?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Германо-российский форум, 7 декабря

Третий день Форума обещал быть самым интересным, тем более что с самого утра мы увидели не месте спикеров Андрея Солдатова и Ирину Бороган (редакторов сайта agentura.ru). Но беседу на тему начали не они, а немецкий журналист Штефан Айзель, сотрудник Фонда и руководитель редакции блога https://kreuz-und-quer.de/

Айзель отметил, что Интернет – это всего лишь технология, и она не означает априори демократизм или антидемократизм. Это в первую очередь медиум (может быть самый мощный за весь период существования массовых коммуникаций), и одновременно вызов просвещению, потому что в век Интернета надо учить и учиться по-новому. Нельзя не отметить, что сеть открывает массу новых возможностей как для демократии, так и для различных злоупотреблений.

Говоря об Интернете, стоит учитывать, что общество чрезвычайно разнородно, в том числе и по отношению к Интернету. Айзель аргументировал этот тезис на примере Германии. Из всего населения страны у 11 миллионов граждан нет доступа к сети, а ещё 13 миллионов пользуются ею крайне редко, и эти люди с самого начала исключены из этой возможной сферы влияния. Две трети населения очень мало используют современные девайсы, а действительно активными пользователями является менее четверти граждан страны. Также спикер привёл данные, в соответствии с которыми половина пользователей сети просто читает новости и только 9 % активно участвует в политических дискуссиях он-лайн.

По мнению докладчика, в Интернете в целом должна существовать коллективная ответственность за контент, но по сути сеть не подчиняется государственному и общественному контролю, там хаотично распространяются слухи и непроверенная информация, которую многие пользователи воспринимают как достоверную. (В этот момент я, как и многие другие, вспомнила массу случаев, когда пользователи принимали фейки за действительность, и самый яркий из них – когда престарелая бабушка моих друзей схватившись за сердце, выбежала из-за компьютера и из комнаты со сдавленным стоном: «Пенсии в России отменяют!») Тут важно отметить, что пользователи сами способствуют появлению и распространению этих слухов, провоцируют манипуляцию своей жизнью. В любой социальной сети мы, руководствуясь тщеславием и другими чувствами, сообщаем о себе сильно больше, чем следовало бы.

Приговор Айзеля таков: без серьезной перестройки, обновлений, демократия не выстоит под напором спекулятивной неупорядоченной информации. Гражданам требуется инсталляция информационной грамотности и критического мышления, а то многие не видят даже недостатков Википедии, что уж говорить о других источниках!

По своей природе Интернет отчасти противоречит политическим демократическим механизмам. Он приближает людей к политике и политикам, но в сети акцент сделан на скорость и мгновенную реакцию, а нормальная рабочая демократия предполагает паузу, во время которой нужно как следует обсудить, подумать и потом уже принимать решения.

Вторая проблема в поле «Интернет и демократическая политическая система» состоит в том, что сеть очень атомизирует общество. Она не создает единого коммуникативного пространства, а способствует формированию множество разрозненных фрагментарных группировок, в которых собираются исключительно единомышленники. Подобные группировки неизбежно скатываются в радикализм и демонизируют окружающий мир (мы в России можем вспомнить разного рода сообщества «активистов»), а раз они не способны к объективной оценке, то ими легко манипулировать и использовать в политической борьбе. В подобных сообществах общение вырождается в пропаганду, а информационные процессы становятся постоянным объектом манипуляции. По этой теме есть есть интересное важное исследование: https://theconversation.com/misinformation-on-social-media-can-technology-save-us-69264

Продолжая мысль спикера, приведу пример подобных информационных манипуляций со своей колокольни. Есть такой сайт – «Научи хорошему», где умудрились увидеть вред даже в обычном учебнике по Декларации прав человека ООН, изданном КомпасГидом. Насладитесь риторикой постфактической эпохи: http://whatisgood.ru/press/books/kompasgid-razvrashhenie-detej-pod-predlogom-umnoj-literatury/

Tags: