?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начну рассказывать о Германо-Российском форуме в Берлине. Вряд ли это особенно интересно большинству читателей этого блога, которые если и заходят сюда, то чаще всего за информацией о книгах, но моя жизнь - она не только про литературную критику и читательский опыт, с недавнего времени я ещё и преподаватель кафедры массовых коммуникаций НГУ, именно в этом качестве я поехала в Берлин, чтобы принять участие в серии сессий форума, посвящённой обсуждению демократии и популизма в современной Европе, а также ряда связанных с этим вопросов.

Буду понемногу выкладывать конспекты важных для меня мыслей спикеров и моих собственных наблюдений, возникающих по ходу (их буду выделять жирным).

Второй день форума был посвящён разговору о ценностях. Мартин Хоффман, член правления Форума, задал очень интересную тему: каким образом ценности могут помочь выработке национальной идентичности? И насколько сильны (и существуют ли) универсальные ценности, которые помогут сконструировать не только национальную, а некую общечеловеческую идентичность?

В этот момент я немного отвлеклась от речи спикера, потому что мне очень интересно стало подумать на эту тему. Ценности ведь не существуют сами по себе, они организуют систему наших этических представлений, а те, в свою очередь, определяют важные качества и модели поведения людей в конкретном обществе. В этом смысле разная культурная идентичность предполагает не столько разные ценности, сколько разную их иерархию, в одних обществах прокламируются одни ценности, в других другие, отсюда и разная идентичность. В пример тут можно привести "Сибирский характер", в котором идеологически совершенно точно выделяются щедрость, физическое здоровье, доброжелательность, честность.

Пока я рассуждала, чем "Сибирский характер" отличается от "Английской чопорности" и других подобных конструктов, основанных в числе прочего на разных иерархиях ценностей, Хоффман раскрывал проблему в историческом ракурсе: рассуждал о торжестве национального государства в XIX-XX вв. и о пришедшем им на смену веке универсальных ценностей.

Вот только оказалось, что универсальные ценности не гарантируют мира и не могут создать собственный идентичности. Например, Евросоюз до сих пор не создал единого языка, культуры, наоборот, мы видим всплеск симпатий к национальным государствам и национально идентичности.

Каким может быть выход из создавшейся ситуации? Хоффман предлагает, с одной стороны, пропагандировать и проповедовать универсальные ценности, а с другой, делать акцент на малых группах, кооперации людей и создании эмоциональных связей. В связи с этим я вспомнила книгу А. Олейникова "Скажи мне Здравствуй!" и слова Петрановской о том, чтобы самим организовываться друг с другом и вместе делать что-то хорошее. В общем, говоря совсем по-простому, дружить и тем самым привыкать к мысли о разнообразии мира и снижать уровень агрессии.

Второй доклад этой сессии, посвящённой ценностям, национальным и универсальным, делал Максим Трудолюбов, редактор и обозреватель газеты "Ведомости" и много кто ещё, и это может быть было самое интересное за весь день (для меня лично) выступление.

По его мнению, человечество осознало себя как единую семью с общими задачами совсем недавно: после Второй Мировой войны возникла ситуация, когда сразу много людей взглянуло на случившуюся трагедию "сверху", ужаснуться и подумать, что надо сделать, чтобы не допустить повторения. Именно в конце 40-х гг. возникает масса проектов, направленных на формулирование и защиту универсальных ценностей и общих интересов, в том числе ООН.

Второе ключевое событие, запустившее массу движений, продвигающих идею всеобщности, - это освоение космоса. Человечество получило возможность увидеть землю из космоса, понять, что она - это маленький хрупкий шарик в пространстве Космоса, что её надо защищать. На этой волне развиваются экологические движения и прочие подобные.

В общем, в 40-60-е гг. было уникальное сочетание факторов, которое позволило осознать, что у человечества есть общие задачи. А вот сейчас, спустя примерно полвека, видение Земли как общего дома испарилось. Многие в мире вернулись к утверждению ценностей суверенных государств, защиты только своих ресурсов и собственных границ. Россия в этом смысле лидер, именно тут ярче всего прокламируются национальные, а не всеобщие интересы.

Мы сейчас находимся в процессе сдвига ценностей, от осознанных благодаря войне и улыбке Гагарина общечеловеческих, в сторону ценностей внутренних, национальных. Что вернуло бы нас обратно, к идее Земли как общего дома?

Максим завершил своё выступление вопросом, а у меня, в свою очередь, возникло множество вопросов к нему.

Как-то не было у меня возможности высказаться на семинаре, так что напишу тут. В пользу его теории относительно 60-х гг. как поворотной точки в складывании универсальных ценностей и формулирования соответствующих им задач, говорит многое. Мы помним, что Гагарин - самый популярный Русский прошлого века (по крайней мере, многие публицисты это утверждают, например, Соломон Волков), Римский клуб возник в 60-е гг. и Карибский кризис тоже... Но все же, мне кажется, что точка отсчета выхода за пределы национальных интересов и ценностей (и даже их отрицание) - это не конец 40-х гг., а конец XIX - начало ХХ вв., рабочее движение, марксизм и Интернационалы как раз провозгласили обьединение пролетариев всех стран, несмотря на границы и традиции. Да, в этом случае речь идёт о самосознании только одной социальной группы, а не всего человечества, но имеем ли мы право вообще когда-либо говорить о человечестве в целом? И если принять за точку отсчёта выбранную мной дату, то возникает ещё один интересный вопрос: а всегда ли общий, наднациональный разговор об универсальных ценностях и на языке универсальных ценностей - это разговор позитивный и продуктивный? Получается, что надо говорить очень осторожно, исторический опыт нам это демонстрирует. Впрочем, может докладчик оспорил бы эти мои тезисы, жаль, что не было возможности с ним это обсудить.

И ещё один момент, который видится важным в контексте сказанного Максимом. Получается, что каждый структурный сдвиг ценностей возникал в ответ на крупный технологический прорыв. Может как раз тут скрыт ответ на последний вопрос докладчика? Освоение Марса, успехи трансгуманистов в деле продления жизни или открытие массовых дешевых источников энергии повлечёт за собой очередной виток эволюции ценностей и вернёт людей к идее Земли - общего дома.

Posts from This Journal by “путешествия и приключения” Tag

  • 10 моментов Оксфорда

    Неделя января прошла на другом конце мира - ни разу я не уезжала так далеко от родной Сибири. Четыре часа до Москвы, ещё три с половиной до Лондона,…

  • "Мир, полный нерешённых проблем"

    Германо-российский форум, 5 декабря. Я не очень логично начала рассказ о темах, поднятых на Форуме, со второго дня, хотя в общем-то все базовые…

  • Несколько дней в Берлине

    Несмотря на довольно насыщенную программу форума в Берлине, мы успели послушать обзорную экскурсию по городу, сходить в три музея, погулять по…

