?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно поговорила о книгах для младших школьников, прочитанных в последнее время, а сегодня пришла очередь нескольких прочитанных недавно подростковых книжек.
Расскажу про них, и останется нам только подумать, что купить на нон-фикшн, съездить на нон-фикшн и Новый год встречать.


http://www.labirint.ru/books/492870/
Патрик Несс. Больше, чем это. - М.: Рипол, 2015. "Это очень сильная вещь", - сказала бы я в свои 14 лет. Ведь в этом возрасте я ещё не смотрела ни "Матрицу", ни, конечно же, "Ванильное небо". Тогда ещё Несс не написал других своих книг, значит их я тоже бы не читала, и не видела бы, что антиутопия там примерно та же, что в упомянутых уже книгах, а о любви и сопротивлении он пишет ровно так же, как и в трилогии "Поступь хаоса", там даже главный антагонист сильно напоминает по поведению того самого священника, который преследовал Тодда и Виолу в "Поступи...", уже сто раз должен был умереть, а все преследовал и преследовал...
Здесь всё, как я люблю - запретная любовь (подростки-геи), вина, которая тянется за героями годами и уничтожает их личность по капле, совершенно непонятная реальность, и герой внутри этой реальности. Ему нужно догадаться, что вообще происходит, а это непросто, ведь он вдруг оказался в каком-то другом мире. Или до этого был в другом мире? В общем, до самого конца мы будем вслед за героем пытаться понять, что происходит, где реальность, а где то, что кажется, вот только этот самый конец нас чуть разочарует, ведь мы уже смотрели "Ванильное небо"...
Для читателей старше 14 лет (думаю, что по ФЗ № 436 это несомненная маркировка 16 +, хотя никакой физиологии и неприличных подробностей там нет), оценка: 2 из 3 с пометкой "вторично".


http://www.labirint.ru/books/546720/
Кеннет Оппель. Локомотив Бесконечный. Последний костыль. - М.: АСТ, 2016. Приключенческая фантастика, довольно удачная, но ничуть не более того. Разовое увлекательное чтение.
Мир, в котором происходит история, довольно сильно похож на наш по географии и истории, ну разве что в этом живут йети, вендиго, то есть некоторое количество выдуманных существ, но в любом случае в главных ролях не они, а люди, точнее - подросток, который едет на поезде, спроектированном и построенным его отцом. Это мир огня и пара, в нашем мире это было бы Новое время, а там - некий стимпанковский вариант Нового времени. Уильям становится единственным свидетелем преступления и одновременно с этим - единственным хозяином ключа к несметным богатствам. Ему предстоит сбежать от целой преступной группировки, всех предупредить об опасности, и все это начнётся в самом конце огромного поезда, который несётся среди дикой природы. В деле замешан цирк!
Не могу сказать, что действие несёт много сюрпризов, но герои, хоть главные, хоть второстепенные, живые и колоритные, несмотря на некоторую стереотипность, действие нигде не провисает, концовка не самая предсказуемая, а интересных деталей вполне хватает. То есть в своём жанре книга вполне хороша, другое дело, что я не особенный любитель такого рода приключений.
Для читателей старше 11 лет, оценка: 2 из 3 с пометкой "для подростков - поклонников жанра - все 3 из 3".


http://www.labirint.ru/books/525602/
Рейнбоу Рауэлл. Фанатка. - М.: Иностранка, 2016. Главная героиня книги - автор фанфиков по выдуманной вселенной, чем-то похожей на вселенную Гарри Поттера, тоже якобы очень популярной. Собственно поэтому я взялась за книгу - давно хотела почитать что-то про героиню - видного деятеля окололитературного фандома, тем более что у многих моих друзей дети как раз пишут фанфики и проводят часы на сайтах , где всё это выкладывается и обсуждается. В общем, эта самая часть жизни, по поводу которой мне хотелось художественного осмысления. Да, а ещё подруга, которая работает в самой модной библиотеке Питера рассказала мне случайно, что именно эту книгу никак не может прочитать, потому что подростки сами её всё время читают, до библиотекаря она не доходит.
В литературе young adult fiction  царят формулы и стереотипы, и здесь тоже не без этого, в то же время книга увлекательная, и там действительно куча выдуманных отрывков из выдуманных фанфиков, вплетённых в повествование. Автор описывает очевидную в общем-то ситуацию, когда девушка боится жить реальной жизнью и всё глубже погружается в субкультуру, всё тщательнее прячется за фанфиками. Свою девушку автор вытаскивает, но весьма щадящим образом - она становится настоящим писателем и довольно умело, хотя и слишком прямолинейно, Рауэлл показывает, почему "фанфик" - это чаще всего не "литература". Да и задачи у него чаще всего никакие не литературные.
Для читателей, точнее читательниц, старше 14 лет, оценка: 2 из 3 с пометкой "простовато".


