?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наизусть или нет

В ленте фейсбука очередной ожесточённый спор образовательного характера: в миллионный раз пользователи дискутируют о том, надо или не надо учить наизусть "Бородино", и какой вообще смысл в том, чтобы учить что-нибудь наизусть, особенно сейчас, когда старое убеждение о том, будто бы это "тренирует память", не выдержало проверки временем. Предсказуемо одни говорят, мол, конечно, надо учить, это наша культура, а дети тупые, пусть учат, а другие говорят, мол, дети пусть сами разбираются... Не убедили пока ни те, ни другие :)

Не так давно по сети прошла волна перепостов письма Умберто Эко внуку, где он объяснял, зачем что-нибудь учить наизусть. Все это читали, но на всякий случай размещу здесь ссылку: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/pismo-umberto-eko-svoemu-vnuku-618105/ Самое главное, что у нас есть, - это память. Особенно память о прекрасном! Романы Эко отчасти именно об этом. И когда мы что-то запоминаем надолго, мы как будто более человечны. Мне эта мысль нравится, хотя по её поводу можно долго спорить, это же вообще очень европейский подход, когда всё хочется уподобить музею - разложить в правильном порядке, как следует систематизировать, сделать красиво, создать смысл внутри памятных знаков и жить в этом всём.

Я обычно не говорю: надо делать вот так! Не потому что у меня нет позиции, а просто я в самом деле считаю, что нет какой-то единственно верной для всех стратегии, и это касается вообще всего, хоть воспитания детей, хоть рецепта блинов. Одним одно хорошо, другим другое. Так что осмелюсь предположить, что и со стихами так: кому-то это на пользу и в удовольствие, а у других только отвращение и никакого толку. Я сама отношусь к первым: ужасно люблю учить что-то наизусть, а потом рассказывать про себя или вслух. И в школе с удовольствием учила. Например, в десятом классе нужно было учить прямо группами стихи. Десять стихов Пушкина сдал? Зачёт! И так сразу несколько поэтов. Мне это нравилось, и, что особенно прекрасно, я их до сих пор почти все помню, хоть Пушкина, хоть Блока. И потом, когда Кирилл был маленький, мне это очень пригодилось: он ложился спать, мы выключали свет, и я ему перед сном обязательно какое-нибудь стихотворение рассказывала, это такая вроде традиция была. Потом она куда-то ушла, даже не помню в какой момент.

Кириллу в школе никогда не задают ничего учить наизусть по литературе. Они изучали по литературному чтению "Песнь о вещем Олеге", кучу разных стихотворений - и ничего не заучивали. А я вот, помню, целиком учила "Песнь о вещем Олеге", и Лермонтова "Ночевала тучка золотая...", многое другое, это было обязательно и на оценку. Они просто выразительно читают вслух. Наверное, потому что некогда потом опрашивать весь класс и проверять, кто выучил, а кто нет? Или просто сейчас это не обязательно?

Мне всё время хотелось как-то побудить его учить наизусть понравившиеся строчки, но ведь не заставлять же? Он обычно не признаётся, что какие-то стихи ему понравились. То, что я ему предлагаю почитать, он принимает с благодарностью за проявленное внимание, но без восторга от собственно текста. Хотя мне кажется, что мои гены всё же проявят себя: недавно он вдруг прочитал вслух страницы три из "Руслана и Людмилы". Они не изучали этого в школе, просто оказалось, что он, блуждая по youtube, набрёл на запись поэмы, почему-то понравилось. Вот он слушал несколько раз какие-то фрагменты и многое запомнил. И мне это ужасно приятно, что ребёнок знает куски из одного из любимейших моих текстов, мы от этого как будто лучше понимаем друг друга. Да и слушать приятно, красиво же звучит и история захватывающая.