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
yuliaam
Dec. 6th, 2016 08:44 pm (UTC)
Женя, мне очень интересно. Спасибо, что ты решила выкладывать эти конспекты!
eugeniashaffert
Dec. 7th, 2016 06:01 am (UTC)
ОК, хорошо :)
lerrik
Dec. 6th, 2016 08:47 pm (UTC)
Мне повезло так быть воспитанной педагогами дополнительного образования с самой начальной школы, что я ни на минуту с тех пор не забываю о том, что Земля - общий дом. Активно свою позицию пропагандирую. Поэтому для меня это не вопрос будущего, это актуальная реальность.
Большой пласт литературы и медиа-ресурсов для детей, как мне чудится-видится, направлен на продвижение именно этой идеи.
Почему-то у меня не возникало ощущения, что в этой области сейчас человечество и наша страна идет по противоположному пути.
Но я тот еще оптимист :)))
oli_zab
Dec. 6th, 2016 10:16 pm (UTC)
То есть Крымнаш это не выраженный национальный интерес и не угроза общечеловеческим ценностям....
(Deleted comment)
eugeniashaffert
Dec. 7th, 2016 06:05 am (UTC)
Боюсь, что измерить, оценить и провести сравнительный анализ объёма поступков, противоречащих гуманистическим ценностям, внутри России, Украины и любой другой страны - это дело мало доступное одному человеку и даже целой организации, так что предлагаю вести диалог не в ключе: "а вы!" - "а вот вы сами!", а как-то иначе.
eugeniashaffert
Dec. 7th, 2016 06:03 am (UTC)
На самом деле здорово, что у вас такое позитивное мировоззрение, но в последние годы сне все вообще попадаются материалы, в которых организации типа Гринписа выставляются в негативном свете, а экологи представлены этакими маньяками-безумцами, какой уж тут "общий дом"...
lerrik
Dec. 7th, 2016 10:08 am (UTC)
Да экологи сколько я себя помню выставляются маньяками-безумцами, и не только в нашей стране. Имхо, отчасти сами создали себе такую репутацию, тк изначально некоторые представители выбрали агрессивную политику борьбы. Сам термин "борьба" уже не слишком мирный и настраивающий окружающих на сочувствие.

Я, конечно, говорю о малом. О бытовом. Но можно прийти в лес, увидеть мусор, злиться, вешать таблички вроде "кто бросает мусор - тот свинья". А можно принять то, что на данный момент есть взрослые люди
(и их дети), которые не научены беречь природу и видеть дальше своего носа, прийти в лес с группой энтузиастов и прибраться, воспитать наших детей нормально, прийти к своим детям в класс и рассказать о том, что для нас важно. Занять личную активную, но не агрессивную позицию. Не разводить войну за чистоту со "свиньями", а остановиться на себе, своей семье, своем близком окружении.

Все, за что мы несем ответственность и на что мы реально можем повлиять - это только мы сами. Банально до скрипа в зубах, но достаточно глубокое понимание этой мысли помогает в подобных вопросах не распыляться на горькие размышления о судьбах мира, а просто делать свое дело так, чтоб это соответствовало твоим представлениям о хорошем будущем семьи, планеты...

В нашем небольшом городе нынче работает Эко-мобиль. Перерабатывающая компания и волонтеры придумали
(или повторили, тут уж не знаю) такую штуку - ездит пара-тройка грузовых газелей по адресам и принимает сортированный мусор. Второй год работают. Поначалу очень вяло дело шло, а потом они догадались связаться со школами. Школа устраивает у себя субботник с ребятами, сортирует собранный мусор и сдает в эко-мобиль. Сотрудники позитивно рассказывают о том, почему, как и где можно сдавать вторсырье в городе.
Это вот не борьба, а просто просветительская деятельность. Добрая, полезная, позитивная. Про эко-мобиль никто у нас не говорит, что это "психи какие-то".

oli_zab
Dec. 6th, 2016 10:19 pm (UTC)
Женя, спасибо. Такие лекции, вот даже в том виде, что ты нам доносишь, заставляют о многом задуматься. А ведь люди, ученые, размышляют об этом, так четко формулируют вопросы, мысли. Очень интересно.
eugeniashaffert
Dec. 7th, 2016 06:06 am (UTC)
Будут видеозаписи всех сессий форума, на YouTube, просто не сразу их выкладывают.
anna_egorova
Dec. 7th, 2016 04:11 am (UTC)
Мне такие лекции интереснее гораздо, чем про книги!
eugeniashaffert
Dec. 7th, 2016 06:07 am (UTC)
А мне вот не всегда просто переключиться :) с другой стороны, хотя помогают историческое образование и общая начитанность.
anna_egorova
Dec. 29th, 2016 05:57 am (UTC)
Я просто почти не читаю сейчас. Короткие вот такие конспекты и лекции - это быстро и интересно, а на то, чтобы книги целые читать - ни времени, ни сил не ъватает :( это при том, что телевизор я не смотрю вообщей
masha_gritsenko
Dec. 7th, 2016 06:47 am (UTC)