http://www.labirint.ru/books/553764/
Филип Осборн. Дневник нерда. - М.: Эксмо, 2016.
Сегодня умники в моде, всё чаще они становятся героями художественных произведений, в том числе для детей и подростков, но, к сожалению, авторам зачастую не хватает ума на то, чтобы изобразить сколько-нибудь достоверного умника (простите за тавтологию). Здесь автор идёт по стопам "Дневника слабака", книга похожа на него даже по оформлению, но сколько бы раз герой ни повторил фамилию "Хокинг" на страницах этого вымышленного дневника, ни разу не появляется впечатления, что он прочитал хотя бы одну книгу упомянутого физика. Текст очень примитивный синтаксически и очень однообразный. Как будто бы тот, кто пишет, знает мало слов и не так уж мастеровит в составлении из них предложений.
Всё в книжке недостоверно, происходит как будто бы самой собой: главный герой якобы очень умён и из-за этого его недолюбливают в школе. Чтобы понравиться девочке, он решает заняться фехтованием и в течение пары месяцев становится чемпионом города в этом виде спорта. Кто хоть раз занимался хоть каким-нибудь спортом, даже физкультурой в школе, отлично понимает, что так не бывает. Примерно так же персонаж выигрывает в городской физико-математической олимпиаде: пару часов с друзьями "готовился", а потом так: нам дали задачу про то, мы её быстро решили, потом про это - я умею такие задачи решать и быстро решил, потом... Ну вот само как-то всё. Кажется, автор книги в жизни не участвовал ни в одной подобной олимпиаде и не пробовал решить ни одной подобной задачи, так что никак не мог продемонстрировать, как умный ребенок решает олимпиадную задачу.
В интернет-магазинах выложены развороты, кто взглянет и пробежится глазами по паре страниц, сразу поймёт, что я имею в виду.
Для читателей старше 10 лет, оценка: 0 из 3.


www.ozon.ru/context/detail/id/138076127/
Варя Еналь. Напиши мне письмо. - М.: Росмэн, 2016.
Слова о простоте, языковой и смысловой, стереотипности и прочих типовых признаках подростковых романов для девочек, которые я писала по поводу переводной литературы, так же справедливы и для книжек отечественных авторов. С другой стороны, это, пожалуй, единственное, в чём можно упрекнуть автора - в том, что это книжка не для самых умных и глубоких девочек, для очень обычных. Но вот именно им она явно не повредит! Там есть социальная проблематика (мать-одиночка воспитывает двух детей, времени на них не хватает, всё хозяйство и младший брат - на главной героине, 15-летней девочке, брат слишком уж увлечён компьютерными играми и не может ни с кем подружиться...), очень прямая и однозначная "мораль" (надо быть честной, защищать слабых, не бояться свой мечты и прочее подобное), доброе отношение к самым разным людям, достоверный язык и узнаваемое поведение подростков, эволюция главной героини в лучшую сторону и хороший конец. В общем, в домашней библиотеке у нас этой книжки не будет, но вот в обычную районную детскую библиотеку, да и в школьные, я бы такие книжки ставила на полки.
В заключение, наверное, стоит сказать, что фантастика этого автора мне понравилась куда больше. А ещё, несмотря на то, что это ни разу не интеллектуальное чтиво, у автора есть узнаваемая интонация, свой голос, а это что-нибудь да значит.
Для читательниц старше 14 лет, оценка: 1 из 3.