Posts from This Journal by “про жизнь” Tag

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
banga_73
Nov. 21st, 2016 06:53 pm (UTC)
Моих детей заставляют... Игу очень тяжело дается, зато он долго помнит. Недавно Лёнь учил "Один Коперник был, другой слыл Птолемей", Игорек учил четыре года назад (тоже в пятом классе), рассказал с небольшими погрешностями. На сегодня учил монолог Фамусова. Не знаю, насколько полезно для жизни, но для экзаменов (при его хорошей долговременной памяти) точно не вредно.
eugeniashaffert
Nov. 21st, 2016 07:12 pm (UTC)
Да, с прагматической точки зрения это вообще очень полезно. Мне и в школе, и в университете на вступительных экзаменах ужасно помогло, что я массу текстов наизусть знала. Писала в сочинении цитаты из Толстого и Гоголя по памяти.
(no subject) - rayskiy_sergei - Nov. 21st, 2016 08:12 pm (UTC) - Expand
utunuuu
Nov. 21st, 2016 07:05 pm (UTC)
наши часть учат, часть задают на выбор, учить или читать выразительно. Мой пока выбирает "учить", но для него что прочитать пару раз, что выучить - это одно и то же. Он вообще стихи учить любит ) ) да и прозу тоже..

Младший не то, чтобы любит учить. Но попутно запоминает за старшим. Как будет в школе - посмотрим) до нее еще два года целых) (и каюсь.. я старшему читала больше стихов.. )

eugeniashaffert
Nov. 21st, 2016 07:10 pm (UTC)
Мой тоже легко все запоминает, автоматическая память.
lisush
Nov. 21st, 2016 07:09 pm (UTC)
Так, как рыдает мальчик тогда, когда задают стихотворение наизусть выучить, надо видеть. Горше не бывает.

А слушать любит. И мы довольно много стихов с ним читаем. Руслана и Людмилу в том числе. :)
eugeniashaffert
Nov. 21st, 2016 07:11 pm (UTC)
Мы только прозу читаем, стихи никогда, он ещё в дошкольном возрасте наотрез отказался слушать поэтические тексты в моём исполнении.
wildest_honey
Nov. 21st, 2016 07:11 pm (UTC)
В Голландии вообще не учат наизусть. Я в детстве терпеть не могла читать с выражением перед классом, плюс так память не натренировала на стихи, ничего не помню:(

А дети наоборот с удовольствием, семилетка с удовольствием сама учит не детское, ей нравится
eugeniashaffert
Nov. 21st, 2016 07:13 pm (UTC)
Если верить рассказам знакомых, у некоторых при всем желании не получается "натренировать память на стихи". Не учатся и все, хоть в школе, хоть после. Действительно такие случаи бывают.
(no subject) - wildest_honey - Nov. 21st, 2016 07:21 pm (UTC) - Expand
ilamtel
Nov. 21st, 2016 07:33 pm (UTC)
меня очень доставали все окружающие до школы старшей дочери. что вот я не приучаю ее учить стихи, в школу пойдет, будет тяжело и т.п. В итоге дочь пошла в школу и стихи оказались самой беспроблемной частью программы, учит легко без меня с первого класса. Задают, да, и немало задают, большие куски.

Я не знаю, как бы я реагировала, если б ребенку это далось тяжело. А так есть и есть. Кстати, они и отрывки прозы наизусть учили.
eugeniashaffert
Nov. 22nd, 2016 05:43 am (UTC)
О, вот это вообще моя любимая тема про то, как надо к чему-то там приучать до школы, а то в школу пойдёт - и... Мой в детский сад не ходил, так что мне регулярно говорили, как надо приучать вставать в 7 утра (а то в школу пойдет и вставать не сможет), отдать в детский сад общаться с детьми (а то в школу пойдёт и общаться не сможет), и ещё делать много разных вещей, которые надо делать именно в 5-7 лет, иначе в школе он категорически не сможет. В итоге всё он в школе смог, несмотря на то, что "не приучали".

