо отметить, что моё издание книги 2013 г. в чём-то уже устарело (хотя, видимо, в нынешней книге 2016 г. всё это отредактировано). Например, когда автор писал книгу, то в собор святой Ирины ещё нельзя было зайти просто так, по билету, как в музей - он подробно рассказывает, как туда можно пробраться другими способами. В наше же время в эту церковь можно зайти просто по музейной карте, правда посетители будут слегка разочарованы: потолок затянут мелкоячеистой сеткой, то ли от птичьего помёта (голуби летают внутри что твои пчёлы в улье), то ли в качестве предосторожности, всё же купол очень даже ветхий. Зато это единственный православный храм, который никогда не был мечетью после падения Константинополя (впрочем, церковью он тоже не был, там был арсенал, а потом концертный зал). Вот она, красавица, стоит с 4 века нашей эры.



"Да" второе. Широкий круг читателей, как мне кажется, довольно мало знает о Византии, в лучшем случае мы что-то там слышали из "Повести временных лет" и толком не помним о том, где именно была изобретена книга-кодекс, на каком языке там говорили и писали, что за иконоборцы и откуда взялись "отцы церкви". Обо всём этом (и о многом другом) можно узнать из курса "Византия для начинающих" проекта "Арзамас", который читает известный византинист Сергей Иванов, а углубить свои знания о жизни Римской империи в средние века можно из этой книжки, написанной тем же самым Ивановым. Большим достоинством её можно считать занимательность, читать ни капли не скучно даже тому читателю, который не интересуется предметом. При этом автор чрезвычайно въедлив и точен: если источники не дают ответа на какой-то вопрос - он честно в этом признаётся ("Не удивительно, что уже с XIX века ученые пытаются как-то примирить десять наличествующих имен с восемью главными воротами..."), если мы не знаем, кто и почему оставил какую-то надпись - он не даёт волю фантазии, как бы того ни хотелось в первую очередь его читателям. Там, впрочем, и без фантазии полно неожиданных совпадений и красноречивых деталей из жизни прошлого. Вот, к примеру, в одном месте мы читаем:

"В 813 году по этому пляжу бродила одна безумная служанка, выкрикивавшая мрачные пророчества в адрес императора Михаила I. Обращаясь к высоким дворцовым постройкам, шедшим поверху стен, она кричала: "Слезай оттуда, Михаил, слезай и очисти чужое помещение!" Её беспрестанные вопли поселили беспокойство в душах придворных и, в конце концов, дошли до императора, который отправил к ней своего родственника Феодора Мелиссина, чтобы разузнать, кого же судьба прочит в цари, и загодя избавиться от него. Девушка в пророческом экстазе немедленно поведала Феодору, что будущий император сейчас проезжает по Акрополю на муле. Но царский посланец, не будь дурак, решил не спорить с судьбой, а, наоборот, использовать её: он заверил Михаила, что все вопли пророчицы - вздор, а сам тем временем поспешил разыскать человека на муле и втереться к нему в доверие. Вы не поверите! - по Акрополю на муле ехал будущий император Лев V".

или:

"Статуя была частью городского фольклора. В легенде о строительстве Св. Софии утверждается, что Юстиниан завидовал славе архитектора храма Игнатия, и решил избавиться от него весьма экзотическим способом: попросил за какой-то надобностью залезть на вершину колонны, а когда тот оказался на узенькой площадке под гигантским копытом бронзового коня, на огромной высоте, приказал убрать лестницу. Но Игнатий не растерялся: он разрезал ножом всю свою одежду и тюрбан (так!) на лоскуты, связал из них длинную веревку, один конец которой привязал к конскому копыту, и по ней спустился на землю, потом поджёг веревку, чтобы Юстиниан думал, будто он так и умер на вершине колонны, - а сам сбежал".

Так, задолго до какого-либо путешествия, мой арсенал занимательных баек обогатился десятками достоверных примеров из исторических источников, а понимание целого куска прошлого Восточной Римской империи стало вдруг глубоким и рельефным. Приключения колонн, головы Иоанна Крестителя, двери собора Святой Софии, обыкновенных чудес (к которым византийцы относились чрезвычайно прагматично) и многочисленных византийских императоров и императриц (один занятнее другого, столько выдумок и интриг, что сериал "Великолепный век" кажется пресным и однообразным) - это всё как одно приключение длиной в 700 примерно страниц!

Книга в магазине: http://www.labirint.ru/books/534505/
Электронная книга на литрес: http://www.litres.ru/s-a-ivanov/progulki-po-stambulu-v-poiskah-konstantinopolya-18796251/

Posts from This Journal by “книги для меня” Tag

  • Читала в сентябре

    Мой сентябрьский читательский дневник. Читала кое-как и урывками, потому что нужно было дочитывать рукописи "Книгуру", готовиться к…

  • Никакая она не "мама муми-троллей"!

    Не люблю, когда Туве Янссон называют "мамой муми-троллей", а тут даже в аннотации не смогли без этого обойтись. Интересно, что в аннотации…

  • Я её всё-таки прочитала!

    Даниэль Пейдж. Дороти должна умереть. - М.: Клевер-Медиа-Груп, 2017. Ретеллинги, рерайты и фанфики - штука спорая, точнее оспариваемая. Любители…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
bukvoedka
Jun. 27th, 2016 04:10 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно.
lisush
Jun. 27th, 2016 07:20 am (UTC)
Женя, спасибо! Как только ко мне вернется способность читать толстые книги - сразу же возьмусь (и даже купила уже).


Вот ведь - 3-4 книги одновременно меня не пугают, а на толстые смотрю со страхом. Видно, в процессе снятия фобии у мальчика забрала ее себе. :)
green_bear_den
Jun. 27th, 2016 10:54 am (UTC)
Уже захотелось прочитать:) Люблю Византию - а ее тут явно много.
sportloto
Jun. 27th, 2016 01:44 pm (UTC)
Я недавно поняла, какой подарок хорошо было бы получить. Билет в Стамбул, а к нему вот эту книгу. И дней пять-шесть там. И чтобы и правда посмотреть не только Карие, но и все вот эти запрятанные руины.
annaz_77
Jun. 27th, 2016 07:44 pm (UTC)
большое спасибо! и за напоминание про образовательный проект Арзамас тоже.
( 5 comments — Leave a comment )