Интересно, что именно сейчас подняли вопрос о ценностях и именно в Европе. Или это периодические попытки? Или это просто слова?
Мне так видится, что исторически хорошо работала ценность, которая национальная идея, которая сплачивала именно народ внутри одного государства. Работала такая ценность не долго, но цель достигала. Плохо или хорошо это? На тот момент может и хорошо, и если смотреть нам сейчас может это были и не ценность или ложноценности. Это если смотреть в историю.


В отдельно взятой семье каждые пытаются установить какие-то ценности, сейчас чуть меньше, чем в недавнем прошлом. Это немного печалит, когда сталкиваешься с детьми. На них очень как-то это видно сразу.
Но этот диссонанс видимо от разных семейных установок (  что б это слово ценности опять не говорить ). Это если смотреть вокруг себя во дворе, школе, работе.


Вобшем тема очень актуальна и очень пересекается с книжной для меня, так как эти основы и опоры для детей можно передавать и через книги тоже, и я постоянно в поиске таких основополагающих книг.


Лично в моей семье ценности и ориентиры опираются на христианское мировоззрение и есть моменты, где надо четко сказать злу нет. А в гуманизме и демократии больше плывешь по течению, но куда оно вынесет?


Спасибо! Пост читала с удовольствием.

eugeniashaffert
Dec. 8th, 2016 05:44 am (UTC)
Оторопела на моменте противопоставления ваших высокоморальный семейных ценностей и гуманизма с демократией. Во-первых, не вижу противоречия между христианскими ценностями и гуманистическими, во-вторых, обоснуйте, пожалуйста, этот момент, про то, кто там куда плывет по течению, а то для меня это звучит совершенно неубедительно.
masha_gritsenko
Dec. 8th, 2016 02:34 pm (UTC)

Не ожидали даже, что пост на такие мысли навел :-) :-) :-)
Демократия - власть народа, большинства, можно много говорить, но как всем, большинству договориться? Очень сложно и получается иногда что направление движения может меняться от 'настроений' этого непонятного большинства - течение то еще, каждый тянет одеяло на себя.
Гуманизм - в центре человек и его эго, как следствие, а оно тоже весьма непостоянно, хотя нет, 'мне',  'мое' и 'побольше', ну в разные формы, конечно, облекается.
Христианство - имеет в центре Христа, с достатчно строгими правилами, чтобы соблюсти которые нужно где-то переступить через себя ( тут не до гуманизма, и с демократией можно связать только при общем согласии всех с этими правилами)
Как-то так
С такой стороны не традиционно смотреть на эти общеизвестные термины  :-)

masha_gritsenko
Dec. 8th, 2016 02:44 pm (UTC)

А про течение еще проще
С Европой прям нагляднее примера не найти
Демократия там, да? Лет 30 назад никто б про гей-парады и подумать не мог, а теперь это уже нормально. Ну как нормально, не удивляет так скажем. Такое вот течение...куда оно дальше несет?

zabodaj_bodajlo
Dec. 7th, 2016 08:12 pm (UTC)
На днях я тоже размышляла о нравственном росте, консьюмеризме, общении в стиле " ты мне - я тебе",

Знаомый звонит, "Хм, зачем я понадобился?" - первая мысль

и вспомнилось мне сравнение исследователями дневников, которые молодые девушки вели в начале веке и сейчас

Было: буду большо заботиться о других, стану добрее, вежливее и тп

Стало: займусь собой, пойду на фитнес и тд

Направленность стала иной
anna_egorova
Dec. 29th, 2016 06:08 am (UTC)
Кажется, я осталась в начале прошлого века :) Хотя никогда там не была
shurra
Dec. 8th, 2016 03:19 am (UTC)
Спасибо за этот пост. Мне тоже интересна эта тема.
( 19 comments — Leave a comment )