Да, это здорово, когда легко учить получается!
myworld
Nov. 21st, 2016 07:40 pm (UTC)
Надо же
Наши учат
Вот как раз на той неделе были и тучки небесные, и тучка золотая(она уже повторно, раньше было тоже)
И интересно, что я раз прочту-и вспоминается, хотя учила, о ужас, 40 лет назад ровно
eugeniashaffert
Nov. 22nd, 2016 05:44 am (UTC)
Наши тоже может быть в пятом классе будут, учителя ведь другие уже будут.
(no subject) - myworld - Nov. 22nd, 2016 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Nov. 22nd, 2016 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - myworld - Nov. 22nd, 2016 06:00 am (UTC) - Expand
rayskiy_sergei
Nov. 21st, 2016 08:13 pm (UTC)
Шесть лет назад у меня этот вопрос обсуждали. Если интересно, прошу.
kochka_katya
Nov. 21st, 2016 08:17 pm (UTC)
А я вот почти ничего не помню со школы, только отдельные отрывки, рифмы. Но не могу сказать, что мне не нравилось учить наизусть, хотя с некоторыми текстами приходилось бороться. А сейчас вот прямо учить нет времени, но рада, что некоторые строчки того, что читаю по работе детям, всякие Яснов, Махотин и проч. "застревают" - с ними жить веселее. Но взрослой классической поэзии совсем нет в голове, только если в виде песен. Я ее, поэзию взрослую, не очень-то понимаю.
Про детей - мне кажется, правда, что дети разные. Одни это поэтическое слово "ловят на лету" еще с детсада, запоминая Чуковского и проч. целыми книжками. Другие мучаются, ну так, наверное, и нечего их мучить?..
eugeniashaffert
Nov. 22nd, 2016 05:46 am (UTC)
Да, некоторых может быть и не нужно мучить, но программа, к сожалению, для всех одинаковая. Хотя вот удобно было бы аттестовать по системе кредитов, как в университете, тогда ученики сами могли бы выбирать задания, которые им интересны, и просто набирать нужное для аттестации по предмету количество баллов. Ну, помимо основных контрольных работ, например. Допустим, кто-то пять стихов наизусть учит, кто-то изложение пишет, а кто-то творческую работу про "любимые существительные Пушкина".
(no subject) - kochka_katya - Nov. 22nd, 2016 08:22 am (UTC) - Expand
slonulita
Nov. 22nd, 2016 04:39 am (UTC)
Я добросовестно учила, многое из школьной программы до сих пор помню. Но сам процесс учения был для меня адом адским. Бородино учила, но почти ничего не помню, память стёрла психотравму. По собственной воле для радости я мало учила, где-то уже в средней или даже старшей школе.
Я отношусь к тем, кто считает, что натренировать память стихи не помогают. Т.е. может быть помогают но очень косвенно - со временем человечек начнёт понимать, что строчки можно друг с другом связать логическим или ассоциативным путём, а потом начнёт переносить этот принцип на другие области жизни. Но на мой вкус, эффективнее научить ребёнка с плохой памятью этому и другим приёмам запоминания, чем мучить стихами.
Сыну в школе задают много учить. Нередко выучить назавтра. К счастью, у него с этим проблем нет. Он даже тексты для пересказа выучивает.
eugeniashaffert
Nov. 22nd, 2016 05:47 am (UTC)
Мне тоже не кажется, что стихами можно натренировать память. Сколько смотрю на разных людей, у одних само собой все запоминается, а другие только мучаются, и никакого там особенного прогресса.
laghetto
Nov. 22nd, 2016 05:18 am (UTC)
И я в детстве учила. А вот дочку не заставляю. Меня радует, когда она любимые стихи может прочитать наизусть, но она их просто запоминает, потому что нравятся и любит. В школе скорее всего придется учить, но отторжения у нее нет и память хорошая. Убивает выбор стихов в садиках для утренников(((
yuliaam
Nov. 22nd, 2016 07:16 am (UTC)
Вот это верно - садик здорово может подпортить. В школе обычно выбор качественный) Саше вот в школе Пушкина задают, Мориц, Хармса, Бальмонта и т.д.
Оф: Люба, мы по вам соскучились)