http://www.labirint.ru/books/539269/
Лара Уильямсон. Мальчик по имени Хоуп. - М.: Рипол, 2016.
Дебютный роман британской писательницы - о мальчике, который страдает после развода родителей. Вроде бы миллион книжек на эту тему, так что многие даже говорят, мол, "сколько можно проблемных книг", но вот именно эту я бы выделила. Дело в том, что главный и второстепенные герои (в основном) очень живые, настоящие, им сопереживаешь, особенно старшей сестре Дэна, ниндзе-Грейс, которая тоже на самом деле ужасно скучает по папе, но не признаётся в этом, а ещё, в отличие от Дэна, не строит по поводу него иллюзий - она понимает, что он их бросил, что он не очень-то хороший человек - и всё тут.
К сожалению, без спойлеров трудно объяснить, почему книжка на тему развода кажется мне удачной на фоне других подобных книжек. Дело в том, что не будет никакой душеспасительной беседы, мальчик, у которого на самом деле всё хорошо, а будет ещё лучше, так и не встретится с папой, тот так и не попросит у него прощения (а мы, читатели, отлично поймём, что ни в чём он ни капли не раскаивается, этот папа), Дэниелу как-то самому придётся прожить свою боль и тоску, сначала простить, а потом попрощаться, чтобы жить и развиваться дальше. В этом смысле книга наверняка будет близка и понятна, например, приёмным детям, которые неизбежно думают о своих кровных родителях и о том, почему те их бросили, и почти никогда они не получают возможности лично спросить, как так получилось. Вообще нам всем часто мешают вещи из прошлого, которые мы не можем простить и отпустить, об этом и пишет Уильямсон.
Пока я читала эту книгу Уильямсон, вышла вторая её повесть, судя по аннотации, она примерно о том же самом - об умении простить и отпустить. Теперь тоже хочется прочитать.
Для читателей от 12 лет, оценка: 2 из 3.


http://www.labirint.ru/books/555592/
Гудрун Паузеванг. Облако. - М.: КомпасГид, 2016.
Книга, в которой проблемные темы прямо-таки соревнуются между собой за первенство: экология, ложь политиков и поведение обычных цивилизованных людей в экстремальной ситуации.
В тексте описана вымышленная ситуация: якобы, спустя 15 лет после Чернобыля, аналогичная катастрофа, только куда более сильная, происходит в ФРГ (книга была написана ещё в те времена, когда Германия была разделена на ФРГ и ГДР). Люди бегут из поражённых районов и из страны, лучевой болезнью страдают сотни тысяч детей и взрослых, Германия разом превращается из одной из самых богатых и благополучных стран мира в ещё одну "страну третьего мира", где, к тому же, ничего нельзя выращивать и пить воду (и всё сельское хозяйство разом разоряется). Вдруг оказывается, что люди в панике ведут себя как нелюди, а у правительства нет в запасе никаких особенных планов на случай подобных катастроф, есть только ложь. Да, автор нагнетает и пугает, и, да, сегодня книга уже далеко не так актуальна с экологической точки зрения, как тридцать лет назад, - с тех пор уже началась программа сворачивания атомной энергетики на территории страны, да и с безопасностью людей всё сильно лучше стало именно в том регионе. Зато все остальные темы по-прежнему звучат более чем злободневно: и про политику, и про то, что люди куда охотнее ведутся на популистские лозунги, чем думают головой и воспринимают правду, что чужое горе вызывает желание отвернуться и не смотреть или же откупиться и забыть, спрятаться в свой нормальный здоровый мирок.
Для читателей старше 14 лет, оценка: 3 из 3, с пометками "гражданское просвещение" и "очень впечатлительным читать с осторожностью".


http://www.labirint.ru/books/541381/
Алки Зеи. Леопард за стеклом. - М.: Самокат, 2016.
Повесть для подростков, которая вышла в серии "Лучшая новая книжка", хотя многие в общем-то помнят вот это издание 1965 г., ту же самую повесть только в другом переводе:

Это хорошая подростковая книга, в которой, как и в любой сложной хорошей книге несколько планов и контекстов, первый - это взаимоотношения детей и взрослых, второй - взросление и третий - история и политика.
Действие происходит в 1936 году в Греции, у главных героинь, 8-летней Мелиссы и её старшей сестры 10-летней Мирто, лучшие летние каникулы в жизни, а в стране устанавливается военная диктатура Иоанниса Метаксаса. Вся эта "политическая составляющая" подаётся в книге очень однозначно и просто, как по нотам, и это может быть даже хорошо, потому что можно вот буквально выписать признаки политического режима, от которого думающему и свободному человеку становится плохо и тревожно:
- дети должны доносить на своих близких в школе (это обязанность), доносы взрослых друг на друга, двойные стандарты становятся нормой, и очень важно не сказать на улице ничего лишнего!
- полиция массово арестовывает писателей, появляются политические ссыльные и политзаключенные
- на площади жгут "вредные" книги, в том числе книги древних авторов
- фамилия Гитлера звучит в положительном контексте, с одобрением...
Вообще многие мои знакомые зубоскалят по поводу того, что либеральный "Самокат" вдруг выпустил книгу про "хороших коммунистов" (там они и в самом деле хорошие, борцы за свободу и демократию), но вообще говоря, правильно они сделали с этой книжкой, важны ведь не лозунги и предубеждения (в данном конкретном случае, когда речь идёт скорее о схеме, а не об обилии неоднозначных исторических подробностей), а в целом - посыл к честности и социальной справедливости, а ещё, конечно же, то, что книга хорошо написана, что она про настоящих людей. Там такие интересные, колоритные "бедные дети", друзья Мелиссы и Мирто!
А ещё иллюстрации очень удачные тут.
Для читателей от 12 лет, оценка: 3 из 3, с пометкой "гражданское просвещение".

Posts from This Journal by “детские книги” Tag

  • Этот Эгмонт

    Интересно, остался ли сейчас в ЖЖ кто-то из тех, с кем вместе мы обсуждали серии издательства "Эгмонт", например, "Пёстрый…

  • Лучшие иллюстрированные книги сентября

    Как обычно, десять книжек прошлого месяца на "Картинках и разговорах" >>>

  • Читала в сентябре

    Мой сентябрьский читательский дневник. Читала кое-как и урывками, потому что нужно было дочитывать рукописи "Книгуру", готовиться к…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
v_lechenko
Nov. 26th, 2016 10:11 am (UTC)
Гудрун Паузеванг. Облако. - М.: КомпасГид, 2016.

Кажется по мотивам этой книги был снят фильм "Время волков".


- полиция массово арестовывает писателей, появляются политические ссыльные и политзаключенные
- на площади жгут "вредные" книги, в том числе книги древних авторов
- фамилия Гитлера звучит в положительном контексте, с одобрением...

Как ни странно но Метакосос при этом объявил войну Гитлеру и Муссолини
eugeniashaffert
Nov. 26th, 2016 02:53 pm (UTC)
Да, но книга не о самом диктаторе, а о людях, поддерживающих диктатуру, и о тех, кто выступает против. Хотя вообще мне это кажется некоторым минусом в "книге про хороших коммунистов" - вот эта однозначность, в рамках которой все диктаторы = фашисты, не в смысле даже моральной оценки диктатуры с позиции личности, а в смысле объективно-исторической оценки, они - очень разные, в книге этого не показано, конечно, тут скорее схема.
el_shrew
Nov. 26th, 2016 08:27 pm (UTC)
моя девятилетка сама выудила с полки леопарда за стеклом (у нее есть знакомая Мирто), прочла быстро и очень высоко оценила. насколько я поняла, оценила именно за схематичность и прямолинейность - видимо ей не хватает "пионерских" книг))
positive_lit
Nov. 27th, 2016 10:30 am (UTC)
Насчёт математических олимпиад - я не читала книгу и не знаю, как это описано там, но, в принципе, олимпиадные задачки часто типовые. Если тебе показали набор этих самых "нестандартных типов", то потом действительно быстро очень решаешь. Потому что там важно догадаться, "где подвох", а когда уже знаешь, решается быстро. Я не помню деталей школьных времён, математика эта выветрилась давно, но нас натаскивали именно на олимпиады, и потому наши везде лидировали на этих олимпиадах.
eugeniashaffert
Nov. 27th, 2016 10:32 am (UTC)
Ну, видимо, ключевое тут "не читала книгу и не знаю, как это описано там", иначе этого коммента тут бы не появилось. Поясняю очень понятно: ТАМ это не описано никак. Автор вообще не умеет что-либо как-либо описывать.
positive_lit
Nov. 27th, 2016 10:48 am (UTC)
Окей-окей, я не спорю :)
( 6 comments — Leave a comment )