Edited at 2016-11-22 07:17 am (UTC)
eryzhenkova
Nov. 22nd, 2016 06:43 am (UTC)
Моя старшая дочка в 3 классе учит стихи легко и почти каждую неделю (иной раз по 2 стиха в неделю), учитель как то справляется, опрашивает сегодня одних, потом других. Я рада, т.к. считаю, что какие-то куски все равно в голове останутся, можно будет цитировать и тем делать свою речь выразительнее. Дети учат Крылова, Пушкина, Фета, Есенина. Младшей дочке почти 4 года и она пока не может понять смысл стихосложения: зачем нужна рифма, ритм. Она пересказывает стихи своими словами, даже самые набившие оскомину "Игрушки" Барто. Посмотрим, во что это в школе выльется...
yuliaam
Nov. 22nd, 2016 07:14 am (UTC)
Наша учительница каждую неделю задаёт учить стихи, Для Саши на до тоже не делает исключения. Он вообще учит с удовольствием, несмотря на ужасную память. Просто он потом быстро их забывает( Жалко мне - столько стихов учить и потом ничего не помнить буквально через месяц! Но вообще мне кажется, что это должно быть по желанию в школе. Один ребёнок учит, если хочет, а другой выразительно читает. Хотя наша учительница, конечно, привыкла уже, что положено учить, её не переубедить. Но зато она лояльно оценивает и если ребёнок стеснительный, то она вызывает его рассказывать стих в паре с кем-нибудь, кто не стесняется и оценку ставит обоим одинаковую.
shatalka
Nov. 22nd, 2016 07:44 am (UTC)
У нас в Германии тоже стихи не учат наизусть и вообще не особо литературу изучают. Я считаю, это не хорошо и не плохо. Пусть лучше стихи запоминаются сами, потому что красиво, трогает, в душе отзывается.. чем по принуждению и обязанности.
Любовь к поэзии может проявиться в любой момент, я считаю, когда совпадут какие-то определенное состояния души и стихи. Часто в подростковом возрасте, по-моему, появляется интерес. мне мама подарила сборник Цветаевой на 12 лет и всё, я пропала. Потому что попала в нужный момент )
iherb_promo
Nov. 22nd, 2016 07:59 am (UTC)
Старший в 7 классе, они учат стихи, сдают после уроков в отведённое время. Один стих в неделю получается. Оценку итоговую не ставят, пока стихи не все сданы. Сын сдаёт, вроде с выражением, дома, когда мне читает, вижу паузы правильные делает. Перед родственниками не может, стесняется, и достаточно быстро забывает.
А вот сочинения не пишут совсем, просто беда.
dancerontheice
Nov. 22nd, 2016 09:26 am (UTC)
Для меня стихи в школе были пыткой. Запоминала я не сразу, но достаточно быстро. Но во-первых, так же быстро и забывала (до утра продержаться бы!), во-вторых, это было смертельно скучно. Со школьной скамьи на данный момент не помню ничего из заученного наизусть. Совсем. Ну может по паре строчек из особо знакового. И это не потому, что у меня голова плохо соображает или какие-то катастрофические проблемы с памятью, просто конкретно у меня процессы запоминания работают несколько иначе, чем нужно для заучивания. Запоминание на длительный срок у меня работает только в рамках ассоциативной памяти и понимания, ну не могу я ничего не значащий для меня набор букв/слов/фраз перенести в долгосрочную память. Вот и не запоминаю. А вот бытовые фразы на языке страны, в которой не была 9 лет, помню.)

Так что при всем моем огромном уважении к Эко, все надо умножать на индивидуальные особенности.
Мой ребенок еще до школы не дошел. Пойдет и будет любить стихи - волшебно. Не будет получаться, не страшно, нельзя усваивать все одинаково хорошо. Пока на запоминании чего бы то ни было не настаиваю. Но любимые стихи, я думаю, запомнит и так.)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 36 comments — Leave a comment )